Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые ресурсы и их формирование

Поиск

Финансы АТП есть денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.

Все денежные (финансовые) отношения, в которые вступает предприятие, группируются по следующим направлениям:

 

• отношения с предприятиями и организациями, выступа­ющими в качестве заказчиков транспортных услуг. Эта груп­па отношений является основной, от нее зависит финан­совый результат деятельности предприятия;

• отношения с другими предприятиями и организациями, свя­занные с поставками запасных частей, ремонтных матери­алов, топлива, со строительством новых зданий, цехов, скла­дов, жилья;

• отношения внутри предприятия с его дочерними предпри­ятиями, филиалами, цехами, бригадами по поводу финан­сирования расходов, участия в распределении прибыли пред­приятия, по выплате заработной платы работникам пред­приятия, дивидендов по акциям, удержанию налогов;

• отношения с банковской системой по расчетам за банков­ские услуги, при получении и погашении кредитов, при при­менении факторинговых, трастовых, залоговых и других опе­раций;

• отношения с финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджеты разных уровней;

• отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию имущества, отдельных категорий работников предприятия, коммерческих и финансовых рисков;

• отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржа­ми по операциям с производственными и финансовыми ак­тивами;

• отношения с различными инвестиционными институтами (инвестиционными фондами, компаниями) по приватиза­ции и размещению инвестиций и др.;

• отношения с акционерами, которые не являются членами трудового коллектива.

Осуществление производственной деятельности предполага­ет наличие у АТП финансовых ресурсов. Поэтому основное со­держание финансовой работы заключается в формировании и использовании финансовых ресурсов, через которые производ­ственно-хозяйственная деятельность обеспечивается денежны­ми средствами, осуществляется простое и расширенное воспро­изводство.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется из раз­личных источников, которые можно разделить на внутренние (образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования) и внешние (поступ­ление ресурсов на предприятия извне).

Уставный капитал — первый и основной источник собствен­ных средств предприятия. Его величина фиксируется в уставе организации, который регистрируется в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируются основной и обо­ротный капиталы, которые используются на приобретение со­ответственно основных и оборотных фондов.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важней­шим является прибыль, которая рассчитывается как разность между доходами, полученными предприятием от всех видов деятельно­сти, и расходами.

В составе доходов учитываются:

• доходы от перевозок грузов и пассажиров, от других видов работ и услуг (погрузочно-разгрузочных, транспортно-экс-педиционных и др.);

• суммы дивидендов (доходов) от вкладов в уставный капи­тал других предприятий и в совместную деятельность;

• операционные доходы (от продажи, списания и прочего выбытия имущества предприятия — основных средств, не­материальных активов, ценных бумаг; сдачи имущества в аренду);

• внереализационные доходы, куда включаются штрафы, пени, неустойки, полученные за несоблюдение договорных обя­зательств (рис. 12.1).

Прибыль является одним из основных показателей деятель­ности коммерческих АТП. Она характеризует конечный финан­совый результат производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия, т.е. составляет основу его экономического развития.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основ­ная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере

зависят темпы экономического развития страны, отдельных ре­гионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете — повышения жизненного уровня населения.

   
   
   

Доходы от перевозки

грузов, пассажиров,

 
Доходы от произ­водственной деятельности

багажа

 

Доходы от других работ и услуг

Дивиденды от вкла­дов в уставный капи­тал других предприя­тий и в совместную деятельность
Доходы от инвес­тиционной деятельности

Общая сумма

Операционные доходы

Доходы от финан­совой деятельности
Внереализационные доходы

доходов предприятия

 

Рис. 12.1. Схема формирования доходов автотранспортного предприятия

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения созданного в сфере материального про­изводства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и их работ­никами.

Работа транспортного предприятия в условиях рыночной эко­номики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного по­казателя способствует росту объема транспортных услуг, повы­шению их качества, улучшению использования имеющихся про­изводственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увели­чении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятий и исполь­зуется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное

поощрение работников в соответствии с качеством затраченно­го труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимули­ровании дальнейшего повышения эффективности производства, усилении материальной заинтересованности работников в до­стижении высоких результатов деятельности своего предприя­тия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее рас­пределения.

Общая величина прибыли, полученная в результате всех ви­дов хозяйственной деятельности, называется балансовой прибы­лью, которая состоит из нескольких частей:

• прибыли (убытка) от выполненных перевозок;

• прибыли (убытка) от реализации других видов работ и ус­луг;

• прибыли по акциям других предприятий (дивиденды);

• прибыли от операций, связанных с движением имущества;

• прибыли от внереализационных операций.

Прибыль от выполненных перевозок представляет собой разность выручки (доходов) за выполненные перевозки без НДС и акци­зов и затрат на выполнение транспортной работы. Аналогично определяется прибыль от прочих работ и услуг.

Прибыли от операций, связанных с продажей имущества, пред­ставляет собой разность выручки от продажи основных средств и иного имущества и их балансовой стоимости, а также суммы НДС. В случае списания и выбытия имущества, не связанного с продажей на сторону, результат определяется с учетом расхо­дов по передаче или ликвидации этого имущества.

Прибыль от внереализационных операций рассчитывается как разность суммы внереализационных доходов и суммы внереали­зационных расходов.

Внереализационные операции — это хозяйственные операции, в результате которых у транспортных предприятий образуются доходы или расходы, не связанные с выполнением перевозок пассажиров или грузов.

В состав внереализационных доходов включаются доходы от долевого участия в других организациях; доходы от операций с иностранной валютой; штрафы, пени и иные санкции за нару­шение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба; доходы от сдачи имущества в аренду; про­центы, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и дру­гим долговым обязательствам; суммы средств, полученных без возмездно от других предприятий, при отсутствии оформленной соответствующим договором совместной деятельности, за исклю­чением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в установленном законодательством порядке; другие обоснованные доходы.

К внереализационным расходам относятся некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бед­ствий, а также пожаров, аварий; расходы на содержание передан­ного по договору аренды имущества; расходы на организацию выпуска ценных бумаг; расходы, связанные с обслуживанием соб­ственных ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродер­жателя, депозитария, платежного агента по процентам платежа и другие аналогичные расходы; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, по операциям в иностранной валюте; рас­ходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств; судебные издержки, сборы; расходы по операциям с тарой; расходы в виде сумм штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба; другие обоснован­ные расходы.

Конечный результат от внереализационных операций опре­деляется путем сопоставления доходов от них с потерями.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (глава 25 «Налог на прибыль предприятия») налогообложению подлежит валовая прибыль, определяемая как разность между доходами и расхо­дами предприятия.

Сумма налога на прибыль (Я) рассчитывается по формуле

Н=П•£, (12.1)

где П— налогооблагаемая прибыль; £ — налоговая ставка.

Прибыль, остающаяся после уплаты налога, носит название' чистой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия и используется для создания финансового резерва, фонда накоп­ления и фонда потребления. Автотранспортные предприятия, осуществляющие международные перевозки грузов и пассажи­ров, формируют также валютный фонд.

Порядок формирования и использования балансовой прибыли АТП представлен на рис. 12.2.

Фонд накопления предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления

предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финан­сирует капитальные вложения.

Доходы за выпол­ненные перевозки
Себестоимость выполненных перевозок

Объем выполнен­ной транспортной работы

Прибыль от выпол­ненных перевозок

Тарифы на транс­портную работу

Дивиденды от вкладов в другие предприятия
Прибыль от эксплуа­тационной дея­тельности

Прибыль от реали­зации других видов работ и услуг

 

Сальдо доходов и расходов: а)от операций с движением иму­щества;

б) от внереализа­ционных операций

 

 

I
£
 

БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ

 

               
V       V
Величина балансовой прибыли, облагаемая налогами   Сумма налога   Величина балансовой прибыли, освобожденная от налогообложения
      ........ _1      
V     >'  
Величина прибыли   Чистая прибыль, оставшаяся  
налога     в распоряжении предприятия  
                 

т

Валютный фонд
Финансовый резерв
Фонд накопления

Фонд потребления

Рис. 12.2. Схема формирования и использования балансовой прибыли транспортного предприятия

 

Средства этого фонда направляются на производственное развитие АТП, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на стро­ительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих органи­зациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредитель­ными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).

За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. Таким образом, фонд накопления является источником устав­ного капитала предприятия.

Фонд потребления — это денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материаль­ных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, выплаты компенсацион­ного характера и выплаты дивидендов.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонда опла­ты труда и выплат из фонда социального развития. Фонд опла­ты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на про­ведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строитель­ство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, пре­дусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Резервный фонд — это денежный фонд, который создается для поддержания устойчивого финансового положения АТП. Он используется для покрытия убытков предприятия, а также на выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли.

Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливаются самим предприятием по согласо­ванию с учредителем. Отчисления производятся ежекварталь­но. В настоящее время прибыль предприятия используется в сле­дующем порядке:

1) уплачивается в бюджет налог на прибыль (доход);

2) производятся отчисления в резервный фонд;

3) образуются фонды и резервы, предусмотренные учредитель­ными документами предприятия.

Кроме прибыли к внутренним источникам финансовых ре­сурсов автотранспортного предприятия относятся амортизаци­онные отчисления, которые включаются в себестоимость пере­возок и затем в составе выручки от перевозок и других услуг воз­вращаются на расчетный счет предприятия, а также выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, целевые поступления.

К устойчивым пассивам относятся средства, предназначенные на оплату труда работников предприятий. Их использование связано с тем, что заработная плата выплачивается один или два раза в месяц. Поэтому на каждом предприятии происходит уве

личение задолженности по зарплате. Эта задолженность может использоваться как временный источник финансирования соб­ственных финансовых ресурсов, например оборотных средств.

К внешним источникам финансирования относятся средства от продажи собственных ценных бумаг, кредитные инвестиции, а также дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, страховые возмещения по рискам, финансовые ресурсы, поступающие от союзов работников автомобильного транспорта, ассоциаций, отраслевых структур, бюджетные ассигнования и др.

Среди внешних источников финансирования важнейшее ме­сто принадлежит заемным средствам и кредитам коммерческих банков, к которым предприятия прибегают при временном от­сутствии или нехватке собственных средств.

Объектами кредитования могут быть затраты на приобрете­ние, изготовление и установку нового оборудования, демонтаж старого оборудования, механизацию погрузочно-разгрузочных работ, приобретение подвижного состава и другие затраты, свя­занные с внедрением новой техники. Для получения кредита на внедрение новой техники коммерческому банку представляется бизнес-план, включающий экономическое обоснование приме­нения этой техники.

Коммерческий банк, финансирующий АТП, осуществляет финансовый контроль за использованием кредита.

Одним из важнейших экономических показателей, характери­зующих деловую активность и эффективность работы организа­ций, является рентабельность. Она позволяет судить о результа­тивности деятельности организации в целом, доходности различных направлений производственно-хозяйственного функционирова­ния, окупаемости затрат, финансовом положении АТП и т.д. Показатели рентабельности рассчитываются как отношение эф­фекта (чаще всего прибыли) к наличным или используемым ре­сурсам (капитал, затраты и пр.). Рентабельность в различных фор­мах широко используется в экономическом, финансовом, мар­кетинговом видах анализа для оценки состояния и перспектив развития организации, разработки и реализации инвестицион­ной и тарифной политики на автомобильном транспорте.

Показатели рентабельности могут определяться с применением балансовой прибыли (БПр), прибыли от реализации продукции {Пр) и чистой прибыли {ЧПр). Их разделяют на показатели, отражающие доходность капитала и его частей, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиций, а также от­ражающие прибыльность продаж [7].

Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах.

Рентабельность продаж (оборота) (/^) определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли на размер полученной выручки (В):

К = ПРре.л/В ИЛИ Rп = ЧПр / В. (12.2)

Экономический смысл этого показателя заключается в оцен­ке предпринимательского аспекта деятельности организации. Он показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. дохода. Чем ближе этот показатель к единице, тем эффективнее коммерчес­кая, сбытовая деятельность. Показатель может быть рассчитан как в целом по АТП, так и по отдельным видам работ, перево­зок и пр. Сложность состоит в учете прибыли по видам деятель­ности.

Рентабельность производства (окупаемость затрат) (/^) оп­ределяется отношением прибыли к сумме затрат на производство и реализацию:

. (12.3)

Этот показатель характеризует связь прибыли и затрат, т.е. ко­личество прибыли АТП, получаемой с каждого рубля, затрачен­ного на производство и реализацию. Он может быть рассчитан по отдельным видам деятельности (перевозок) и по организации в целом.

Рентабельность инвестиций (окупаемость инвестиционных проектов) (/?и) определяется аналогично: прибыль (ожидаемую или получаемую) делят на сумму инвестиций в анализируемый проект. Если ежегодная сумма прибыли направляется лишь на погашение инвестиционных вложений, то рентабельность харак­теризуется окупаемостью — величиной, обратной сроку окупа­емости, т.е. коэффициентом экономической эффективности ин­вестиций.

Рентабельность капитала (RJ может рассчитываться как от­ношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капи­тала (К) или отдельных его составляющих: собственного, заем­ного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

RK = БПр/ К илиRк= ЧПр/К. (12.4)

На практике определяется показатель рентабельности исполь­зования основных и оборотных средств:

R= БПр/(ОПФ+ОС), (12.5)

где ОПФ— основные производственные фонды; ОС— оборотные средства.

Естественным условием функционирования предприятия яв­ляется ограниченность всех ресурсов, в том числе и финансо­вых, по отношению к возможности их использования. Отсюда и задача обеспечения финансовых потребностей предприятия рассматривается как первоочередная в управлении финансами. От того, насколько эффективно осуществляется управление финан­совыми ресурсами на предприятии, зависят его финансовое бла­гополучие, а также благосостояние его владельцев и работников.

Объектом управления в финансовом менеджменте являются финансовые ресурсы в виде денежного оборота хозяйствующе­го субъекта, представляющего собой постоянный поток денеж­ных поступлений и выплат. Каждому направлению расходова­ния денежных фондов должны соответствовать определенные источники: на предприятии к источникам можно отнести соб­ственный капитал, а также пассивы, которые инвестируются в производство и приобретают форму активов.

Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу движе­ния денежных средств и оценке его влияния на финансовое со­стояние АТП. Управлять денежным оборотом — значит на ос­нове анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кру­гооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими уча­стниками экономического процесса правильно рассчитать объем и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее вре­мя и перспективу.

В условиях рыночной экономики в процессе управления фи­нансами АТП выступает на финансовых рынках в различных ролях — инвестора и эмитента ценных бумаг, заемщика и кре­дитора.

Воздействие на объект управления осуществляется с помощью многочисленных методов и приемов.

Основную группу составляют методы, посредством которых государство централизованно проводит управление экономикой. Эти методы носят общеэкономический характер, к ним относятся

следующие системы: налогообложения, кредитования, аморти­зационных отчислений, кассовых и расчетных операций, стра­хования и др.

Функционирование современного финансового менеджмен­та невозможно представить без применения сетей электронно-вычислительных машин, персональных компьютеров и пакетов программного обеспечения.

Субъектом управления является финансовая служба, которая вырабатывает и реализует стратегию и тактику финансового ме­неджмента с целью повышения ликвидности и платежеспособ­ности предприятия посредством получения и эффективного ис­пользования прибыли.

Конкретная структура финансовой службы во многом зави­сит от организационно-правовой формы АТП, его размеров, вида деятельности и задач, поставленных его руководством. В управ­лении финансовой деятельностью предприятия важную роль играют финансовые менеджеры — высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области финансов и бух­галтерского учета, кредита и денежного обращения, ценообра­зования, налогового законодательства и техники банковской и биржевой деятельности. Финансовый менеджер решает много­численные и разноплановые задачи, связанные с управлением оборотным капиталом; определением оптимальной его величи­ны и структуры; управлением дебиторской и кредиторской за­долженностью на основе их глубокого анализа; оценкой эффек­тивности инвестиционных проектов с учетом рисков, связанных с их осуществлением; выявлением возможных источников фи­нансирования; финансовым планированием; анализом хозяй­ственной деятельности и финансовым контролем. В своей работе он основывается на действующем законодательстве в налоговой, валютной, финансово-кредитной сферах, исходит из оценки экономической ситуации в стране и на мировых финансовых рынках. Финансовый менеджер несет ответственность за каче­ство анализа финансовых проблем, за выработку рекомендаций' руководству коммерческих организаций, а в отдельных случаях и за принятие решений.

В настоящее время на большинстве российских предприятий автомобильного транспорта финансовая служба как структурное подразделение отсутствует. Обязанности финансового менеджера в этих условиях чаще всего выполняет главный бухгалтер или заместитель директора, курирующий вопросы финансовой дея­тельности предприятия.

12.2. Сущность, значение и классификация налогов

Налог — это платеж, устанавливаемый государством и взима­емый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей [26, 39].

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве с платель­щиков — юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изменения, обмена, уплаты, взимания и кон­троля. Она включает также налоговую базу, налоговую ставку и другие элементы [39].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база определяется исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала месяца.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетные периоды — квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Налоговая сис­тема, которая является одним из сильнейших рычагов, регули­рующих экономические взаимоотношения предприятий с госу­дарством, должна быть гибкой, стимулировать развитие передо­вых, эффективных производств и в то же время не быть тяжелым бременем ни для предприятий и организаций, ни для населения.

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструмен­тов косвенного регулирования экономических процессов. Обо­снованный, учитывающий экономические реалии текущей си­туации комплекс налоговых мер способен оказать существенное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, усилить экономическую и инвестиционную активность.

Государственное регулирование экономики посредством ис­пользования налоговых рычагов в первую очередь должно быть направлено на обеспечение и поддержание сбалансированного роста, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности. Эффектив­ной может считаться только та налоговая политика, которая сти­мулирует накопление и инвестиции.

В общем случае налоги должны выполнять регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную функции [26, 39].

Регулирование развития народного хозяйства достигается пу­тем маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия на­логообложения, государство создает условия для селективного раз­вития экономики, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот и санкций государство мо­жет стимулировать инвестиционную активность, направленную на техническое перевооружение предприятий и отраслей, вне­дрение достижений науки и передового опыта в производство.

Распределительная (точнее, перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в государственный бюджет в виде налогов, направ­ляется на развитие производственной и социальной инфраструк­туры, а также капиталоемких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат.

За счет налогов содержится государственный аппарат, финан­сируются оборонный комплекс и непроизводственная сфера (фундаментальная наука, образование, культура и т.д.). В этом заключается фискальная функция налогов.

Контрольная функция предполагает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Эта функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступле­ния в бюджет налогов, сопоставлять их величину с потребнос­тями в финансовых ресурсах и определять необходимость рефор­мирования налоговой системы и бюджетной политики.

Формирование налоговой политики должно строиться на со­блюдении следующих принципов [39]:

• стабильность налоговой системы;

• одинаковое налогообложение производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия и формы соб­ственности;

• одинаковые условия налогообложения для предпринима­телей, занятых в производстве, и потребителей.

Следует отметить, что в России налоговая система, адекват­ная требованиям рыночной экономики, пока не создана. Из-за несовершенства налогового законодательства эта система пере­сматривается очень часто (нередко по нескольку раз в течение года), что затрудняет решение вопросов планирования и прогно­зирования деятельности предприятий, увеличивает степень риска и заставляет предпринимателей «жить сегодняшним днем», ук­рывать налоги и нарушать тем самым налоговую дисциплину. В результате задерживается процесс развития экономики в стране. Неудовлетворительно используется также стимулирующая функ­ция налогов, что также тормозит развитие экономики.

Осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением прежде всего за счет усиления на­логового бремени предприятий решить проблему наполнения бюджета. Такие меры, если и принесут успех, то только в очень ограниченном промежутке времени. В целом же подобная направ­ленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предприятия стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя (включающая в себя издержки, налоги и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую может запла­тить покупатель. Следствием увеличения налоговых ставок и суммы изымаемых государством налогов фактически всегда яв­ляется усиление инфляционных тенденций.

В условиях налоговой реформы, проводимой в настоящее время, возможны дальнейшие изменения в содержании тех или иных налогов. Это требует систематического изучения новых нормативных и законодательных актов и сопоставления их с существующими положениями, которые нашли отражение в дан­ном учебном пособии.

Налоги классифицируются по субъектам власти (уровню их утверждения), методам установления, источникам выплат, по от­ношению к бюджету и другим признакам.

По субъектам власти (уровню их утверждения) налоги разде­ляются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги взимаются на всей территории России по единым ставкам. К ним относятся НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг), налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценны­ми бумаги, ЕСН, единый налог субъектов малого производства (упрощенная система налогообложения), таможенная пошлина и таможенные сборы, государственная пошлина, федеральные ли­цензионные сборы, лесной, водный, экологический налоги и др. Региональные налоги и сборы вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответ­ствующих субъектов. В их состав входят налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, единый

налог на вмененный доход для определенных видов деятельно­сти, дорожный налог, региональные лицензионные сборы, транс­портный налог, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуп­равления. Они обязательны к уплате на территории соответству­ющих муниципальных образований. К местным налогам и сбо­рам относятся земельный налог (плата за землю), налог на иму­щество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы, налог с имущества, переходящего в порядке наследова­ния и дарения.

В зависимости от степени связи с финансовыми результатами налогоплательщиков и способов изъятия налоги разделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и зависят от величины дохода и размера имущества. К прямым налогам относят налог на дохо­ды физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на прибыль, земельный налог.

Косвенные налоги не зависят от величины дохода или разме­ра имущества. Они включаются в цену продукции, товаров, ра­бот и услуг, которые оплачиваются потребителем. К ним отно­сятся НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.39.176 (0.012 с.)