Тема 14. Заработная плата и нормирование труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Заработная плата и нормирование труда



План практических занятий

1. Понятие оплаты труда и заработной платы. Отличие заработной платы от гарантийных и компенсационных выплат.

2. Основные государственные гарантии по оплате труда работников.

3. Методы правового регулирования заработной платы в современных условиях хозяйствования организаций: государственное(централизованное) и локальное; нормативное и договорное.

4. Государственное (централизованное) регулирование. Установление: минимального размера оплаты труда работникам организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; систем заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного вида доплат работникам организаций, финансируемых из бюджета, форм оплаты труда. Утверждение квалификационных справочников, районных коэффициентов и установление минимальных размеров оплаты труда в особых условиях, а также в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.

5. Установление заработной платы. Договорная форма оплаты труда и ее особенности. Коллективный договор как важнейшая форма локального нормативного регулирования оплаты труда.

6. Тарифная система оплаты труда. Общая характеристика Единой тарифной сетки (ETC).

7. Формы и система оплаты труда (сдельная, повременная, их разновидности).

8. Стимулирующие выплаты.

9. Особенности оплаты труда служащих, руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

 

10. Оплата труда в особых условиях, а также в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.

11. Исчисление средней заработной платы.

12. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы.

13. Нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания),порядок их разработки и утверждения. Введение, замена и пересмотр норм труда в организации.

Методические указания

При изучении данной темы студенты должны прежде всего уяснить, что заработная плата является одним из основных элементов трудового правоотношения, а, следовательно, и одним из обязательных условий трудового договора (ст. 15, 57 ТК).

Особое внимание следует обратить на те изменения норм трудового права, которые регулируют данный круг отношений. Речь идет главным образом о Трудовом кодексе (главы 20—28). В частности, в ст. 129 Кодекса сформулированы понятия и определения оплаты труда, заработной платы и другие понятия, относящиеся к институту заработной платы. Эти понятия и определения основаны на положениях, изложенных в нормах международного права, например, Конвенции МОТ № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Оплата по труду, будучи обусловленной характером общественного производства, предопределяет правовой механизм распределения продукта труда между работником и работодателем. Указанный механизм распределения по труду нашел закрепление в нормах трудового законодательства в виде принципа обеспечения оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством.

Правовое содержание понятия «заработная плата» включает следующие признаки: а) вознаграждение за труд, который выполнен или должен быть выполнен; б) условия его выплаты устанавливаются соглашением сторон или законодательством; в) обязанность его выплаты работодателем или право на получение работником возникают в силу заключения трудового договора.

В содержание понятия «заработная плата» Трудовой кодекс включает не только адекватное вознаграждение за труд, но и выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Поэтому весьма важно обратить внимание на те элементы заработной платы, которые отличают ее от гарантийных и компенсационных выплат, предоставляемых работникам в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 164-188 ТК).

Изучив понятие заработной платы, следует перейти к методам правового регулирования оплаты труда в новых условиях хозяйствования организаций различных форм собственности и организационно-правовой структуры. Здесь важно подчеркнуть, что в условиях сегодняшнего дня существенно сужается государственное нормирование и значительно расширяется локальное (договорное) регулирование, поскольку источником заработной платы работников производственной сферы, сферы услуг и т. п. является главным образом хозрасчетный доход (прибыль) работодателя.

Трудовой кодекс (ст. 130) предусмотрел комплексную систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Эти гарантии основываются на имеющих межотраслевое значение нормах, закрепленных в Конституции РФ (ст. 7, 37 и др.).

Необходимо усвоить значение одного из основных понятий правовой организации заработной платы — минимального размера оплаты труда (МРОТ), порядок его установления, функции и служебную роль. Минимальная заработная плата отождествляется с МРОТ.

МРОТ играет роль единого социального стандарта, определяющего тот предел, ниже которого государство запрещает оплачивать труд работников. Следовательно, основной целью ее установления является обеспечение одной из важнейших государственных гарантий по оплате труда.

Трудовой кодекс РФ (ст. 133) установил зависимость МРОТ от размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Федерации, — за счет средств бюджетов этих субъектов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Особое внимание следует уделить ст. 1331 ТК, которой предусматривается установление минимальной заработной платы в субъектах Федерации. Данная статья была введена в Трудовой кодекс Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ.

Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума устанавливаются специальным федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) минимальный размер оплаты труда установлен с 1 мая 2006 г. в размере 1100 руб., а с 1 сентября 2007 г. в размере 2300 руб. Самым внимательным образом нужно усвоить вопросы, относящиеся к тарифной системе, представляющей совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. Тарифная система включает следующие основные элементы: тарифные ставки, оклады, тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Обычно к ней относят и тарифно-квалификационные справочники, содержащие квалификационную характеристику различных видов работ в зависимости от их сложности с указанием, какому разряду соответствует та или иная работа, а также требования, которые предъявляются к знаниям и навыкам работника. На основе этих справочников определяется разряд работ и присваивается соответствующий разряд работникам.

Тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам производится с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). В соответствии с Трудовым кодексом указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

ЕКС содержит квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации. ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по видам работ и производств в зависимости от их сложности и соответствующим тарифным разрядам, требования, предъявляемые к работникам. На основе этих справочников определятся разряд работ и присваивается соответствующий разряд работникам.

Применение указанных справочников направлено на сохранение единства в тарификации работ и требований, предъявляемых к работникам в условиях децентрализованно устанавливаемых тарифных систем оплаты труда.

Особое внимание надо обратить на содержание одного из основных элементов тарифной системы — тарифной ставки, установление размеров которой, соотношение между отдельными категориями работников сегодня стало прерогативой работодателя, за исключение работников организаций, финансируемых из бюджета. Надо иметь в виду, что переход к новым принципам хозяйствования потребовал отказа от централизованного установления должностных окладов, и в настоящее время они определяются непосредственно в организациях с учетом должности и квалификации работника, а утвержденный в централизованном порядке квалификационный справочник должностей служащих носит рекомендательный характер для организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности.

В целом тарифная система оплаты труда работников организаций (кроме финансируемых из бюджетов всех уровней) определяется соглашениями, коллективными договорами с учетом соответствующих квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. При этом следует учесть, что в нынешних условиях хозяйствования организаций изменился порядок образования фонда заработной платы. Организации самостоятельно формируют фонд оплаты труда в зависимости от конечных результатов годовой работы.

Определенное внимание надо сосредоточить на особенностях организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК). Государство как собственник организаций этой сферы предлагает такие условия оплаты труда, которые сочтет нужными. Отсюда правовой режим оплаты труда может быть разделен на две категории работников, оплата которых производится: а) на основе Единой тарифной сетки (ETC); б) на основе других законодательных актов (например, судьи, прокурорские работники).

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов на 2006 г., разработаны Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений в соответствии со ст. 135 ТК в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы финансирования.

Рекомендации, в частности, предусматривают: принципы формирования федеральной, региональной и муниципальных систем оплаты труда; перечень норм по оплате труда, регулируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы; систему оплаты труда работников федеральных государственных учреждений; систему оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Федерации; систему оплаты труда работников муниципальных учреждений; размеры и сроки повышения оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы; дополнительные меры по повышению оплаты труда работников учреждений здравоохранения и образования в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Размеры и условия оплаты труда указанных работников, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Регулирование оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы финансирования на основе тарифной системы оплаты труда, включающей в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты, предусмотрено ст. 143 ТК. Тарифная система устанавливается с учетом ЕКС и ЕТКС.

До формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда в полном объеме, для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда в 2006 г. Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений в Единых рекомендациях от 22 ноября 2005 г. (протокол № 10) рекомендовала применять тарифную систему оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ETC с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок 1-го и 18-го разрядов как 1: 4,5 и межразрядных коэффициентов, утверждаемых Правительством РФ.

При изучении правовой системы оплаты труда необходимо разобраться с теми системами заработной платы, которые сегодня

применяются в организациях (сдельная и повременная), уяснить разновидности сдельной оплаты труда (прямая сдельная, косвенная сдельная, сдельно-прогрессивная и аккордно-сдельная). При лом следует изучить права работодателей в области заработной платы, а также нормативные акты, регулирующие различные системы оплаты труда, порядок установления и пересмотра норм труда (норм выработки, времени, обслуживания), обратив особое внимание на содержание гл. 22 «Нормирование труда» Трудового кодекса.

Следует изучить те стимулирующие выплаты, которые работодатель с учетом мнения представительного органа работников может устанавливать в соответствии с ч. 2 ст. 135 ТК (различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки).

Премия — это денежная сумма, выплачиваемая работнику в качестве поощрения за достижения в работе. С точки зрения правового режима различаются премии, выплачиваемые: а) сверх основного заработка определенному кругу работников на основе заранее установленных в положениях о премировании показателей и условий; б) на основе общей оценки труда работников вне систем оплаты труда.

Надо обратить внимание на право работодателя выплачивать работникам надбавки и доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам, установленным согласно трудовому договору.

Надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам обеспечивают индивидуализацию размеров оплаты с учетом таких факторов, которые не отражены в тарифной сетке, например, интенсивность труда отдельного работника, его профессиональное мастерство, отношение к труду или труд в условиях, отличающихся от нормальных. Порядок установления их различен. Ряд надбавок и доплат предусмотрен законодательством, а, следовательно, их применение для работодателя является обязательным (например, за работу в ночное время, за выслугу лет). Другую группу составляют надбавки и доплаты, установление которых относится к компетенции организации (например, за профессиональное мастерство, за интенсивность труда).

Следует обратить внимание, что Трудовой кодекс (ст. 145) выделил в отдельную норму порядок оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров. Оплата этих работников в организациях, финансируемых из бюджета, осуществляется двояким путем: а) в соответствии или на основе Единой тарифной сетки; б) по специальным нормативным правовым актам (например, в прокуратуре, судах).

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора (ч. 2 ст. 145 ТК). Эта норма носит диспозитивный характер. Она предоставляет свободу сторонам трудового договора в установлении размеров оплаты труда руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам.

Студентам следует обратить внимание на изучение вопросов оплаты труда в особых условиях: на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями (ст. 146—148 ТК), а также в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, например, при выполнении работ различной квалификации, при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в ночное время и т. п. Все эти случаи четко регулируются нормами Трудового кодекса (ст. 149—158). При этом ст. 149 определяет общие правила оплаты за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, предусматривая, что размеры доплат и условия их выплаты устанавливаются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных и трудовых договорах. В случаях, предусмотренных законодательством (ст. 152—154 ТК), размеры доплат не могут быть ниже указанных законодательством. В других случаях условия выплаты доплат и их размеры определяются самими организациями в порядке локального регулирования.

По общему правилу, заработная плата должна выплачиваться в денежной форме, г. е. в рублях, что не исключает использования в некоторых случаях других форм ее выплаты. Формы оплаты труда предусмотренны ст. 131 ТК; порядок, место и сроки выплаты заработной платы — в ст. 136 ТК. При этом выдача заработной платы в неденежной форме может производиться только по письменному заявлению работника.

В сфере оплаты труда в ряде случаев важное значение имеет средний заработок работника. Надо иметь в виду, что Трудовой кодекс (ст. 139) устанавливает единый порядок исчисления средней заработной платы. Студенты должны изучить этот порядок и знать способы исчисления заработной платы во всех предусмотренных законом случаях при любом режиме работы.

В Трудовом кодексе содержатся нормы, направленные на охрану заработной платы. Речь идет об обеспечении работнику неприкосновенности заработной платы, о своевременной ее выплате, а также о привилегированном характере заработной платы при несостоятельности работодателя (ст. 130, 137—141). Кроме того, установлена ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику (ст. 142 ТК).

Законодатель исходит из того, что заработная плата является основным источником доходов большинства работающих. Поэтому в целях охраны заработной платы законодательство устанавливает ограниченный перечень оснований удержаний из нее. В ст. 137 ТК перечислены удержания, производимые работодателем в свою пользу в силу тех обязанностей, которые несет перед ним работник. По общему правилу, удержания из заработной платы, производимые работодателем в силу предоставленных ему прав, не могут превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику.

В завершение изучения данной темы студенты должны уяснить, что одним из важнейших условий надлежащей организации труда и заработной платы является нормирование труда. Понятие норм труда (норм выработки, времени, обслуживания) и порядок их установления, разработки и утверждения типовых норм труда, введения, замены и пересмотра норм труда регулируются ст. 160—163 ТК. В качестве гарантии для работников нормами трудового права установлено, что работодатель может применять системы нормирования труда с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников данной организации. Системы нормирования могут устанавливаться коллективным договором или иными локальными нормативными актами в данной организации. В соответствии со ст. 163 ТК работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки.

Если работодатель не обеспечил условий, указанных в ст. 163 ТК, и работник не выполнил установленные нормы труда, считается, что это произошло не по вине работника. Оплата труда в таком случае производится в соответствии со ст. 155 ТК в размере не ниже средней заработной платы (признание вины работодателя) или 2/3 тарифной ставки, оклада (по не зависящим от работодателя и работника причинам). Если условия труда, перечисленные в ст. 163 ТК, соблюдены, однако нормы труда не выполнены, считается, что это произошло по вине работника, и оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы (ст. 155).

ЗАДАЧИ Задача 1

При заключении коллективного договора в строительной организации в качестве Приложения к коллективному договору было принято Положение о премировании работников организации. В нем указывалось, что рабочим основных профессий (перечень прилагался) премия ежемесячно выплачивается в размере 40% за выполнение и перевыполнение установленного бригадам производственного задания при надлежащем качестве работы.

По результатам работы за июнь премию при выполнении указанных условий полагалось выплатить всем работникам участка № I. Однако премию никто не получил. Как пояснил начальник участка, на премию не были выделены средства, поскольку в целом организация не выполнила перед заказчиком установленного графиком задания по строительству объекта в этом месяце. Возник трудовой спор.

Правомерны ли действия работодателя, не выполнившего условия коллективного договора?

Разрешите ситуацию по существу.

Задача 2

В производственном объединении в установленном порядке разработано и утверждено Положение о выплате работникам вознаграждения по итогам годовой работы. В нем указывалось, что за прогулы и появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения работники лишаются этого вознаграждения полностью.

4 января руководитель организации издал приказ о лишении рабочего Прохорова, проработавшего в объединении более 10 лет, указанного вознаграждения полностью за появление 30 декабря в нетрезвом состоянии. Не отрицая факта пьянства на работе в этот день, Прохоров обратился в комиссию по трудовым спорам организации с требованием принять решение об отмене данного приказа, считая его весьма суровым.

Имел ли руководитель организации право лишить слесаря Прохорова такого вознаграждения?

Каковы основания полного или частичного лишения работника вознаграждения по итогам годовой работы организации?

Задача 3

Слесарь завода по ремонту оборудования Клочков обратился в комиссию по трудовым спорам с заявлением, в котором указал, что работодатель не оплатил ему сверхурочную работу, которую он выполнял в течение четырех дней подряд по 4 часа ежедневно.

Как выяснилось при рассмотрении в КТС заявления Клочкова, указанная работа производилась им в конце месяца по собственной инициативе с целью перевыполнения производственного задания с тем, чтобы получить дополнительную премию, предусмотренную системой оплаты труда, по результатам работы за месяц.

Дайте правовую оценку обоснованности требований работника.

В каком порядке и в каких размерах должна быть оплачена сверхурочная работа в данной ситуации?

Задача 4

При увольнении подсобного рабочего строительной организации по собственному желанию (ст. 80 ТК) возник вопрос о том, в каком порядке оплатить его работу в выходные и праздничные дни, имевшую место незадолго до увольнения.

Настаивая на том, что за работу в выходные дни следует предоставить отгулы, а не оплачивать ее, руководитель организации предложил работнику оформить увольнение на один день позже, а в последний день работы предоставить отгул без оплаты. За работу в праздничные дни руководитель пообещал доплатить работнику еще одну повременную тарифную ставку подсобного рабочего согласно присвоенному ему первому разряду.

Не согласившись с решением руководителя организации, работник обратился в комиссию по трудовым спорам с заявлением, в котором просил обязать работодателя оплатить в связи с предстоящим увольнением отработанные выходные и праздничные дни в двойном размере тарифной ставки и, кроме того, начислить за эти дни премию из расчета 20% тарифной ставки, как это предусмотрено Положением о премировании рабочих в данной организации.

Дайте оценку правомерности требований работника.

Предложите свой вариант разрешения данного спора.

Задача 5

В связи с необходимостью выполнения неотложных работ по устранению аварии на теплотрассе территории организации группа рабочих была привлечена к работе в выходной день и следующий за ним нерабочий праздничный день 23 февраля. Среди них — электросварщик 5-го разряда с повременной оплатой труда и два монтажника, труд которых по основному месту работы (монтаж каркаса нового цеха данной организации) оплачивается по сдельно-аккордной системе оплаты труда.

В каком порядке должна быть оплачена работа указанным работникам, если в их выходной день они начали работу в 20 часов и проработали до 5 часов утра, а в праздничный день вышли на работу в 16 часов и закончили ее в 2 часа ночи?

Задача 6

Бригада работников по замене кровли здания организации согласно заключенному трудовому соглашению выполнила оговоренные в соглашении работы. Общая сумма заработной платы за выполненный объем работ по трудовому соглашению составила 60 тыс. руб., однако руководитель организации принял решение выплатить членам бригады только 40 тыс. руб., ссылаясь на то, что при проверке сметы затрат на указанные в трудовом соглашении работы нормировщиком были допущены ошибки в описании перечня необходимых к выполнению работ, а также в нормировании и расчете их оплаты.

Считая, что руководством организации не выполнены условия трудового соглашения по оплате труда, работники бригады обратились в комиссию по трудовым спорам организации с заявлением о взыскании недополученной по трудовому соглашению суммы.

Подготовьте проект решения КТС организации по данному спору.

Разрешите спор по существу.

Задача 7

По заданию начальника механического цеха авиационного объединения Ларионов, токарь 6-го разряда со сдельной оплатой труда, в течение июля выполнял работу токаря 4-го разряда, поскольку работа по его квалификации 6-го разряда в данный период в цехе отсутствовала.

По мнению работника, оплата труда должна производиться по присвоенному ему 6-му разряду, в связи с чем он обратился к руководителю организации с заявлением оплатить ему работу как специалисту 6-го разряда своей профессии, однако получил отказ со ссылкой на то, что такие работы носят временный характер и отказываться от их выполнения работник не вправе, поскольку его профессия включает выполнение всех видов работ по профессии токаря.

Не согласившись с таким решением, Ларионов обратился в комиссию по трудовым спорам организации с заявлением обязать работодателя оплатить выполненную работу по присвоенному ему 6-му разряду.

Подлежит ли удовлетворению требование работника?

Каким нормативным актом должна руководствоваться КТС при вынесении решения по возникшему трудовому спору?

Подготовьте проект решения КТС.

Задача 8

Начальник сборочного цеха механического завода 25 марта издал распоряжение, в соответствии с которым с 1 апреля текущего года повышены нормы выработки для всех рабочих основных профессий на 10%. Считая такие нормы необоснованно завышенными и не соответствующими условиям труда, группа рабочих обратилась в выборный профсоюзный орган организации с требованием обязать начальника цеха отменить распоряжение.

Правомерны ли требования рабочих?

В каком порядке, при каких условиях могут пересматриваться нормы выработки в конкретной организации?

Подготовьте ответ выборного профсоюзного органа рабочим и разрешите спор по существу.

Задача 9

При заключении коллективного договора на птицефабрике представителями работников и работодателя было принято решение о том, что в случае отсутствия средств на оплату труда работодатель вправе выплачивать заработную плату работникам в установленные сроки в неденежной форме в виде птичьего мяса в пределах 20% от общей суммы заработной платы работников.

При очередной выплате заработной платы группа работников отказалась получать птичье мясо, требуя оплатить их труд в денежной форме (в рублях). В удовлетворении требований работников работодатель отказал, ссылаясь на условия заключенного коллективного договора.

Правомерно ли требование работников'.'

В каком порядке, при каких условиях может выплачиваться заработная плата в неденежной форме? Разрешите спор по существу.

Задача 10

Старший инженер по организации и нормированию труда строительного треста Кузнецов был направлен в командировку сроком на пять дней в другой город для обмена опытом работы.

По истечении срока командировки работник своевременно не представил в бухгалтерию организации финансовый отчет о затратах на командировку, в то время как за ним, по расчетам бухгалтерии, оставалась задолженность в размере 1200 руб. исходя из суммы аванса, выданного ему на командировочные расходы.

При получении очередной заработной платы указанная сумма была полностью удержана из заработной платы работника по распоряжению руководителя организации.

Правомерно ли поступил руководитель организации в данной ситуации?

Задача 11

Приказом руководителя организации сварщику 5-го разряда механического цеха в мае был снижен квалификационный разряд до 3-гo разряда сроком на три месяца за систематический брак в работе. Поводом для принятия такого решения явилась докладная записка начальника участка сварочных работ.

Считая приказ незаконным, работник обратился в комиссию по трудовым спорам.

Дайте правовую оценку данному приказу.

Какое решение должна вынести КТС?

Нормативные акты

Конвенция МОТ № 95 «О защите заработной платы» (1949 г.).

Конституция РФ (ст. 7, 37 и др.).

Трудовой кодекс РФ (гл. 20—22).

Гражданский кодекс РФ (ст. 25, 64—65).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.27 и др.).

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изм. и доп.) // Ведомости РФ. 1993. № 16. Ст. 551.

Закон РФ от 9 июня 1993 г. №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» (с изм. и доп.) И Ведомости РФ. 1993. № 28. Ст. 1064.

Федеральный.закон от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ Об исполнительном производстве-. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 43. Cт. 4904.

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. № 30. Ст. 3611.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 29 декабря 2004 г.).

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4150.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3819.

Указ Президента РФ от 28 февраля 1997 г. «Об обеспечении своевременного финансирования заработной платы» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1090.

Указ Президента РФ от 5 мая 1998 г. № 495 «О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2074.

Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1992. № 16. Ст. 1253.

Постановление Правительства РФ от 6 марта 1996 г. № 230 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1116.

Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» // СЗ РФ. № 46. Ст. 4365.

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» // СЗ РФ. 2003. 40. Ст. 3901.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 (Издание официальное. — Институт труда Минтруда России. 2001).

Разъяснение Минтруда России от 11 сентября 1995 г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, дальнего Востока и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» // Бюллетень Минтруда России. 1995. № 10.

Постановление Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих» (с изм. и доп.) // Бюллетень Минтруда России. 1996. № 7.

Постановление Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» // Бюллетень Минтруда России. 1997. № 5.

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, на 2006 год. Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 22 ноября 2005 г., протокол № 10.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2006 г.) (пп. 54-57) // Бюллетень ВС РФ

2007. № 2.

Специальная литература

Агафонова М. А. Натуральная оплата труда // Главбух. 2001. № 5.

Быгин В. Б., Мамнин С. В. Нормирование труда. М., 2002.

Гейц И. В. Нормирование и регламент (режимы) рабочего времени. М.,

Глазырин В. В. Оплата и нормирование труда // Хозяйство и право 2002 № 8.

Жуков А. Л. Рыночный механизм регулирования заработной платы. М.,

Запкин А. Д., Ремизов К. С. Экономико-правовое регулирование труда и заработной платы: учебник для вузов. М., 1999.

Кириллова Н. Достойная оплата труда — цель и средство повышения уровня жизни // Человек и труд. 2002. № 8.

Кокин Ю. Теория заработной платы и современные реалии оплаты труда в России // Человек и труд. 1995. № 7.

Кучма М. И. Оплата и нормирование труда // Практика применения Трудового кодекса РФ. М., 2003.

Кучма М. И. Правовое регулирование оплаты труда // Справочник кадровика. 2001. № 10.

Левашов В. И. Социальная политика доходов и заработной платы. М.,

Мосина Л. Необходимо упорядочить денежное содержание государственных служащих // Человек и труд. 2001. № 8.

Никитин С Л/., Степанова М. П. Формирование и политика заработной платы: опыт экономически развитых стран // Трудовое право. 2003. № 6.

Пашерстник Е. Б., Мейксин М. С, Пашерстник Н. В. Заработная плата в современных условиях. М. — СПб., 2000.

Пономарева Г. А. Заработная плата как экономическая и правовая категория // Вестник Университета Российской Академии образования. 2001. № 4.

Саликова И. М. Правовое регулирование оплаты труда в Российской Федерации. Екатеринбург, 2002.

Саликова Я. М. Оплата труда в Российской Федерации. Правовое исследование. Екатеринбург, 2003.

Средний заработок: новый порядок расчета / Серия: Труд и заработная плата. М., 2003 / под общ. ред. Г. Ю. Касьяновой.

Тучкова Э. Г. Заработная плата. Комментарий законодательства. М., 1996.

Яковлев Р А. Поощрительные системы на предприятии. М., 1995.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.118 с.)