Качество морских перевозок грузов. Стандарты качества и их применение в судоходстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество морских перевозок грузов. Стандарты качества и их применение в судоходстве



Качество продукции всегда имело важное значение. В настоящее время оно становится решающим фактором, способствующим победе в конкурентной борьбе, определяющим желание потребителя приобрести продукцию. Обеспечение заданного качества продукции при ее обращении в системе «изготовитель – транспорт – потребитель» является сейчас одним из важных условий развития мировой экономики.

Очевидно, что качество, в котором заинтересован потребитель, - интегрально по своей природе: высокое производственное качество изготовленных товаров должно сохраняться на всех этапах транспортного процесса усилиями и заботами добросовестного перевозчика.

Практически почти всегда производитель и потребитель продукции пространственно разобщены. Чтобы произведенный товар оказался потребленным, он должен быть доставлен в какую-то новую географическую точку. Отсюда – необходимость в использовании одного или нескольких видов транспорта для перемещения товара по назначению. Перемещение товара по морским путям - продукция морского транспорта, является внешним проявлением результатов работы транспортных предприятий и призвана удовлетворять потребности клиента. Она выступает в товарной форме, не вещественна, но материальна по содержанию. Подтверждением этого является тот факт, что при транспортировке груз изменяет свое пространственное бытие. Грузовладелец нуждается в этом процессе изменения пространственного бытия, он приобретает его и оплачивает стоимость всех связанных с транспортировкой работ. Таким образом, продукция транспорта выступает как товар. Этот товар продается судовладельцем и покупается грузовладельцем аналогично любому другому. Продукцией морского транспорта следует считать конечный результат деятельности входящих в его систему предприятий по удовлетворению потребностей грузовладельцев (фрахтователей). Прежде чем говорить о качестве транспортной продукции, необходимо дать определение самому понятию качества. Стандарт Международной организации по стандартизации ИСО 8402 дает такое определение качества: «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Под термином «объект» обычно понимается продукция, но может быть также деятельность или процесс. То есть, в том числе и процесс транспортировки грузов морем. Применительно к морским перевозкам существует несколько определений качества, которые можно свести к одному обобщенному: это степень обеспечения сохранной и своевременной доставки грузов по назначению.

Однако соблюдение указанных требований следует считать необходимым, но еще недостаточным условием качественной транспортировки. В конечном итоге важно, в какой степени транспортная услуга удовлетворяет данную потребность, т.е. качество морских перевозок следует рассматривать только в связи с конкретными пот­ребностями клиентуры, которые находят отражение в договоре на пере­возку (коносаменте, чартере) или других аналогичных документах. Ус­ловия договора отражают необходимый уровень качества перевозок, сфор­мировавшийся под влиянием многочисленных внешних факторов и определяемый принятыми в мировом морском судоходстве значениями соответству­ющих количественных показателей. Учитывая большое значение для человечества сохранения природной среды, в понятие качества транспортной продукции следует включить условие соблюдения перевозчиком международных требований по охране среды.

Таким образом, под качеством морской транспортировки грузов нужно понимать степень фактического выполнения требований грузо­владельца, обусловленных договором перевозки, и соблюдения в этот период нормативов допустимого воздействия на природную среду.

Обычно считается, что перевозка груза выполнена качественно, если соблюдены условия:

· она выполнена в установленные сроки;

· не изменилось количество груза;

· не изменилось (понизилось) качество перевозимых товаров;

· не возникла надобность в дополнительных непроизводительных расходах (например, пересчет, перевеска груза, розыск товара, засланного не по назначению, рассортировка (при пересортице) - по наименованию, грузовладельцам; исправление тары, судебные издержки).

Основными направлениями улучшения качества продукции морского транспорта можно считать:

· расширение номенклатуры транспортных услуг с учетом изменения условий транспортировки и новых потребностей клиентуры;

· обеспечение в каждом отдельном случае гарантированного вы­полнения обязательств и условий договора перевозки;

· использование максимально экологически «чистых» транспортных средств и методов перевозки.

Наиболее актуальным и перспективным, с позиций возможности совершенствования, представляется второе направление. В общем слу­чае, следствием качественного выполнения транспортных услуг будет экономический эффект грузовладельцев, который создается в резуль­тате сокращения расходов на оплату ремонта, возмещение стоимости поврежденных и утраченных товаров, а также ускоренного возвращения в оборот стоимости грузовой массы. Для судовладельцев немалое значение имеет предотвращенный ущерб - сокращение компенсаций, выплачиваемых по претензиям грузовладельцев, а также поддержание престижа надеж­ного перевозчика на мировом фрахтовом рынке.

Под несохранностью груза обычно понимают:

· порчу или повреждение груза, приведшее к полной или частичной потере его ценности;

· недостачу количества мест или веса груза (без признаков хищения);

· хищение груза (срыв контрольных лент, пломб, вскрытие, взлом).

При несохранных перевозках, кроме прямых экономических потерь перевозчика и клиентуры, активизируется коммерческо-правовая деятельность сторон по урегулированию претензий и защите своих интересов. В конечном итоге это приводит к неоправданным затратам участников транспортного процесса.

Масштабы потерь мирового хозяйства по причине несохранной доставки грузов при перевозках морем ориентировочно показывают следующие данные. По статистике ООН объем международных морских перевозок в 2002 году приблизился к 5,5 млрд.тонн. Принято считать, что доля морской торговли в международном товарообмене составляет в стоимостном выражении примерно 1-1,5 трлн. долларов США. Исследования авторитетных специалистов показывают, что убытки от несохранной доставки грузов морем составляют, в среднем, 1,0-1,5% от их стоимости. То есть, при международных морских перевозках ежегодно теряется от 10 до 15 млрд. долларов.

С целью снижения этих потерь особое внимание следует уделять двум вопросам: контролю за состоянием товаров, предъявленных к морской перевозке, и их совместимости при размещении на судне. Возможности увеличения количества и повышения качества транспорт­ной продукции путем использования оптимальных или близких к ним вари­антов загрузки судов могут быть реализованы только при наличии не­обходимого информационного обеспечения в виде совокупности норматив­ных и справочных документов, отвечающих запросам и условиям прак­тики.

По указанным вопросам такого обеспечения в международном масштабе пока не существует, а имеющиеся национальные разработки далеко не в полной мере отвечают современным требованиям. Обычно считается, что товар, упакованный в соответствующую его свойствам и ус­ловиям перевозки и перегрузки тару, которая имеет нормальный вид, является транспортабельным и может быть доставлен по назначению в сохранности. Таким образом, транспортабельность достигается путем придания завершенных производством продукции необходимых защитных свойств и последующим их сохранением в процессе доставки продукции от изготовителей к борту судна.

Однако, практика показывает, что не вся продукция, предъявляе­мая к погрузке на судно, находится в транспортабельном состоянии. Причиной этого могут быть упущения (некомпетентность) изготовите­лей или нарушения защитных свойств продукции во время ее хранения или в процессе доставки в морской порт. Последнее случается чаще, так как в этот период продукция мо­жет подвергаться различным по направленности, силе и продолжительности внешним воздействиям: толчкам, ударам, температурным изменениям, осадкам и т.п. Следовательно, в период, предшествующий погруз­ке, по независящим от морского перевозчикам причинам создаются предпосылки несохранной доставки части груза. Задача судовой администрации в этом случае состоит в том, чтобы, опираясь на соответствующую нормативно-спра­вочную документацию и опыт работы, правильно установить и обоснованно доказать отправителю необходимость приведения продукции в транспортабельное состояние.

При этом необходимо иметь в виду, что ошибки в оценке транспортабельности товара могут повлечь за собой серьезные экономичес­кие последствия и должны быть исключены. Действительно, принимая непригодный к перевозке груз, судовладелец берет на себя весь риск несохранной его доставки и вероятных претензий получателя. Необоснованный отказ в приеме груза вызовет материальные потери отправителя.

Непременным условием правильной оценки транспортабельности предъявляемой к перевозке продукции является комплексный подход. Суть его в том, что результаты тщательно проведенного внешнего ос­мотра и анализа состояния продукции сопоставляются с предвидимыми условиями предстоящего плавания (изменениями параметров среды) и реальными возможностями по размещению грузов на судне (наличие свободных грузовых помещений, их расположение, оборудование). В результате значительно повышается обоснованность принимаемого ре­шения и снижается убыток от несохранной доставки грузов.

Одной из характерных причин, приводящих к порче грузов в пери­од морской транспортировки, является негативное влияние друг на друга товаров, перевозимых совместно, в одном грузовом помещении. Очевидно, что для повышения сохранности грузов необходимо учитывать возможные взаимные воздействия товаров до их погрузки на судно, т.е. на стадии составления грузового плана. В этом случае путем рацио­нального размещения грузов можно свести к минимуму их механические, физические, химические и биологические воздействия и, таким образом, не допустить нежелательного изменения первоначальных качеств.

Однако, реализовать такую возможность на практике не просто, так как грузовой план судна, кроме сохранности груза, должен удовлет­ворять также ряду других обязательных требований. Поэтому успеш­ность решения данной задачи во многом зависит от полноты и качества нормативных документов и справочных материалов по совместимости различных товаров, предъявляемых к перевозке. Практическая значи­мость таких документов определяется специфическими особенностями морской транспортировки грузов, которые создают определенные пред­посылки для повреждения и порчи последних. К ним, в частности, относятся:

● многообразие физико-химических свойств, видов тары, состояния (кондиции) перевозимых товаров;

● большие размеры судовых грузовых помещений при их ограниченном общем количестве и, как следствие этого, необходимость расположения партий разнородных грузов в одном помещении;

● длительность перевозки и, следовательно, большая продолжи­тельность взаимного воздействия соседствующих грузов.

Для судоходных компаний, осуществляющих морские перевозки грузов, обеспечение качества транспортных услуг имеет важное значение: цены на услуги зависят от качества последних. Выше качество – выше цены (фрахты), выше прибыль компании. Поэтому в морском судоходстве с давних пор принимались меры к обеспечению сохранной и своевременной доставки грузов, полному выполнению условий договора морской перевозки. При этом исходили из основных потребностей клиента (грузовладельца) в отношении транспортировки морем его товара. В первую очередь, это возможность получения (фрахтования) судна, максимально приспособленного для перевозки конкретного груза в те сроки, которые позволили бы ему своевременно отправить товар по назначению. Доверив груз транспорту, грузовладелец нуждается в том, чтобы груз был доставлен в сохранном состоянии, т.е. в том количестве и состоянии (с наличием свойств), в каком он был сдан в пункте отправления. Далее, грузовладелец обычно ограничен определенными сроками поставки товара. На время транспортировки средства, вложенные в товары, изымаются из оборота, т.е. омертвляются. Поэтому грузовладелец заинтересован в быстрейшей доставке товаров к месту назначения. Очевидно, что чем полнее удовлетворяются эти потребности клиента судоходной компанией, тем выше эффект, получаемый клиентом, тем выше конкурентоспособность компании на рынке транспортных услуг.

Процесс морской перевозки грузов находится под постоянным воздействием внешней среды (изменяющаяся температура воздуха и моря, влажность воздуха, штормовое волнение), различных факторов, связанных с размещением грузов на судне (статические и динамические нагрузки, негативное воздействие несовместимых грузов), проявлением особых свойств грузов (самосогревание, самовозгорание). Поэтому в период подготовки судна к приему груза, грузовых операций и на морском переходе принимаются различные меры, призванные защитить груз от агрессивных воздействий. В большинстве случаев принимаемые судовладельцем защитные меры приносят желаемый результат, и товар доставляется по назначению в том количестве и с теми же свойствами, с которыми он был принят в порту погрузки. Однако нередки и случаи так называемого брака транспортного производства, т.е. недостачи грузовых мест и массы груза против данных, указанных в грузовых документах, повреждения, порчи, хищения груза, а также нарушения установленных сроков его доставки. Причин этому очень много, они разнообразны по происхождению и характеру влияния на перевозимый морем товар.

С целью обеспечения надлежащего качества транспортировки грузов морем в последней половине ХХ века в судоходной индустрии начали разрабатывать и внедрять в эксплуатационную практику системы управления качеством.

В 1989 году проблема обеспечения управления качеством в судоход­стве, с точки зрения предотвращения аварийности, обсуждалась в рам­ках Международной морской организации. Сознавая всю важность скорейшего решения данной проблемы, 16-я сессия Ассамблеи ИМО приня­ла резолюцию А.647 (16) – «Руководство ИМО по безопасному управлению судами и предотвращению загрязнения морской среды». В документе указывается, что безопасность мореплавания, предотвращение загряз­нения морской среды и эффективность деятельности судоходной компа­нии - все это неотъемлемые составные элементы «управления качест­вом». На той же сессии Ассамблеи ИМО была принята и резолюция А.643 (16) «Долгосрочный рабочий план Организации (до 1996 года)», в которой указывалось, что Комитет по безопасности на море должен обеспечить разработку материалов по проблеме: «Управление на борту и на берегу для безопасности эксплуатации судов». Эти резолюции получили широкую поддержку в мировых деловых кругах, связанных с судоходством, и появились предложения о том, чтобы резолюция ИМО А.647 (16) стала обязательной для пассажирских судов.

Позже, с учетом требований стандарта ИСО 9002 так называемой «Группой пяти» (пять ведущих компаний в области судоходного менеджмента), был разработан и в начале 1991 года опубликован «Кодекс стандартов по управ­лению в судоходстве». В конце апреля 1991 года тридцать пять морских компаний учредили Международную ассоциацию по управлению в су­доходстве, членами которой могут быть любые судовладельцы, самосто­ятельно эксплуатирующие свой флот, признающие данный Кодекс и гото­вые проходить сертификацию своих систем управления на соответствие его требованиям. Выданный компании сертификат означает, что ее система управления обеспечивает должное качество транспортных услуг. Требования Кодекса применяются как к системам управления на борту судов, так и в береговых службах. Было установлено, что целью сертификации является: безопасная и эффективная эксплуатация судна и перевозка грузов; предотвращение гибели людей и травматизма персонала; защита окружающей среды; защита имущества владельцев; соответствие законодательным и классификационным требованиям; предоставление владельцем достаточной, точной и свое­временной информации о судне и аспектах его деятельности; постоян­ное совершенствование навыков персонала и понимания выпол­няемых им работ; подготовка к чрезвычайным ситуациям.

Большое внимание в Кодексе уделялось обеспечению технических стандартов и поддержанию на надлежащем уровне технического состо­яния судна, вопросам страхования, работе с претензиями заказчиков, процедурам связи, проверкам выполнения требований самого Кодекса. В нем говорится, что компания должна ввести и поддерживать документально оформленную систему качества как средство достижения целей компании в этой облас­ти.

Позднее на основе этого Кодекса и других документов, paзработанных ИМО, был подготовлен Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения моря (МКУБ), который в 1994 году утвержден ИМО (резолюция А.741 (18) и рекомендован к применению всеми странами-членами этой Организации.

Таким образом, в настоящее время в мировой практике существует два раздельных подхода к системе управления деятельностью судоход­ных компаний: первый – обеспечение необходимого управления качеством (Quality Control) услуг в соответствии с требованиями стандартов ИСО (серия 9000), и второй - функционирование в компании системы безопасного управления судами и предотвращением загрязнения моря согласно МКУБ.

Применение первого подхода не является обязательным, однако в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции на морских торговых путях представляется очень важным для обеспечения конкурентоспособности судоходных предприятий. Поэтому многие судовладельцы, менеджеры и операторы сертифицировали свои компании на соответствие стандартам ИСО. Для судов разработаны и применяются на практике соответствующие документы (Quality Мanuals) по обеспечению качества судовых операций.

ИСО разработала и предлагает для применения серию стандартов ИСО 9000, определяющих требования к качеству продукции, в том числе к качеству услуг в судоходстве. Основная цель сертификации на основе этих стандартов – обеспечить качество услуг, соответствующее требованиям клиентов и, таким образом, обеспечить достаточную при­быльность своего предприятия. Конечно, при этом рассматриваются и решаются многие вопросы безопасности мореплавания.

Применительно к судоходной компании качество – это совокупность характеристик компании, относящихся к ее способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности грузовладельцев.

Качество управления в судоходном предприятии определяется тремя критериями:

· удовлетворением потребностей клиента;

· возможностью получения прибыли;

· выполнением действующих национальных и между­народных требований в отношении судоходства.

Первый критерий выполним только при соблюдении определенных принципов на всех уровнях управления в компании, когда существует гармоничное взаимодействие между управлением, материальными ресурсами и системой качества. Не обязательно вообще высокое качество услуг, оно должно удовлетворять конкретного заказчика на данном рынке услуг.

Это положение важно для достижения второго критерия: система качества ИСО позволит разграничить уровни качества и дифференцировать цены на тарифы. В результате должна выполняться сертификация систем качества управления в судоходных компаниях по международным стандартам независимой от заказчиков и поставщиков стороной. Это дает возможность каждой судоходной компании четко определять свое место на рынке, устанавливать цены на услуги и обоснованно претендовать на высокую прибыльность своих операций. За­казчику (грузовладельцу) это поможет выбрать потребные ему услуги с достаточным уровнем качества и по умеренной цене.

Третий критерий: морской транспорт - интернациональная отрасль, поэтому судоходство должно удовлетворять национальным и многочисленным международным требованиям – техническим нормам и стандартам безопасности и охраны среды.

Под системой качества в судоходной компании подразумевается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества компании должна быть надлежащим образом документирована. В состав документов СК входят внутренние нормативные документы (руководство по качеству, стандарты компании, процедуры, должностные инструкции, методики) и внешние нормативные документы (национальные и международные стандарты, национальные нормы и законы, технические условия).

Комплекс внутренних нормативных документов определяет избранное компанией направление (политику компании) в достижении высокого качества перевозок грузов, управления эксплуатацией транспортного флота. Соответствующие инструкции, методики и процедуры регулируют многие производственные операции на судах компании, их требования должны знать и выполнять все члены экипажа. В связи с обязательным применением положений МКУБ на многих судах сейчас могут действовать две системы управления: безопасностью (Safety Management System) и качеством (Quality Management System), которые нередко объединяются в одну систему управления безопасностью и качеством эксплуатации судна. В этой связи ниже приводятся краткие сведения о принятых в мировой судоходной индустрии стандартах качества. Разработка систем управления в судоходной индустрии осуществляется, как правило, на основе стандартов ИСО серии 9000, которые были пересмотрены и переизданы в 1994 году. Эта серия стандартов используется в двух ситуациях – контрактной и неконтрактной. В первой ситуации заказчик транспортных услуг заинтересован, чтобы определенные элементы системы качества обеспечивали выполнение его требований к услуге, что снижает риск возможных нарушений контракта при его заключении. Нередко при этом клиент требует, чтобы условие наличия системы качества компании указывались в договоре. К контрактным относятся стандарты 9001-9003, которые называют стандартами для внешних целей предприятия. Стандарты ИСО 9000, 9004 являются неконтрактными. Это руководства, содержащие требования для предприятия по управлению качеством. То есть, это стандарты для внутренних целей предприятия.

В 2000 году стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 года были пересмотрены. Стандарты ИСО 9001:1994, ИСО 9002:1994 и ИСО 9003:1994 были объединены в единый стандарт ИСО 9001:2000. Последний используется в судоходной индустрии при разработке, внедрении и совершенствовании систем качества в компаниях – владельцах судов, сервисных и других морских организациях.

Этот стандарт направлен на применение процессного подхода при разработке, внедрении и совершенствовании системы управления качеством. Под процессным подходом понимается применение в компании (организации) для достижения ее конечных целей системы взаимосвязанных процессов, их определение и взаимодействие, а также управление этими процессами. В основу стандарта заложены требования постоянного улучшения, повышенной роли высшего руководства, установления четких целей для соответствующих функций и уровней; постоянный контроль за удовлетворением потребностей клиентов, определение эффективности подготовки персонала и др. В стандарте 9001:2000 используются принципы, установленные в стандартах ИСО 9000:2000 и ИСО 9004:2000.

Стандарт ИСО 9001:2000 применяется компаниями и организациями морского судоходства с целью продемонстрировать свою способность поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей.

Морской транспорт оказывает существенное негативное воздействие на природную среду. Загрязнение моря нефтью, мусором, сточными водами при эксплуатации судов, выбросы в атмосферу паров, газов, пыли во время грузовых операций, ремонта судов, очевидно, несовместимы с понятием надлежащего качества транспортного процесса. Поэтому на предприятиях и в организациях морской отрасли получает все большее применение стандарт ИСО 14001: 96 – «Системы управления окружающей средой. Технические условия и руководство по применению». Система управления окружающей средой – часть общей системы управления компании, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей и оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики предприятия. Данный стандарт применяется к тем экологическим аспектам, которые компания может контролировать и на которые она может оказывать влияние. Напомним в этой связи, что основным международным документом, которым руководствуются судовладельцы и плавсостав в отношении защиты среды, является конвенция МАРПОЛ 73/78, а соответствующие меры и процедуры по реализации ее требований предусмотрены в документах судовой системы управления безопасностью (СУБ).

В качестве примера приведем некоторые сведения о государственных стандартах качества транспортных услуг, разработанных в России, которые применимы и к морским перевозкам. К ним, в частности, относятся:

· «Услуги транспортные. Термины и определение»;

· «Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества пассажирских перевозок»;

· «Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества грузовых перевозок».

Следует отметить, что в этих стандартах основные характеристики и показатели качества являются отражением потребностей и интересов пользователей транспортных услуг – пассажиров и грузовладельцев.

Терминология, используемая в государственных стандартах по качеству транспортных услуг, включает следующие понятия:

· Показатель качества транспортной услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслужи­вания), составляющих ее качество.

· Сохранность перевозки грузов (багажа) - характеристика транспортной услуги, обуславливающая перевозку грузов (багажа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнения.

· Своевременность доставки грузов (багажа) - характеристика транспортной услуги, обусловливающая прибытие грузов (багажа) в конечный пункт в соот­ветствии с установленными сроками или объявленным расписанием.

· Надежность транспортного обслуживания - совокупность характеристик исполнителя транспортных услуг, обусловливающая предоставление их потребителям в заданных объемах и качестве в течение установленного времени.

· Нормативный срок доставки грузов - показатель своевременности доставки груза; в течение этого срока исполнитель транспортной услуги гарантирует доставку груза потребителю.

· Качество транспортного обслуживания (качество транспортных услуг) - сово­купность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортной экс­педиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.

· Уровень качества транспортного обслуживания (уровень транспортного сервиса) - относительная характеристика предоставляемых транспортных услуг, осно­ванная на сравнении значений показателей качества оцениваемой услуги с базовы­ми значениями соответствующих показателей.

· Система качества транспортных услуг - совокупность организационной струк­туры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качества.

· Управление качеством - методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

· Проверка качества - систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения.

Стандарт устанавливает следующую номенклатуру основных показателей качества:

· показатели своевременности выполнения перевозок;

· показатели сохранности грузов;

· экономические показатели.

Своевременность выполнения перевозки характеризуется показателями:

· перевозки грузов к назначенному сроку;

· регулярности прибытия груза;

· срочности перевозки груза.

Показатели сохранности грузов в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели перевозки грузов:

· без потерь;

· без повреждений;

· без пропажи;

· без загрязнения.

При оценке уровня качества грузовых перевозок необходимо учитывать эконо­мические показатели, характеризующие отдельные и общие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.

Экономическими показателями служат:

· удельные затраты на транспортировку грузов;

· удельные полные расходы на доставку грузов;

· затраты на производство погрузо-разгрузочных и складских работ.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что подразумевается под качеством транспортной продукции?

2. Какие условия должны быть соблюдены при качественной перевозке грузов?

3. Какие направления повышения качества перевозок вам известны?

4. Назовите основные причины некачественной доставки товаров, перевозящих морем.

5. Как решается проблема повышения качества перевозок грузов в мировом судоходстве?

6. Какие стандарты ИСО используются при эксплуатации транспортного флота?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.055 с.)