Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 20. Защита трудовых прав работников↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План практических занятий 1. Защита трудовых прав, свобод и иконных интересов: понятие и основные способы. 2. Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 3. Государственные органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: а) федеральная инспекция труда; б) специализированные федеральные надзорные органы. 4. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 5. Ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. 6. Самозащита работниками трудовых прав. Методические указания Защитная функция трудового права предполагает в том числе принятие эффективных мер по защите трудовых прав, свобод и законных интересов работников. Статья 1 ТК в качестве одной из целей трудового законодательства признает защиту прав и интересов работников и работодателей. Понятие защиты трудовых прав работников различается в широком и узком смыслах. Защита трудовых прав работников в широком смысле понимается как реализация основной функции отрасли трудового права — защитной функции. Защита трудовых прав работников в узком смысле — это обеспечение соблюдения трудовых прав, зашита их от нарушений, включая профилактику, восстановление нарушенных трудовых прав, привлечение работодателей и их представителей к ответственности за нарушение трудового законодательства. Зашита трудовых прав работников отличается разнообразием способов. Статья 352 ТК устанавливает следующие основные способы защиты трудовых прав и свобод: а) самозащита работниками трудовых прав, б) защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; в) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; г) судебная защита. Одна из целей законодательства об охране труда — профилактика правонарушений и привлечение к ответственности нарушителей трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Предупреждение правонарушений в сфере труда осуществляется в форме государственного и общественного надзора и контроля. Прежде всего необходимо провести различие между формами надзорной и контрольной деятельности соответствующих органов и должностных лиц. Несмотря на то что термины «надзор» и «контроль» употребляются в трудовом законодательстве в единстве, разница между органами надзора и контроля проявляется, в основном, в компетенции, функциях, методах выявления правонарушений и способах реагирования на них. Органы надзора — специально уполномоченные государственные органы, компетентные в случае нарушения законодательства должностными лицами применять властные полномочия (налагать административный штраф, привлекать к уголовной ответственности и т. п.). Государственный контроль осуществляется при проведении проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, жалоб и писем работников. Важнейшее значение имеет выделение видов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В первую очередь, следует различать государственный и общественный надзор и контроль. Общественный контроль проводится профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет место в двух сферах: в сфере установления условий труда и в сфере применения указанных условий. Сообразно этому существует градация надзора и контроля на предупредительный, предварительный, текущий и последующий. Студенту нужно знать, в чем состоит различие между данными видами надзора и контроля. Предупредительный надзор и контроль присутствует при установлении на локальном уровне условий труда и осуществляется с целью недопущения принятия работодателем локальных норм, противоречащих трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Предварительный надзор и контроль призван способствовать предотвращению нарушений трудового законодательства и имеет место в основном при применении работодателем условий труда. Текущий надзор и контроль направленны на предотвращение нарушений трудового законодательства, выявление допущенных нарушений и принятие необходимых мер в таких ситуациях. Последующий надзор и контроль проводится при разрешении трудовых споров и выявлении допущенных работодателями и их представителями нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Далее необходимо остановиться на органах, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ст. 353 ТК перечисляются такие органы. Государственный надзор и контроль в сфере труда проводят следующие органы власти: 1) специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции, в том числе Федеральная инспекция труда и ее органы; 2) органы местного самоуправления; 3) министерства и ведомства (внутриведомственный контроль на подчиненных производствах); 4) Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей прокуратуры. Конституционные суды и суды обшей юрисдикции реагируют на нарушения, связанные с принятием и применением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Глава 57 ТК устанавливает систему государственных инспекций, которые следят за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Данная система включает в себя следующие федеральные надзорные органы: а) Федеральная инспекция труда; б) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Перечисленные органы действуют на основе соответствующих положений, определяющих их структуру и компетенцию, и не зависят при осуществлении своих полномочий от работодателей и вышестоящих органов. Особое внимание следует уделить правовому положению Федеральной инспекции труда, Положение о которой было утверждено постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 (в ред. от 8 января 2003 г.)'. Федеральная инспекция труда призвана обеспечить соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Трудовой кодекс определяет принципы деятельности и основные задачи органов Федеральной инспекции труда (ст. 355), их основные полномочия (ст. 356), основные права и обязанности государственных инспекторов труда (ст. 357, 358), порядок инспектирования организаций должностными лицами и органами Федеральной инспекции труда (ст. 360). Нужно отметить, что должностными лицами Федеральной инспекции труда являются государственные инспекторы труда, которые при реализации своих прав и исполнении обязанностей выступают в качестве представителей государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с органами Федеральной инспекции труда, осуществляется специально уполномоченными органами. Во-первых, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору следит за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности. Кроме того, указанная Служба контролирует проведение мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, а также соблюдение правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 366, 367 и 369 ТК и Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401'. Во-вторых, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор за неукоснительным соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил (ст. 368 ТК и Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N° 3222. Студент должен усвоить, что общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами. Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из важнейших направлений реализации защитной функции профессиональных союзов. Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы правомочны создавать для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, собственные правовые и технические инспекции труда, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (ст. 370 РФ). Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Общественный контроль имеет место в отношении тех работников, которые являются членами соответствующего профсоюза или уполномочили иной представительный орган на ведение контрольной деятельности. Студентам рекомендуется детально проанализировать положения Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», учитывая при этом то обстоятельство, что действует данный Закон в части, не противоречащей Трудовому кодексу. В данной теме следует рассмотреть также вопрос об ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Здесь необходимо изучить ст. 362 ТК. Должностные лица организаций, виновные в соответствующих нарушениях, несут ответственность (дисциплинарную, материальную, административную, уголовную) в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется по правилам, предусмотренным в ст. 192 — 195 ТК. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику, наступает в соответствии с положениями главы 38 ТК (ст. 234-237)' Административная ответственность работодателя или представляющего его лица предусматривается: 1) за нарушение трудового законодательства и правил по охране труда (ст. 5.27 КоАП); 2) уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); 3) непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); 4) необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); 5) нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); 6) уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП); 7) невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП); 8) увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП); 9) принуждение к участию или отказу от участия в забастовке(ст. 5.40 КоАП). Статья 143 УК устанавливает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо его смерть. Статья 145 УК предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Статья 145 УК определяет ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности. Одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников является самозащита. Студенту необходимо обратиться к гл. 59 ТК (ст. 379, 380) и усвоить данные положения закона. Самозащита — качественно новый для трудового законодательства способ защиты прав работника. Самозащита заключается в самостоятельных активных правомерных действиях работника по охране своих индивидуальных трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или параллельно с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда. Трудовой кодекс предусматривает только одну форму самозащиты работников — отказ от выполнения трудовых обязанностей. Самозащита трудовых прав может иметь место в случаях: а) незаконного перевода на другую работу (поручение работы, не обусловленной трудовым договором); б) задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней (ст. 142 ТК); в) возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью работника, опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (ст. 219 ТК); г) необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, а также поручения работы с вредными или опасными условиями труда, тяжелой работы, если это не определено соглашением между работником и работодателем (ст. 220 ТК). На время отказа от такой работы за работником сохраняются все права, предусмотренные законодательством. Работодатель и его представители не правомочны препятствовать работникам в осуществлении самозащиты. Закон запрещает преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав. ЗАДАЧИ Задача 1 При проведении плановой проверки соблюдения трудового законодательства в ООО «Прометей» государственный инспектор труда принял решение об отстранении от работы работников, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам работы. Генеральный директор общества отказался исполнять данное требование инспектора, объяснив это тем, что тот вправе лишь рекомендовать работодателю отстранить от работы этих лиц. Правомерны ли действия генерального директора? Может ли государственный инспектор труда принимать решения об отстранении работников от работы? Какие государственные органы, помимо Федеральной инспекции труда, осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства? Задача 2 Проверяя обоснованность жалобы Семеновой, уволенной из ЗАО «Луч», государственный инспектор труда появился на рабочем месте уволенной, не поставив в известность представителей работодателя. Выявив нарушения, допущенные при увольнении Семеновой, государственный инспектор труда выдал генеральному директору предписание, содержащее требование об отмене незаконного увольнения. Генеральный директор общества отказался выполнить данное предписание, ссылаясь на то, что в соответствии с Трудовым кодексом государственный инспектор труда обязан был поставить работодателя в известность о предстоящей проверке в организации. Как разрешить по существу возникшее противоречие? Какими правами обладает государственный инспектор труда? Каков порядок проведения проверок организаций и какими нормативными правовыми актами он регламентируется? Задача 3 Государственный инспектор по охране труда, обнаружив на автозаводе ряд грубых нарушений правил охраны труда, в результате которых имели место несчастные случаи, принял следующие решения: 1) опломбировать несколько механизмов, находящихся в неисправном состоянии; 2) запретить работу на участке горячего литья, где загазованность воздуха в два раза выше допустимых пределов; 3) остановить работу сборочного цеха, где оборудование не имело защитных приспособлений и оградительных сеток; 4) потребовать от работодателя увольнения инженера по технике безопасности как не соответствующего занимаемой должности; 5) наложить штраф на начальника сборочного цеха. Правомерны ли перечисленные действия государственного инспектора по охране труда? Задача 4 При проверке государственным инспектором соблюдения правил по охране труда на деревообрабатывающем комбинате было выявлено значительное число несчастных случаев, связанных с производством. Основными причинами были следующие факторы: а) отсутствие системы обеспечения безопасных условий труда, 6) непроведение инструктажей как при приеме на работу, гаки в процессе трудовой деятельности. Главный инженер комбината объяснил такое положение дел тем, что на работу принимались только квалифицированные работники и в указанных мероприятиях просто не было никакой необходимости. Основываются ли на законе объяснения главного инженера? Каковы обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда? Какие меры воздействия может применить государственный инспектор по охране труда к виновным? Задача 5 Комиссия по охране труда профсоюзного комитета химического завода выявила факт утечки вредных веществ и приостановила работу одного из цехов, поскольку там возникла угроза для жизни и здоровья работников. Директор завода обратился с жалобой в городскую прокуратуру. В роли прокурора дайте юридическую оценку действий комиссии. Задача 6 На железной дороге произошел несчастный случай, жертвами которого оказались два человека. Комиссия по расследованию несчастного случая по просьбе администрации составила фиктивный акт, которым вся вина за несчастный случай была возложена на пострадавших. Об этом факте стало известно государственному инспектору по охране труда, который направил соответствующие материалы в прокуратуру. Какое решение должен принять прокурор исходя из представленных ему материалов'? Каково соотношение надзорных правомочий прокурора с другими государственными надзорными органами Российской Федерации? Нормативные акты Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.). Трудовой кодекс РФ (с изм. и доп.). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. и доп.). Уголовный кодекс РФ (с т.ч. и доп.). Федеральный чакон от 12 января 1496 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3436. Указ Президента РФ от 12 ноября 1992 г. № 1355 «О государственных надзорных органах» (с изм. и доп.) // СЛПП РФ. 1992. № 20. Ст. 1661. Указ Президента РФ от 10 марта 1994 г. Л» 458 «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан» /'/ САПП РФ. 1994. № 11. Ст. 857. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. No 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4546. Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О федеральной инспекции труда» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. № 6 Ст. 760. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 т. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» // СЗ РФ. 2000.,\» 22. Ст. 2314. Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых)а нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3095. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003 № 18. Ст. 1716. Постановление Федерального горного и промышленного надзора РФ от 3 июля 1993 г. № 20 «Об утверждении и введении в действие Правил о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами» (с изм. и дон.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 32. Постановите Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессиональною союза или трудовою коллектива» // Бюллетень Минтруда России. 1994..N 5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2000 г. № 86 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации» // Бюллетень Минтруда России. 2000. № 12. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» // Бюллетень Минтруда России. 2001. № 4. Постановление Федерального горного и промышленного надзора РФ от 30 января 2001 г. № 3 «Об утверждении Единых правил безопасности при взрывных работах» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 29. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 февраля 2001 г. № 19 «Об утверждении Порядка учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 36. Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 9 июля 2002 г. № 143 «О типовых формах документов федеральной инспекции труда» (текст приказа официально не опубликован). Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 6 апреля 2005 г. № 235 «О первоочередных мерах по организации и проведению государственной экспертизы условий труда» (текст приказа официально не опубликован). Закон г. Москвы от 14 марта 2001 г. № 7 «Об охране труда в городе Москве» (с изм. и доп.) // Ведомости Московской городской Думы. 2001. № 5. Ст. 41. Распоряжение Правительства Москвы от 1 июля 2003 г. № 1140-РП «О методических указаниях по охране труда для организаций города Москвы» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003. № 42. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы от 29 декабря 2004 г. // РГ. 2005. 29 янв. Специальная литература Абрамова О. В Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2004. № 6. Абрамова О. В. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права // Трудовое право. 2004. № 6. Абрамова О. В., Коршунова Т. Ю. Правовые проблемы организации надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Труды 60. М., 1995. Викторов И. С. Надзор за соблюдением трудовых прав работников // Законность. 2002. № 11. Киселев Я. Л. Законодательство об охране труда и технике безопасности. М„ 1960. Коняхин Л. Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде М., 1982. Коршунов Ю. Н. Законодательство РФ об охране труда. Комментарий. М 2000. Коршунова Т. Ю. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами // Трудовое право. 2004. № 6. Костян И. А. Способы и формы защиты трудовых прав // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении. Материалы международной научно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. М., 2006. Кузнецова С. Прокурорский надзор в кадровом деле // Кадровое дело. 2005. № 5. Мануковская А. И. Федеральная инспекция труда как субъект защиты трудовых прав работников // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении. Материалы международной научно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. М., 2006. Полетаев Ю. Я. Прекращение трудового договора в связи с привлечением работника к уголовной или административной ответственности // Вопросы трудового права. 2006. № 6. Ставцева А. И., Шептулина Н. Н. Ответственность руководителя организации за нарушение законодательства о труде. М., 2000. Сыроватская Л. А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990. Чиканова Л. А. Организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности труда на производстве // Обеспечение безопасности населения и территорий. М., 1994. Шептулина Н. И. Совершенствование законодательства об охране труда // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. "Труды 60. М., 1995. Шептулина Н. Н. Российское законодательство об охране труда. М., 2001. Шептулина Н. Н. Комментарий к закону об основах охраны труда в Российской Федерации. М., 2002. Ярко А. В. Законодательство об охране труда. М., 1988.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.115 (0.011 с.) |