Формы и системы оплаты труда. Регулирование оплаты труда в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и системы оплаты труда. Регулирование оплаты труда в Республике Беларусь



Одной из важных задач организации оплаты труда является правильный выбор форм и систем оплаты труда, с помощью которых производится начисление каждому работнику установленной тарифной системой заработной платы.

На предприятиях применяются следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и контрактная. Каждая из этих форм подразделяется на несколько систем, позволяющих учесть особенности организации и условия труда на конкретных участках работы.

Сдельная форма оплаты труда, как правило, применяется на участках и видах работ, где можно обеспечить учет количественных показателей выработки продукции или работ, правильно отражающих затраты труда работника. В Кодексе Законов о Труде предусматриваются следующие системы сдельной формы оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная (рис.1.2.1).

 

Рис. 1.2.1. Системы сдельной формы оплаты труда.

Примечание. Источник: собственная разработка

При прямой сдельной системе заработок работнику начисляется по установленным расценкам за каждую единицу качественно произведенной продукции (выполненной работы).

Фактический сдельный заработок рабочего по прямой сдельной оплате труда исчисляется путем суммирования произведений соответствующих сдельных расценок на фактическую выработку рабочего по каждому виду выполненных работ за расчетный период.

При сдельно-премиальной системе рабочему-сдельщику сверх заработка по прямым сдельным расценкам начисляется и выплачивается премия за выполнение и перевыполнение конкретных показателей работы.

При аккордной системе размер оплаты устанавливается не за каждую произведенную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ взятых в целом. Он определяется на основе действующих норм времени (выработки) и расценок, а при их отсутствии – исходя из норм и расценок за аналогичные работы. При этом возможно премирование за сокращение сроков выполнения аккордного задания при качественном выполнении работ. Если время выполнения работ превышает платежный период, то окончательный расчет осуществляется после окончания и приемки всех работ по наряду. Промежуточные выплаты производятся за фактически выполненные в данном расчетном периоде работы без начисления премии.

При косвенной сдельной системе размер заработной платы вспомогательных рабочих ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых ими основных рабочих. Наибольший эффект она дает в случае, когда заработок рабочего зависит непосредственно от выполнения основными рабочими производственных заданий, а не норм выработки, которые нередко значительно перевыполняются без особых усилий со стороны рабочих из-за низкого качества норм, порождая необоснованное повышение заработной платы.

При сдельно-прогрессивной системе в пределах установленной исходной нормы (базы) труд оплачивается по основным одинарным расценкам, а сверх базы – по повышенным сдельным расценкам. Степень увеличения сдельных расценок в зависимости от уровня перевыполнения установленной исходной нормы определяется специальной шкалой, основными показателями которой являются число ступеней изменения сдельных расценок и степень их возрастания.

Повременная форма заработной платы предусматривает оплату труда исходя из установленных должностных окладов или тарифных ставок с учетом фактически отработанного времени. При этой форме заработной платы затраты рабочего времени выступают как затраты труда.

Она применяется для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих, а также рабочих в отраслях промышленности на тех производственных участках, где индивидуальная выработка не зависит от исполнителя, а определяется самим технологическим процессом; невозможно или экономически нецелесообразно устанавливать конкретные нормы выработки; важнее стимулировать высокое качество выпускаемой продукции, а не рост выработки. Эффективность ее применения должна обуславливаться наиболее правильным использованием норм обслуживания и нормативов численности, а также рабочих в соответствии с их квалификацией и учетом отработанного времени.

Повременная форма оплаты труда в соответствии с КЗОТом подразделяется на системы: простую и повременно-премиальную (рис.1.2.2).

 

Рис.1.2.2. Системы повременной формы оплаты труда

Примечание. Источник: собственная разработка

При первой заработок начисляется по присвоенной ему тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время, а при второй – дополнительно выплачивается премия.

Однако кроме данных систем существуют следующие повременные системы оплаты труда:

Ø система контролируемой выработки;

Ø система нарастающих поощрительных доплат;

Ø система стимулирования выполнения нормативных показателей;

Ø система оплаты труда на базе Единой тарифной сетки (ЕТС).

При применении системы контролируемой выработки заработная плата ставится в зависимость не только от проработанного времени, но и от уровня выполнения норм. Это достигается путем периодического (один раз в квартал) понижения или повышения квалификационной ставки в зависимости от среднего уровня выполнения норм за предыдущий учетный период. При данной системе устанавливается нормативный уровень выполнения норм и ведется контроль за его выполнением. Работник знает, что систематическое невыполнение ведет к снижению заработной платы, а перевыполнение к ее повышению. Эта система применима только на тех работах, где можно определить уровень выполнения норм и работник может влиять на уровень выработки.

Система нарастающих поощрительных доплат рекомендуется для применения на работах, где требуется обеспечить перевыполнение нормированного задания. По данной системе работник за проработанное время получает заработную плату по тарифной ставке, а за перевыполнение нормированного задания получает поощрительную доплату, величина которой прямо пропорциональна количеству продукции, изготовляемой им сверх нормы, или сэкономленному времени, предусмотренному нормированным заданием.

Система стимулирования выполнения нормативных показателей предусматривает применение стимулирующего воздействия для выполнения установленного норматива (нормированного задания, степень выполнения технологических параметров и режимов и т.п.). Но поощрение работника к его выполнению начинается с определенных условий. Работнику, выполнившему установленный норматив на 80%, заработная плата начисляется по квалификационной ставке пропорционально фактически отработанному времени. За каждый процент перевыполнения норматива производится доплата (премия) в процентах к повременной части заработной платы дифференцированно от уровня выполнения установленного норматива. При выполнении установленного норматива работник получает максимальный процент доплат к заработной плате, начисленной за фактически отработанное время.

Система оплаты труда на базе ЕТС базируется на единых принципах оплаты по его количеству и качеству для всех категорий работников, что усиливает справедливость оплаты труда.

Практическим измерителем количества затрачиваемого труда является продолжительность рабочего времени, а тарифная ставка является основным средством учета качества труда.

В ЕТС работников РБ дифференциация тарифных ставок по разрядам работ производится по сложности работ и предполагает осуществить принцип равного заработка за равносложный труд средней интенсивности (напряженности), независимо от сферы приложения. Однако ЕТС не учитывает индивидуальной величины интенсивности (напряженности) труда и невосприимчива к фактическим результатам труда.

Основными элементами предлагаемой системы оплаты являются:

- тарифная ставка 1-го разряда;

- система подвижных тарифных коэффициентов;

- тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

- квалификационный справочник должностей служащих.

Развитие коллективных форм оплаты труда, обусловленное комплексной механизацией и автоматизацией производства, привело к тому, что во многих случаях стало трудно, а иногда и невозможно выделить вклад отдельного работника в результат производственно-трудового процесса.

В то же время появилась необходимость усиления коллективной материальной заинтересованности работников и предприятия в целом в результатах производственной деятельности. Это привело к применению коллективных систем заработной платы. Применение коллективной оплаты труда целесообразно там, где объединение работников в коллектив обусловлено технологически, т.е. для выполнения одного технологического комплекса нужны совместные усилия работников, а конечный результат производства является непосредственным результатом труда всех работников.

Вопрос о выборе той или иной системы оплаты труда должен решаться на предприятии в зависимости от организационно-технических условий производства и задач, стоящих перед коллективом, переводимом на коллективную оплату труда. При коллективной оплате труда предприятия могут использовать системы оплаты, базирующиеся на тарифной системе либо применять бестарифные системы оплаты.

Бестарифные системы оплаты основаны на долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в зависимости от различных критериев. Бестарифные системы оплаты труда, по сути, не являются бестарифными, т.к. в основе их, прямо или косвенно, лежат либо сдельные расценки (а, следовательно – тарифные ставки), либо непосредственно ставки и оклады.

Наиболее распространены следующие системы бестарифной оплаты труда:

- в основу данной модели организации заработной платы положены соотношения в оплате труда разного качества (в зависимости от квалификационных групп работников, разрядов рабочих, профессий и т.п.). С учетом данных соотношений и распределяются средства, предназначенные на оплату труда между работниками.

- распределение коллективного заработка (дохода) по «паям» (либо по долям). Суть ее состоит в том, что общий заработок распределяется между членами коллектива по заранее установленным коэффициентам – «паям» (долям). «Пай» определяют отношением среднемесячных заработков соответствующих категорий работников, сложившихся за определенный период, к минимальному уровню оплаты труда в коллективе. В ряде случаев предусматривают колебания установленного коэффициента в зависимости от определенных факторов;

- распределение заработной платы по «лидеру». При этом заранее определяется размер оплаты «лидера» - руководителя, а оплата труда остальных работников строится по иерархической лестнице – от руководителя до работника низшей квалификации в процентах от размера оплаты труда руководителя;

- оплата труда по системе «плавающих окладов». Принцип «плавающих» окладов заключается в том, что фиксированной является минимальная (исходная) величина оклада, а остальная часть заработка становится переменной – «плавающей» в зависимости от результатов деятельности. Таким образом, ежемесячно образуется новый оклад по результатам деятельности предыдущего месяца;

- оплата труда, ориентирующая коллектив на выполнение единого сквозного показателя – «план». Это конечный результат работы. Оплачивается только доброкачественная продукция, принятая и сданная на склад. Никакие промежуточные результаты производства в расчет не берутся. При получении рекламации от смежников объем забракованной продукции исключается из выработки виновного коллектива и на эту сумму ему снижается заработная плата. Оплата труда производится по нормативам (расценкам) за единицу продукции.

Традиционно сложившееся у нас строгое разграничение форм заработной платы на повременную и сдельную не в полной мере соответствует современным условиям и требует пересмотра. Каждая из этих форм включает элементы другой, и потому нельзя их противопоставлять друг другу.

Контрактная форма, как разновидность повременной формы оплаты труда, применяется, в основном, для специалистов либо управленческого персонала.

Цель перехода на контрактную форму оплаты труда состоит в том, чтобы повысить ответственность руководителя за результаты деятельности предприятия, создать условия для реализации творческой инициативы руководителя в решении производственных задач с учетом его индивидуальных способностей и профессиональных знаний.

При заключении контрактов с руководителями государственных предприятий необходимо руководствоваться положением «О порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных предприятий, организаций и учреждений», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 1994 г. № 76.

Контракт по найму руководителя государственного предприятия, основанного на республиканской собственности, заключается между руководителем и соответствующим министерством, ведомством, а предприятия коммунальной собственности — между местным Советом депутатов и руководителем.

Контракт должен заключаться на срок не менее двух лет и, как правило, на конкурсной основе.

В контракте предусматриваются:

▪ обязанности и права руководителя в сфере управления и трудовых отношений с конкретизацией функций и показателей работы госпредприятия (рост объема производства, товарооборота, прибыли и др.);

▪ условия материального обеспечения — оплата труда в зависимости от объема и эффективности хозяйственной деятельности, уровня заработной платы работников;

▪ ответственность руководителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, за результаты деятельности предприятия, сохранность и целевое использование имущества;

▪ обязанности, права и ответственность органа, заключающего контракт с руководителем предприятия;

▪ срок действия контракта;

▪ порядок изменения, прекращения, продления и перезаключения контракта.

В контракте в числе обязательных условий могут быть предусмотрены обеспечение роста прибыли, повышение уровня рентабельности, внедрение прогрессивных технологий и др.

В совместных и других негосударственных предприятиях на контрактной форме оплаты труда находятся обычно все работники.

Выбор той или другой формы оплаты труда обычно обусловливается особенностями технологии и организации производства, обеспечения качества продукции, форм организации труда и обеспечения рабочей силой. Но все эти факторы характеризуют формы оплаты труда в основном лишь с точки зрения технических условий и возможностей разграничения сферы их применения: повременная оплата вводится там, где невозможно использовать сдельную. Действительно, главным признаком размежевания двух форм оплаты труда является возможность количественного измерения производительности труда.

За годы реформирования экономики в Республике Беларусь сложился определенный механизм организации и регулирования заработной платы, основанный на сочетании функций государственного и коллективно- договорного регулирования, и направленный на обеспечение необходимых условий для стабилизации жизненного уровня населения. Тем не менее, на пути дальнейшего реформирования заработной платы существенным препятствием является общее состояние экономики, требующее внесение необходимых корректировок в механизм организации заработной платы. Возникшие за первые годы реформирования экономики негативные тенденции в оплате труда и трудовых отношениях не устранены и в настоящее время.

Во-первых, это фактически состоявшееся обесценение рабочей силы и падение уровня жизни населения.

Во-вторых, в отдельных отраслях экономики и на многих предприятиях хозрасчетной сферы сохраняется необоснованная дифференциация размеров оплаты труда по профессионально-квалификационным группам и категориям работников.

В-третьих, на многих предприятиях и организациях всех отраслей, зачастую, производятся значительные выплаты, не связанные с результатами труда.

Как показывают расчеты, доля заработной платы в национальном доходе Республики Беларусь не превышает 34%, в то время как в развитых странах она составляет более половины его, например, в США – более 60%. Это деформирует спрос и предложение рабочей силы, негативно воздействует на рост и предложение рынка труда. Однако, согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2005 г. предполагается рост доли заработной платы в ВВП страны до 45%, а среднемесячной зарплаты работников народного хозяйства – до 250 дол.[13, с. 18-20]

Стабилизационные процессы в экономике Республики Беларусь позволили обеспечить рост реальной заработной платы во всех отраслях экономики. Ежегодно повышаются минимальная заработная плата и тарифная сетка работников. Однако, к сожалению, зарплата не отражает полной стоимости рабочей силы. Поэтому, целью дальнейшего совершенствования оплаты труда является кардинальное повышение ее размера.

Фактически в бывшем СССР и в Республике Беларусь проводилась и проводится политика сдерживания роста заработной платы, что крайне негативно влияет на показатели эффективности и качества труда. Расхожее мнение о высоком качестве трудовых ресурсов в нашей стране, скорее всего, является утверждением желаемого, а не отражением действительности. Ведь, высокое качество труда должно характеризоваться высоким уровнем конкурентоспособности производимой продукции, а этого не было ранее и везде не наблюдается сегодня. Для того чтобы обеспечить более сносное свое существование, как в производственной, так и в непроизводственной сферах массовое распространение среди работников получило совместительство, совмещение профессий и должностей. В таких условиях высокая интенсивность труда и занятость работников не позволяют обеспечивать полноценное восстановление трудовой активности, а соответственно и качество труда. Снижение реальных доходов во многом вызвано постоянно текущим в стране за последние годы инфляционным процессом, при котором рост оплаты труда волевыми мерами постоянно отстает от роста цен. По уровню доходов на душу населения наша страна оказалась далеко позади от ведущих стран мира. Крайне низкий доход населения отрицательно сказывается на покупательном спросе, а соответственно на работе различных отраслей народного хозяйства, транспорта, сферы услуг, отдыха, культуры, спорта и др. Сложившееся положение нужно исправлять как можно быстрее.[1, с. 19-23]

За годы перехода к рыночной экономике в сельскохозяйственных предприятиях Республики Беларусь сложился низкий уровень оплаты труда. Так, в прошлом году, несмотря на опережающие темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве, ее величина на 43% ниже общереспубликанского уровня. Отставание это наблюдалось и раньше, но было значительно меньшим: в 1995 г.- на 38, в 1990г.-на 7% ниже, чем в среднем по республике. Заработки работников сельского хозяйства примерно в 1,8 раза ниже заработной платы по народному хозяйству. Например, в 2004г. уровень оплаты труда в сельском хозяйстве составил 199,5тыс. руб. против 390,9 тыс. руб. в промышленности, к среднереспубликанскому показателю это составляет 57%. По отношению к минимальному потребительскому бюджету одного человека она составляет менее 99%, то есть ее уровень не обеспечивает минимальных жизненных потребностей самого работника, не говоря о членах семьи. Таблица 1.2.1 дает информацию о динамике оплаты труда по отраслям:

Таблица 1.2.1. Начисленная номинальная среднемесячная заработная плата по отраслям экономики Республики Беларусь, тыс. руб.

               
Всего   755,1 58,9 123,0 189,2 250,7 350,2
В т.ч. промышленность   861,9 70,9 143,1 212,4 276,7 390,9
Сельское хозяйство   468,3 36,8 78,2 113,1 139,6 199,5
Строительство   1048,5 74,7 151,1 163,1 310,9 452,2
Транспорт   935,7 63,9 132,8 213,4 283,3 414,6
Связь   919,4 68,0 143,3 217,4 294,3 409,5
Торговля и общественное питание   607,4 47,3 95,5 146,1 185,4 266,8
Здравоохранение   651,9 45,9 106,1 170,2 223,9 306,9
Образование   594,6 44,9 101,5 163,7 215,2 289,8
Культура   517,7 38,5 89,1 147,0 197,4 268,6
Искусство   516,6 40,5 95,5 152,2 - 297,0

Примечание. Источник: [Статистические данные ]

Низкая оплата труда, как признает большинство руководителей и специалистов АПК, является «краеугольным камнем» в кадровой проблеме, несмотря на то, что в структуре затрат оплата труда занимает 1/5 всех затрат (табл.1.2.2).

Таблица 1.2.2. Структура затрат на производство сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях, в процентах

Статьи затрат              
Всего затрат              
в том числе: оплата труда с отчислениями 26,0 20,8 17,5 19,4 17,6 19,2 19,6
материальные затраты 59,5 66,6 72,2 75,4 72,9 68,4 68,6
из них семена и посадочный материал 6,6 2,6 4,3 4,2 5,1 4,4 4,8
корма 35,3 30,1 33,6 33,2 32,0 32,9 34,4
прочая продукция сельского хозяйства 2,0 2,3 2,3 2,0 2,0 2,0 2,2
минеральные удобрения 5,9 4,3 5,3 4,9 4,0 4,0 4,4
нефтепродукты 2,0 7,4 6,1 7,3 8,5 6,8 6,1
электроэнергия 0,6 4,1 4,1 5,4 5,0 4,0 2,7
газ 0,4 1,4 1,1 1,3 0,7 0,6 0,5
запасные части, ремонтные и строительные материалы 2,2 4,9 6,0 5,9 5,2 4,3 4,1
оплата работ и услуг, выполненных сторонними организациями 4,3 3,3 3,1 3,8 4,2 3,6 3,5
прочие материальные затраты 0,2 6,2 6,3 7,4 6,2 5,8 2,2
амортизация (износ) основных средств 9,8 10,1 8,9 3,0 7,5 10,4 9,9
прочие затраты 4,7 2,5 1,4 2,2 2,0 2,0 1,9

Примечание Источник: [3, с. 36, таблица 42]

Социальная инфраструктура на селе развита в 2-3 раза хуже, чем в городе. Две трети работников заняты ручным трудом. А ведь именно в данной сфере, охватывающей условия труда и быта населения, формируются настроения людей, их отношение к труду, духовные устремления. Несопоставимы с городскими и условия труда на селе. Две трети работников заняты ручным трудом. Также несопоставимы уровни медицинского, бытового и культурного обслуживания. Многие объекты социально-культурной базы оказались в трудном финансовом состоянии и были вынуждены закрываться или существенно снижать объемы и виды своих услуг. Плохо решаются проблемы строительства дорог. Обеспеченность сельского населения непроизводственными фондами в 3 раза ниже, чем городского. И как следствие этих процессов - дееспособная часть населения покидает деревню и уезжает в город. На селе сложилась кризисная ситуация, идет глубокая деформация воспроизводственных процессов.

Вместе с тем, обостряются внутренние проблемы деревни. Не секрет, что пьянство стало формой досуга многих жителей села. В отдельных хозяйствах механизаторы по причине пьянства лишены милицией документов на управление техникой, но продолжают работать - больше ведь некому. Административные меры, такие, как лишение премий, выговоры, не дают желаемого результата. В результате нарастает деградация сельского населения.

Падение воспроизводственной функции заработной платы является многоаспектным процессом и характеризуется:

-снижением покупательной способности заработной платы из-за опережающего роста цен на потребительские товары и услуги;

-уменьшением соотношения среднемесячной заработной платы с прожиточным минимумом, которое выражает покупательную способность заработной платы через динамику номинальной заработной платы и потребительских цен на товары, входящие в набор потребительской корзины прожиточного минимума (табл.1.2.3). Приобретение товаров, входящих в прожиточный минимум за период 1990 г по 2004 г. сократилось в 1,5 раза:

-сокращением соотношения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом.

 

Таблица 1.2.3.Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума

Годы Прожиточный минимум, руб. Средняя заработная плата, руб. Количество наборов прожиточного минимума, которое можно приобрести на среднюю заработную плату
       
      4,4
      3,5
      4,2
      3,2
      1,8
      1,8
      1,8
      2,1
      2,2
      1,8
2000, 1 кв.     2,0
      2,5
      2,4
      2,9

Примечание. Источник: [14, с. 43, таблица 51]

Минимальный потребительский бюджет, разработанный правительством в начале 90-х годов, был положен в основу определения уровней минимальной заработной платы, минимальной пенсии и социальных выплат. В то время, когда был принят закон Республики Беларусь «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» (1991 г.), соотношение между среднемесячной заработной платой и минимальным потребительским бюджетом составляло 215%.

 

Таблица 1.2.4. Начисленная среднемесячная заработная плата работников и минимальный потребительский бюджет

Годы Начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. Минимальный потребительский бюджет, тыс. руб. Соотношение начисленной среднемесячной заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, в %
  755,1 706,9 106,8
  58,946 ,7 126,0
  123,0 82,9 148,4
  189,2 129,3 146,4
    168,3 149,0
    201,5 173,8

Примечание Источник: [3, с. 45, таблица 53]

Данные показывают, что до 2002г. наблюдалась тенденция снижения реальной заработной платы в Беларуси, а с 2003г. тенденция стала положительной(соотношение увеличилось до 173,8%).Замечу также, что удельный вес работников, заработная плата которых ниже минимального потребительского бюджета, сократился с 42% в 2000 году до 39% в 2003-м и в прошлом составил 32%[18,с. 3]

Низкий уровень государственных гарантий (минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда и построенная на ее основе Единая тарифная сетка) обуславливает дальнейшее падение воспроизводственной функции заработной платы. В настоящее время согласно Единой тарифной сетки, в которой предусмотрено 27 тарифных разрядов для оплаты труда работников бюджетной сферы экономики, минимальные условия воспроизводства рабочей силы государственная тарифная система может обеспечить только работникам, находящимся выше 18 разряда, остальная часть работающих остается за чертой бедности. Это говорит о том, что в тех отраслях, где системы оплаты труда построены на основе ЕТС, заработная плата не способна выполнять воспроизводственную и, как следствие, стимулирующую функции.

-сокращением доли заработной платы в доходах населения;

Так, если в 1990 г. доля на оплату труда в денежных доходах населения составляла 73,1%, то на протяжении последующих лет она имела устойчивую тенденцию к сокращению и в 2003 г. (1 полугод.) составила 50,7% (табл.1.2.5):

Таблица 1.2.5. Доля оплаты труда в денежных доходах населения

Показатель                
Денежные доходы населения                
В т.ч. оплата труда 73,1 62,8 52,6 53,4 49,9 54,8 51,0 50,7

Примечание. Источник: собственная разработка

Как известно, стимулирующая функция заработной платы тесно связана с воспроизводственной функцией и может быть полностью реализована только при восстановлении последней.

Падение стимулирующей функции заработной платы обусловлено отсутствием тесной взаимосвязи результатов труда каждого работника с уровнем его оплаты, падением объемов производства, необоснованной дифференциацией заработной платы по сферам деятельности, отраслям экономики, предприятиям и категориям работников, отклонением цены рабочей силы от ее реальной стоимости, падением роли нормирования в организации и оплате труда.

Важным моментом в выполнении заработной платой стимулирующей функции является обеспечение оптимальной доли тарифной части оплаты труда в структуре фонда заработной платы. Следует отметить, что в ходе формирования рыночной экономики она постоянно снижалась и, соответственно, возрастала доля поощрительных, стимулирующих и компенсационных выплат. Причем, зачастую поощрительные и стимулирующие выплаты производились чисто механически с целью увеличения заработной платы и не были связаны с повышением производительности и качества труда, т.е. с повышением эффективности производства.

В отраслях бюджетной сферы, где оплата труда производится по ЕТС, наблюдается более одинаковая по размеру доля тарифной части и доля выплат стимулирующего характера (самая низкая доля тарифной части в фонде заработной платы отмечается в аппарате органов кооперативных организаций – 24,65, в страховании и кредитовании – 32,9%, в том числе в банках – 31,2%, в то же время, здесь отмечается наибольшая доля выплат стимулирующего характера).

Как результат – такой механизм повышения заработной платы не обеспечивает выполнения ее стимулирующей функции, а выполняет лишь функцию удорожания уровня жизни.

Особое значение в падении стимулирующей функции заработной платы имеет ошибочное представление и роли и месте тарифного и организационно-технического нормирования в период перехода к рыночным отношениям.

У нанимателей сложилось представление о том, что эффективность производства при переходе к рыночным отношениям можно достичь без нормирования как трудовых, так и материальных затрат на производство. Ими не учитывался тот факт, что реализация стимулирующей функции заработной платы происходит путем объединения норм труда, тарифной и премиальной систем в конкретные системы заработной платы, которые обеспечивают изменение уровня оплаты труда в зависимости от индивидуальных и коллективных результатов труда работников.

Установление через системы заработной платы соответствие между элементами заработной платы (нормы труда, тарифные ставки и т.д.) представляет собой единицы труда (цену труда). Цена труда, являясь производной от результата цены рабочей силы, обеспечивает единство между воспроизводственной и стимулирующей функциями заработной платы.

Таким образом, анализ заработной платы в отраслях экономики свидетельствует о том, что на первом этапе начавшейся реформы оплаты труда в республике была создана нормативно-правовая и организационно-методическая база организации заработной платы в условиях перехода к рыночной экономике на основе сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений. В Беларуси основными элементами государственного регулирования заработной платы являются: установление уровня минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда; условия оплаты труда работников бюджетной сферы; механизм индексации; условия оплаты труда руководителей государственных предприятий, с которыми заключены контракты; порядок повышения тарифной ставки первого разряда в зависимости от эффективности хозяйствования предприятий отраслей материального производства; оптимизация структуры заработной платы и т.д. В системе коллективно-договорного регулирования заработной платы стороны социального партнерства договариваются: о минимальных гарантиях оплаты труда; об установлении нижней границы доли заработной платы в ВВП; о регулировании тарифной части заработной платы на основе ЕТС; о порядке приближения минимального размера заработной платы к минимальному потребительскому бюджету; о соотношении темпов роста цен на потребительские товары и услуги и темпов роста заработной платы по республике в целом; о соотношении заработной платы работников материального производства и бюджетной сферы.

Вместе с тем, принимаемые меры по созданию рыночного механизма регулирования заработной платы не смогли преодолеть серьезных негативных последствий, которые возникли за годы кризиса и реформирования экономики, и не позволили по ряду показателей, характеризующих уровень и соотношение оплаты труда по сферам деятельности и отраслям экономики, достичь в комплексе желаемых результатов.

Дальнейшее развитие механизма организации заработной платы, должно включать комплекс мер, охватывающий как экономические, организационно-управленческие, так и социальные аспекты решения возникших проблем в социально-трудовой сфере.[10, с. 28-33]

Итак, несмотря на небольшое превышение номинальной среднемесячной заработной платы по отношению к минимальному потребительскому бюджету (см. табл. 1.2.4..) и к прожиточному минимуму (см. табл.1.2.3), в сложившейся экономической обстановке заработная плата теряет воспроизводственную функцию, а ее доля в общем размере денежного дохода (см. табл.1.2.5) перестает играть мотивирующую роль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.062 с.)