Организационно-правовые формы предприятий и объединений автомобильного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые формы предприятий и объединений автомобильного транспорта



В зависимости от организационно-правовой формы предпри­ятия автомобильного транспорта могут быть товариществами, обществами, унитарными предприятиями, производственными кооперативами.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются, как правило, коммерческие организации с разделенным на доли (вкла­ды) учредителей (участников) уставным капиталом. В исключи­тельных случаях хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного то­варищества и товарищества на вере (коммандитного товарище­ства).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) согласно заключенному между ними договору зани­маются предпринимательской деятельностью от имени товари­щества и несут ответственность по его обязательствам принад­лежащим им имуществом. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который под­писывается всеми его участниками. Учредительный договор по­мимо общих требований (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления, предмет и цели деятель­ности, условия передачи имущества, условия и порядок распре­деления прибыли и убытков между участниками, управления де ятельностью, выхода учредителей из его состава) содержит ус­ловия о размере и составе уставного капитала товарищества; дан­ные о размере и порядке изменений долей каждого из участни­ков в уставном капитале, размере, составе, сроках и порядке вне­сения ими вкладов; определяет ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов, обязанности уча­стника полного товарищества и др.

Участники полного товарищества солидарно несут ответствен­ность своим имуществом по обязательствам товарищества. Вы­бывший участник полного товарищества отвечает по обязатель­ствам товарищества в течение двух лет со дня утверждения от­чета о деятельности товарищества за год, в который он выбыл из товарищества. Участник полного товарищества вправе с со­гласия остальных его участников передать свою долю в устав­ном капитале или ее часть другому участнику товарищества либо третьему лицу.

Товарищество на вере организуется в том случае, если наря­ду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязатель­ствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (комманди­стов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпри­нимательской деятельности. К товариществу на вере применя­ются правила о полном товариществе.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в насто­ящее время — самая распространенная форма коллективного предпринимательства на автомобильном транспорте. Эта фор­ма применяется практически во всех видах автотранспортной деятельности, включая услуги по перевозке грузов и пассажи­ров, автосервисные и другие услуги. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или нескольки­ми лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вне­сенных ими вкладов.

Фирменное наименование ООО должно содержать наимено­вание общества и слова «с ограниченной ответственностью». Число участников ООО не должно превышать предела, установленно­го законом об ООО.

Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредитель­ным документом является устав.

Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее сум­мы, определенной законом об ООО.

Высшим органом ООО является общее собрание его участни­ков. Общество может быть добровольно ликвидировано или ре­организовано в специализированное общество или в производ­ственный кооператив по единогласному решению его участни­ков.

Общество с ограниченной ответственностью имеет следующие особенности:

• является разновидностью объединения капиталов, не тре­бующего обязательного личного участия своих членов в делах общества;

• разделение уставного капитала общества на доли участни­ков и отсутствие ответственности последних по долгам об­щества;

• в законе предусматриваются более высокие требования к уставному капиталу, его определению и формированию, чем к складочному капиталу товариществ. Прежде всего раз­мер этого капитала ни при каких условиях не может быть менее минимальной суммы, определенной законом.

Общество с дополнительной ответственностью по сути явля­ется разновидностью ООО с распространением на него всех об­щих правил такого общества. Поэтому все сказанное выше об ООО в равной мере относится и к обществу с дополнительной ответ­ственностью.

Единственное важное отличие этих обществ состоит в следу­ющем: при недостаточности имущества общества с дополнитель­ной ответственностью для удовлетворения претензий его креди­торов участники общества могут быть привлечены к имуществен­ной ответственности, причем солидарно. Однако размер этой ответственности ограничен, он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его части — одинакового для всех кратного размера и суммы вне­сенных вкладов (например, трехкратный и т.п.). С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами.

Преимущества ООО:

• возможность быстрого аккумулирования значительных средств;

• может быть создано одним лицом;

• члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества.

Недостатки ООО:

• уставный капитал не может быть меньше величины, уста­новленной законодательством;

• менее привлекательно для кредиторов, так как члены об­щества несут только ограниченную ответственность по обя­зательствам общества.

Общества с дополнительной ответственностью имеют те же преимущества и недостатки, что и ООО. Дополнительным их преимуществом является то, что они более привлекательны для кредиторов, так как несут дополнительную личную ответствен­ность по обязательствам общества, но в то же время это являет­ся и их недостатком.

Акционерным является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (АО) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах сто­имости принадлежащих им акций. В этом плане АО близки к ООО, но между ними имеются и существенные различия:

• организация уставного капитала АО иная — здесь имеется полное равенство долей и обязательное их оформление ак­циями;

• акционер при выходе из общества не может потребовать ни­каких выплат, причитающихся на его долю (ни денежных, ни имущественных), так как осуществить этот выход мож­но лишь единственным способом — путем продажи, уступки или иной передачи своих акций другому лицу. Следователь­но, АО в отличие от ООО гарантировано от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен.

Организация капитала с помощью отчужденных (оборотных) ценных бумаг — акций дает обществу два основных преимуще­ства:

• возможность сконцентрировать большой капитал, перво­начально распыленный среди множества мелких вкладчи­ков;

• возможность быстрого отчуждения и приобретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и представи­тельских акций, что означает, по сути, возможность быст­рого, почти мгновенного перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со скла­дывающейся конъюнктурой.

При других формах органи­зации предпринимательства это невозможно. Вместе с тем коммерческая практика давно выявила и боль­шие опасности злоупотреблений, возможные при этой органи-шционно-правовой форме. Руководители (директора, учредители) такого общества при наличии огромного числа мелких акцио­неров, как правило некомпетентных в предпринимательстве и заинтересованных только в получении дивидендов, имеют, по сути, бесконтрольные возможности распоряжения огромными чу­жими капиталами. Поэтому нормальное и эффективное функ­ционирование АО, как свидетельствует вся мировая практика, возможно лишь в условиях развитого акционерного законодатель­ства.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым АО. Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом пред­лагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число участников закрытого АО не должно превышать чис­ла, установленного законом об АО. В противном случае оно под­лежит преобразованию в открытое АО в течение года. При не­выполнении этого условия оно может быть ликвидировано.

Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Это дает возможность акционерам знакомиться с дея­тельностью АО и контролировать ее. Получают определенную информацию и потенциальные акционеры.

Таким образом, вышеуказанные сведения о деятельности АО не представляют коммерческой тайны и подлежат периодичес­кой публикации.

Высший орган управления АО — собрание акционеров. В ГК РФ определена исключительная компетенция общего собрания ак­ционеров, на котором решаются важнейшие вопросы общества.

В АО с численностью акционеров более 50 человек должны создаваться наблюдательные советы в качестве постоянно дей­ствующих коллективных органов, представляющих интересы акционеров и систематически контролирующих деятельность директоров (правления) общества. Этот орган должен обладать исключительной компетенцией, не передаваемой другим орга­нам общества. Эта компетенция определяется акционерным за­коном или (и) уставом общества.

Акционерное общество по решению общего собрания акцио­неров может быть ликвидировано или преобразовано в ООО или производственный кооператив.

Только АО имеют право выпускать акции (кроме других цен­ных бумаг). Другие юридические лица такой возможности не имеют.

Акционер несет ограниченную ответственность (в пределах своих акций) в случае банкротства общества.

На автомобильном транспорте акционерная форма хозяйство­вания применяется чаще всего при создании сравнительно круп­ных компаний, располагающих сетью дочерних предприятий. В то же время АО закрытого типа широко применяются в ма­лом предпринимательстве при создании предприятий, выполня­ющих перевозки грузов.

Унитарным предприятием признается коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на имущество этой организации.

Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обыч­ных сведений (наименование, местонахождение и др.) сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия и источниках его формирования.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества.

Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отлича­ющих их от других коммерческих организаций.

Если в форму хозяйствования унитарного предприятия зало­жен принцип унитарности, то в форму хозяйствования других коммерческих организаций — принцип корпоративности. Прин­цип унитарности предприятия означает, что соответствующая коммерческая организация не наделяется правом собственнос­ти на закрепленное за ней имущество. Собственником этого иму­щества остается учредитель такой организации, т.е. государство.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного пред­приятия. В этом заключается главное отличие унитарного пред­приятия от других коммерческих организаций.

Особый имущественный статус унитарного предприятия: со­хранение права собственности за учредителем и закрепление имущества за унитарным предприятием лишь на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения либо оперативного уп­равления).

Существенными особенностями отличается управление уни­тарным предприятием. Органом такого предприятия является единоличный руководитель, который назначается собственни­ком либо уполномоченным собственником органом, им он и подотчетен.

В зависимости от того, кому принадлежит собственность, унитарные предприятия могут быть государственными или му­ниципальными.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории в)ависимости от прав, предоставляемых учредителем:

• на праве хозяйственного ведения;

• на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользо­ваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться «крепленным за ним имуществом собственника в пределах, ус­тановленных законом, в соответствии с целями его деятельнос­ти, заданиями собственника и назначением имущества.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управ­ления состоит в содержании и объеме правомочий, которые пред­приятия получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения шире права оператив­ного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность и управлении, чем предприятие, основанное на праве оператив­ного управления.

Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предпри­ятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприя­тия виноват сам учредитель. При несостоятельности же казен­ных предприятий Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества как учредителя. Из этого вытека­ет, что унитарное предприятие, основанное на праве оператив­ного управления, в принципе не может быть банкротом.

Унитарные предприятия созданы и функционируют главным образом в тех отраслях и видах деятельности, которые имеют большое социальное значение. На автомобильном транспорте унитарные предприятия как организационно-правовая форма широко применяются в сфере перевозок пассажиров как внутри города, так и в пригородном и междугородном сообщении. Соб­ственность предприятий, выполняющих внутригородские пере­возки, принадлежит муниципальным образованиям, поэтому они являются муниципальными унитарными предприятиями. За предприятиями, выполняющими пригородные и междугородные перевозки пассажиров, закрепляется федеральная собственность, поэтому их называют государственными унитарными предпри­ятиями.

Производственный кооператив — это добровольное объедине­ние на основе членства для совместной хозяйственной деятель­ности, основанное на личном участии членов кооператива.

На автомобильном транспорте производственные кооперативы как организационно-правовая форма предпринимательской деятель­ности широко применяются в сфере автотранспортных услуг.

Отличительные признаки данной организационно-правовой формы:

1) участие граждан только на членской основе;

2) совместное осуществление производственной и иной хо­зяйственной деятельности;

3) личное трудовое участие членов кооператива;

4) паевые взносы.

Для производственных кооперативов характерно личное тру­довое участие в них их членов-пайщиков, в роли которых обычно выступают не являющиеся предпринимателями граждане (не менее пяти человек), а также юридические лица, если их учас­тие допущено уставом.

Имущество кооператива делится на паи его членов. Часть имущества может быть отнесена уставом к неделимым фондам, если решение об их создании принято единогласно всеми чле­нами. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива принадлежащим им имуществом.

Производственный кооператив действует на основе устава, в котором содержится следующая информация:

• наименование и местонахождение;

• порядок управления деятельностью, состав и компетенция органов управления, порядок принятия решений;

• размер паевых взносов и ответственность членов за их не­уплату (к моменту государственной регистрации каждый член кооператива обязан внести не менее 10% пая, а ос­тальное — в течение года);

• характер и порядок трудового участия его членов в деятель­ности кооператива и их ответственность за обязательства по личному трудовому участию;

• размер и условия субсидиарной ответственности его чле­нов по долгам кооператива;

• порядок распределения прибыли и убытков.

Участие в управлении делами кооператива строится по прин­ципу «один пайщик — один голос» и не зависит от размера пая, а распределение полученных доходов между членами коопера­тива происходит с обязательным (а нередко — с преобладающим) учетом характера и степени их трудового участия, а не только имущественного взноса. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации производственного кооператива и удовлетворения требований кредиторов.

Важнейшим органом управления производственного коопе­ратива является общее собрание его членов, к исключительной компетенции которого относится решение следующих вопросов:

• утверждение, изменение устава;

• прием и исключение членов кооператива;

• образование и прекращение полномочий членов наблюда­тельного совета и исполнительного органа;

• утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов;

• распределение прибыли и убытков;

• решение о реорганизации и ликвидации кооператива (пре­образование в хозяйственное общество или товарищество возможно лишь по единогласному решению).

Текущее руководство производственным кооперативом осу­ществляет исполнительный орган — правление или председатель правления.

В кооперативе с численностью более 50 человек дополнительно создается наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов. Один и тот же член кооператива не может входить и в наблюдательный Совет, и в исполнительные органы.

Каждый член кооператива имеет право выйти из его состава, при этом ему выплачиваются пай и другие суммы по окончании финансового года. Исключение члена кооператива из его соста ва по решению общего собрания возможно в случае неисполне­ния им возложенных на него обязанностей и других нарушений устава. Исключаемый имеет право на пай. Член наблюдательного совета или исполнительного органа может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в связи с его член­ством в аналогичном кооперативе.

Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива. Передача пая (или его части) граж­данину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива. Члены кооператива пользуются преиму­щественным правом покупки.

На автомобильном транспорте в настоящее время создаются и действуют союзы, ассоциации и другие формы объединений, членами которых являются предприятия различных форм соб­ственности, индивидуальные предприниматели, выполняющие перевозки грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционные и автосервисные услуги [12]. Основным направлением их деятель­ности является главным образом оказание содействия своим членам в создании необходимых правовых и социальных гаран­тий для самостоятельной деятельности: поддержка деловой ак­тивности руководителей автотранспортных предприятий и ин­дивидуальных предпринимателей; создание эффективной системы сотрудничества с администрацией региона (области или края), Министерством транспорта и связи России, другими федераль­ными и региональными органами управления и регулирования работы автомобильного транспорта; оказание содействия в по­вышении деловой квалификации и профессионализма хозяйствен­ных руководителей и специалистов автомобильного транспорта; участие в разработке правового обеспечения автотранспортной деятельности.

В рамках перечисленных направлений деятельности объеди­нение работников автомобильного транспорта решает следующие основные задачи:

• представляет и защищает интересы членов объединения;

• оказывает членам объединения правовую, консультативную и иную помощь;

• оказывает содействие членам объединения в установлении прямых связей, организации переговоров, создании совме­стных предприятий с зарубежными партнерами и в разви­тии других форм сотрудничества;

• оказывает членам объединения помощь в получении сви­детельств, сертификатов, лицензионных, правовых, тамо­женных, страховых и других документов;

• разрабатывает и внедряет в деятельность транспортных пред-приятий и организаций экономические формы работы по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте;

• принимает участие в разработке целевых программ по обес­печению безопасности дорожного движения, разрабатыва­емых на отраслевом и региональном уровнях;

• содействует внедрению на транспортных предприятиях тех­нических средств и приборов контроля за техническим и экологическим состоянием транспорта;

• принимает участие в разработке региональных соглашений по тарифам на перевозки грузов и другие услуги;

• содействует созданию свободного от монополизма транс­портного рынка;

• оказывает помощь авторемонтным и сервисным предпри­ятиям в совершенствовании технологии и качества работ, производственной базы, тарифов и цен;

• участвует в разработке целевых программ развития авто­транспорта региона, согласовывает с соответствующими органами и вносит их на рассмотрение администрации об­ласти и областной Думы.

Объединение осуществляет свою работу в соответствии с ус­тавом, который утверждается на собрании. Финансово-хозяй­ственная деятельность осуществляется за счет собственных и темных средств, при этом собственные средства образуются за счет вступительных и членских взносов участников объединения.

Опыт показывает, что создание объединений предпринима­телей в сфере автотранспортных услуг экономически целесооб­разно. Их деятельность в конечном итоге способствует созданию благоприятных правовых и экономических условий для успеш­ной деятельности субъектов малого бизнеса, увеличению их числа на региональном рынке автотранспортных услуг и созданию тем самым конкурентной среды.

 

Глава 2. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

2.1. Характеристика рынка транспортных услуг

Основным типом предприятия на автомобильном транспор­те является автотранспортное (автоэксплуатационное) предпри­ятие, осуществляющее услуги по перемещению грузов и пасса­жиров.

В общем случае процесс перемещения грузов и пассажиров выступает как продукция автотранспортного предприятия и как продукция транспорта в широком плане. Эта продукция не имеет вещественного содержания, поэтому не может храниться и на­капливаться на складах, для ее производства не требуется сырье.

Измерителями транспортной продукции на грузовых перевоз­ках являются тонны и тонно-километры (произведение массы перевезенных грузов на расстояние перевозок), а на пассажир­ских перевозках — количество перевезенных пассажиров и пас-сажиро-километры (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки).

Эти и другие особенности транспортной продукции имеют большое значение для решения многих вопросов, связанных с организацией предпринимательской деятельности на автомобиль­ном транспорте. Они влияют на состав затрат, направляемых на эксплуатацию транспортных средств.

Например, в составе затрат на перевозки нет сырья, поэтому ав­тотранспортному предприятию или предпринимателю, занимающим­ся перевозками грузов и пассажиров, не нужно заключать договор на его поставку, вкладывать ресурсы на строительство и ремонт складских помещений для хранения сырья. Поскольку новый продукт в вещественной форме на транспорте не создается, транспорт не требует времени и дополнительных средств, связанных с хранением и реализацией своей продукции. Результатом производственного процесса здесь является измене­ние местонахождения грузов и пассажиров в пространстве и во времени.

Отсутствие сырья при производстве транспортной продукции оказывает большое позитивное влияние на сокращение круго­оборота капитала за счет выпадения стадии пребывания готовой продукции, предназначенной для реализации, на складе. Такое же влияние на кругооборот капитала оказывает совмещение про­дукции транспорта с процессом ее производства.

Работа транспорта и перевозка грузов осуществляются как внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства и других товаропроизводящих отраслей, так и между предприяти­ями, районами и странами. Внутри предприятий перемещение предметов труда между цехами и участками осуществляется при помощи различных транспортных средств (автомобили, конвей­еры, авто- и электрокары, железнодорожный подвижной состав и др.). Работа внутрипроизводственного транспорта тесно свя->ана с технологическими процессами производства в рамках от­дельного предприятия, поэтому транспорт часто называют тех­нологическим. Он является составной частью технологического процесса предприятия, а транспортные средства — составной частью основных производственных фондов.

Перевозки грузов между предприятиями различных отраслей материального производства (товаропроизводящих отраслей) осуществляются в сфере обращения. Производственный процесс транспорта здесь не зависит от производственного процесса про­мышленности, сельского хозяйства, строительства и других от­раслей и осуществляется специализированными транспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями на коммерческой основе. Транспорт, работающий в сфере обраще­ния, составляет самостоятельную отрасль производства, поскольку ему присущи все элементы материального производства, харак­теризующие отрасль: наличие предмета труда, производственного процесса, продукции.

Работа транспорта по перемещению грузов создает стоимость, которая присоединяется к стоимости перемещаемого груза. По­этому в месте потребления грузов (товаров) они становятся до­роже на величину транспортных издержек.

Транспорт, осуществляя связи между производителями и по­требителями продукции, является материальной основой процесса обращения. Длительность процесса перевозок во многом опре­деляет весь процесс обращения общественного продукта, посколь­ку время воспроизводства последнего складывается из времени производства и времени обращения. В этой связи, чем короче продолжительность транспортирования товаров, тем меньше время обращения и все время воспроизводства, а следователь­но, тем больше в единицу времени можно провезти обществен­ного продукта. Таким образом, транспорт оказывает активное воздействие на эффективность общественного производства в целом: чем выше эффективность работы транспорта (меньше время транспортирования и величина транспортных издержек), тем выше эффективность общественного производства.

Характер работы транспорта при перемещении людей тот же, что и при перемещении грузов. Перемещение людей является транспортным процессом и одновременно продукцией транспорта. Однако в процессе потребления стоимости пассажирский транс­порт отличается от грузового. Процесс перемещения людей также создает стоимость, подобно тому как создается стоимость при перемещении груза. В то же время транспорт здесь удовлетво­ряет личные потребности людей в перемещении, поэтому сто­имость исчезает вместе с окончанием перемещения.

Перевозки людей могут осуществляться как транспортными средствами, принадлежащими различным нетранспортным пред­приятиям и организациям (доставка работников этих предпри­ятий с работы и обратно), так и транспортными средствами, принадлежащими специализированным транспортным предпри­ятиям и индивидуальным предпринимателям. В последнем случае перевозки выполняются на коммерческой основе.

 
Таким образом, транспортные услуги (перемещение грузов и пассажиров) выступают на рынке как товар в том случае, если они (услуги) являются объектом купли-продажи. В табл. 2.1 пред­ставлены отличительные признаки транспортной услуги как то­вара от товара, имеющего вещественное содержание [11].

Потребительские свойства транспортных услуг отражают по­зицию и требования клиентуры к этим услугам. Они могут быть представлены на текущий момент времени комплексом реаль­ных требований и ожиданий клиента, свойствами предъявляемых к транспортировке товаров, уровнем развития и использования современных технологий клиента и т.д. Экономические свойства отражают возможности производителя услуг по удовлетворению требований клиентуры.

Например, одним из основных в перечне потребительских свойств транспортной услуги клиент называет требование качества (сроч­ность, полнота, сохранность, безопасность доставки груза клиенту и т.д.). Для производителя транспортной услуги обеспечение сроч­ности, полноты, сохранности, безопасности вызывает увеличение затрат. Следовательно, принимая решение об уровне качества, про­изводитель соизмеряет возможности и затраты. Если это соотношение позволяет выполнить заданный клиентом уровень качества, клиент и производитель в такой ситуации максимально удовлетворены, а сама ситуация может быть признана продуктивной для развития рынка в целом и поддержания благоприятной конъюнктуры.

Таблица 2.1

Признаки транспортной услуги и товара, имеющего вещественное содержание

Товар Услуга
Материален, физически воплощен Нематериальна, но в процессе ее производства происходит потребление материальных продуктов труда
Права собственности при продаже переходят Права собственности при продаже не переходят
Может быть продемонстрирован до закупки Не может быть продемонстрирована до закупки
Может храниться у покупателя или продавца Не может храниться у покупателя или продавца
Производство и потребление, производство и продажа разделены во времени и пространстве Производство и потребление, производство и продажа пересекаются или совпадают во времени и пространстве
Может быть продан через посредника Может быть продана через посредника в некоторых случаях
Может быть продан несколько раз Может быть продана только один раз
Покупатель доводит товар до готовности, участвуя в производстве Покупатель прямо участвует в производстве услуги
Можно транспортировать Нельзя транспортировать
Стандартизуем Трудно стандартизуема

 

Кроме чистого экономического результата от производства и продажи услуг производитель услуги получает неформализуемый результат в виде укрепления имиджа фирмы, повышения дове­рия общественности и клиентуры, что влияет на рост цены пред­приятия-производителя и положение его на рынке.

К услугам автомобильного транспорта можно отнести не только перевозки грузов и пассажиров, но и подготовку подвижного состава и эксплуатации, погрузочно-разгрузочные работы, хра­нение грузов, предоставление перевозочных средств на услови­ях аренды или проката и др. Однако основным видом услуг яв­ляются перевозочные. Особенностями рынка услуг на автомобиль­ном транспорте являются:

1) отсутствие определенного места продаж и производства услуг во времени и пространстве, где могут заключаться сделки куп­ли-продажи, что обусловлено невещественностью транспортной услуги, особенностями ее потребления во время производства;

2) зависимость рынка транспортных услуг и условий его разви­тия от состояния и развития товарных рынков. Спад объемов то­варного производства на 20% в период экономических реформ определил спад объемов перевозки грузов и пассажиров на 40—60%;

3) объемы перевозки грузов не равны объемам производства вещественной продукции, потому что с помощью транспорта происходит перемещение производимой продукции. Это обу­словливается повторностью перевозок одних и тех же партий грузов. Коэффициент повторности перевозок в последние годы яв­ляется относительно стабильным и составляет для России от 4 до 5,2 (для зарубежных стран — от 3 до 4);

4) кругооборот средств и денег на рынке транспортных услуг отличается от такого кругооборота на рынках производственных и потребительских товаров, финансовых рынках. На рынке транс­портных услуг формула кругооборота имеет вид Д—Д, для про­чих рынков — Д—Т—Д;

5) рынок транспортных услуг требует постоянного государ­ственного регулирования, поскольку транспорт имеет не толь­ко большое экономическое, но и социальное и стратегическое значение. Кроме того, он наносит значительный ущерб окружа­ющей среде, в несколько раз превышающий ущерб от любого другого вида материального производства. Это также определя­ет необходимость регулирования рынка, введения стандартов и требований к условиям автотранспортной деятельности и различ­ных ограничений.

 

2.2. Внутренняя и внешняя среда автотранспортного предприятия

Результаты деятельности АТП определяются факторами внут­ренней и внешней среды этого предприятия.

Особенности транспортной продукции и рынка автотранспорт­ных услуг накладывают значительный отпечаток на формирование внутренней среды предприятия, в состав которой, в частности, входят кадры, техника, производство, внутрифирменный орга­низационно-экономический механизм и внутрифирменные финансы.

Кадры оказывают большое влияние на показатели деятельности предприятия, поэтому работе с кадрами следует уделять серьез­ное внимание. Речь идет о подборе кадров, их обучении и пере­обучении, стимулировании в соответствии с достигнутыми ре­зультатами, создании и поддержании нормальных отношений (психологического микроклимата) между работниками и т.д.

Особенностями кадрового состава любого АТП независимо от его назначения и специализации (грузового или пассажирского) является преобладание в нем категории водителей. Основная деятельность водителей осуществляется вне территории предпри­ятия, что предъявляет повышенные требования к организации их труда со стороны администрации этого предприятия, вклю­чающие широкое применение современных средств связи и дис­петчеризации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.255.225 (0.105 с.)