Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-правовые формы предприятий и объединений автомобильного транспорта↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В зависимости от организационно-правовой формы предприятия автомобильного транспорта могут быть товариществами, обществами, унитарными предприятиями, производственными кооперативами. Хозяйственными товариществами и обществами признаются, как правило, коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. В исключительных случаях хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) согласно заключенному между ними договору занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Учредительный договор помимо общих требований (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления, предмет и цели деятельности, условия передачи имущества, условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, управления де ятельностью, выхода учредителей из его состава) содержит условия о размере и составе уставного капитала товарищества; данные о размере и порядке изменений долей каждого из участников в уставном капитале, размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; определяет ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов, обязанности участника полного товарищества и др. Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Выбывший участник полного товарищества отвечает по обязательствам товарищества в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в который он выбыл из товарищества. Участник полного товарищества вправе с согласия остальных его участников передать свою долю в уставном капитале или ее часть другому участнику товарищества либо третьему лицу. Товарищество на вере организуется в том случае, если наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. К товариществу на вере применяются правила о полном товариществе. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в настоящее время — самая распространенная форма коллективного предпринимательства на автомобильном транспорте. Эта форма применяется практически во всех видах автотранспортной деятельности, включая услуги по перевозке грузов и пассажиров, автосервисные и другие услуги. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Фирменное наименование ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Число участников ООО не должно превышать предела, установленного законом об ООО. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об ООО. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в специализированное общество или в производственный кооператив по единогласному решению его участников. Общество с ограниченной ответственностью имеет следующие особенности: • является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов в делах общества; • разделение уставного капитала общества на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества; • в законе предусматриваются более высокие требования к уставному капиталу, его определению и формированию, чем к складочному капиталу товариществ. Прежде всего размер этого капитала ни при каких условиях не может быть менее минимальной суммы, определенной законом. Общество с дополнительной ответственностью по сути является разновидностью ООО с распространением на него всех общих правил такого общества. Поэтому все сказанное выше об ООО в равной мере относится и к обществу с дополнительной ответственностью. Единственное важное отличие этих обществ состоит в следующем: при недостаточности имущества общества с дополнительной ответственностью для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно. Однако размер этой ответственности ограничен, он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его части — одинакового для всех кратного размера и суммы внесенных вкладов (например, трехкратный и т.п.). С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами. Преимущества ООО: • возможность быстрого аккумулирования значительных средств; • может быть создано одним лицом; • члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества. Недостатки ООО: • уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством; • менее привлекательно для кредиторов, так как члены общества несут только ограниченную ответственность по обязательствам общества. Общества с дополнительной ответственностью имеют те же преимущества и недостатки, что и ООО. Дополнительным их преимуществом является то, что они более привлекательны для кредиторов, так как несут дополнительную личную ответственность по обязательствам общества, но в то же время это является и их недостатком. Акционерным является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (АО) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В этом плане АО близки к ООО, но между ними имеются и существенные различия: • организация уставного капитала АО иная — здесь имеется полное равенство долей и обязательное их оформление акциями; • акционер при выходе из общества не может потребовать никаких выплат, причитающихся на его долю (ни денежных, ни имущественных), так как осуществить этот выход можно лишь единственным способом — путем продажи, уступки или иной передачи своих акций другому лицу. Следовательно, АО в отличие от ООО гарантировано от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен. Организация капитала с помощью отчужденных (оборотных) ценных бумаг — акций дает обществу два основных преимущества: • возможность сконцентрировать большой капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вкладчиков; • возможность быстрого отчуждения и приобретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и представительских акций, что означает, по сути, возможность быстрого, почти мгновенного перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой. При других формах организации предпринимательства это невозможно. Вместе с тем коммерческая практика давно выявила и большие опасности злоупотреблений, возможные при этой органи-шционно-правовой форме. Руководители (директора, учредители) такого общества при наличии огромного числа мелких акционеров, как правило некомпетентных в предпринимательстве и заинтересованных только в получении дивидендов, имеют, по сути, бесконтрольные возможности распоряжения огромными чужими капиталами. Поэтому нормальное и эффективное функционирование АО, как свидетельствует вся мировая практика, возможно лишь в условиях развитого акционерного законодательства. Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым АО. Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников закрытого АО не должно превышать числа, установленного законом об АО. В противном случае оно подлежит преобразованию в открытое АО в течение года. При невыполнении этого условия оно может быть ликвидировано. Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Это дает возможность акционерам знакомиться с деятельностью АО и контролировать ее. Получают определенную информацию и потенциальные акционеры. Таким образом, вышеуказанные сведения о деятельности АО не представляют коммерческой тайны и подлежат периодической публикации. Высший орган управления АО — собрание акционеров. В ГК РФ определена исключительная компетенция общего собрания акционеров, на котором решаются важнейшие вопросы общества. В АО с численностью акционеров более 50 человек должны создаваться наблюдательные советы в качестве постоянно действующих коллективных органов, представляющих интересы акционеров и систематически контролирующих деятельность директоров (правления) общества. Этот орган должен обладать исключительной компетенцией, не передаваемой другим органам общества. Эта компетенция определяется акционерным законом или (и) уставом общества. Акционерное общество по решению общего собрания акционеров может быть ликвидировано или преобразовано в ООО или производственный кооператив. Только АО имеют право выпускать акции (кроме других ценных бумаг). Другие юридические лица такой возможности не имеют. Акционер несет ограниченную ответственность (в пределах своих акций) в случае банкротства общества. На автомобильном транспорте акционерная форма хозяйствования применяется чаще всего при создании сравнительно крупных компаний, располагающих сетью дочерних предприятий. В то же время АО закрытого типа широко применяются в малом предпринимательстве при создании предприятий, выполняющих перевозки грузов. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество этой организации. Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование, местонахождение и др.) сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия и источниках его формирования. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества. Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций. Если в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности, то в форму хозяйствования других коммерческих организаций — принцип корпоративности. Принцип унитарности предприятия означает, что соответствующая коммерческая организация не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником этого имущества остается учредитель такой организации, т.е. государство. Имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия. В этом заключается главное отличие унитарного предприятия от других коммерческих организаций. Особый имущественный статус унитарного предприятия: сохранение права собственности за учредителем и закрепление имущества за унитарным предприятием лишь на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения либо оперативного управления). Существенными особенностями отличается управление унитарным предприятием. Органом такого предприятия является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом, им он и подотчетен. В зависимости от того, кому принадлежит собственность, унитарные предприятия могут быть государственными или муниципальными. Унитарные предприятия подразделяются на две категории в)ависимости от прав, предоставляемых учредителем: • на праве хозяйственного ведения; • на праве оперативного управления. Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативного управления — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться «крепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые предприятия получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность и управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления. Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности же казенных предприятий Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества как учредителя. Из этого вытекает, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом. Унитарные предприятия созданы и функционируют главным образом в тех отраслях и видах деятельности, которые имеют большое социальное значение. На автомобильном транспорте унитарные предприятия как организационно-правовая форма широко применяются в сфере перевозок пассажиров как внутри города, так и в пригородном и междугородном сообщении. Собственность предприятий, выполняющих внутригородские перевозки, принадлежит муниципальным образованиям, поэтому они являются муниципальными унитарными предприятиями. За предприятиями, выполняющими пригородные и междугородные перевозки пассажиров, закрепляется федеральная собственность, поэтому их называют государственными унитарными предприятиями. Производственный кооператив — это добровольное объединение на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанное на личном участии членов кооператива. На автомобильном транспорте производственные кооперативы как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности широко применяются в сфере автотранспортных услуг. Отличительные признаки данной организационно-правовой формы: 1) участие граждан только на членской основе; 2) совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности; 3) личное трудовое участие членов кооператива; 4) паевые взносы. Для производственных кооперативов характерно личное трудовое участие в них их членов-пайщиков, в роли которых обычно выступают не являющиеся предпринимателями граждане (не менее пяти человек), а также юридические лица, если их участие допущено уставом. Имущество кооператива делится на паи его членов. Часть имущества может быть отнесена уставом к неделимым фондам, если решение об их создании принято единогласно всеми членами. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива принадлежащим им имуществом. Производственный кооператив действует на основе устава, в котором содержится следующая информация: • наименование и местонахождение; • порядок управления деятельностью, состав и компетенция органов управления, порядок принятия решений; • размер паевых взносов и ответственность членов за их неуплату (к моменту государственной регистрации каждый член кооператива обязан внести не менее 10% пая, а остальное — в течение года); • характер и порядок трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственность за обязательства по личному трудовому участию; • размер и условия субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; • порядок распределения прибыли и убытков. Участие в управлении делами кооператива строится по принципу «один пайщик — один голос» и не зависит от размера пая, а распределение полученных доходов между членами кооператива происходит с обязательным (а нередко — с преобладающим) учетом характера и степени их трудового участия, а не только имущественного взноса. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации производственного кооператива и удовлетворения требований кредиторов. Важнейшим органом управления производственного кооператива является общее собрание его членов, к исключительной компетенции которого относится решение следующих вопросов: • утверждение, изменение устава; • прием и исключение членов кооператива; • образование и прекращение полномочий членов наблюдательного совета и исполнительного органа; • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов; • распределение прибыли и убытков; • решение о реорганизации и ликвидации кооператива (преобразование в хозяйственное общество или товарищество возможно лишь по единогласному решению). Текущее руководство производственным кооперативом осуществляет исполнительный орган — правление или председатель правления. В кооперативе с численностью более 50 человек дополнительно создается наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов. Один и тот же член кооператива не может входить и в наблюдательный Совет, и в исполнительные органы. Каждый член кооператива имеет право выйти из его состава, при этом ему выплачиваются пай и другие суммы по окончании финансового года. Исключение члена кооператива из его соста ва по решению общего собрания возможно в случае неисполнения им возложенных на него обязанностей и других нарушений устава. Исключаемый имеет право на пай. Член наблюдательного совета или исполнительного органа может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в связи с его членством в аналогичном кооперативе. Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива. Передача пая (или его части) гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива. Члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки. На автомобильном транспорте в настоящее время создаются и действуют союзы, ассоциации и другие формы объединений, членами которых являются предприятия различных форм собственности, индивидуальные предприниматели, выполняющие перевозки грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционные и автосервисные услуги [12]. Основным направлением их деятельности является главным образом оказание содействия своим членам в создании необходимых правовых и социальных гарантий для самостоятельной деятельности: поддержка деловой активности руководителей автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей; создание эффективной системы сотрудничества с администрацией региона (области или края), Министерством транспорта и связи России, другими федеральными и региональными органами управления и регулирования работы автомобильного транспорта; оказание содействия в повышении деловой квалификации и профессионализма хозяйственных руководителей и специалистов автомобильного транспорта; участие в разработке правового обеспечения автотранспортной деятельности. В рамках перечисленных направлений деятельности объединение работников автомобильного транспорта решает следующие основные задачи: • представляет и защищает интересы членов объединения; • оказывает членам объединения правовую, консультативную и иную помощь; • оказывает содействие членам объединения в установлении прямых связей, организации переговоров, создании совместных предприятий с зарубежными партнерами и в развитии других форм сотрудничества; • оказывает членам объединения помощь в получении свидетельств, сертификатов, лицензионных, правовых, таможенных, страховых и других документов; • разрабатывает и внедряет в деятельность транспортных пред-приятий и организаций экономические формы работы по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте; • принимает участие в разработке целевых программ по обеспечению безопасности дорожного движения, разрабатываемых на отраслевом и региональном уровнях; • содействует внедрению на транспортных предприятиях технических средств и приборов контроля за техническим и экологическим состоянием транспорта; • принимает участие в разработке региональных соглашений по тарифам на перевозки грузов и другие услуги; • содействует созданию свободного от монополизма транспортного рынка; • оказывает помощь авторемонтным и сервисным предприятиям в совершенствовании технологии и качества работ, производственной базы, тарифов и цен; • участвует в разработке целевых программ развития автотранспорта региона, согласовывает с соответствующими органами и вносит их на рассмотрение администрации области и областной Думы. Объединение осуществляет свою работу в соответствии с уставом, который утверждается на собрании. Финансово-хозяйственная деятельность осуществляется за счет собственных и темных средств, при этом собственные средства образуются за счет вступительных и членских взносов участников объединения. Опыт показывает, что создание объединений предпринимателей в сфере автотранспортных услуг экономически целесообразно. Их деятельность в конечном итоге способствует созданию благоприятных правовых и экономических условий для успешной деятельности субъектов малого бизнеса, увеличению их числа на региональном рынке автотранспортных услуг и созданию тем самым конкурентной среды.
Глава 2. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
2.1. Характеристика рынка транспортных услуг Основным типом предприятия на автомобильном транспорте является автотранспортное (автоэксплуатационное) предприятие, осуществляющее услуги по перемещению грузов и пассажиров. В общем случае процесс перемещения грузов и пассажиров выступает как продукция автотранспортного предприятия и как продукция транспорта в широком плане. Эта продукция не имеет вещественного содержания, поэтому не может храниться и накапливаться на складах, для ее производства не требуется сырье. Измерителями транспортной продукции на грузовых перевозках являются тонны и тонно-километры (произведение массы перевезенных грузов на расстояние перевозок), а на пассажирских перевозках — количество перевезенных пассажиров и пас-сажиро-километры (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки). Эти и другие особенности транспортной продукции имеют большое значение для решения многих вопросов, связанных с организацией предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте. Они влияют на состав затрат, направляемых на эксплуатацию транспортных средств. Например, в составе затрат на перевозки нет сырья, поэтому автотранспортному предприятию или предпринимателю, занимающимся перевозками грузов и пассажиров, не нужно заключать договор на его поставку, вкладывать ресурсы на строительство и ремонт складских помещений для хранения сырья. Поскольку новый продукт в вещественной форме на транспорте не создается, транспорт не требует времени и дополнительных средств, связанных с хранением и реализацией своей продукции. Результатом производственного процесса здесь является изменение местонахождения грузов и пассажиров в пространстве и во времени. Отсутствие сырья при производстве транспортной продукции оказывает большое позитивное влияние на сокращение кругооборота капитала за счет выпадения стадии пребывания готовой продукции, предназначенной для реализации, на складе. Такое же влияние на кругооборот капитала оказывает совмещение продукции транспорта с процессом ее производства. Работа транспорта и перевозка грузов осуществляются как внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства и других товаропроизводящих отраслей, так и между предприятиями, районами и странами. Внутри предприятий перемещение предметов труда между цехами и участками осуществляется при помощи различных транспортных средств (автомобили, конвейеры, авто- и электрокары, железнодорожный подвижной состав и др.). Работа внутрипроизводственного транспорта тесно свя->ана с технологическими процессами производства в рамках отдельного предприятия, поэтому транспорт часто называют технологическим. Он является составной частью технологического процесса предприятия, а транспортные средства — составной частью основных производственных фондов. Перевозки грузов между предприятиями различных отраслей материального производства (товаропроизводящих отраслей) осуществляются в сфере обращения. Производственный процесс транспорта здесь не зависит от производственного процесса промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей и осуществляется специализированными транспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями на коммерческой основе. Транспорт, работающий в сфере обращения, составляет самостоятельную отрасль производства, поскольку ему присущи все элементы материального производства, характеризующие отрасль: наличие предмета труда, производственного процесса, продукции. Работа транспорта по перемещению грузов создает стоимость, которая присоединяется к стоимости перемещаемого груза. Поэтому в месте потребления грузов (товаров) они становятся дороже на величину транспортных издержек. Транспорт, осуществляя связи между производителями и потребителями продукции, является материальной основой процесса обращения. Длительность процесса перевозок во многом определяет весь процесс обращения общественного продукта, поскольку время воспроизводства последнего складывается из времени производства и времени обращения. В этой связи, чем короче продолжительность транспортирования товаров, тем меньше время обращения и все время воспроизводства, а следовательно, тем больше в единицу времени можно провезти общественного продукта. Таким образом, транспорт оказывает активное воздействие на эффективность общественного производства в целом: чем выше эффективность работы транспорта (меньше время транспортирования и величина транспортных издержек), тем выше эффективность общественного производства. Характер работы транспорта при перемещении людей тот же, что и при перемещении грузов. Перемещение людей является транспортным процессом и одновременно продукцией транспорта. Однако в процессе потребления стоимости пассажирский транспорт отличается от грузового. Процесс перемещения людей также создает стоимость, подобно тому как создается стоимость при перемещении груза. В то же время транспорт здесь удовлетворяет личные потребности людей в перемещении, поэтому стоимость исчезает вместе с окончанием перемещения. Перевозки людей могут осуществляться как транспортными средствами, принадлежащими различным нетранспортным предприятиям и организациям (доставка работников этих предприятий с работы и обратно), так и транспортными средствами, принадлежащими специализированным транспортным предприятиям и индивидуальным предпринимателям. В последнем случае перевозки выполняются на коммерческой основе. Потребительские свойства транспортных услуг отражают позицию и требования клиентуры к этим услугам. Они могут быть представлены на текущий момент времени комплексом реальных требований и ожиданий клиента, свойствами предъявляемых к транспортировке товаров, уровнем развития и использования современных технологий клиента и т.д. Экономические свойства отражают возможности производителя услуг по удовлетворению требований клиентуры. Например, одним из основных в перечне потребительских свойств транспортной услуги клиент называет требование качества (срочность, полнота, сохранность, безопасность доставки груза клиенту и т.д.). Для производителя транспортной услуги обеспечение срочности, полноты, сохранности, безопасности вызывает увеличение затрат. Следовательно, принимая решение об уровне качества, производитель соизмеряет возможности и затраты. Если это соотношение позволяет выполнить заданный клиентом уровень качества, клиент и производитель в такой ситуации максимально удовлетворены, а сама ситуация может быть признана продуктивной для развития рынка в целом и поддержания благоприятной конъюнктуры. Таблица 2.1 Признаки транспортной услуги и товара, имеющего вещественное содержание
Кроме чистого экономического результата от производства и продажи услуг производитель услуги получает неформализуемый результат в виде укрепления имиджа фирмы, повышения доверия общественности и клиентуры, что влияет на рост цены предприятия-производителя и положение его на рынке. К услугам автомобильного транспорта можно отнести не только перевозки грузов и пассажиров, но и подготовку подвижного состава и эксплуатации, погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката и др. Однако основным видом услуг являются перевозочные. Особенностями рынка услуг на автомобильном транспорте являются: 1) отсутствие определенного места продаж и производства услуг во времени и пространстве, где могут заключаться сделки купли-продажи, что обусловлено невещественностью транспортной услуги, особенностями ее потребления во время производства; 2) зависимость рынка транспортных услуг и условий его развития от состояния и развития товарных рынков. Спад объемов товарного производства на 20% в период экономических реформ определил спад объемов перевозки грузов и пассажиров на 40—60%; 3) объемы перевозки грузов не равны объемам производства вещественной продукции, потому что с помощью транспорта происходит перемещение производимой продукции. Это обусловливается повторностью перевозок одних и тех же партий грузов. Коэффициент повторности перевозок в последние годы является относительно стабильным и составляет для России от 4 до 5,2 (для зарубежных стран — от 3 до 4); 4) кругооборот средств и денег на рынке транспортных услуг отличается от такого кругооборота на рынках производственных и потребительских товаров, финансовых рынках. На рынке транспортных услуг формула кругооборота имеет вид Д—Д, для прочих рынков — Д—Т—Д; 5) рынок транспортных услуг требует постоянного государственного регулирования, поскольку транспорт имеет не только большое экономическое, но и социальное и стратегическое значение. Кроме того, он наносит значительный ущерб окружающей среде, в несколько раз превышающий ущерб от любого другого вида материального производства. Это также определяет необходимость регулирования рынка, введения стандартов и требований к условиям автотранспортной деятельности и различных ограничений.
2.2. Внутренняя и внешняя среда автотранспортного предприятия Результаты деятельности АТП определяются факторами внутренней и внешней среды этого предприятия. Особенности транспортной продукции и рынка автотранспортных услуг накладывают значительный отпечаток на формирование внутренней среды предприятия, в состав которой, в частности, входят кадры, техника, производство, внутрифирменный организационно-экономический механизм и внутрифирменные финансы. Кадры оказывают большое влияние на показатели деятельности предприятия, поэтому работе с кадрами следует уделять серьезное внимание. Речь идет о подборе кадров, их обучении и переобучении, стимулировании в соответствии с достигнутыми результатами, создании и поддержании нормальных отношений (психологического микроклимата) между работниками и т.д. Особенностями кадрового состава любого АТП независимо от его назначения и специализации (грузового или пассажирского) является преобладание в нем категории водителей. Основная деятельность водителей осуществляется вне территории предприятия, что предъявляет повышенные требования к организации их труда со стороны администрации этого предприятия, включающие широкое применение современных средств связи и диспетчеризации. Техника, которой оснащается каждое АТП, разделяется на < гационарную и мобильную. Стационарная техника — это различное обор<
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.02 с.) |