Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы технического нормирования труда

Поиск

Для организации труда особое значение имеет его нормирование, т.е. установление количества и качества труда, необходимого для выполнения какой-либо работы. Нормирование труда является основой не только рациональной организации труда, но и планирования труда и фонда заработной платы. Оно позволяет оценивать эффективность труда путем сравнения с нормами его фактических затрат, сопоставлять результаты труда у различных работников. Степень выполнения обоснованных норм выработки — важный показатель работы. В то же время пересмотр устаревших норм является важным стимулом роста производительности труда. Нормирование труда тесно связано с тарифной системой, а поэтому выступает в качестве основы оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством.

Нормирование труда на предприятиях включает разработку и утверждение норм времени, норм выработки.

Норма времени — это время, установленное на выполнение данной работы или изготовление единицы продукции.

Норма выработки — это количество единиц продукции, которое должно быть произведено в единицу времени (смену, час).

В определенных условиях затраты труда выражаются в виде нормы обслуживания (количество единиц оборудования, машин, которое должен обслужить один рабочий за определенное время) и нормы численности (число работников, необходимых для выполнения заданного объема работ или обслуживания оборудования).

Трудовые нормы должны быть научно обоснованными с учетом конкретных организационно-технических условий их применения. Это означает, что при разработке норм должны быть учтены применяемая технология, оборудование, инструменты и материалы, системы организации труда и обслуживания рабочих мест. Технической нормой называется такая, которая установлена исходя из полного использования производственных возможностей рабочего места с учетом передового производственного опыта.

На практике большая часть норм не имеет глубокого обоснования, а учитывается суммарным способом, который исходит из субъективного опыта и данных статистики. Эти нормы обычно называются опытно-статистическими. Они, как правило, являются заниженными, легко перевыполняются и поэтому не способствуют мобилизации работников на использование всех резервов роста производительности труда. Поэтому необходимо применять аналитический метод нормирования труда, основанный на глубоком и детальном анализе технологического процесса и тщательной проверке и анализе производственных возможностей рабочего места и оборудования.

Производственные процессы по своему назначению делятся на основные и вспомогательные.

Основные процессы в АТП — это перевозочный, ТО и ТР подвижного состава.

Вспомогательные процессы в АТП — это контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, получение путевой документации, контроль качества ремонта, обслуживания рабочих мест и др.

Технологические процессы есть часть производственного процесса (основного или вспомогательного), связанного непосредственно с перевозкой грузов или пассажиров или с изменением формы, размера, внешнего вида, свойств обрабатываемых деталей.

Технологический процесс состоит из операций, т.е. его частей, выполняемых одним или несколькими рабочими на одном рабочем месте над определенным предметом труда.

Операция является объектом технического нормирования, т.е. нормы времени устанавливают на каждую операцию.

С целью изучения операции ее разделяют на элементы, которые называют приемами, т.е. законченными действиями рабочего, которые характеризуются своим частным целевым назначением.

Например, в операцию «разгрузка автомобиля» входят следующие приемы: маневрирование автомобиля при подаче его на пост разгрузки, открывание и закрывание бортов, развязывание груза, непосредственно разгрузка с помощью разгрузочных средств и др.

Различают основные и вспомогательные приемы.

Основные приемы непосредственно обеспечивают выполнение операции, вспомогательные — способствуют осуществлению основных приемов.

Разделение производственного процесса на части сочетается с изучением затрат рабочего времени. Все рабочее время делится на время работы и время перерывов.

Время работы делится на подготовительно-заключительное, основное, вспомогательное и время обслуживания рабочего места.

Подготовительно-заключительное время (/пз) затрачивается на подготовку к работе, получение наряда, ознакомление с работой, получение материала, подготовку рабочего места, наладку станка и т.д.

Норму /пз устанавливают на всю партию изделий или на рабочую смену.

Основное время затрачивается на осуществление непосредственной цели технологического процесса. В течение этого времени происходит изменение предмета труда или пространственное перемещение его в процессе транспортирования.

Вспомогательное время затрачивается на подготовку к основной работе.


Сумма основного и вспомогательного времени на выполнение операции называется оперативным временем.

Время обслуживания рабочего места затрачивается на уход за оборудованием, приспособлениями и инструментами в течение смены.

Время перерывов подразделяется на отдых и на естественные надобности.

Потери рабочего времени из-за различного рода неполадок не нормируются.

Техническая норма времени, или технически обоснованная норма времени, включает норму штучного времени и норму подготовительно-заключительного времени.

Норма штучного времени (Тш) включает основное время (Тов), вспомогательное (Тв), время обслуживания рабочего места (7^) и время перерывов(Тп):

Tшт=Tов+Tв+Tоб+Tп (8.8)

Так как время обслуживания рабочего места и время перерывов принято выражать в процентах от оперативного времени, то норма штучного времени может быть определена по формуле

где Tоб ~ время обслуживания рабочего места, мин;

а — время обслуживания рабочего места в процентах от оперативного времени;

в — время перерывов на отдых и естественные надобности в процентах от оперативного. Обычно 7^ нормируют в размере 4—6%, а время перерывов на отдых — 2—3% оперативного времени.

Время /пз в норму штучного времени не входит, так как рассчитывается на смену или партию изделий.

При хорошей организации труда оперативное время обычно равно 80% рабочего времени.

Калькуляционную норму времени (/к) рассчитывают по формуле

 

 

tк=Tшт +tпз\n

 

где п — число изделий за смену.

Норму выработки (Нв) определяют по формуле

Н = Т /T, (8.11)

В СМ'ШТ' v '

где Tсм. — продолжительность смены, мин. В АТП нормируются следующие виды работ:

1) перевозочная работа;

2) процесс погрузки-разгрузки;

3) техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. На автотранспорте существуют сменные нормы выработки для

водителей грузовых автомобилей. Эти нормы рассчитаны исходя из норм простоя автотранспорта под погрузочно-разгрузоч-ными операциями и единых норм времени на пробег. Нормы простоя под погрузкой-разгрузкой установлены в зависимости от способа производства погрузочно-разгрузочных работ и грузоподъемности автомобиля.

При ТО и ТР подвижного состава разработаны типовые технологические процессы. Применительно к технологическим процессам установлены нормативы на ТО и ТР.

Нормы затрат труда, встречающиеся на автотранспорте, классифицируются на постоянные, временные и разовые.

Постоянные нормы разрабатываются для устойчивой номенклатуры работ на повторяющиеся операции (например, нормы простоя под погрузочно-разгрузочными операциями или сменные нормы выработки водителей грузовых автомобилей).

Временные нормы устанавливаются на повторяющиеся операции на период освоения новых технологических процессов сроком до трех месяцев.

Разовые нормы устанавливаются на работы, не предусмотренные производственным планом АТП.

Если, например, на АТП поступил новый автомобиль, на который еще не разработаны и не утверждены постоянные нормы выработки на смену, на АТП пользуются временными нормами.

По технологическому признаку нормы классифицируются на единые, типовые и местные.

Единые нормы разрабатываются для предприятий одной отрасли хозяйства или ряда отраслей на работы, выполняемые в одинаковых организационных условиях.

Типовые нормы разрабатываются на работы, выполняемые по типовым технологическим процессам.

Местные нормы разрабатываются на работы, не предусмотренные едиными и типовыми нормами, и на работы, организа ционно-технические условия выполнения которых позволяют в данной хозяйственной организации устанавливать нормы более прогрессивные, чем единые и типовые.

По структурному построению нормы классифицируются на дифференцируемые и укрупненные.

Дифференцируемые нормы разрабатываются на отдельные ра­бочие операции, переходы и трудовые приемы.

Укрупненные нормы устанавливаются на комплекс техноло­гически или организационно связанных между собой рабочих опе­раций, например на ремонт одного агрегата или автомобиля.

По методу определения нормы времени устанавливаются на рабочую операцию по статистическим данным о фактических затратах труда в прошлом и на основе личного опыта нормиров­щика или сравнением нормируемой операции с аналогичной, норма времени на которую уже установлена. Такие нормы не отражают достигнутого уровня производительности труда и не соответствуют производственным возможностям предприятий, а поэтому должны заменяться технически обоснованными нор­мами [5, 28].

Технически обоснованные нормы устанавливаются на наиболее производительный и экономически целесообразный вариант выполнения работы исходя из рационального использования производственных возможностей рабочего места или оборудова­ния в условиях полного использования достижений науки и тех­ники и передовой организации производства.

Норма времени и норма выработки являются величинами, обратными друг другу.

(8.12) (8.13)

Если обозначить через / норму времени, Н— норму выработки и t — продолжительность смены, то зависимость между этими величинами можно представить в следующем виде:

t=tсм/Н

Н=tсм/t

Зависимость между нормой времени и нормой выработки может быть определена также из следующего уравнения:

где х — процент снижения нормы времени;

у— процент повышения нормы выработки.

Нормы времени и норма выработки приняты равными единице, значения л: найдем из уравнения для у:

 

100y-xy=100x

100y=100x+xy

Или 100y=x(100+y), отсюда х=100у/100+у

Например, определим, на сколько процентов должна быть повышена норма выработки, если норма времени снижена на 20%:

Увеличение производительности труда на транспорте оказы­вает влияние на рост производительности труда в других отрас­лях народного хозяйства, способствует сокращению доли издержек транспорта в стоимости продукции других отраслей.

Установление уровня производительности труда на конкрет­ный отрезок времени для предприятий необходимо для опреде­ления возможных результатов производственной деятельности, ее целесообразности вообще. Оно происходит путем сопостав­ления затрат труда с предполагаемыми объемами транспортных услуг и состоит в определении возможной экономии рабочей силы при использовании резервов роста производительности труда.

Использование научных, технических и организационных достижений и усовершенствований позволяет определить эконо­мию затрат труда по каждому фактору (или суммарно):

(8.14)




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.82 (0.009 с.)