Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях транспорта↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Институт экономики и управления транспортными системами
Т.С. Злотницкая
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях транспорта
С.-Петербург
Введение
Для эффективного функционирования современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии необходимы четкая организация трудового процесса, применение прогрессивных норм и нормативов, а также современные методы мотивации труда. Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – со второй половины ХIХ века. Цель таких исследований, начатых американским инженером Тейлором, состояла первоначально в поиске методов рационального выполнения производственных операций. Возникло научное направление, которое получило название «научная организация труда». В последующем такое название не раз подвергалось критике. Многие считали более правильным говорить о «рациональной организации труда» или просто об «организации труда». В рамках науки об организации труда выделился ряд относительно обособленных разделов: нормирование труда и организация заработной платы. Формирование наук о труде происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, права, технологии, организации производства. Если на начальных этапах развития наук о труде преобладал технократический подход и основное внимание уделялось методам увеличения производительности физического труда, то со второй половины ХХ столетия преобладает гуманистический подход, усиливается внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей. Как и в любой области знания, в науках о труде происходит процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Так наука об организации труда чаще всего рассматривается как теоретическая основа проектирования трудовых процессов. Организация труда на современном этапе развития экономики должна: · обеспечивать повышение эффективности и координацию работы всех звеньев предприятия с целью достижения максимальных прибылей от их деятельности, способствовать получению наибольшего дохода на каждый вложенный рубль; · удовлетворять потребности работника в содержательном и экономически безопасном труда; · обеспечить мобильное и разностороннее использование рабочей силы; · способствовать широкому доступу работников к информации о ходе дел на предприятии и в своем подразделении. В рамках нового подхода к организации труда одним из важнейших ее компонентов является нормирование труда, которое как наука рассматривается с позиций исследования принципов и методов установления необходимых затрат труда, его результатов, соотношения между численностью персонала и количеством единиц оборудования. Актуальность и необходимость нормирования труда в рыночных условиях вызвана тем, что в условиях действия разнообразных форм собственности, в том числе на труд, у работодателя и работника повышается экономический интерес к установлению обоснованных затрат рабочего времени и его использования. Организация оплаты труда изучает факторы, обуславливающие дифференциацию заработной платы, ее формы и системы, а также модели формирования.
Основы организации и нормирования труда Разделение и кооперация труда Рабочее место и его организация. Производственная операция. Условия труда Рабочее место и его основные аспекты Основным элементом производственной системы является рабочее место. Рабочее место – это первичное звено производства, зона трудовой деятельности рабочего или группы рабочих (если рабочее место коллективное), оснащенная необходимыми средствами для выполнения производственного задания. Можно выделить две группы задач, для которых требуется определение этого понятия. Первую составляют технологические, организационные и эргономические задачи, связанные с проектированием технологических и трудовых процессов, совершенствованием условий труда, оперативным регулированием производства, а вторую – задачи планирования численности персонала, анализа рынка труда и обеспеченности занятости. В организационно-технологическом и эргономическом аспектах рабочее место – это часть производственного пространства, оснащенная средствами труда (оборудованием, инструментами, приспособлениями) для выполнения относительно обособленной части производственного процесса одним или группой сотрудников. Такое определение предполагает рационализацию выбора и размещения технических средств, обеспечивающих безопасную и эффективную деятельность людей и соответствующей части подразделения предприятия. В аспекте обеспечения занятости рабочее место – это сфера деятельности одного работника или совокупность функций, которые он должен выполнять. Этот аспект ориентирован на обеспечение предприятия персоналом, а населения – работой. Важно учитывать, что количество рабочих мест, соответствующих двум указанным аспектам, не всегда совпадает. Это обусловлено тем, что в первом случае рабочее место может быть индивидуальным или коллективным, а во втором – всегда предназначено для одного человека.
Рис.3 Аспекты понятия «рабочее место»
Классификация рабочих мест Важнейшим классификационным признаком для рабочих мест является уровень механизации и автоматизации выполняемых на них работ. По этому признаку все рабочие места делятся на пять групп, а именно: · рабочие места для ручной работы; · рабочие места для машинно-ручной работы; · механизированные рабочие места; · автоматизированные рабочие места; · аппаратурные рабочие места. Рабочие места могут классифицироваться и по другим признакам, а именно: - по типу производства и повторяемости производственных операций – на рабочие места в единичном, серийном, крупносерийном и массовом производстве; - по постоянству места расположения – на стационарные и передвижные рабочие места; - по числу работников-исполнителей – на индивидуальные и коллективные рабочие места. В зависимости от специфики отдельных производств и технологических процессов рабочие места могут классифицироваться и по другим признакам. Но как бы ни были различны условия и типы производства, как бы ни отличались друг от друга технологии производства работ и уровни их механизации, существуют общие требования к организации рабочих мест. 1.4.3 Организация рабочего места и требования к ней Под организацией рабочего места понимается система мероприятий по оснащению его средствами и предметами труда, их размещению в определенном порядке, по созданию оптимальных условий труда. Рациональная организация рабочего места является одним из решающих условий, обеспечивающих высокую производительность труда. Основные требования к организации рабочего места следующие: Ø на рабочем месте постоянно должно находиться все необходимое для непрерывного и высокопроизводительного труда, отсутствовать все лишнее; Ø рабочий не должен быть стеснен при выполнении любого необходимого трудового движения и в то же время не должен делать лишних движений. Таким образом, задачи НОТ в области организации рабочих мест направлены на достижение рационального сочетания вещественных элементов производственного процесса и человека, достижение на этой основе высокой производительности и обеспечение благоприятных условий труда. В комплекс мероприятий по оптимизации рабочих мест входят следующие направления: Ø рациональная специализация рабочих мест, которая предусматривает четкое определение и закрепление состава работ на каждом рабочем месте; Наиболее распространенный показатель специализации рабочих мест – количество деталей (операций), закрепленных за данным рабочим местом: чем меньше их номенклатура, тем выше уровень специализации. Наиболее высок уровень специализации в массовом производстве, где за рабочим местом закрепляются одна-две операции. Специализация возможна и в единичном производстве, только здесь она проявляется в закреплении за рабочим местом технологически похожих деталей (операций). Закрепление состава работ за каждым рабочим местом имеет решающее значение для организации обслуживания, так как при этом заранее известно, какие предметы и средства труда, в какое время должны быть поданы на рабочее место, в какой номенклатуре и количестве их можно хранить на рабочем месте, какое для этого требуется оснащение и как его наиболее правильно разместить для выполнения рационального трудового процесса. Ø рациональная планировка рабочих мест и компоновка рабочего пространства с учетом эргонометрических и антропометрических требований; планировка рабочего места – пространственное размещение предметов, средств труда и исполнителя, она должна обеспечивать минимальную потребность в площади, удобство в обслуживании и соблюдения правил техники безопасности, экономию движения, сил и времени рабочего. Ø Оснащение рабочего места оптимальным комплектом организационно-технической оснастки, тарой и подъемно-транспортными средствами; Организационно-техническая оснастка – вид вспомогательного оборудования (верстаки, столы, шкафы инструментальные, стеллажи, стремянки, решетки под ноги, контейнеры для стружки и др.), обеспечивающий удобство выполнения трудового процесса рабочими. Количество оргтехоснастки должно быть достаточным для размещения технологической оснастки и предметов труда, необходимых для выполнения работы в течение смены. Для определения рациональности существующей организации рабочего места необходимо сравнить ее с проектом типовой организации подобного рабочего места. Ø создание благоприятных санитарно-гигиенических и эстетических условий труда; при этом должны вычисляться показатели, отражающие энерговооруженность труда, загрязненность и влажность воздуха, степень освещенности рабочего места, шум, степень вибрации, удельный вес работы с нормальными и вредными условиями труда, изменение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. В современных условиях, когда различия в содержании труда, оснащении и обслуживании рабочих мест весьма незначительны в силу автоматизации производственных процессов, особое значение приобретает типовое проектирование рабочих мест. Использование типовых проектов для однотипных рабочих мест во много раз сокращает трудозатраты по разработке технической документации по оснащению, планировке рабочих мест и по организации их обслуживания. Типовой проект рабочего места – это система проектных решений по всем основным направлениям научной организации труда. В него входят следующие разделы: 1.оснащение рабочего места основным и вспомогательным оборудованием, инструментом, оснасткой и рабочей мебелью; 2. типовая планировка рабочего места, как внешняя, так и внутренняя, с указанием размещения орудий и предметов труда; 3. взаимосвязи с другими рабочими местами по ходу производственного процесса; 4. типовые приемы и методы труда с учетом передового опыта; 5. требования к исполнителям; 6. условия труда и техника безопасности; 7. системы обслуживания рабочих мест. По материалам проектирования типового рабочего места составляется карта организации труда. В нее включаются все перечисленные выше элементы не только в форме описательных и цифровых показателей, но и в виде наглядных изображений (планов, эскизов, схем). Рациональная организация рабочего места не требует от предприятия крупных затрат, при этом оказывает существенное влияние на эффективность производства, отражает уровень организованности всего предприятия. Единой методологической основой комплексной оценки производственного потенциала первичных элементов производства – рабочих мест – служит система их аттестации. Сущность аттестации заключается в том, что рабочие места, а затем на их основе участки, цехи, предприятие в целом оцениваются как по технико-технологическим, так и по организационно-экономическим и социальным факторам. Большое внимание при оценке рабочего места уделяется технологическому и организационному оснащению, системе обслуживания, рациональным формам разделения и кооперации труда, нормированию и другим элемента НОТ. Аттестация позволяет выявить рабочие места, не соответствующие современным техническим и организационным решениям, требованиям нормативных материалов и стандартов, определить пути преодоления несоответствия – модернизировать либо ликвидировать неэффективные рабочие места, при этом появляется возможность более рационального использования производственных площадей, установки современного высокопроизводительного оборудования и интенсификации производственного процесса. На основе аттестации рабочих мест более обосновано решаются вопросы технического перевооружения, распределения капитальных вложений, механизации, ликвидации тяжелого физического, малоквалифицированного ручного труда. Содержание и задачи нормирования труда 1.5.1 Сущность, содержание и функции нормирования труда
Нормирование труда – это вид деятельности по управлению производством, задачей которого является установление необходимых затрат и результатов труда, необходимых соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования, а также правил, регулирующих трудовую деятельность. Чаще всего объектами нормирования труда являются: Ø затраты рабочего времени на выполнение элементов производственного процесса (нормы времени); Ø количество единиц продукции (объем услуг), которое (который) должно быть изготовлено (оказан) одним или группой работников за определенных период (нормы выработки); Ø количество производственных объектов (станков, агрегатов и т.п.), которое должен обслуживать один работник или группа (нормы обслуживания); Ø численность персонала, необходимая для выполнения определенного объема работ (нормы численности); Ø численность подчиненных у одного руководителя (нормы управляемости). В настоящее время на предприятиях транспорта наблюдается ослабление внимания к нормированию труда. Это обусловлено неразвитостью внутреннего рынка, слабой конкуренцией среди производителей, в результате чего предприятия могут себе обеспечить необходимую прибыль за счет необоснованного взвинчивания цен, не заботясь о сокращении затрат на производство, в том числе – снижения трудоемкости продукции. Вместе с тем, как показывает зарубежный опыт, в странах с развитой рыночной экономикой нормирование труда традиционно рассматривается как важнейшая функция внутрифирменного управления. С развитием рынка актуальность и необходимость повышения роли нормирования труда на отечественных предприятиях будет вызвана потребностью постоянного выявления и реализации резервов снижения затрат на производство на базе тщательного изучения и планирования затрат труда и разработки на их основе графиков производства продукции и загрузки оборудования. Применение на предприятии действенной системы нормирования труда обеспечивает повышение эффективности использования не только рабочей силы, но и всех прочих факторов производства (улучшается использование техники и технологии, сырья и материалов, повышается эффективность организационной деятельности). В современных условиях основной задачей нормирования труда является – активно воздействовать на потенциальные возможности и результаты деятельности предприятий по достижению двух взаимосвязанных экономических и социальных целей: обеспечение процесса производства конкурентоспособных товаров и услуг и рациональное использование человеческого ресурса. Содержание нормирования труда определяется его элементами. В настоящее время основными элементами, определяющими содержание нормирования труда, можно назвать: - анализ производственных возможностей рабочего места; - изучение и анализ методов и приемов труда; - проектирование состава, регламента и последовательности выполнения трудовых процессов; - техническое, экономическое, психофизиологическое и социальное обоснование возможных вариантов нормируемой работы; - определение величины нормы труда. Являясь элементом эффективного построения производственных процессов и управления ими, нормирование труда выполняет ряд функций: 1. Устанавливает меру труда в виде норм, позволяющих определить степень участия каждого в создании конечного продукта. 2. Является основой внутризаводского планирования. С помощью норм производятся расчеты производственных программ цехов, участков, плановых заданий для отдельных рабочих мест, определяется количество рабочего оборудования и плановое использование производственной мощности участков и предприятия в целом. 3. Выполняет функцию критерия эффективности трудовых процессов. Являясь эталоном, технически обоснованные нормы труда позволяют определить и оценить количественно имеющиеся резервы повышения производительности труда. 4. Нормирование труда выполняет также распределительную функцию. Нормы труда определяют меру вознаграждения за труд. 5. Обеспечивает нормальную интенсивность труда, позволяющую длительное время сохранять высокую работоспособность работников, производительность и интенсивность труда в течение рабочей смены, а также воспроизводство рабочей силы. Рис. 5 Структура норм труда обслуживания, численности, управляемости, нормированные задания. Норма времени (Н вр) – это величина затрат рабочего времени на выполнение единицы работы, устанавливаемая работнику или группе работников (бригаде) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. В норму времени включают только необходимые затраты, к которым относят подготовительно-заключительное время – t пз, оперативное время - tоп, время обслуживания рабочего места – t обс, время регламентированных перерывов - t пр. Структура нормы времени приведена на рис.6 В общем виде расчетная формула нормы времени может быть выражена следующим образом: Н вр = t пз + t оп + t обс + t пр Норму времени, установленную на операции или единицу изделия называют нормой штучного времени. В нее входят все те же слагаемые, что и
Рис. 6 Структура нормы времени в норму времени за исключением времени выполнения подготовительно-заключительных работ. Поэтому формула штучного времени может быть представлена в следующем (развернутом) виде: Т шт = t оп + t обс + t отд + t пот где t обс, t отд – соответственно время обслуживания рабочего места, время на отдых и личные надобности (в % от оперативного времени); t пот – время перерывов, обусловленных технологией и организацией производства (в % от оперативного времени). Следовательно, норма времени состоит из двух основных частей: нормы подготовительно-заключительного времени и нормы штучного времени. Для работ, где время на обслуживание рабочего места, а также на отдых и личные надобности нормируется в % от оперативного времени, формула нормы штучного времени принимает следующий вид: Т шт = t оп (1 + К/ 100), где К – время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, в % от оперативного времени. На предприятиях часто необходимо знать полные затраты времени на производство продукции или выполнение операции, т.е. калькуляцию всех затрат. С этой целью определяют штучно-калькуляционное время, в которое кроме штучного входит часть подготовительно-заключительного времени, приходящаяся на единицу продукции. Это наиболее точная и полная норма времени. Она рассчитывается по формуле: Т шт.к = Т шт + (Т пз / n ), где n – количество изделий в партии. Норму времени на изготовление всей партии изделий или на выполнение всего задания (Т парт) определяют следующим образом: Т парт = Т пз + Т шт или Т парт = Т шт.к * n Тогда Т шт.к = Т парт / n Нормирование автотранспортных работ регулируется едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом. Нормы пробега автомобилей составлены в зависимости от грузоподъёмности автомобилей, состояния покрова дороги, интенсивности движения транспорта и ограничения скорости движения. При работе в городе нормы пробега устанавливаются независимо от типа дорожного покрытия для автомобилей грузоподъёмностью до 7 тонн – 23 км/час, а для автомобилей грузоподъёмностью 7 тонн и выше – 22 км/час. При работе за городом нормы пробега автомобилей устанавливаются в зависимости от типа дорожного покрытия: - по дорогам с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонные, цементно-бетонные, брусчатые, гудронированные, клинкерные) – 42 км/час; - по дорогам с твёрдым покрытием (булыжные, щебёночные, гравийные и грунтовые улучшенные) – 33 км/час; - по дорогам грунтовым естественным – 25 км/час. Нормы времени простоя под погрузкой и разгрузкой установлены в зависимости от грузоподъёмности автомобиля, вид груза и способа производства работ и рассчитаны на грузы 1-го класса. Для грузов 2, 3, 4 классов нормы времени применяются с поправочными коэффициентами: для грузов 2 класса – 1,25 для грузов 3 класса – 1,66 для грузов 4 класса – 2,0 Эти поправочные коэффициенты рассчитаны, исходя из среднего коэффициента использования грузоподъёмности: для грузов 2 класса – 0,8 для грузов 3 класса – 0,6 для грузов 4 класса – 0,5 Классность груза определяется по специальным классификаторам. Нормы времени на один тонно-километр (тнк) при выполнении грузовой работы устанавливаются по следующей формуле: где: t – норма времени на 1 ткм, мин.; T – время движения автомобиля, мин., (принято равным 60 мин); t пз – подготовительно-заключительное время, мин., (принято на 1 час работы равными 2,5 мин), V – расчётная форма пробега автомобиля для соответствующей группы дорог, км/час, G – грузоподъёмность автомобиля, тонн, или нормальная эксплуатации онная ёмкость цистерны, литров; β - коэффициент использования пробега автомобиля (для самосвалов, автоцистерн принят равными 0,45, для остальных автомобилей – 0,5). Выработанные за смену шофером нормо-часы слагаются из выработанных нормо-часов за грузовую работу, времени под простоем на погрузочно-разгрузочных работах и времени дополнительных работ (взвешивание, заезд). Дополнительное время на взвешивание груза на автомобильных весах или пересчёт устанавливается в размере 4 минут. При взвешивании или перевешивании груза на десятичных или сотенных весах дополнительное время составит: - для автомобилей грузоподъемностью до 4 тонн включительно – 9 минут; - для автомобилей грузоподъемностью от 4 тонн до 7 тонн включительно – 13 минут; - для автомобилей грузоподъемностью свыше 7 тонн – 18 минут. На каждый заезд автомобиля в промежуточный пункт маршрута устанавливается дополнительное время - 9 минут. Для определения нормы времени на погрузку и разгрузку I тонны груза пользуются нормативами времени простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой. Если нормы времени простоя под погрузочно-разгрузочными работами установлены для полной грузоподъемности автомобиля, то норма времени на I тонну груза, определяется путем деления установленной нормы времени на грузоподъемность автомобиля. На величину нормы времени при транспортировке грузов оказывают влияние следующие факторы: 1) вид транспортных средств, скорость их движения, маршрут (схема) и расстояние транспортировки; 2) время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, которое в свою очередь зависит от способа погрузки и разгрузки, типа погрузочных механизмов, количества мест груза, категории грузов; 3) дополнительные затраты времени на перемещение к месту работы и обратно к месту стоянки, обслуживание транспортных средств во время эксплуатации, оформление приема и сдачи грузов и др. Норма времени на перемещение I тонны груза между двумя пунктами при лучевой схеме транспортировки определяется по формуле: или норма времени на один рейс где: q – вес перевозимого за один рейс груза, тонн; t п – время на погрузку авто-электрокары, автотележки, тягача, прицепных тележек, минут; Z – расстояние перевозки; Vр - средняя скорость перемещения с грузом, м/минуту; Vх – средняя скорость возвратного движения порожняком, м/минуту; tр – время на разгрузку, минут; К – коэффициент, учитывающий дополнительное время (оформление документации, очистка и смазка транспортных средств, выезд к месту работы и возвращение в гараж в конце смены и др.). Норма времени на один рейс при кольцевой схеме транспортировки определяется по формуле: Для определения нормы времени на каждый элемент затрат рабочего времени пользуются маршрутной фотографией рабочего дня. Время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ можно устанавливать путем хронометражных наблюдений. Коэффициент, учитывающий дополнительное время, определяется по формуле: К = 1 + Т доп / Т см где: T доп– время, затрачиваемое на дополнительные работы в течение смены (поездка к месту погрузки и месту стоянки, очистка, смазка и прочие работы), мин., Т см– продолжительность смены (время пребывания транспортного средства в наряде), мин. Средняя скорость определяется по формуле: где - Z – общая длина рейса, км. В случае, когда транспортное средство обслуживается не одним рабочим, время, затрачиваемое на перевозку I тонны груза увеличивается в число раз, равное числу рабочих, обслуживающих одно транспортное средство. Исходя из рассчитанных норм времени на выполнение транспортных операций и зная объем груза, подлежащий перевозке, можно определить явочную численность рабочих. Для этого необходимо определить общее количество рейсов: где: Р – общее количество рейсов, Тсм – продолжительность смены, мин., t – норма времени на один рейс, мин. Объем перевозимого груза одним транспортным средством за смену определяется по формуле: Q = P . G Кн, где: Q – объем перевозимого груза транспортным средством за смену, т; G – грузоподъемность транспортных средств, т; Кн – коэффициент использования грузоподъемности. Исходя из запланированного объема перевозок, определяется количество транспортных средств: где: n – количество транспортных средств; Q 1 – запланированный объем перевозок, тонн. Затем определяется явочная численность рабочих, занятых на транспортных работах по формуле: r = n . Hо . Kсм, где: r – явочная численность рабочих, занятых на транспортировке грузов; Но – количество рабочих, обслуживающих каждый вид транспорта; Ксм – коэффициент сменности работы транспортных средств. Нормы времени устанавливаются не для всех рабочих. Чаще применяются нормы выработки. Норма выработки (Н выр) – это количество натуральных или условных единиц продукции, которое должно быть изготовлено в единицу времени (час, смену, месяц) в определенных организационно-технических условиях одним или группой рабочих соответствующей квалификации. Для расчета норм выработки применяется несколько формул. Наиболее общая формула имеет следующий вид: Н выр= Т см / Нвр, где Т см – сменный фонд рабочего времени (минут, часов) Нвр – установленная норма времени на операцию (единицу изделия). В тех производствах, где подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, на личные надобности и отдых нормируется на смену, норма выработки рассчитывается по формулам: Н выр= Т см – Т пз / Tшт, или Н выр= [ Т см – (Т пз + Т обс + Т отл)]: t оп Между изменением нормы времени и выработки существует следующая зависимость: X = 100 Y / 100 + Y и У = 100 X / 100 – X где Х – процент снижения (ужесточения) нормы времени или процент экономии рабочего времени; Y – процент повышения выработки или процент повышения производительности индивидуального (живого) труда. Эта зависимость норм времени и выработки широко применяется в практической работе, в частности, при пересмотре норм труда. Чтобы облегчить и упростить расчеты, процентное соотношение при изменении нормы выработки или времени определяют по графиками или таблицам, построенным на основании приведенных выше формул. На отдельные виды работы нормы времени и нормы выработки устанавливать довольно сложно. В этих условиях нормы труда выступают в виде норм обслуживания и норм численности, которые по мере механизации и автоматизации производства находят все большее применение. Норма обслуживания (Нобс) – это установленное количество единиц оборудования, которое должно обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях в течение смены. Она является производной от нормы времени. Чтобы рассчитать норму обслуживания, надо определить норму времени обслуживания. Норма времени обслуживания (Нвр.о)– это количество времени, необходимое в определенных организационно-технических условиях, на обслуживание в течение смены единицы оборудования. Определив норму времени обслуживания по нормативам или с помощью хронометража, можно рас
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.014 с.) |