Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 13. Учет и анализ деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 13.1. Оперативный и бухгалтерский учет Большая роль в выявлении результатов деятельности предприятий принадлежит различным видам учета — оперативному, бухгалтерскому и статистическому. Особенностью оперативного учета является осуществление его по ходу деятельности предприятия. С помощью оперативного учета финансируются действия, происходящие во всех видах производственно-хозяйственной деятельности — перевозочной, ремонтной и др. Учет ведется в первичных документах установленной формы. Например, на перевозках грузов и пассажиров таким документом является путевой лист, в котором учитываются время работы автомобиля на линии, количество перевезенных грузов, расстояние перевозки, расход топлива и другие показатели в зависимости от вида перевозок, условий работы. Те же грузовые перевозки могут выполняться по сдельному или часовому тарифу. На сдельных перевозках в путевом листе обязательно учитываются все технико-эксплуатационные показатели, которые влияют на производительность автомобиля, учитываемую в тоннах и тонно-километрах: время пребывания автомобиля в наряде, пробег с грузом, общий пробег, число ездок, расстояние перевозки, количество перевезенных тонн. На перевозках по часовому тарифу учитываются время в наряде и пробег. Оперативный учет представляет срочную информацию о всех фактах деятельности предприятий, необходимую для текущего оперативного руководства работой предприятия. Бухгалтерский учет ведется на каждом предприятии с целью обобщения результатов его деятельности в едином денежном выражении, а также для выявления резервов улучшения финансового состояния предприятия, и прежде всего увеличения прибыли и рентабельности. Он охватывает хозяйственную деятельность предприятия, движение средств, источники их образования. С помощью учета осуществляется контроль за всеми хозяйственными операциями, соблюдением сметно-финансовой дисциплины и выполнением финансового плана [35]. Бухгалтерский учет проводит непрерывное и сплошное отражение в денежном выражении всех хозяйственных операций вязанных с движением материальных и денежных средств в процессе производства и обращения, обеспечивая сохранность собственности. Так, в бухгалтерском учете находятся сведения о начисленной и выданной заработной плате, затратах на топливно-энергетические ресурсы, запчасти, смазочные и другие эксплуатационные материалы, о полученных доходах и т.п. Результаты производственной деятельности и финансовое состояние отражаются в балансе. Элементами бухгалтерского учета являются денежная оценка объектов учета (средств предприятий, источников их образования и хозяйственных операций); бухгалтерский баланс, отражающий в денежном выражении совокупность хозяйственных средств и источников их образования; сплошная документация хозяйственных операций; счета бусхгалтерского учета и двойная запись в них хозяйственных средств и источников их образования; периодическое обобщение данных текущего учета в виде отчетов предприятия [35]. Счета являются документами текущего бухгалтерского учета. Они открываются и ведутся для учета первоначального состояния и дальнейших изменений по каждому виду средств, их источников и каждому виду хозяйственных процессов. По итоговым остаткам на счетах бухгалтерского учета на конец отчетного периода составляется бухгалтерский баланс. В бухгалтерском балансе осуществляется экономическая группировка хозяйственных средств (по их составу и размещению) и источников их образования в денежном выражении на 1-е число каждого месяца. По балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами — акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими или ему угрожают финансовые затруднения. На основе данных баланса определяют конечный финансовый результат работы предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, который отражаемся в виде чистой прибыли в пассиве баланса или убытка — в активе [35]. В отечественной практике баланс обычно представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, а правая — пассивом (рис. 13.1). Равновесие (равенство актива и пассива) — важнейший внешний признак баланса. Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновремен-
но как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке. В актив баланса отечественных предприятий включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенных в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I «Внеоборотные активы» отражаются здания, сооружения, машины, оборудование, земельные участки, находящиеся в собственности, долгосрочная финансовая аренда; инвестиции в дочерние и другие предприятия; долгосрочные финансовые вложения; нематериальные активы. Раздел II «Оборотные активы» объединяет статьи, включающие оборотные средства. Статьи актива располагаются по определенной системе, в основе которой лежит степень ликвидности, т.е. в прямой зависимости от того, как быстро данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму. В отечественном балансе актив строится в порядке возрастающей ликвидности, т.е. в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму (так называемые срочные вложения). Здесь же показываются оборотное имущество предприятия, запасы сырья, материалов, топлива и энергии, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, а также чужие обязательства и денежные средства (так называемые текущие активы). Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность предприятия и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы предприятия. Пассив баланса определяется как обязательства за полученные предприятием ресурсы (активы). Важной является группировка обязательств по субъектам: а) перед собственниками хозяйства; б) перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Такое деление в балансе имеет боль-' шое значение при определении срочности погашения обязательств. Обязательства перед собственником составляют практически Обязательства перед собственниками могут быть двух видов. Одни возникают в момент первоначального взноса собственником при открытии предприятия и последующих дополнительных взносах, но не связанных с внутренними процессами хозяйства; такие источники называют уставным капиталом. Другие обязательства перед собственником являются накоплением средств в результате оставления в хозяйстве части полученной прибыли. Эти обязательства отражаются в таких статьях пассива баланса, как «Резервные фонды», «Фонды накопления», «Нераспределенная прибыль». Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием собственный капитал. Внешние обязательства (долги) разделяются на долгосрочные и краткосрочные, их принято называть заемным капиталом. С хозяйственной точки зрения внешние обязательства — это источник имущества (актива), с юридической — долг хозяйствующего субъекта. Статьи пассива баланса группируются, как и в активе, по определенной системе — по степени срочности возврата обязательств. В отечественной практике статьи пассива располагаются по возрастающей срочности возврата: вначале указывается уставный капитал, за ним следуют остальные статьи. В процессе выполнения различных хозяйственных операций происходит изменение баланса. По данным бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности анализируется финансовая деятельность AT П. Все АТП независимо от формы собственности представляют следующие типовые формы годовой бухгалтерской отчетности [35]: • Бухгалтерский баланс (ф. № I); • Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); • Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включающие отчет о движении капитала (ф. № 3); • Отчет о движении денежных средств (ф. № 4); • Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5). На каждом предприятии составляется (разрабатывается) учетная политика, представляющая собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [18]. Порядок составления учетной политики регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету. В учетной политике находят отражение: • рабочий план счетов бухгалтерского учета; • применяемые формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы и формы внутренних документов; • порядок ведения инвентаризации актов и обязательств организации; • методы оценки активов и обязательств; • правила документооборота и технологии обработки учетной информации; • порядок контроля хозяйственных операций; • методы исчисления амортизации основных средств и нематериальных активов; • порядок отнесения к основным средствам; • метод списания материально-производственных запасов; • порядок учета общехозяйственных расходов; • порядок учета в фил налах; • способ признания коммерческих расходов; • способ ведения бухгалтерского учета для целей налогообложения; • другие решения, необходимые для организации учета. но в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов учета, позволяющих регулировать финансовые потоки предприятия, влиять на величину показателей финансовых результатов, отраженных в учете. Следовательно, появляется возможность влиять на величину налоговых платежей предприятия. Определение и грамотное применение элементов учетной политики — непременное условие эффективного налогового планирования. Выбирая тот или иной элемент учетной политики, предприятие по каждому элементу должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. "Малые АТП обязаны вести бухгалтерский учет, руководствуясь' едиными методологическими правилами, которые установлены законами РФ и нормативными актами по ведению бухгалтерского учета [12[. Ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на руководителя малого предприятия, который в зависимости от объемов учетной работы может сам вести бухгалтерский учет, ввести в штат должность бухгалтера, организовать на предприятии бухгалтерскую службу как самостоятельное структурное подразделение или заключить договор о ведении бухгалтерского учета со специализированной организацией (бухгалте- ром-специалистом). Как правило, руководители малых прел при ятий поручают ведение бухгалтерского учета введенному в штатное расписание бухгалтеру. Малое предприятие, как и любая другая организация, должно разработать учетную политику, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя. В приказе обязательно должны быть отражены такие элементы ведения бухгалтерского учета, как рабочий план счетов; формы первичных учетных документов, не предусмотренные альбомами унифицированных документов, но необходимые организации для оформления хозяйственных операций; методы оценки имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации; технология обработки учетной информации и документооборот; другие решения, необходимые для ведения бухгалтерского учета. Центральное место в приказе на учетную политику должны занимать вопросы методологии ведения бухгалтерского учета, в частности: стоимостная граница основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов; методы начисления амортизации по амортизируемому имуществу; оценка материально-производственных запасов; порядок признания выручки и др. Важными для организации являются налоговые аспекты учетной политики: метод определения выручки для целей налогообложения; метод корректировки выручки и себестоимости для целей налогообложения. Большое значение для удешевления административно-управленческого персонала имеет автоматизация документооборота и ведения учета на АТП, предусматривающая широкое применение компьютерной техники. Для этой цели предприятия могут использовать программное обеспечение «1С: Бухгалтерия», «X: Автотранспортное предприятие» и др. Оно позволяет автоматизировать учет в диспетчерской и ремонтной службах, а также на складе АТП. В программе «X: Автотранспортное предприятие» права доступа к информации и работе с ней (ввод данных в справочники, формирование документов и отчетов) строго разграничены между пользователями — бухгалтерами, диспетчерами, механиками. Абсолютные права предоставлены только главному бухгалтеру. Такое разграничение прав пользователей при работе с системой для автоматизации учета АТП продиктовано практикой и приводит к положительным результатам. Применение программ «X: АТП» предоставляет АТП возможность не только вести полноценный бухгалтерский учет, но и получать различные отчеты, ведомости и реестры, отражающие оперативную картину работы автопредприятия. Наличие этой информации позволяет оценить эффективность использования ресурсов, выявить недочеты и своевременно принять меры по их устранению, что является необходимым условием ведения стабильного, рентабельного бизнеса. Индивидуальные предприниматели, выполняющие транспортные услуги, ведут учет своей деятельности в специальной книге [12]. Примерная форма книги учета при выполнении индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере автотранспортных услуг представлена в табл. 13.1. Таблица 13.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.97.34 (0.008 с.) |