Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ уровня, тенденций и факторов роста оплаты труда работников спк «ляховичский»

Поиск

Краткая характеристика хозяйства

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ляховичский» Ляховичского района Брестской области расположен в центральной части района на расстоянии 7 км от города Ляховичи. На территории СПК находится железнодорожная станция Рейтанов.

Колхоз «Ляховичский» стал самостоятельным с 1966 года. До этого он входил в племзавод «Нача». В конце 2003 года при реорганизации (реорганизация хозяйств была предусмотрена программой реформирования сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь) колхоза был образован СПК «Ляховичский». В связи с этим форма собственности на средства производства стало коллективной. Всё имущество в хозяйстве разделено на паи, а паи в свою очередь переданы работникам СПК (размер пая зависит от стажа работающего). Принятие такой формы реформирования должно обеспечить большую материальную заинтересованность работников в результатах труда. Административный и хозяйственный центр СПК – деревня Русиновичи. С 1976 года руководитель Витко Александр Иванович, с высшем образованием по специальности зоотехник.

Деятельность предприятия осуществляется на основании Устава СПК «Ляховичский».

Предметом деятельности является:

- производство молока;

- выращивание и откорм КРС;

- производство мяса КРС;

- выращивание сельскохозяйственных культур.

Территория хозяйства характеризуется умеренно-тёплым климатом. Среднегодовая сумма осадков составляет 613 мм. Вегетационный период длится 197 дней, продолжительность пастбищного периода – 180-190 дней. Рельеф местности представляет собой повышенное плато. На склонах холмов наблюдается плоскостная эрозия. Основные типы почв в хозяйстве – дерново-подзолистые и дерново-подзолистые заболоченные. Сложившаяся система соотношений температуры и осадков, рельефа достаточно благоприятно для возделывания обычных для СПК сельскохозяйственных культур.

За хозяйством закреплено 3139 га земли, из них 2993 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 2288 га пашни. С/х угодья оценены в 34,4 балла.

В хозяйстве работает 355 человек, в том числе в с/х производстве 333 человека. Организационная структура хозяйства представлены 4-мя полеводческими бригадами, 2-мя молочно-товарными фермами, 1-ой фермой по выращиванию и откорма КРС и 1-ой свинофермой.

На 1.01.2004 года в СПК «Ляховичский» имелось 2609 голов КРС, в том числе 650 голов коров.

Энерговооруженность МТП составляет: 52 трактора, 30 грузовых автомобилей, 9 зерноуборочных комбайнов и 61 с/х машин. Ремонт сельскохозяйственной техники осуществляется в типовой ремонтной мастерской.

Общую характеристику экономики предприятия начнем со специализации. Одним из основных показателей специализации хозяйства является структура товарной продукции, которая представлена в таблице 2.1.1

 

Таблица 2.1.1 Динамика структуры товарной продукции хозяйства

Вид продукции Выручка, млн. руб.
     
млн.руб % млн.руб % млн.руб %
зерно   7,5   5,9   15,6
рапс   1,0   5,8   1,3
картофель   14,3   11,8   9,5
Итого по р/в         10,68 26,8
молоко   32,9   38,5 14,48 36,4
мясо КРС   33,5   32,4   30,4
мясо свиней   1,7   1,6   0,75
Итого по ж/в   73,4   78,1 1256,5 29,5
выручка всего            

Примечание. Источник: собственная разработка

Как свидетельствуют данные таблицы, хозяйство специализируется на производстве молока и продукции мясного животноводства с развитым производством зерна и картофеля.

Специализация с/х предприятий по структуре товарной продукции учитывает только главные отрасли. В связи с этим устанавливают коэффициент специализации с учётом всех товарных отраслей предприятия. Расчёт коэффициента специализации производится по формуле:

Кс = 100/ (SУв (2n-1), где

Кс - коэффициент специализации;

Ув – удельный вес выручки от конкретной продукции в общем объёме выручки

n – номер разряда: натуральное число, присваивающееся по порядку виду продукции, согласно её удельному весу, начиная с наиболее приоритетной продукции.

Подставляя данные таблицы 2.1.1 в формулу находим коэффициент специализации для рассматриваемого периода. Коэффициент специализации на 2003 год – 0,27. Это свидетельствует о низком уровне специализации. Чем ближе к 1, тем хозяйство более специализировано. В данном случае коэффициент специализации довольно далёк от 1, поэтому можно говорить, что хозяйство не специализируется на конкретном виде продукции, а реализует довольно разнообразную продукцию. Насколько это рационально, судить сложно. Однако можно предположить, что наличие высокоспециализированных хозяйств, является свидетельством относительной стабильности в экономике государств, поскольку высокая специализация требует хорошо налаженных, проверенных временем связей между хозяйствами, рынком и государством.

Изучив структуру реализованной продукции можно констатировать, что СПК «Ляховичский» имеет молочно-мясное направление.

Основу любого предприятия составляет его ресурсы: трудовые, земельные, основные фонды, оборотные средства. Данные о производственных ресурсах хозяйства целесообразно представить в виде таблицы, в которой содержится информация о наличии основных фондов на начало года, их динамике в течение отчётного периода и о наличии на конец года; о среднегодовой численности работников, занятых в с/х; о с/х угодьях (табл.2.1.2)

Таблица2.1.2 Производственные ресурсы сельскохозяйственного предприятия

Показатели 2002г 2003г 2004г
Среднегодовая численность работников, занятых в с/х, чел.      
Производственные основные средства, млн. руб.      
Оборотные средства, млн. руб.   1210,5 1486,5
Фондооснащённость с износом, млн. руб. 657,3 675,1 749,3
Энергообеспеченность на 100га с/х угодий, л.с.      
с/х угодья, га      
Балл пашни 34,4 34,4 34,4

Примечание. Источник: собственная разработка

Как видим СПК «Ляховичский» не очень крупное хозяйство. Площадь с/х угодий за три года выросла на 149 га. Качество пашни не изменилось и осталось на среднем уровне. Но в целом хозяйство обладает достаточным потенциалом производственных ресурсов для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Далее следует остановиться на экономических результатах деятельности с/х предприятия.

Таблица 2.1.3 Экономические результаты работы хозяйства

Показатели 2002г 2003г 2004г 2004г,% к 2002г.
Произведено валовой продукции с/х в сопоставимых ценах, млн.руб.        
Произведено валового дохода с/х, млн.руб..        
Получено балансовой прибыли, млн.руб.        
Уровень рентабельности, % 25,3 16,4 36,3  

Примечание. Источник: собственная разработка

Из таблицы видно, что хозяйство работает рентабельно. Это обеспечивается не только реализационными доходами, но и получением вне реализационных доходов (это главным образом значительные надбавки за качество поставляемой продукции). Положительную роль так же сыграло увеличение объёмов реализации более рентабельной продукции, а так же увеличение средне реализационных цен и снижение себестоимости продукции. Показатели платежеспособности представлены в таблице 2.1.4 Для нормального функционирования предприятия необходимо иметь коэффициент платежеспособности не менее 1,0. В хозяйстве он составил 1.96 в 2004г. Это высокий показатель, хотя и снизился по сравнению с 2002г. на 0.92.

 

Таблица 2.1.4 Показатели платежеспособности предприятия

Показатели 2002г. 2003г. 2004г.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,65 1,0 0,49
Коэффициент ликвидности 4,19 4,0 3,37
Коэффициент платежеспособности 2,88 2,0 1,96

Примечание. Источник: собственная разработка

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов. Минимальный уровень для коэффициента ликвидности в Республике Беларусь для сельскохозяйственных предприятий 1,5. В хозяйстве он составляет 3,37, что намного выше минимума. Это означает, что обеспечен резервный запас для компенсации убытков.

Финансовое состояние хозяйства в значительной мере зависит и от состояния оборотных активов, как наиболее мобильной части капитала. Для нормального функционирования предприятия необходимо иметь коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не менее 0,3. На предприятии он намного выше-0,49.

Следующие данные (табл. 2.1.5,2.1.6) позволяют судить об экономической эффективности производства основных видов товарной продукции растениеводства и животноводства хозяйства за 2004 год.

Таблица 2.1.5 Сравнительная экономическая эффективность производства основных видов товарной продукции растениеводства

Показатели зерно картофель рапс
Общая сумма прибыли, млн.руб.      
Её удельный вес (%): в общей прибыли р/в 84,2 9,5 6,2
В общей прибыли хозяйства 31,3 3,5 2,3
Прибыль, тыс.руб. на 1 га посева   307,7 433,3
1 чел x ч 8,02    
1 руб. всех затрат 0,624 0,06 1,04
Рентабельность, % 70,6    

Примечание. Источник: собственная разработка

Как видим, производство выше названных видов товарной продукции прибыльно, наибольшую долю в общей прибыли занимает прибыль от реализации зерна. Это объясняется тем, что природно-климатические условия поспособствовали сбору хорошего урожая. Не высокая рентабельность по картофелю является результатом того, что он в основном был направлен на корм скота и лишь малая его часть была реализована.

Таблица 2.1.6 Сравнительная экономическая эффективность производства основных видов товарной продукции животноводства

Показатели молоко мясо
КРС свиней
Общая прибыль, млн.руб.   -7 -8
Её удельный вес (%): в общей прибыли ж/в 91,6 -8 -0,4
Её удельный вес (%): в общей прибыли хозяйства 37,8 -42,2 -20
Прибыль, тыс.руб. на условную голову скота   - -
1 чел x ч   - -
1 корм. ед. 111,3 - -
1 руб. затрат на корма 0,78 - -
1 руб. всех затрат 0,37 - -
Рентабельность, % 41,7 - -

Примечание. Источник: собственная разработка

Производство продукции животноводства приносит убыток, за исключением молока, реализация которого приносит прибыль благодаря невысокой себестоимости производства единицы продукции и высокому качеству полученной продукции (например, жирность составила 4%, чистота молока). Небольшая рентабельность молока,одновременно со значительной убыточностью производства мяса- довольно типичная ситуация в стране на протяжении уже нескольких лет.

В целом предприятие получает балансовую прибыль за счет высоких объемов и качества реализуемой продукции.

Данные таблицы 2.1.7позволяют судить о динамике изменения объемов реализации отдельных видов с/х продукции.

Таблица 2.1.7 Реализация продукции сельского хозяйства за последние 3 года,тонн

Показатели       2004,% к 2000
Зерно - всего        
Картофель        
Рапс       128,7
Скот в живой массе        
Молоко цельное       103,6

Примечание. Источник: собственная разработка

Объемы реализации увеличились, что связано с тем, что годы были достаточно урожайными, что привело к увеличению валовых сборов и, соответственно к увеличению количества проданной продукции. В отношении картофеля это связано и с использованием высокоурожайного сорта «Скарб», которым засеяно 80% площади. Что касается молока, это объясняется постоянным ростом удоев (так, например, в 2004 году среднегодовой удой от коровы составил 5643 кг.),

СПК «Ляховичский» является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на получение прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

В отличии от промышленных сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю продукцию, так как часть ее используется на внутрихозяйственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны, расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой- рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Руководство хозяйства это четко понимает.

Продукция сельского хозяйства в основном реализуется государству, которое обеспечивает продовольственную безопасность страны.

Ниже приведены данные (табл.2.1.8, 2.1.9) о каналах реализации товарной продукции в 2004 году.

Таблица 2.1.8 Структура товарной продукции растениеводства по основным каналам ее продажи за 2004г., % к итого

Виды товарной продукции Продано всего, % В том числе
Государству На колхозном рынке Работникам хозяйства Другие каналы
Зерно   51,4 30,7 17.8 -
Картофель   4,7 67,9 27,3 -
Рапс     - - -

Примечание. Источник: собственная разработка

Таблица 2.1.9 Структура товарной продукции животноводства по основным каналам ее продажи за 2004г., % к итого.

Виды товарной продукции Продано всего, % В том числе
Государству На колхозном рынке Работникам хозяйства Другие каналы
Молоко   99,9 0,1 - -
Скот и птица в живой массе   95,7 0,75 3,5 -

Примечание. Источник: собственная разработка

Анализируя каналы сбыта, делаем вывод о том, что зерно (51,4%), рапс (100%), молоко (99,9%), скот и птица (95,7%) по большому счету реализуются государству. Картофель (67,9 %), а также зерно (30,7%) – колхозном рынке. Присутствует также реализация работникам хозяйства.

Продукция реализуется на Ляховичский молочный завод, Рейтановский хлебоприемный пункт, Барановичский, Березовский мясокомбинаты. И вот здесь возникают проблемы: данные предприятия зачастую не могут расплатиться сразу за поставленную продукцию и у хозяйства в балансе возникает дебиторская задолженность. Просроченная дебиторская задолженность означает недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты зарплаты,а также риск непогашения долгов. Так, например, дебиторская задолженность у предприятия на 2004г составила 113млн. руб. Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции.

Проблемой также является то,что часто цены не покрывают затраты на производство продукции даже по себестоимости, что конечно же ведет к убыткам с/х предприятие.

Таблица 2.1.10 Средняя фактическая цена реализации 1 т. товарной продукции растениеводства по основным каналам ее реализации за 2004г, млн. руб.

Виды товарной продукции Каналы реализации продукции
Государству На колхозном рынке Работникам хозяйства Другие каналы
Зерно 244,7   96.1 -
Картофель 134,5 155,2 142,6 -
Рапс   - - -

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Таблица 2.1.11 Средняя фактическая цена реализации 1 т. товарной продукции

Виды товарной продукции Каналы реализации продукции
Государству На колхозном рынке Работникам хозяйства Другие каналы
Скот и птица в живой массе 1780,0 2045,7   -
Молоко (зачетная масса) 1000,0   - -

Примечание. Источник: собственная разработка

Из приведенных данных видно, что цена реализации государству ниже, чем цена при реализации на колхозном рынке и работникам хозяйства, но из-за нынешнего положения вещей с/х предприятия не выбирают каналы реализации. Цена реализации по зерну и рапсу позволяет получать прибыль, что является хорошим показателем, так как они в основном реализуются государству, а не на колхозном рынке.

Можно сделать вывод что с/х предприятию очень трудно вести эффективную производственную деятельность, твердо стоять на ногах, так как многие хозяйства еще просто не готовы принять условия, которые им диктует рыночная экономика.

Что касается социальной инфраструктуры СПК «Ляховичский то на территории предприятия находится начальная образовательная школа и детское дошкольное заведение, фельдшерско-акушерский пункт, функционирующий с 1990 года.,которые расположены в центре деревни и отвечают всем установленным требованиям..

В центре деревни расположены сельский дом культуры, где обычно проводятся культурно-развлекательные мероприятия, а также физкультурно-оздоровительный комплекс.

Уделяется большое внимание и розничной торговле: на территории хозяйства работает 5 магазинов. Есть также коммерческий магазин. Пункты общественного питания работают только в весенне-осенний период, в момент основных сельскохозяйственных работ.

По территории кооператива проходят железнодорожные пути. Все населенные пункты оснащены проводной связью.

В общем, социальная инфраструктура СПК «Ляховичский» развита неплохо. Этому во многом способствует наличие вблизи города Ляховичи. Также в настоящее время происходит постоянное усовершенствование и обновление уже действующих организаций.

Правление СПК обязуется: оказывать всяческую помощь работникам и в особенности молодым семьям в строительстве и ремонте индивидуальных собственных жилых домов строительными материалами; организовывать бесплатную доставку детей из отдаленных населенных пунктов в школу автотранспортом кооператива; для оказанная материальной помощи, в случае смерти самого работника или его близких родственников, выделять 30 кг мяса бесплатно; постоянно улучшать досуг молодежи; содействовать развитию личного подсобного хозяйства работников, для чего содействовать продаже молодняка КРС, лошадей, свиней и выделять им сено, солому, зернофураж и др.; организовывать регулярно, как за счет собственного производства, так и на договорных началах, продажу продуктов питания и промышленных товаров.

Эффективность функционирования социальной инфраструктуры выражается в повышении производительности труда и уровень жизни его работников. Поэтому ее роль в повышении уровня интенсификации и эффективности АПК неуклонно повышается. Руководством предприятия уделяется большое внимание развитию социальной и производственной инфраструктуре предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное предприятие является крепким «середняком», устойчиво стоящем на ногах, благодаря близости рынков сбыта продукции, которыми являются г.Ляховичи и Барановичи.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что финансово-экономическое состояние СПК «Ляховичский» является устойчивым и стабильным. Следовательно деловые партнеры предприятия могут не сомневаться в его платежеспособности. Оно умеет зарабатывать прибыль, своевременно возвращать кредиты и оплачивать по ним проценты. Вместе с тем руководство хозяйства ищет резервы для улучшения своего финансового положения, для чего нужно еще полнее и интенсивней использовать земельные ресурсы, потенциал скота, ускорить оборачиваемость капитала за счет интенсификации производства и другое. Все это позволит увеличить прибыль, пополнить капитал и повысить эффективность производства.

И можно сделать вывод о том, что данное хозяйство является показательным, устойчиво стоящим на ногах. Благодаря эффективной деятельности хозяйство вошло в 60 лучших хозяйств Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.012 с.)