Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рационализация режимов труда и отдыхаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Согласно ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) «охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Исследования свидетельствуют, что физиологический ритм сменной работы, как правило, строится следующим образом: за фазой врабатываемости наступает подъем работоспособности, затем начинается постепенное ее падение вплоть до минимума, совпадающего со временем обеденного перерыва. После обеда наблюдается новый подъем до максимума, а затем - к концу рабочего дня - очередное падение. Эта закономерность называется физиологической кривой работоспособности. Работоспособность не остается стабильной величиной и в течение недели. В первые дни она постепенно увеличивается в процессе вхождения в работу, наивысший ее уровень достигается на третий день, а потом она постепенно становится меньше, резко снижаясь к субботе. Правильное чередование периодов работы и отдыха на протяжении цикла трудовой деятельности (смены, суток, недели) формирует режим труда и отдыха. Он отражается в регламентированном графике трудовой деятельности на смену, неделю, месяц и год, устанавливающем в учреждении, организации распорядок с чередованием времени работы и отдыха. Основными факторами, определяющими режим труда и отдыха в течение рабочей смены, являются утвержденная общая продолжительность рабочего дня, время начала и окончания работы, продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность других перерывов на отдых и микропауз. Режим труда и отдыха на протяжении рабочей недели (месяца) характеризуется установленным количеством рабочих дней и часов на неделю (месяц), порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, а также чередованием работы в различные смены. Годовой режим обусловлен общим количеством часов и дней работы за год, периодичностью и длительностью основных и дополнительных отпусков. В медицинских учреждениях принятые режимы труда и отдыха действуют уже много лет довольно успешно. Однако в связи с переходом здравоохранения на рыночные отношения, вводом страховой медицины они претерпевают изменения. Обязанность обеспечения надлежащего технического оснащения и правильной организации всех рабочих мест, создания безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений и организаций. Это в полной степени возможно при знании руководителями всех уровней законодательной и нормативно-правовой основы этого серьезного раздела работы. Задача экспертов лицензирующих органов во время предлицензионной экспертизы лечебно-профилактических учреждений и в процессе текущего контроля проверять наличие законодательных актов, соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств в каждом учреждении. В соответствии со ст. 212 ТК РФ «работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации». Подготовка и повышение квалификации кадров Повышение квалификации кадров и их усовершенствование необходимо осуществлять с учетом потребностей каждого учреждения. Повышение деловой квалификации, организация обмена опытом позволяют более эффективно использовать труд медицинского персонала. Резервом экономии труда, повышением производительности труда медицинского работника, взаимозаменяемостью кадров служит овладение смежными специальностями, совмещение профессий. Сфера здравоохранения, как и любая отрасль народного хозяйства, в состоянии нормально функционировать, если будет обеспечена подготовленными кадрами специалистов. В составе работников учреждений и органов здравоохранения можно выделить следующие группы: врачи всех специальностей, средние медицинские работники и младший медицинский персонал. К числу средних медицинских работников относят: фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, помощников санитарных врачей и эпидемиологов, медицинских лаборантов, зубных техников, рентгенотехников и лаборантов и др. Отдельную группу составляют кадры с фармацевтическим образованием: фармацевты и лаборанты. Кроме указанных групп работников медицинского профиля в здравоохранении работают специалисты с немедицинским образованием: биологи, химики, инженеры и техники, а также юристы, экономисты, социальные работники и др. Подготовка медицинских кадров осуществляется в высших и средних учебных заведениях. Сеть учебных заведений медицинского профиля в России весьма широка. Она включает в себя свыше 50 государственных высших учебных заведений, занимающихся подготовкой медицинских кадров высшей квалификации. С 1992 г. был организован и начал функционировать целый ряд негосударственных факультетов и институтов медицинского профиля. Их деятельность осуществляется на основе лицензий на право ведения образовательной деятельности. Наряду с традиционными направлениями подготовки медицинских кадров, таких как терапия, педиатрия, стоматология, и дальнейшей специализации по одной из клинических дисциплин медицинские вузы готовят специалистов по ряду специальностей, стоящих на стыке наук и востребованных практикой современной высокотехнологичной медицины. Так, например, для здравоохранения ведется подготовка биохимиков, кибернетиков, инженеров по медицинской технике, биофизиков и др. Рыночная экономика вызвала необходимость подготовки врачей общей практики (семейных врачей), и такая специальность внесена в номенклатуру врачебных специальностей и должностей. В ряде медицинских вузов России созданы и функционируют факультеты и отделения медицинской психологии, социальной работы и реабилитации, управления и экономики здравоохранения, спортивной медицины и др. Подготовку средних медицинских работников производят свыше 450 средних медицинских и фармацевтических учебных заведений. Основные направления подготовки средних медицинских работников следующие: акушерское дело, гигиена, санитария и эпидемиология, фармация, стоматология, сестринское дело, монтаж и техническое обслуживание медицинской техники, лабораторная диагностика, медицинская оптика и др. Подготовка медицинских кадров осуществляется на основе образовательных профессиональных программ, учебных программ и планов, разрабатываемых учебными заведениями по единым государственных образовательным стандартам (ГОС). Они содержат государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по всем медицинским специальностям. В соответствии с действующим положением (приказ Минздрава РФ №286 от 19 декабря 1994 г.) к практической профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник медицинского вуза сразу после его окончания направляется в систему последипломного образования, которая предусматривает следующие формы обучения: интернатура (1 год), ординатура для углубленного изучения специальности (2-3 года), подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ по специальности (1-4 года), различные по продолжительности и формам организации обучения циклы переподготовки для врачей всех специальностей с целью повышения квалификации и сдачи экзамена на соответствующую квалификационную категорию (вторую, первую или высшую), аспирантура или докторантура, в которых в течение трех лет готовят специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования. В настоящее время существуют следующие виды последипломной подготовки: · специализация - приобретение врачом одной из выбранных специальностей, путем обучения в интернатуре по базовым (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим специальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных приказом Минздрава РФ № 33 от 18 февраля 1995 г. и дополнениями к нему; · усовершенствование: общее - предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; тематическое - предусматривающее повышение квалификации по отдельным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятельности специалиста; · сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специалиста. В процессе последипломного обучения используются различные формы подготовки специалистов: · циклы очного обучения с полным отрывом специалистов от работы; · заочно-очные циклы с заочным выполнением определенных заданий и последующим очным обучением в образовательном учреждении · прерывистые циклы - с периодическим частичным отрывом специалистов от основной работы; · выездные циклы, проводимые сотрудниками учебного заведения или учреждения, осуществляющего обучение по заявке органов здравоохранения, по месту работы специалистов. Программы подготовки и переподготовки руководителей здравоохранения должны быть дифференцированы по четырем уровням управления: · главные и старшие медицинские сестры - специалисты с высшим медицинским образованием; · заведующие структурными подразделениями (отделениями) - специалисты с высшим медицинским образованием; · руководители (и их заместители) учреждений здравоохранения', имеющие сертификат по организации здравоохранения; · руководители органов управления здравоохранением городского, районного, областного, краевого и республиканского уровней. Внедрение мероприятий по НОТ в лечебно-профилактических учреждениях Научная организация труда и передовой опыт – важнейшие элементы повышения эффективности и качества работы. Понятие «передовой опыт в здравоохранении» включает в себя методы и приемы труда медицинских работников, передовиков и новаторов, формы работы передовых трудовых коллективов, ценные начинания и предложения, обеспечивающие успешное выполнение плановых заданий и достижение высоких результатов работы коллектива. В связи с этим распространение и широкое внедрение в практику стационарных учреждений научной организации труда, передовых форм и методов работы является одной из основных задач организации деятельности структурных подразделений больниц. Основные направления в организации НОТ и внедрении передового опыта работы в больничных учреждениях: · совершенствование управления больницей и ее структурными подразделениями; · максимальное сокращение непроизводительных затрат времени врачей, среднего, младшего и инженерно-технического персонала; · эффективное использование имеющейся медицинской техники, коечного фонда, бюджета; · подбор, расстановка, воспитание и рациональное использование медицинских и инженерно-технических кадров; · внедрение в практику работы стационарных отделений современной медицинской технологии, передовых форм и методов работы, последних достижений медицинской науки и техники при организации лечебно-диагностического процесса. Для реализации этой работы на местах в больницах создают группы (бюро) НОТ и передового опыта. Группа (бюро), работающая на общественных началах, избирается в количестве 5—11 человек на общем собрании сотрудников больницы и утверждается главным врачом сроком на 2 года. Общественную группу НОТ и передового опыта возглавляет главный врач больницы или один из его заместителей. При оргметодотделах областных, краевых и республиканских больниц создаются штатные структурные подразделения службы НОТ и передового опыта (группа НОТ), включающие врача-методиста, фельдшера по НОТ и инженера по оргтехнике. Группа НОТ и передового опыта изучает фактическое использование рабочего времени работниками больницы, разрабатывает мероприятия по реализации выявленных резервов времени, организации оптимального режима труда и отдыха. Кроме того, она разрабатывает и внедряет мероприятия по улучшению расстановки кадров с учетом их подготовки и фактического опыта, ликвидации дублирования в работе, повышению культуры труда сотрудников. Группа изучает, разрабатывает и внедряет мероприятия, связанные с совершенствованием организации, оснащения и обслуживания рабочих мест (кабинеты врачей, процедурные, лечебно-диагностические подразделения и т. д.), созданием комфорта, обеспечением нормированного оптимального физического и нервно-эмоционального напряжения, основываясь на данных эргономики, эстетики и физиологии труда, участвует в разработке и внедрении мероприятий по рациональному использованию медицинской техники, оборудования, средств связи и малой механизации и др. Мероприятия по НОТ и передовому опыту наиболее эффективны при их комплексном внедрении в практику каждого учреждения. Разработанные во ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко «Методические рекомендации по внедрению комплекса мероприятий НОТ в крупном многопрофильном стационаре» (1981) утверждены Министерством здравоохранения СССР. Комплекс мероприятий по НОТ предполагает систему взаимосвязанных форм и методов организации труда в одном учреждении, охватывающих все основные направления его деятельности. К основным направлениям внедрения комплекса мероприятий НОТ и передового опыта в стационаре следует отнести: разработку должностных инструкций на все категории медицинских работников, совершенствование организации труда управленческого аппарата стационара, включающее ряд мероприятий, направленных на рационализацию труда главного врача, его заместителей, заведующих отделениями и других сотрудников больницы; организацию оперативной службы больницы, включая централизацию консультативной помощи; совершенствование оргсвязи, внедрение ЭВМ и автоматизированных информационных систем в управление больницы и др. Должностные инструкции Деятельность больниц, как и любого трудового коллектива, в той или иной мере всегда связана с разделением обязанностей между сотрудниками, а также с объединением и кооперацией их усилий при выполнении определенных трудовых процессов. Совершенствование разделения и кооперации труда как направление НОТ предполагает непрерывный процесс улучшения существующих форм кооперации трудовых процессов, периодический пересмотр круга профессиональных обязанностей каждого работника, приведение последних в соответствие с меняющимися формами организации труда в условиях конкретного учреждения. Этот динамический процесс совершенствования разделения и кооперации труда обычно закрепляется в форме должностных инструкций. Последние отражают круг функциональных обязанностей работника. Применительно к медицинским работникам понятие «должность» (главный врач, заведующий отделением, врач-ординатор, старшая медицинская сестра и др.) прежде всего определяет границы компетентности работника, т. е. круг его обязанностей, права и ответственность. В отличие от понятия «должность» понятие «специальность» (терапевт, нейрохирург, педиатр и др.) характеризует род трудовой деятельности, требующей определенных знаний и навыков. Таким образом, должностные инструкции отражают весь круг функциональных обязанностей, права и ответственность применительно к конкретному работнику с учетом его знаний, опыта, особенностей субординации, сложившихся условий, интересов дела, местной специфики. Общее требование к должностным инструкциям состоит в том, что они должны обеспечить рациональное разделение труда, равномерную нагрузку на весь медицинский персонал в течение рабочего дня при оптимальной напряженности труда. В практике учреждений здравоохранения должностные инструкции обычно разрабатывают руководители структурных подразделений. Проекты должностных инструкций обсуждают с соответствующими исполнителями, а затем согласовывают с заинтересованными службами. После получения замечаний в должностные инструкции вносят соответствующие коррективы с учетом интересов конкретного учреждения. Проекты должностных инструкций рекомендуется визировать у юристов. Уточненные должностные инструкции утверждает руководитель учреждения. Четкое разделение обязанностей и прав между работниками имеет важное значение в управлении учреждением. Общее требование к должностным инструкциям состоит в том, что они должны обеспечить рациональное разделение труда, равномерную нагрузку на весь медицинский персонал в течение рабочего дня при нормальной напряженности труда. Считается, что должностные инструкции должны пересматриваться периодически каждые два-три года, а также при изменении характера и условий деятельности структурного подразделения или всего учреждения. Продуманные должностные инструкции, разрабатываемые для всех без исключения работников того или иного структурного подразделения, позволяют положить конец дублированию в работе и, вместе с тем, не допускать, чтобы за теми или иными функциями не были закреплены исполнители. «Если путем соответственно сформулированных задач и обязанностей работника в какой-то мере обеспечены условия для самовыражения, то тем самым мобилизуется мощный фактор мотивации…»- писал в свое время польский специалист по проблемам управления С. Ковалевски (1979). Внедрение должностных инструкций в определенной мере предотвращает возникновение конфликтов между работниками, выполняющими один вид работы или находящимися во взаимосвязи в процессе труда. Множество вопросов, разногласий, взаимных обид и претензий возникает лишь потому, что неизвестно, кто какие имеет полномочия, и кто за что отвечает (Ковалевски, 1979). Недостаточно четкая регламентация профессиональных обязанностей ряда категорий медицинских работников является одной из частых причин неудовлетворенности работой и порождает текучесть кадров. При составлении должностных инструкций недопустимым является произвольное расширение или сужение обязанностей работников по желанию отдельных руководителей. Необходимо опираться на официальные документы, определяющие права и обязанности той или ной должности. Такими официальными документами являются специальные положения о лечебно-профилактических учреждениях, их структурных подразделениях, а также об отдельных должностях медицинского персонала. Основой для разработки должностных инструкций являются квалификационные характеристики.
Заключение Сфера практического применения идей и методов НОТ в системе здравоохранения исключительно велика. Рекомендации НОТ могут быть в равной степени использованы для рационализации трудовых процессов как в условиях фельдшерско-акушерского пункта и сельской врачебной амбулатории, так и в стенах крупного многопрофильного стационара или центра специализированной медицинской помощи. Могут возникнуть сомнения относительно реальности проведения мероприятий по научной организации труда в нынешних кризисных условиях. Однако совершенно неверным считается утверждение о том, что научная организация труда возможна лишь в медицинских учреждениях, оснащенных новейшей аппаратурой и оборудованием. Главное содержание НОТ состоит в обеспечении наиболее рационального использования живого труда, что в свою очередь позволяет добиваться эффективной работы всего организационного механизма учреждения при существующей материально-технической базе, то есть теми средствами, которые имеются в распоряжении в настоящий момент. Практика показывает, что для хорошей организации не всегда нужны солидные затраты. Чаще требуются внимание, организационная сметка, активный поиск резервов.
ПРИЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. № 197-ФЗ. 2. Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99г. № 181-ФЗ. 3. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций" от 12.10.96г. № 65. 4. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" от 14,03.97г. № 12 (объявлено письмом МЗ РФ от 24.06.98г. № 2510/5581-98-32). 5. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты" от 29.12.97г. №68. 6. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" от 18.12.98г. № 51 (в ред. постановления Минтруда России от 29.10.99г. № 39). 7. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве" от 07.07.99г. № 19 (объявлено письмом МЗ РФ от 25.08.99г. №2510/9351-99-32). 8. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об утверждении Рекомендаций по организации кабинета охраны труда и уголка охраны труда" от 17.01.01г. № 7 (объявлено письмом МЗ РФ от 09.02.01г. №2510/1373-01-32). 9. Приказ Наркомздрава СССР "О продолжительности рабочего дня медицинских работников" от 12.12.40г. № 584. 10. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" от 14.03.96г. № 90 (в рел. приказов Минздрава России от 11.09.2000г. 344, от 06.02.2001г. №23). 11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации" от 29.04.97г. N126. 12. Комментарий к приказу Минздрава России от 26.04.97г. № 126 "Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации. 13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об усилении мер безопасности при эксплуатации медицинских стерилизаторов" от 17.11.97г. № 338 (Приказ МЗ РФ от 18.10.02г. №318). 14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минздрава России" от 07.05.98г. № 155. 15. Комментарий к приказу Минздрава России от 07.05.98г. № 155 "Об изучении работниками системы здравоохранения вопросов охраны труда". 16. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О мерах по совершенствованию охраны труда в организациях здравоохранения" от 30.12.99г. № 459. 17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об ограничении облучения персонала и пациентов при проведении медицинских рентгенологических исследований" от 23.10.2000г. №379. 18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации" от 28.05.01г. №176. 19. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений" от 28.01.02г. № 19. 20. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об итогах совещания специалистов по охране труда и мерах по устранению недостатков" от 18.03.02г. № 86. 21. Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала от 23.12.83г. №2956а-83. 22. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских каоинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.6.1.802 - 99. 23. Письмо Министерства здравоохранения СССР "О бесплатной выдаче молока или других равноценных пишевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда" от 17.02.S8r. № 06-14/7-14 (письма МЗ СССР от 06.01.89г. №14-4/644-19, от 25.06.91г. №143-11/10-17). 24. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации "О расходах по охране труда" от 29.07.98г. № 14-07/1245-98. 25. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации "О примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности" от 19.10.2000г. №2510/11377-32. 26. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об усилении мер безопасности при эксплуатации зданий, инженерных коммуникаций, медицинской техники в учреждениях здравоохранения" от 29.01.02г. № 2510/931-02-32. 27. Типовая инструкция по охране труда для персонала отделений, кабинетов физиотерапии от 08.09.87г. 28. Типовая инструкция по охране труда при проведении работ с лазерными аппаратами от 26.05.88г. № 06-14/20. 29. Типовая инструкция по охране труда для персонала операционных блоков от 29.08.88г. 30. Перечень нормативных документов по безопасности труда для учреждений предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР от 22.10.91г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.016 с.) |