Типовое положение про порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовое положение про порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда



Типовое положение про порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда

Общие положения

1.1. Типовое положение про порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – Типовое положение) устанавливает порядок обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников в процессе трудовой деятельности, а также учащихся, курсантом, слушателей и студентов учебных заведений во время трудового и профессионального обучения.

1.2. Типовое положение направлено на реализацию в Украине системы беспрерывного обучения по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников, оказание первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и правил поведения в случае возникновения аварий.

1.3. Требования данного Типового положения обязательны для выполнения всеми центральными, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями и субъектами хозяйственной деятельности (далее – предприятия) независимо от формы собственности и видов деятельности.

1.4. Субъект хозяйственной деятельности, который имеет намерение проводить обучение по вопросам охраны труда работников других субъектов хозяйственной деятельности или профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, которые привлекаются к выполнению работ с повышенной опасностью, должен получить соответствующее разрешение Госнадзорохрантруда или его территориального органа в порядке определенном постановлением Кабинета Министров Украины от 15.10.2003 № 1631 (с изменениями и дополнениями).

1.5. Надзор за соблюдением требований этого Типового положения осуществляют органы государственного надзора за охраной труда, а контроль - службы охраны труда центральных и местных органов исполнительной власти, местного самоуправления и предприятий.

1.6. Координацию и методическое сопровождение субъектов хозяйственной деятельности, которые проводят обучение работников по вопросам охраны труда, осуществляет Главный учебно-методический центр Госнадзорохрантруда и учебные подразделения експертно-технических центров Госнадзорохрантруда.

1.7. Определение понятий и терминов

В этом Типовом положении приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

обучение по вопросам охраны труда – это обучение работников, учеников, курсантов, студентов, слушателей с целью получения необходимых знаний и навыков по вопросам охраны труда или безопасного ведения работ;

работа с повышенной опасностью – это работа в условиях влияния вредных или опасных производственных факторов или такая, где есть необходимость в профессиональном отборе, или связанная с обслуживанием, управлением, применением технических средств труда или технологических процессов, которые характеризуются повышенной степенью риска возникновения аварий, пожаров, угрозы жизни, причинения вреда здоровью, имуществу, окружающей среде;

специальное обучение – это ежегодное изучение работниками, которые привлекаются к выполнению работ с повышенной опасностью или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, требований соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда;

стажировка – приобретение лицом практического опыта выполнения производственных заданий и обязанностей на рабочем месте предприятия после теоретической подготовки до начала самостоятельной работы под непосредственным руководством опытного специалиста.

дублирование – самостоятельное выполнение работником (дублером) профессиональных обязанностей на рабочем месте под надзором опытного работника с обязательным прохождением противоаварийных и противопожарных тренировок.

Изучение основ охраны труда в учебных заведениях и во время профессионального обучения работников на предприятии

2.1.Изучение основ охраны труда в учебных заведениях, а именно: предмета «охрана труда» (профессионально-технические учебные заведения), учебных дисциплин «основы охраны труда» (высшие учебные заведения) и «охрана труда в отрасли» (высшие учебные заведения), проводится по типовым учебным планам и программам по этому предмету и учебным дисциплинам, которые утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда. Отдельные вопросы (разделы) по охране труда должны предусматриваться в учебных программах общетехнических и специальных дисциплин.

2.2. Изучение нормативных дисциплин по охране труда во всех высших учебных заведениях осуществляется в соответствии з приказом Министерства образования от 02.12.98 № 420 «Про усовершенствование обучения по охране труда и безопасности жизнедеятельности в высших учреждениях образования Украины», зарегистрированного Министерством юстиции Украины 03.02.99 за № 59/3352.

2.3. Содержание и объем предмета «охрана труда» для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности, определяется типовым учебным планом и типовой учебной программой по предмету «охрана труда», которые утверждаются специально уполномоченным органом центральной исполнительной власти в сфере образования и науки и согласовываются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.

При этом теоретическая часть предмета «охрана труда» изучается объемом не меньше 30 часов, а во время переподготовки и повышения квалификации – не меньше 15 часов. Специфические вопросы охраны труда для конкретных профессий должны изучаться в курсах специальных и общетехнических дисциплин - с целью объединения технологической подготовки с подготовкой по охране труда, а рабочие учебные программы этих дисциплин должны включать соответствующие вопросы безопасности труда.

Теоретическая часть предмета «охрана труда» во время профессиональной подготовки работников для выполнения работ, которые не относятся к перечню работ повышенной опасности, изучается в объеме не меньше 10 часов, а во время переподготовки и повышения квалификации - не меньше 8 часов.

Объем часов предмета «охрана труда» не может уменьшаться во время разработки рабочих учебных планов и программ.

2.4. При подготовке в профессионально-технических учебных заведениях работников по профессиям, связанным с работами повышенной опасности, обучение проводится с учетом требований Положения о порядке трудового и профессионального обучения несовершеннолетних профессиям, связанным с работами с вредными и трудными условиями труда, а также с работами повышенной опасности, утвержденного специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда в редакции, утвержденной приказом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда от 15.12.2003 № 244 и зарегистрированного Министерством юстиции Украины 30.12.2003 за № 1257/8578.

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Трудовой кодекс

Луганской Народной Республики

(Выписка)

РАЗДЕЛ X.ОХРАНА ТРУДА

ГЛАВА33.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья231.Основные понятия

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

ГЛАВА34.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья233.Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах Луганской Народной Республики, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Советом Министров Луганской Народной Республики с учетом мнения республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

ЧАСТЬ 6

Естественная вентиляция

 

Канальными системами естественной вентиляции называются системы, в которых подача наружного воздуха или удаление загрязненного осуществляется по специальным каналам, предусмотренных в конструкциях здания, или приставным воздуховодам. Воздух в этих системах перемещается вследствие разности давлений наружного и внутреннего воздуха.

Вытяжная естественная канальная вентиляция осуществляется преимущественно в жилых и общественных зданиях для помещений, не требующих воздухообмена больше однократного. В производственных зданиях согласно СНиП 2.04.05 – 86 естественную вентиляцию следует проектировать, если она обеспечит нормируемые условия воздушной среды в помещениях и если она допустима по технологическим требованиям.

Вытяжная естественная канальная вентиляция состоит из вертикальных внутренних или приставных каналов с отверстиями, закрытыми жалюзийными решетками, сборных горизонтальных воздуховодов и вытяжной шахты. Для усиления вытяжки воздуха из помещений на шахте часто устанавливают специальную насадку – дефлектор. Загрязненный воздух из помещений поступает через жалюзийную решетку в канал. Поднимается вверх, достигая сборных воздуховодов, и оттуда выходит через шахту в атмосферу. Вытяжка из помещений регулируется жалюзийными решетками в вытяжных отверстиях, а так же дроссель-клапанами или задвижками, устанавливаемыми в сборном воздуховоде и в шахте.

В жилых зданиях массовой застройки традиционно выполняется естественная вытяжная вентиляция. В начале массового жилищного строительства применялась вентиляция с индивидуальными каналами от каждой вытяжной решетки, которые соединялись с вытяжной шахтой непосредственно или через сборный канал на чердаке. В зданиях до четырех этажей эта схема применяется до сих пор. В высоких домах для экономии места через каждые четыре - пять этажей несколько вертикальных каналов объединялось одним горизонтальным, от которого далее воздух направлялся к шахте по одному вертикальному каналу.

В настоящее время принципиальным решением систем естественной вытяжной вентиляции многоэтажных зданий является схема, включающая в себя вертикальный сборный канал - "ствол" - с боковыми ответвлениями - "спутниками". Воздух поступает в боковое ответвление через вытяжное отверстие, расположенное в кухне, ванной комнате или туалете и, как правило, в междуэтажном перекрытии над следующим этажом перепускается в магистральный сборный канал. Такая схема значительно компактнее системы с индивидуальными каналами, может быть аэродинамически устойчивой и отвечает требованиям противопожарной безопасности.

 

Механическая вентиляция

 

Системы механической вентиляции по сравнению с естественной более сложны в конструктивном отношении и требуют больших первоначальных затрат и эксплуатационных расходов. Вместе с тем они имеют ряд преимуществ. К основным их достоинствам относятся: независимость от температурных колебаний наружного воздуха и его давления, а также скорости ветра; подаваемый и удаляемый воздух можно перемещать на значительные расстояния; воздух, подаваемый в помещение, можно обрабатывать (нагревать или охлаждать, очищать, увлажнять и осушать). Вследствие этого механическая вентиляция, как приточная, так и вытяжная, получила весьма широкое применение, особенно в промышленности.

Приточные системы механической вентиляции состоят из следующих конструктивных элементов: 1) воздухоприемного устройства, через которое наружный воздух поступает в приточную камеру; 2) приточной камеры с оборудованием для обработки воздуха и подачи его в помещения; 3) сети каналов и воздуховодов, по которым воздух вентилятором распределяется по отдельным вентилируемым помещениям; 4) приточных отверстий с решетками или специальных приточных насадок, через которые воздух из проточных каналов поступает в помещения; 5) регулирующих устройств в виде дроссель-лапанов или задвижек, устанавливаемых в воздухоприемных устройствах, на ответвлениях воздуховодов и в каналах.

Вытяжные системы механической вентиляции обычно состоят из следующих элементов: 1) жалюзийных решеток и специальных насадков, через которые воздух из помещений поступает в вытяжные каналы; 2) вытяжных каналов, по которым воздух, извлекаемый из помещений, транспортируется в сборный воздуховод; 3) сборных воздуховодов, соединенных с вытяжной камерой; 4) вытяжной камеры, в которой установлен вентилятор с электродвигателем; 5) оборудования для очистки воздуха, если удаляемый воздух сильно загрязнен; 6) вытяжной шахты, служащей для отвода в атмосферу воздуха, извлекаемого из помещений; 7) регулирующих устройств (дроссель-клапанов и задвижек).

Отдельные приточные и вытяжные системы механической вентиляции могут не иметь некоторых из перечисленных элементов. Например, приточные системы вентиляции не всегда комплектуются фильтрами для очистки воздуха.

В настоящее время в общественных и производственных зданиях устраивают преимущественно механическую вентиляцию, в которой воздух перемещается по сети воздуховодов и другим элементам системы с помощью радиальных и осевых вентиляторов, приводимых в действие электродвигателями.

Системы механической общеобменной вытяжной вентиляции следует предусматривать для помещений складов с выделением вредных газов и паров, предусматривая резервную систему механической вытяжной вентиляции на требуемый воздухообмен, размещая местное управление системой при входе. Допускается предусматривать системы общеобменной вентиляции с естественным побуждением при выделении вредных газов и паров 3-го и 4-го классов опасности, если они легче воздуха.

 

Действие электрического тока на организм человека

Электронасыщенность современного производства формирует электрическую опасность, источником которой могут быть электрические сети, электрифицированное оборудование и инструмент, вычислительная и организационная техника, работающая на электричестве. Это определяет актуальность проблемы электробезопасности – ликвидацию электротравматизма.

Электробезопасность – это система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Электротравматизм по сравнению с другими видами производственного травматизма составляет небольшой процент, однако, по числу травм с тяжёлым и особенно летальным исходом занимает одно из первых мест.

Анализ производственного травматизма в мясной промышленности показывает, что в среднем около 18 % всех тяжёлых и смертельных случаев происходит в результате поражения электрическим током.

Наибольшее число электротравм (60-70 %) происходит на работе на электроустановках напряжением до 1000 В. Это объясняется широким распространением таких установок и сравнительно низким уровнем подготовки лиц, эксплуатирующих их. электроустановок свыше 1000 В в эксплуатации значительно меньше и их обслуживает специально обученный персонал, что и обуславливает меньшее количество электротравм.

Заключение

Развитие техники изменяет условия труда человека, но не делает их безопаснее, напротив – в процессе эксплуатации новой техники зачастую проявляются неизвестные ранее опасные факторы.

Современное производство немыслимо без широкого применения электроэнергетики. Пожалуй, нет такой профессиональной деятельности, где бы не использовался электрический ток.

Негативные для здоровья человека последствия, выявляющиеся в ходе эксплуатации технологического оборудования, выдвинули в настоящее время обеспечение производственной безопасности на производстве в число острейших технических и социально-экономических проблем. Наиболее страшное последствие удара электрическим током – смерть. К счастью, она случается в этом случае довольно редко.

Для недопущения электропоражения и обеспечения электробезопасности на производстве применяют: изолирование проводов и других компонентов электрических цепей, приборов и машин; защитное заземление; зануление, аварийное отключение напряжения; индивидуальные средства защиты и некоторые другие меры.

К сожалению, повсеместное старение производственных фондов, ветшание помещений отрицательно сказывается и на качестве электропроводки. Пробои в электропроводке ведут не только к ударам током, но и являются одной из основных причин пожаров.

 

Типовое положение про порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда

Общие положения

1.1. Типовое положение про порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – Типовое положение) устанавливает порядок обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников в процессе трудовой деятельности, а также учащихся, курсантом, слушателей и студентов учебных заведений во время трудового и профессионального обучения.

1.2. Типовое положение направлено на реализацию в Украине системы беспрерывного обучения по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников, оказание первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и правил поведения в случае возникновения аварий.

1.3. Требования данного Типового положения обязательны для выполнения всеми центральными, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями и субъектами хозяйственной деятельности (далее – предприятия) независимо от формы собственности и видов деятельности.

1.4. Субъект хозяйственной деятельности, который имеет намерение проводить обучение по вопросам охраны труда работников других субъектов хозяйственной деятельности или профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, которые привлекаются к выполнению работ с повышенной опасностью, должен получить соответствующее разрешение Госнадзорохрантруда или его территориального органа в порядке определенном постановлением Кабинета Министров Украины от 15.10.2003 № 1631 (с изменениями и дополнениями).

1.5. Надзор за соблюдением требований этого Типового положения осуществляют органы государственного надзора за охраной труда, а контроль - службы охраны труда центральных и местных органов исполнительной власти, местного самоуправления и предприятий.

1.6. Координацию и методическое сопровождение субъектов хозяйственной деятельности, которые проводят обучение работников по вопросам охраны труда, осуществляет Главный учебно-методический центр Госнадзорохрантруда и учебные подразделения експертно-технических центров Госнадзорохрантруда.

1.7. Определение понятий и терминов

В этом Типовом положении приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

обучение по вопросам охраны труда – это обучение работников, учеников, курсантов, студентов, слушателей с целью получения необходимых знаний и навыков по вопросам охраны труда или безопасного ведения работ;

работа с повышенной опасностью – это работа в условиях влияния вредных или опасных производственных факторов или такая, где есть необходимость в профессиональном отборе, или связанная с обслуживанием, управлением, применением технических средств труда или технологических процессов, которые характеризуются повышенной степенью риска возникновения аварий, пожаров, угрозы жизни, причинения вреда здоровью, имуществу, окружающей среде;

специальное обучение – это ежегодное изучение работниками, которые привлекаются к выполнению работ с повышенной опасностью или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, требований соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда;

стажировка – приобретение лицом практического опыта выполнения производственных заданий и обязанностей на рабочем месте предприятия после теоретической подготовки до начала самостоятельной работы под непосредственным руководством опытного специалиста.

дублирование – самостоятельное выполнение работником (дублером) профессиональных обязанностей на рабочем месте под надзором опытного работника с обязательным прохождением противоаварийных и противопожарных тренировок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.053 с.)