Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика безопасности труда↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономика безопасности труда для подготовки студентов по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность
Мичуринск-наукоград, 2015 Составители:
Климентова Э.А., доцент кафедры экономики, к.э.н. Дубовицкий А.А., доцент кафедры экономики, к.э.н.
Рецензент: доцент кафедры менеджмента и агробизнеса, д.э.н Карамнова Н.В.
Рассмотрена на заседании кафедры экономики Протокол №1 от 3 сентября 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания по дисциплине Экономика безопасности труда предназначены для студентов Инженерного института по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность профиль Безопасность технологических процессов и производств. Цель дисциплины – дать студентам системное, целостное представление об экономике безопасности труда, обеспечить соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения студентов. При работе с данными методическими указаниями студент приобретает навыки анализировать издержки на обеспечение безопасности труда на предприятии; планировать мероприятия по охране труда с учётом специфики и экономических условий предприятия; исчислять социальную и экономическую эффективность мероприятий по обеспечению безопасности труда; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты. Настоящие методические указания содержат 7 тем в соответствии с рабочей программой курса, в. т. ч 3 темы – семинары с указанием вопросов для изучения студентами и 4 тем содержит практические задания с методическими рекомендациями по их выполнению. Для выполнения расчётных заданий студенты должны использовать первичные данные предприятий Тамбовской области и исходные данные методических указаний. Проведённые расчёты должны быть проанализированы и студент должен представить выводы по каждому выполненному заданию. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В интерактивной форме
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения и интерактивных методов в процессе обучения. Предлагаемое методическое пособие содержит указания изучения дисциплины на основе методов интерактивного обучения, технологический процесс и рекомендации практического применения методов в структуре занятия. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. В ходе изучения дисциплины предполагается использование ряда интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: · творческие задания; · работа в малых группах; · тестирование; · разминки; · дискуссии; · обратная связь; На лекционном занятии любой студент должен быть готов участвовать в мини-дискуссиях, задавать вопросы лектору и отвечать на его вопросы по теме лекции. Таким образом, происходит активизация работы на лекциях, которые перестают быть исключительно монологом преподавателя. Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям заключается в обязательном выполнении студентом всех видов заданий по теме каждого занятия. Студент должен быть готов к ответу на вопросы по плану занятия, надежно усвоить основные понятия и категории, ответить на вопросы для самопроверки и письменно выполнить проблемные задания. При использовании интерактивных методов преподаватель регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести: · конкретному обучающемуся: - опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой; - развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии; - освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области; · учебной группе: - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; - формирование ценностно-ориентационного единства группы; - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; - развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам; · системе преподаватель - группа - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях. Технология проведения практического занятия в интерактивной форме Практические занятия по дисциплине проводятся в форме семинаров и творческих заданий. План проведения практического занятия: 1.разминка; 2.работа в малых группах; 3.дискуссия; 4.подведение итогов. 1.Разминка Цель: актуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на практическом занятии. Задачи: · формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия; · развитие коммуникативных навыков (навыков общения); · снятие психологической и физической нагрузки на занятии. Методика осуществления Вопросы для разминки формулируются по теме занятия. Разминка проводится на практических занятиях перед делением на подгруппы. Регламент разминки зависит от темы занятий и на практических занятиях может составить 10 – 15 мин., т.е. 2 – 3 вопроса, по 10 – 15 секунд на каждый ответ, обсуждение 5 минут. При проведении разминки на практических занятиях выявляется степень готовности студентов к объявленной теме. Важным моментом является то, что студенты должны знать, что отвечать на поставленный вопрос придется каждому с кратким обоснованием. При этом ответы «Я согласен с предыдущим ответом», «Мне так кажется», «Мы так решали похожую задачу на предыдущем занятии» и т.п. не принимаются. Встречающаяся здесь трудность состоит в повторении после двух, трёх, максимум четырёх, оригинальных ответов уже сказанного. Все равно правильный ответ будет окончательно сформулирован на этапе подведения итогов.
1. Работа в малых группах Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Цель: продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу. Задачи: · Развитие навыков общения и взаимодействия в группе. · Формирование ценностно-ориентационного единства группы. · Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации. Методика осуществления Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Каждая малая группа прорабатывает творческое задание в течение отведенного времени и готовит выступление с испольэованием наглядного материала (схем, таблиц, рисунков) представленного в форме презентации. Заслушиваются выступления, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. 2. Дискуссия После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. Дискуссия предусматриваетобсуждение вопроса или группы связанных вопросов с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность. В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию. 3. Подведение итогов Преподаватель дает оценочное суждение о работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения. РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Вопросы для обсуждения: 1.Экономическая заинтересованность предприятий и предпринимателей в создании безопасных технологий и средств производства. 2.Труд и содержание охраны труда. Теория риска и приемлемый риск. 3. Анализ и оценка опасностей в сфере труда. 4.Социальная и экономическая эффективность охраны труда. 5.Формирование социального и экономического эффекта.
ТЕМА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Задание 1. Определение износа и остаточной стоимости пропорциональным методом. Остаточную стоимость машин в данном случае рассчитывают по методике, при использовании которой износ определяют пропорционально сроку службы машины или детали. Расчет ведут по формулам , , где - стоимость машины первоначальная; Иф - экономическая оценка физического износа машины или потеря стоимости, у.е.; t - фактический срок использования машины на момент определения износа, лет, га, км, мото-ч.; Т - амортизационный (нормативный) срок службы в тех же единицах; СИф - степень износа, %; Сл - стоимость машины ликвидационная. Определение остаточной стоимости деталей и машинпроводится поформуле: Coc = Cпн - ИФ, где Сос - стоимость остаточная, у.е. Порядок выполнения задания 1. Выбрать вариант задания из таблиц 1, 2. 2. Определить износ и остаточную стоимость детали. 3. Определить износ и остаточную стоимость машины. 4. Построить график зависимости износа и остаточной стоимости от срока службы. 5. Проанализировать результаты расчетов, сделать выводы.
Исходные данные (А): Определить износ и остаточную стоимость детали через 150, 250, 350 и400тыс. км. Первоначальная стоимость детали Спн у.е., полный ресурс - 450 тыс. км; ликвидационную стоимость равна нулю. Таблица 1 - Варианты задания
Исходные данные (В): Трактор первоначальной стоимостью Спн тыс. у.е.прослужил n лет и выработал за это время t тыс. мото-ч.; на момент выбраковки стоимость всех пригодных для дальнейшего использования материалов составляет 15 % первоначальной стоимости, а затраты на доставку - 4 %; полный ресурс трактора до списания – 11 тыс. мото-ч. Определить износ и остаточную стоимость трактора. Таблица 2 - Варианты задания
Задание 2. Сравнительная оценка способов начисления амортизации Метод суммы чисел лет Применение метода суммы чисел лет предполагает определение годовой суммы амортизационных отчислений, исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и отношения, в числителе которого – число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта. Сумма чисел лет срока полезного использования объекта определяется по следующей формуле СЧЛ=T∙ (T+1)/2, где СЧЛ – сумма чисел лет выбранного организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона срока полезного использования объекта; T – срок полезного использования объекта, выбранный организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона. Годовая норма амортизационных отчислений в i-м году определяется по следующей формуле (%). Величина амортизационных отчислений i-ом году вычисляется по формуле , где Спн – амортизируемая стоимость объекта основных средств. Метод уменьшаемого остатка При методе уменьшаемого остатка годовая норма амортизации определяется как величина обратная нормативному сроку службы или сроку полезного использования объекта умноженная на коэффициент ускорения (до 2,5 раза), указанный в Инвентарной карточке: (%), где T– срок полезного использования, установленный организацией для данного основного средства; К – коэффициент ускорения (до 2,5). При неизменном коэффициенте ускорения (К) годовые нормы начисления амортизации постоянны. В конце i-го года стоимость объекта вычисляется по формуле . Сумма амортизационных отчислений i-ом году определяется по следующей формуле , где Ha – норма амортизационных отчислений, % САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа является непременным условием в организации учебного процесса в высших учебных заведениях и предусмотрена учебным планом, учебными программами и графиком учебных занятий. Задания для самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины. Они служат средством систематизированного закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков по изучаемой дисциплине, а также способствует повышению контроля и самоконтроля за текущей успеваемостью студентов. В заданиях представлены темы рефератов с изложением порядка их оформления, вопросы коллоквиумов и критерии их оценки. Выполнение заданий является внеаудиторной самостоятельной работой. Контроль за выполнением самостоятельной работы студентов возлагается на преподавателя, ведущего семинарские и практические занятия.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ по дисциплине «Экономика безопасности труда» 1. Экономическая заинтересованность предприятий и предпринимателей в создании безопасных технологий и средств производства. 2. Анализ и оценка опасностей в сфере труда. 3. Опасные и вредные производственные факторы. 4. Теория риска и приемлемый риск. 5. Целесообразность внедрения в процессы управления охраной труда теории приемлемого риска. 6. Факторы, влияющие на формирование неблагоприятных последствий в виде травм и профзаболеваний. 7. Социальное значение охраны труда. 8. Экономическое значение охраны труда. 9. Содержание и формы расчетов социального эффекта. 10. Составляющие элементы и методы расчета экономического эффекта. 11. Учет социальных и последующих экономических последствий в современном предприятии. 12. Основные фонды в сфере охраны труда. 13. Амортизация основных фондов, методы начисления. 14. Состав и структура оборотных средств в сфере охраны труда. 15. Источники формирования оборотных средств, нормирование. 16. Экономическая эффективность использования оборотных средств, ее показатели и методика их определения. 17. Социально-экономические условия использования трудовых ресурсов. 18. Факторы и пути повышения производительности труда. 19. Сущность, основные принципы, формы, виды и системы оплаты труда. 20. Экономическая сущность и виды издержек. 21. Издержки безопасного труда как совокупность затрат живого и овеществленного труда. 22. Издержки по охране труда как составная часть себестоимости продукции. 23. Классификация издержек по элементам и статьям. 24. Уровень себестоимости и динамика себестоимости продукции в зависимости от мероприятий по охране труда. 25. Методика исчисления себестоимости продукции и мероприятия по охране труда. 26. Виды эффективности производства: экономическая и социально-экономическая. 27. Частные и обобщающие показатели эффективности использования затрат. 28. Частные и обобщающие показатели эффективности использования производственных ресурсов. 29. Виды эффективности трудоохранных мероприятий: научная, техническая, экологическая, социальная и экономическая. 30. Методы расчета социальной и экономической эффективности трудоохранных мероприятий. 31. Экономический ущерб и убытки от нарушения условий безопасного труда. 32. Оценка экономического ущерба от производственного травматизма, заболеваний, аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций антропогенного характера. 33. Экономика предупреждения убытков на производственных предприятиях. 34. Предотвращенный ущерб от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – понятие и методика расчета. 35. Влияние факторов охраны труда на показатели производительности труда. 36. Затраты на мероприятия на профилактику и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. 37. Защитные мероприятия по безопасности труда. Организационные, технические и профилактические мероприятия по охране труда. 38. Планирование и классификация мероприятий по охране труда. 39. Основные задачи подразделений организации по выполнению мероприятий по охране труда. 40. Возможности взаимодействия подразделений организаций при реализации мероприятий по охране труда. 41. Критерии отнесения затрат на охрану труда на затраты по производству продукции (работ, услуг). 42. Сущность экономики компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. 43. Виды льгот за работу в неблагоприятных условиях. 44. Порядок расчета размера доплат за работу в неблагоприятных условиях труда. 45. Основные экономические критерии предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. 46. Проблемы предприятий при организации обеспечения работников современными средствами индивидуальной защиты. 47. Финансирование работ по охране труда 48. Минимальные нормативы финансирования организаций различных организационно-правовых форм. 49. Функции управления у имеющихся видов ответственности. 50. Достаточность и целесообразность имеющихся видов ответственности за нарушение требований охраны труда. 51. Налоговый учет расходов на мероприятия по охране труда. Особенности отнесения затрат на охрану труда в налоговом и бухгалтерском учете. 52. Специфика отнесения затрат по приобретению средств индивидуальной защиты в налоговом учете. 53. Принципы формирования бюджета Фонда социального страхования РФ по направлению страхования от несчастных случаев. 54. Порядок отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска. 55. Тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 56. Использование средств Фонда социального страхования на профилактические мероприятия по охране труда. 57. Порядок, сроки и размер скидки и надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 58. Совершенствование действующего механизма предоставления скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Правила написания реферата
Цель написания реферата - более глубокое, расширенное закрепление теоретических знаний по дисциплине, выработка навыков в проведении научных исследований, при работе с литературными источниками, статистическим материалом. Оформление реферата должно соответствовать следующим требованиям: - объем работы 10 - 12 с.; - нумерация страниц начинается с первой страницы, а проставляется со второй; - в начале реферата должен быть план работы; - в тексте обязательны ссылки на используемые литературные источники, которые включены в список используемой литературы; - в конце прилагается список используемой литературы, который составляется в алфавитном порядке. После списка литературы ставится подпись автора и дата. Преподаватель, ведущий практические и семинарские занятия, оказывает помощь в разработке плана реферата, рекомендует литературу, осуществляет контроль за выполнением работы и проверяет ее. Выбор темы реферата должен быть согласован с преподавателем и обоснован с учетом наличия информации по данной теме. Реферат является одним из возможных оценочных средств поощрительного рейтинга обучающихся. Критерии оценки: - наличие логической структуры построения текста (вступление с постановкой проблемы; основная часть, разделенная по основным аспектам; заключение с выводами, полученными в результате рассуждения); - обоснование актуальности темы с точки зрения совершенствования методологии и организации деятельности предприятия при обеспечении безопасности труда, а также решения практических проблем в изучаемой области; - представление системы экономических показателей, измеряющих изучаемое явление; - освещение проблемных, альтернативных и перспективных направлений изучения данного явления; - краткий экономический анализ изучаемого явления или краткий обзор информации по теме (в случае теоретической направленности реферата); - адекватность и количество использованных источников (использование 3-5 и более учебных изданий, 4-5 и более статей из научных и научно-популярных журналов экономической направленности за последние 3 года, информационных ресурсов сети «Интернет» с обязательным указанием ссылок на источник; - самостоятельность выполнения реферата (наличие выраженной собственной позиции); - стиль и язык изложения (использование научной терминологии, цитат, стилистическое построение фраз, пояснение новых понятий и т.д.); - качество оформления работы (аккуратность, форматирование текста, визуализация информации как результат ее обработки, правильное размещение таблиц и графиков и т.д.); - владение материалом на защите (полные ответы на заданные вопросы, знание проблематики и уровня основных показателей по теме). Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если реферат оценен в 7-10 баллов; оценка «хорошо» - в 5-6 баллов; оценка «удовлетворительно» – в 3-4 баллов; оценка «неудовлетворительно» – в 0– 2 балла. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМОВ Тема 1 «Теоретические основы экономики безопасности труда»
1. Назовите факторы, влияющие на формирование неблагоприятных последствий в виде травм и профзаболеваний. 2. Какие причины влияют на возникновение травм на производстве. 3. Какие причины обуславливают профзаболеваемость. 4. В чем заключается социальная значимость охраны труда. Экономическая значимость. 5. Назовите составляющие элементы социального эффекта. 6. Назовите составляющие элементы экономического эффекта.
Тема 2 «Производственные ресурсы в сфере охраны труда»
1. Перечислите признаки, по которые их классифицируют в сфере охраны труда. 2. В чем сущность износа и какие его виды существуют? 3. Раскройте значение воспроизводства основных средств, перечислите характеризующие этот процесс показатели. 4. Что такое амортизация основных средств и какие способы ее начисления Вы знаете? 5. Каким образом можно повысить эффективность использования основных фондов на предприятиях? 6. Состав и структура оборотных средств в сфере охраны труда. 7. Дайте определение оборотных средств. 8. Каковы источники финансирования оборотных средств? 9. Назовите факторы, воздействующие на эффективность использования оборотных средств. 10. Перечислите основные пути повышения эффективности использования оборотных средств. 11. Назовите показатели эффективности использования трудовых ресурсов и укажите методы их расчета. 12. Какие факторы определяют рост производительности труда? 13. Перечислите принципы и формы организации труда на предприятиях? 14. Каковы основные принципы оплаты труда на предприятиях?
Тема 3 «Издержки по обеспечению безопасного труда» 1.Что представляют собой издержки безопасного труда как совокупность затрат живого и овеществленного труда? 2. Сущность издержек по охране труда как составной части себестоимости продукции. 3. Покажите последовательность формирования различных видов себестоимости. 4. Какие функции выполняет себестоимость? 5. По каким элементам группируют затраты, образующие себестоимость продукции? 6. Охарактеризуйте основные методы распределения затрат (калькулирование). 7. Охарактеризуйте уровень и динамику себестоимости продукции в зависимости от мероприятий по охране труда. 8. Особенности методики исчисления себестоимости продукции и мероприятия по охране труда.
Тема 4 «Эффективность деятельности в сфере охраны труда»
1. В чем состоит сущность эффективности производства. 2. Перечислите виды эффективности производства. 3. Охарактеризуйте частные и обобщающие показатели эффективности использования затрат. 4. Охарактеризуйте частные и обобщающие показатели эффективности использования производственных ресурсов. 5. Перечислите виды эффективности трудоохранных мероприятий. 6. Формы расчетов социального эффекта. 7. Элементы и методы расчета экономического эффекта. 8. Сущность методов расчета социальной и экономической эффективности трудоохранных мероприятий.
Тема 5 «Оценка экономического ущерба и предупреждения убытков»
1. Назовите виды компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Виды льгот. 2. Порядок расчета размеров доплат за работу в неблагоприятных условиях труда. 3. Сформулируйте основные экономические критерии предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда. 4. Назовите виды затрат на охрану труда. 5. Назовите факторы, влияющие на формирование неблагоприятных последствий в виде травм и профзаболеваний. 6. Методика расчета предотвращенного ущерба от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 7. Влияние тяжести труда на производительность труда. Методы расчета.
Тема 6 «Экономический механизм обеспечения безопасности труда»
1. Назовите состав основных организационных мероприятий по охране труда; технических; профилактических. 2. Дайте классификацию мероприятий по охране труда. 3. Охарактеризуйте основные задачи подразделений организации по выполнению мероприятий по охране труда. 4. Перечислите особенности планирования и классификации мероприятий по охране труда. 5. Специфика финансирования работ по охране труда. 6. Назовите минимальные нормативы финансирования организаций различных организационно-правовых форм. 7. Назовите виды ответственности за нарушение требований охраны труда. 8. Какие размеры штрафов налагаются на должностных лиц организаций за нарушение требований охраны труда (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей)? 9. В какой форме предусмотрена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда? 10. Специфика налогового учетарасходов на мероприятия по охране труда.
Тема 7 «Страхование безопасности труда» 1. Какие размеры пений существуют в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2. Назовите показатели, влияющие на установление надбавки. 3. Назовите показатели, влияющие на установление скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 4. В какие сроки происходит решение вопроса по поводу установления надбавки, скидки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 5. Какой максимальный размер скидки, надбавки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Коллоквиумы являются одним из возможных видов оценочных средств по дисциплине. Данная форма контроля позволяет оценить знания и кругозор студента, направлена на стимулирование учебной и научной деятельности обучающегося. Цель коллоквиумов – контроль усвоения учебного материала и выяснения объема знаний обучающегося по каждой из 7 тем. Проводятся после окончания каждой темы в форме собеседования преподавателя и обучающихся. По результатам одного коллоквиума студент получает 1 балл при условии соответствия ответа критериям оценки. Критерии оценки: – знание основных определений по теме и их взаимосвязей с ранее изученным материалом; – четкость и логичность построения ответа на вопрос, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки; – умение привести пример из учебного материала или из практической деятельности при ответе на вопрос; – умение аргументировать свою точку зрения при ответе на вопрос; – умение поддерживать и активизировать беседу, вовлекать в участие других студентов; – активное и творческое отношение к проведению занятия; – подготовка информационных обзоров по теме коллоквиума.
Оценка «отлично» выставляется обучающему, если он по результатам всех коллоквиумов набрал 7-10 баллов; Оценка «хорошо» – 5-6 баллов; Оценка «удовлетворительно» – 3-4 балла; Оценка «неудовлетворительно» – 0-2 балла.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации Части 1, 2.- М.: ИНФРА, 1996. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации Части 1 и 2. – М.: Ось,2001 4. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М.:ИНФРА-М,2004. 5. ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»
2. Основная учебная литература 1. Дубровин И.А., Каменский А.С. Экономика труда: учебник для вузов: М.: Издательство: Дашков и К, 2012 г. - 230 с. 2. Какаулин С.П. Экономика безопасного труда: Учебно-практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-Прес», 2007.-192 с.
3. Дополнительная учебная литература 1. Алиев И. М., Горелов Н. А., Ильина Л. О. Экономика труда: Учебник; М.: Юрайт, 2013. – 672 с. 2. Воротников А.В. Экономическая выгода от мероприятий по охране труда // Безопасность и охрана труда. – 2008. - № 1. 3. Кокин Ю. П., Шлендер П. Э. Экономика труда: учебник. – Изд-во: М.: Магистр, 2010. – 686 с. 4. Кочетов О.С. Экономическая эффективность мероприятий по охране труда // Безопасность труда в промышленности. - 2010. - № 5. - 644 с 5. Микрюков В.Ю. Безопасность в техносфере: учебник. — М.: Вузовский учебник, 2011. 6. Шлендер П. Э. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П.Э. Шлендера. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2008. 7. Экономика сельскохозяйственного предприятия: Учеб. / И. А. Минаков, Л. А. Сабетова и др.; Под ред. И. А. Минакова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013 – 363 с. 8. Экономика предприятия (фирмы). Учебник/ Под ред. О.И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2009 9. Экономика отраслей АПК: Учебник; Под ред. И. А. Минакова. М.: КолосС, 2011. 10. Экономика предприятия АПК: Учебник / И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н. П. Касторнов и др.; Под ред. И. А. Минакова. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета, 2011 – 290 с.
Экономика безопасности труда для подготовки студентов по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность
|