Огнегасительные средства и их свойства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Огнегасительные средства и их свойства.



Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Огнегасительные средства по доминирующему принципу прекращения горения подразделяются на четыре группы: охлаждающего, изолирующего, разбавляющего и ингибрирующего действия.

Средства охлаждения: вода, раствор воды со смачивателем, твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде), водяные растворы солей.

Средства изоляции: огнетушащие пены (химическая, воздушно-механическая), огнетушащие порошковые составы, негорючие сыпучие вещества (песок, земля, шлаки, флюсы, графит), листовые материалы (покрывала, щиты).

Средства разбавления: инертные газы (диоксид углерода, азот, аргон), дымовые газы, водяной пар, тонкораспылённая вода, газоводяные смеси, продукты взрыва ВВ.

Средства химического торможения реакции горения: галоидоуглеводороды (бромистый этил, хладоны), составы на основе галоидоуглеводородов, водобромэтиловые растворы (эмульсии), огнетушащие порошковые составы.

Вода – наиболее распространённое огнетушащее вещество. Она обладает большой теплоёмкостью, значительной теплотой парообразования, что позволяет отнимать большое количество тепла в процессе тушения пожара. При тушении пожаров воду используют в виде компактных, распылённых и тонкораспылённых струй.

Вода со смачивателем обладает хорошей проникающей способностью, за счёт чего, достигается наибольший эффект в тушении пожаров и особенно при горении волокнистых материалов, торфа, сажи. Водные растворы смачивателей позволяют уменьшить расход воды на 30 – 50%, а также продолжительность тушения пожара.

Однако следует иметь в виду, что вода как огнетушащее средство имеет ряд свойств, ограничивающих её применение. Так воду нельзя применять для тушения следующих пожаров:

- электроустановок и аппаратов, находящихся под напряжением, так как это может привести к короткому замыканию аппаратуры и поражению людей электрическим током;

- материалов, хранящихся в месте с карбидом кальция и негашеной известью;

- металлического натрия, калия, магния, поскольку при этом происходит разложение воды с образованием взрывоопасной смеси.

Вместе с тем она является причиной значительного ущерба, если при тушении пожара подают необоснованно большое число стволов, применяют внутри помещений без не перекрывных кранов или оставляют без присмотра действующие стволы и т.д. При пожарах на чердаках или на верхних этажах зданий вода может промочить расположенные ниже перекрытия и перегородки, задерживаясь на водонепроницаемых участках, создаёт дополнительную нагрузку на конструкции перекрытий, что иногда оказывается причиной их обрушений.

Твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде) получил широкое применение как огнетушащее средство для зарядки углекислотных огнетушителей. Углекислота, находящаяся в жидком состоянии хранится под давлением, при переходе в газообразную фазу она превращается в снегообразную кристаллическую массу. Углекислота – инертный газ, без цвета и запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. 1кг жидкой углекислоты при переходе в газообразную фазу образует 500 л газа. Эти свойства углекислоты обеспечивают прекращение горения не только за счёт охлаждения, но и за счёт разбавления и изоляции горящих веществ. Как огнетушащее средство углекислота может применяться при тушении пожаров электроустановок, двигателей, а также для тушения пожаров в архивах, библиотеках, музеях, на выставках, в конструкторских бюро, аппаратуры вычислительных центров и др. Не используют её для тушения загоревшихся магния и его сплавов, металлического натрия и калия, так как при этом происходит разложение углекислоты с выделением атомарного кислорода.

Пена бывает низкой кратности (менее 10), средней (от 10 до 200) и высокой (более 200). Она изолирует горящую поверхность от доступа воздуха, не пропускает на поверхность жидкости теплоту от пламени, препятствует выходу паров жидкости и тем самым прекращает горение.

Химическая пена получается в пеногенераторах путём смешения пеногегераторных порошков и в огнетушителях при взаимодействии щёлочного и кислотного растворов. Состоит из углекислого газа (80%), воды (19,7%), пенообразующего вещества (0,3%). Обладает высокой стойкостью и эффективностью в тушении многих пожаров. Однако вследствие электропроводности и химической активности пену не применяют для тушения электро- и радиоустановок, электронной техники, двигателей различного назначения, других аппаратов и агрегатов.

Воздушно-механическая пена (ВМП) получается смешением в пенных стволах или генераторах водного раствора пенообразователя с воздухом. Она обладает необходимой стойкостью, дисперсностью, вязкостью, охлаждающими и изолирующими свойствами, которые позволяют использовать её для тушения твёрдых материалов, жидких веществ и осуществления защитных действий, при тушении пожаров по поверхности и объёмного заполнения горящих помещений (пена средней и высокой кратности). Для подачи пены низкой кратности применяют воздушно-пенные стволы СВП, а для подачи пены средней и высокой кратности – пеногенераторы ГПС.

Огнетушащие порошковые составы (ОПС) являются универсальными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнительно незначительных удельных расходах. ОПС применяют для тушения горючих материалов и веществ любого агрегатного состояния, электроустановок под напряжением, металлов, в том числе металлоорганических и других пирофорных соединений, не поддающихся тушению водой и пенами, а также пожаров при значительных минусовых температурах. ОПС подразделяются на две основные группы: общего назначения, способные создавать огнетушащее облако – для тушения большинства пожаров и специальные, создающие на поверхности материалов слой, предотвращающий доступ кислорода воздуха – для тушения металлов и металлоорганических соединений. Основным недостатком ОПС является склонность их к слеживанию и комкованию. Из-за большой дисперсности ОПС образуют значительное количество пыли, что обуславливает необходимость работы в специальной одежде, а также предохранительными для органов дыхания и зрения средствами.

Ответственность должностных лиц и работников за нарушение норм охраны труда

Ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, предусмотрена Трудовым кодексом РФ (ст. 419), Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 41), Уголовным кодексом РФ (ст. 143, 145, 216, 217, 219, 236, 237).

Статьей 419 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Профсоюзные органы могут вносить предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм безопасности.

Работники органов государственного надзора имеют право вносить представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, систематически нарушающих законодательство об охране труда, правила и нормы безопасности.

Дисциплинарная ответственность наступает для должностных лиц, поскольку они являются работниками, вследствие совершения ими дисциплинарных проступков. Специфика противоправности этих проступков состоит в нарушении правильного исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором работника с работодателем.

Привлекать работника к дисциплинарной ответственности может любое должностное лицо работодателя, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником.

Материальная ответственность наступает для должностных лиц, поскольку они являются работниками, за ущерб, причиненный ими работодателю в результате виновного противоправного поведения (действий или бездействия).

Согласно Трудовому кодексу РФ работодатель обязан доказать размер причиненного ей ущерба, а работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц вследствие допущенных ими при выполнении (невыполнении) своих функций правонарушений, причинивших вред или нарушивших права тех или иных субъектов гражданского права. Восстановление этих незаконно нарушенных прав, возмещение имущественного вреда, принудительное исполнение невыполненной обязанности и составляет сущность гражданско-правовой ответственности, которая заключается в применении к правонарушителю установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него экономически невыгодные последствия имущественного характера.

Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки.

Защита нарушенных прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими судами в особом процессуальном порядке с использованием норм Гражданского кодекса РФ.

Административная ответственность наступает для должностных лиц за совершение ими административных проступков, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судами и компетентными органами государственного управления.

Административные наказания в виде предупреждения или штрафа могут быть назначены судьей, органом или должностным лицом, уполномоченными решить дело об административном правонарушении. Остальные наказания назначаются судьей.

Статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 500 до 5000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

КоАП содержит и другие статьи, предусматривающие наказание: за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31).

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.

В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ "Нарушение правил охраны труда" нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Органы республиканского надзора за охраной труда.

территориальному (от республиканского до городского);

· объектовому (в зависимости от объекта контроля).

В настоящее время в республике действует целый ряд государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности.

1. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (300 человек, обеспечиваются республиканским бюджетом) – осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда всеми нанимателями, независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчиненности, по всем (без каких-либо изъятий) вопросам.

2. Департамент Проматомнадзора (300 человек) – осуществляет специальные функции в области промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр. Контролирует техническую безопасность на особо опасных объектах (при сооружении атомных электростанций, теплоцентралей, опытных и исследовательских атомных реакторов, устройство и эксплуатацию подъемных кранов, лифтов, систем работающих под давлением (также котельные), объектов связанных с использованием природного газа, а также горных разработок).

3. Госпожарнадзор – осуществляет контроль за пожарной безопасностью.

4. Госэнергонадзор (800 человек) – осуществляет надзор за соблюдением правил и норм при устройстве и эксплуатации электростанций, электро- и теплоиспользующих установок, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электроустановок, следит за использованием и качеством отпускаемой энергии.

5. Госсаннадзор (150 человек) – осуществляет надзор за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий направленных на предупреждение загрязнения окружающей среды. Свою деятельность осуществляет через центр гигиены и эпидемиологии (республиканский – городской) – осуществляет контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение очагов заболеваний, оздоровление условий труда, обучения, быта, отдыха населения.

6. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (70 человек) – разрабатывает нормы, стандарты, ГОСТы на продукцию, контролирует соответствие проектов и смет нормативам и стандартам, а также осуществляет надзор за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.


7. Гостехнадзор (150 человек) – осуществляет контроль и надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования; горюче-смазочных материалов.

8. Государственная экспертиза условий труда (70 человек) – охватывает практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением труда работникам и защиты их прав в этой области. Осуществляет контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и/или опасных условиях труда, а также контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

10. Госавтонадзор (ГАИ, ВАИ) – осуществляет контроль за безопасностью на дорогах.

9. Прокуратура и МВД – общий контрольный уровень. Высший надзор осуществляет генеральный прокурор.

Внутриведомственный надзор осуществляется министерствами и ведомствами, которым подконтрольно предприятие.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных. Другие общественные объединения, политические партии таким правом не наделены.

Представители профсоюзов (при наличии соответствующих документов) имеют право:

· осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу;

· принимать участие в расследовании несчастных случаев;

· принимать участие в работе комиссии по испытаниям и приемке в эксплуатацию различных объектов;

· требовать немедленного устранения нарушений и т.д.

Профсоюзы могут также ходатайствовать о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства.

Общественный контроль строится на принципах социального партнерства между профсоюзами, нанимателем и органами государственного управления.

Координация деятельности органов государственного надзора и контроля по вопросам ОТ осуществляется соответствующими органами государственного управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.023 с.)