Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-правовые основы охраны труда в РФ и за рубежомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При изучении данного вопроса я провела сравнительный анализ организации охраны труда стран Евросоюза и стран СНГ, а так же стран Азии где организация трудовых взаимоотношений кардинально отличается от привычной нам охраны труда. Эти отличия хорошо просматриваются как в нашей республике, так и в странах постсоветского пространства. На мой взгляд, изучение охраны труда за рубежом необходимо начать с рассмотрения Международной организации труда (МОТ). Международная организация труда с момента своего создания уделяет особое внимание развитию и совершенствованию структуры национальных трудовых инспекций. Проанализировав деятельность МОТ, можно увидеть, что эта организация подписала большое количество документов, регламентирующих их работу.[27] В странах, ратифицировавших эти документы и разработавших на их основе законодательные акты, эффективность работы трудовых инспекций гораздо выше. В Латинской Америке, например, в местном трудовом законодательстве ряда стран отмечается, что спорные вопросы регулируются Конвенциями МОТ, независимо от того были они ратифицированы или нет. Согласно данных официального сайта деятельность трудовых инспекций регулируется следующими документами МОТ: 1) Конвенция № 81 об инспекции труда (1947 г.). Данный документ рассматривает: • организацию и деятельность инспекционных служб; • сотрудничество трудовых инспекций с другими организациями, как государственными, так и частными; • кадровую политику в отношении трудовых инспекций; • информационное освещение работы трудовых инспекций. Определяет основные задачи инспекции труда: • обеспечение применения положений законодательства в области охраны труда на промышленных предприятиях и транспорте, т. е. положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, медицинском обследовании, использовании труда детей и подростков и т. д.; • обеспечение работодателей и работников технической информацией и рекомендациями в сфере безопасности и гигиены труда; • доведение до сведения компетентного органа власти фактов нарушений или злоупотреблений в сфере охраны труда. А также определяет функции и полномочия трудового инспектора: • беспрепятственный доступ на любое предприятие, находящееся в зоне ответственности инспекции; • проведение расследований и, в частности, опроса людей; • изучение документов и проведение экспертиз; • выдача предписаний с целью устранения недостатков; • вынесение предупреждений, а также возможность обращения в соответствующие органы для вынесения решения о наказании виновных. В свою очередь трудовому инспектору запрещается: • иметь какую-либо прямую или косвенную заинтересованность в делах, находящихся под их контролем; • раскрывать производственные или коммерческие секреты инспектируемых им предприятий или источник жалобы. 2) Конвенция № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве (1969 г). Ее положения в значительной мере основываются на положениях Конвенции № 81. В данном документе рассматривается организация работы и функции инспекций, а также обязанности и полномочия инспекторов. Конвенция учитывает специфические особенности сельскохозяйственного сектора, и, соответственно, особенности инспекции труда, работающей в данной сфере: • организационная гибкость структуры инспекционных служб; • дополнительные функции принуждения для приведения в соответствие с законодательством условий труда на сельскохозяйственных предприятиях и фермах; • возможность включать представителей профсоюзов в систему государственных представителей инспекции труда; • возложение ряда инспекционных функций на региональном или местном уровне на другие соответствующие правительственные службы или государственные учреждения.[28] 3) Протокол к Конвенции № 81, охватывающий сектор некоммерческих услуг (1995 г). Кроме того, Международная организация труда постоянно выпускает большое количество инструкций и руководств, содержащих рекомендации направленные на решение задач по охране труда в различных отраслях производства. В качестве примера можно привести следующие инструкции МОТ: • безопасность и гигиена труда в химической промышленности; • максимальный вес переносимых грузов; • безопасность и гигиена труда в строительстве; • безопасность и гигиена труда в лесном хозяйстве; • регистрация и уведомление обо всех происшествиях и заболеваниях. Эти документы носят рекомендательный характер и применяются при разработке национальных законодательных актов, а также инструкций и методического материала. Хочу отметить, что для внедрения в жизнь новых концепций требуется определенное время. Опыт МОТ показывает, что необходимо в среднем от 3 до 5 лет, прежде чем новый законопроект будет внедрен на конкретном предприятии. Так, например, в 1981 году в Нидерландах был принят Акт об условиях труда. Однако сначала вошли в действие положения по обеспечению профессиональной безопасности, которые уже действовали. Через три года вступили в действие части, касающиеся гигиены труда, к которым социальным партнерам требовалось время приспособиться. И, наконец, спустя семь лет были полностью внедрены все пункты данного Акта, даже такой как удовлетворение от работы. Деятельность трудовых инспекций стран, входящих в состав Европейского Союза регламентируется рамочной Директивой 891/391/ЕЕС, а так же руководствуется стандартами, разработанными Международной организацией по стандартизации (ISO). В соответствии с этими стандартами ряд стран (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Ирландия) приняли в законодательном порядке национальные стандарты по безопасности и гигиене труда в производственной среде. Норвегия и Швеция на основе этих разработок внедрили системы, известные как «Внутренний контроль», в корне изменившие направление работы инспекторов труда в этих странах.[30] Европейская комиссия по стандартам (CTN), Международная комиссия по электротехнике (IEC), Институт британских стандартов, Институт норм Германии (DIN), Японский комитет по промышленным стандартам, Американская ассоциация стандартов (ASA) своими работами в этой области внесли большой вклад в совершенствование деятельности трудовых инспекций. 1. Евгений Александрович Новиков | Охрана труда за рубежом Вопросы безопасности и охраны труда, а также здоровья работников являются очень важными и актуальными для любого предприятия в России, в том числе для малого или среднего бизнеса. Охрана труда – это важнейший элемент социальной политики современного государства. Без соблюдения законов по охране труда, а также без модернизации мер по обеспечению безопасных условий труда на предприятиях невозможно эффективное развитие бизнеса. За прошедшие годы экономических реформ в России было принято немало усилий, направленных на улучшение условий охраны труда на предприятиях, в частности, разработано множество программ и принята масса законов, касающихся данного вопроса. Но, к сожалению, уровень нарушений охраны труда и, как следствие, производственный травматизм на предприятиях в России остается довольно высоким, по сравнению с экономически развитыми странами. По данным Росстата, коэффициент частоты несчастных случаев на малых и средних предприятиях на производстве превышает средний показатель по всем отраслям экономики, а по травматизму со смертельным исходом этот показатель в малом и среднем бизнесе превышает общероссийский в три раза [31]. Проанализировав различную научную литературу, мною было выделено три основные причины высокого производственного травматизма на малых и средних предприятиях в России: · отсутствие необходимых знаний и навыков по вопросам охраны труда у директоров малых и средних предприятий и, как следствие, несоблюдение законов, касающихся охраны труда; · нехватка или отсутствие необходимых методических и справочных материалов по вопросам охраны труда; · недофинансирование мероприятий, связанных с охраной труда. В связи с этим будет полезным обратить внимание на зарубежный опыт в экономически развитых странах. В таких странах прекрасно понимают, что для достижения более высоких стандартов, улучшения производительности труда необходимо также постоянно разрабатывать и совершенствовать условия охраны труда. В древнем мире представители науки уже прекрасно осознали понимание рисков, связанных с трудовой деятельностью, необходимость и целесообразность их предотвращения, а в средние века в Европе уже имелось представление о связи различных ремесел с определенными опасностями для здоровья. В 1985 г. была принята Конвенция № 161 Международной Организации труда (МОТ). Она предложила необходимый стандарт для служб охраны труда. Хотя область его применения охватывает и развивающиеся, и развитые страны, фундаментальные положения конвенции основаны на опыте промышленных стран и на осуществляемых там программах. На сегодняшний день в экономически развитых странах существует развитое законодательство, устанавливающее различные стандарты, касающиеся требований к охране труда. Более подробно хочу остановиться на принципах организации охраны труда в США. Вопросы охраны труда в этой стране играют довольно важную роль с давних времен. Правовой основой действующей государственной системы охраны труда в США является закон о безопасности труда на производстве, принятый в 1970 г. Этим законом было учреждено федеральное агентство Управления безопасности труда на производстве, которое стало основным исполнительным органом, обеспечивающим выполнение законов на всей территории США. В каждом штате были приняты свои законы и созданы исполнительные органы в сфере безопасности труда. УБТП и соответствующие департаменты труда штатов выпускают различные предписания, связанные с различными ограничениями по использованию опасных материалов, требования к вентиляции производственных помещений, водоснабжению, хранению производственных отходов и т. п. Предприниматели обязаны информировать работников о существующих опасностях производственных процессов и обучать их технике безопасности. Предприниматели также обязаны фиксировать любые случаи производственного травматизма и потери рабочего времени в результате несчастных случаев на производстве. Любой работник имеет право обратиться в УБТП по поводу имеющихся проблем с охраной труда на конкретном рабочем месте. Эти сведения служат основой для принятия решений УБТП по выбору компаний и конкретных производств для проведения проверок. Если на производстве имел место случай со смертельным исходом, УБТП принимает участие в расследовании в обязательном порядке. Ежегодно УБПТ проводит десятки тысяч проверок и накладывает десятки миллионов долларов штрафов на предпринимателей. Законы и нормативные акты по охране труда в США обязательны к соблюдению и исполнению на любых предприятиях, включая малые и средние. Для помощи пострадавшим в США существует государственная система страхования по производственному травматизму. Страхование по производственному травматизму (СПТ) предусматривает выплату денежных пособий и оказание медицинской помощи пострадавшим и их семьям. В США первый закон о страховании по производственному травматизму был принят в 1908 году (закон о страховании федеральных работников). В соответствии с ним ограниченные денежные пособия предоставлялись тем категориям федеральных работников, которые выполняли работу с повышенным уровнем риска. Первые законы о страховании по производственному травматизму были приняты в 1911 г. девятью штатами, а к 1920 г. только восемь штатов не имели такого законодательства. Лишь 1 января 1949 г. последний штат, Миссисипи, принял программу защиты рабочих, потерявших трудоспособность на производстве [32]. В США Стратегия охраны труда и безопасности рабочих мест является частью Стратегического плана министерства труда Соединенных Штатов на финансовый период 2006–2011 гг. В этом документе отражены основные направления работы федерального ведомства, отвечающего за политику в сфере труда в ответ на вызовы XXI в. Содействие безопасным, здоровым и защищенным рабочим местам является третьей из четырех стратегических целей правительства США в сфере труда. Для достижения этой цели Минтруд США намерен разработать новые инновационные подходы исполнения законов и программ, направленных на защиту здоровья и трудовых прав работников. В документе отмечается, что со временем принятия в 1970 г. федерального закона об охране труда и профессионального здоровья работников Америка в части достижения третьей стратегической цели встречает новые вызовы, связанные с демографическими изменениями, терроризмом и спросом на природные ресурсы. Горнодобывающая промышленность традиционно находится в зоне особого внимания правительства США: в 1977 г. был принят федеральный закон об охране здоровья и труда на шахтах. За период 2000–2005 гг. американцам удалось снизить уровень производственного травматизма в горнодобывающей промышленности на 35%, в то время как в целом по промышленности этот показатель снизился на 23%. Взят курс на нулевой травматизм и ликвидацию профзаболеваний в горнодобывающем секторе [32]. Как видно из написанного выше, совершенствование условий охраны труда является приоритетным направлением в будущей политике в государстве. Малый и средний бизнес в США – в центре особого внимания, для него разработаны специальные упрощенные информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные законом об охране здоровья работников и безопасности труда.[33] Как подходят к организации охраны труда в Испании? В Испании инспекция труда входит в состав Министерства труда и социальной защиты. Ее генеральный директор несет ответственность перед зам. Министра за управление, планирование и организацию работы инспекции. Несмотря на то, что кандидаты на пост генерального директора инспекции первоначально предлагаются Министром труда, окончательные назначения должны одобряться кабинетом министров. Страховые организации, обеспечивающие компенсационные выплаты в случае производственных травм или заболеваний, занимают важное место в системе охраны труда страны. В соответствии с законом работодатели, а также рабочие и служащие должны вносить взносы в Национальный институт социальной защиты, который обеспечивает льготы, такие, как пенсия по старости, а также выплаты по болезни и нетрудоспособности. Кроме того, в Испании существуют различные страховые агентства. Они собирают страховые взносы от своих компаний-членов и затем возмещают средства работодателям на выплату зарплаты рабочим и служащим в период отсутствия их на работе по причине производственных несчастных случаев или заболеваний, а также тем рабочим и служащим, которые имеют любую степень инвалидности, полученную в результате несчастного случая или заболевания. По сути дела, это страховые агентства, уполномоченные Министерством труда и социальной защиты, работающие на неприбыльной основе. Их основная роль – оказание финансовой поддержки в период отсутствия на работе, вызванного производственными несчастными случаями или заболеваниями, а также обеспечения компенсационных выплат. Они играют превентивную роль, но это всего лишь вторичная и весьма незначительная функция в отношении тех ресурсов, которые они предназначают для этой цели. Национальный совет по экономике и социальным вопросам – трехсторонний орган, включающий работодателей, рабочих и служащих, а также правительство, является национальным форумом по вопросам консультации относительно всех предложенных законопроектов, рассматривающих проблемы, связанные с охраной здоровья [34]. Таким образом, мы видим, что роль государства в области охраны труда в Испании довольно важна. Требования и нормативные акты, касающиеся охраны труда, обязательны к выполнению всеми предприятиями. Испания является страной с довольно благоприятным деловым климатом, и в тоже время следует заметить, что число проверок там минимально. Рассмотрим анализ трудового права в странах Азии. Например, в Японии действует специфическая система заработной платы, не получившая распространения в других странах: · зарплата определяется, прежде всего, стажем работы на одном предприятии. · система сдельной оплаты труда почти не применяется. · зарплата рабочих и служащих зависит от возраста, образования, непрерывного стажа работы на данном предприятии, специальности и опыта работы по данной специальности, причем ежегодно проводится очередное повышение зарплаты. Таким образом, с повышением непрерывного стажа работы на одном предприятии и возраста работающего, увеличивается его заработная плата. Благодаря этой системе японские компании достигают закрепления рабочих и служащих на своих предприятиях. Система ежегодных оплачиваемых отпусков в ее обычном виде в Японии не используется. В соответствии с законом о трудовых стандартах продолжительность оплачиваемого отпуска, отработавшего на предприятии в течение года, должна составлять не менее 6 дней. При непрерывном стаже свыше двух лет предусматривается увеличение отпуска на один день за каждый год работы. Одновременно закон допускает ограничения оплачиваемого отпуска периодом в 20 дней. Все японские предприятия закрываются на несколько дней в январе и в период сильной жары в середине августа. На это время и приходятся отпуска. Исходя из вышеизложенного, самым ужесточенным и трудоемким считается трудовое право в Японии. В данной стране урегулирование трудового права нацелено на продуктивный и огромный труд, рамки установленные законодательством Японии провоцируют на увеличение процесса и выработки труда с некоторыми, на мой взгляд, ущемлениями прав человека. Выход на пенсию так же поставлен в рамки в силу развития менеджмента и коллективного труда, вследствие чего, законодательство регулирует вопрос текучести кадров. Япония, с целью развития экономики приняло позицию европейских и западных стран, но и тут не обошлось без внедрения менталитета трудолюбивого азиатского народа. Так же одной из самых больших стран по количеству и специфике оплаты труда является Китай. В данной стране не так давно начал развиваться и набирать обороты новый трудовой кодекс государства. В новом трудовом законодательстве Китая находит отражение специфика этих стран, их особый путь постепенного развития от командно-административной системы к рыночной экономике, характерные черты их политических режимов, стремящихся сохранить любыми средствами общественную стабильность, обеспечить максимальную мобилизацию всех имеющихся хозяйственных ресурсов для преодоления вековой отсталости, скорейшей модернизации экономики, подъема жизненного уровня народных масс. В структуре и в содержании новых кодификационных актов по труде. Китая можно обнаружить сходство с советскими кодексами законов о труде. При этом социалистические компоненты в наибольшей степени присутствуют в коллективном трудовом праве, а также в отдельных формулировках, отражающих господствующую в этих странах идеологию ("оплата по труду", "трудовое соревнование", "потребности социалистической рыночной экономики", "стимулирование образцового труда", "участие работников в социальном добровольном труде"). В отличие от трудового права Японии, Китай более снисходительно относится к времени работы и к загруженности трудового процесса. Но так же как и в любой стране с начальным развитием более европейского уровня и стиля трудовых отношений существует проблемы. Основной проблемой Китая является оплата труда, страдающая от отголосков прошлых времен развития Китая с ее отсталым экономическим развитием. На данный момент жесткость правовых норм данной страны более урегулирована, но основной вопрос остался, оплата труда. На сегодняшний день соблюдение условий охраны труда экономически выгодно для любого предприятия, будь то малое или среднее. Совершенствование норм охраны труда соответствуют как интересам каждого работника и предприятия, так и в целом всему народному хозяйству. Затраты на охрану труда окупаются как в масштабах страны, так и на уровне отдельного производства. К примеру в РФ с уровнем ВВП в 4-5% ежегодно теряется по причине несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. Для обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, нашей стране необходима Национальная программа по охране труда, которая включала бы в себя национальную политику, стратегию и алгоритм действий в соответствии с принципами и задачами в этой области, провозглашенными на самом высоком уровне. Ведь комфортные и безопасные условия труда – это один из важнейших факторов, влияющих на производительность всего бизнеса, в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.013 с.) |