Таможенное обслуживание международных перевозок грузов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенное обслуживание международных перевозок грузов



В современных условиях каждое государство создает национальную систему регулирования внешнеэкономической деятельности, которая опирается на законы, определяющие пределы действий исполнительной власти, права и обязанности субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью. Вместе с тем, в мире идет интенсивный процесс сближения правовых, организационных, административных систем регулирования внешней торговли государств и создание единого правового и организационно - технического пространства, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические операции отдельных государств. На этой основе в конце прошлого столетия сложилась международная торговая система, использующая сейчас последние достижения информационных технологий, автоматической обработки данных, связи, что позволяет свести к минимуму временные и материальные затраты. Центральное место в пограничном экономическом регулировании международных грузопотоков занимает таможенное обслуживание. Таможенная служба – это важный орган исполнительной власти, занимающийся государственным пограничным контролем за внешнеторговой деятельностью. Она контролирует пропуск через границу грузов, валютных ценностей, транспортных средств и личных вещей лиц, пересекающих таможенную границу государства.

Основные функции таможенного контроля:

· проверка того, чтобы ввоз и вывоз товаров, транспортных средств, валютных ценностей соответствовали законам государства и его международным обязательствам;

· контроль за перемещением товаров и другого имущества через границу.

Таможенное законодательство большинства стран мира включает два закона:

1) закон, регулирующий обложение пошлинами товаров и другого имущества, перевозимых через государственную границу страны, и определяющий соответствующие действия;

2) закон, регулирующий деятельность таможенных служб, их права и обязанности, организацию службы, порядок таможенного контроля, который получает отражение в таможенном кодексе.

Таможенный кодекс – обычно это стабильный правовой инструмент; регулируемые им вопросы относятся к области действия национальных законов страны. Таможенный тариф, напротив, призван оперативно реагировать на изменения во внутренней и внешней экономической обстановке. Правила его применения и уровень ставок пошлин часто являются объектом международных переговоров. В таможенном тарифе содержатся конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых в страну товаров и на результаты хозяйственной деятельности предприятий. В этой связи установленные ставки пошлин и методика их определения должны быть понятными, стабильными и доведены до сведения всех заинтересованных сторон.

В основу построения национального таможенного тарифа государств положена классификация товаров, от которой зависит экономическая эффективность тарифа. Путем выделения в нем отдельных товарных позиций, применением соответствующих мер исполнительные власти могут тормозить или поощрять ввоз товаров в страну, т.е. использовать тариф в торгово-политических целях или для защиты национальной экономики. В середине прошлого столетия таможенные тарифы государств имели различные системы товарной классификации. Однако развитие и усложнение структуры международной торговли обусловило необходимость унификации систем тарифной классификации товаров. В 1950 году в Брюсселе была принята Конвенция о создании товарной номенклатуры для таможенных целей. Брюссельская товарная номенклатура унифицировала крупные товарные позиции и, вместе с тем, разрешала подписавшим Конвенцию о БТН странам выделять мелкие позиции, исходя из интересов национальной экономики. Компромиссное решение проблемы классификации, принятое в БТН, оказалось очень удачным и к концу 60-х годов на основе БТН были построены таможенные тарифы более 100 государств. Прошло время и потребности возросшей международной торговли, изменения в ее товарной структуре потребовали создания новой товарной номенклатуры, приемлемой для всех стран. В 1983 году представительный международный орган – Совет по таможенному сотрудничеству, утвердил проект международной конвенции в отношении новой товарной номенклатуры, получившей название Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. С 1 января 1988 года начался переход на классификатор ГС, и теперь он лежит в основе таможенных тарифов большинства государств мира. Конвенция о ГС – это международный правовой документ, содержащий обязательства присоединившихся к Конвенции стран принять ГС в таможенных целях. Гармонизированная система сочетает в себе унифицированную схему классификации товаров – объектов международной торговли и возможность ее гибкого приспособления к национальным потребностям отдельных стран.

Таможенные формальности различных государств в последнее время существенно сблизились и регулируются общими принципами и нормами, что значительно облегчает международную торговлю и транспортные операции. В этом сближении правил и практики таможенных процедур большую роль играют Европейская экономическая комиссия, Конференция ООН по торговле и развитию, Совет по таможенному сотрудничеству, исполнение Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Так, сейчас таможенные формальности более чем в 130 государствах регулируются соответствующими статьями ГАТТ. Одним из важных документов, направленных на упрощение и рационализацию таможенных формальностей, является Конвенция «О гармонизации и упрощении таможенных процедур», принятая в Киото (Япония), часто называемая Конвенцией Киото. Положения этой Конвенции являются международными правилами таможенного контроля, применяемыми в большинстве развитых государств.

Таможенные формальности начинаются с момента пересечения товаром таможенной границы страны. Обычно правилами предусматривается, что после досмотра и идентификации средств транспорта и грузов они должны тотчас же направляться в таможенное учреждение для последующего таможенного оформления. Часто таможенные формальности, действующие до предъявления таможенной декларации, носят минимальный характер: таможенные власти при пересечении границы могут потребовать только документы, необходимые для идентификации транспортных средств и грузов. То есть, содержащих сведения о числе мест груза, его маркировке, весе и названии, а также сведения о транспортном средстве. Таможенное оформление грузов с целью пропуска товаров для внутреннего потребления или на экспорт – это комплекс операций, включающий представление таможенной декларации, сопровождающих ее документов, их проверку и принятие, представление товаров таможне и их возможный таможенный досмотр, начисление и уплату таможенных пошлин и сборов, выпуск товаров таможней.

Обязательной процедурой таможенного оформления является декларирование грузов. Во многих государствах лицом, подающим таможенную декларацию, может быть не только владелец груза, но и другое лицо (например, агент или брокер), которое действует от имени грузовладельца. Форма таможенной декларации в разных странах различается, однако обычно в ней должны содержаться такие сведения: имя и адрес лица, подающего декларацию, имя и адрес экспортера (импортера), вид транспорта и его характеристика, данные о товаре, количество грузовых мест, маркировка, вес, сведения, необходимые для начисления пошлин и сборов, перечень документов, прилагаемых к грузовой декларации. Для заполнения таможенной декларации практически во всех странах используются международные цифровые коды товаров, средств транспорта и т.д., что дает возможность использовать систему автоматической обработки документов и значительно ускорять таможенное оформление грузов. Дополнительно к таможенной декларации таможенные власти могут потребовать предоставления следующих документов: импортная (экспортная) лицензия, свидетельство о происхождении товара, санитарный, ветеринарный или фитосанитарный сертификат, транспортные документы. Представленная таможенная декларация должна быть принята таможенным учреждением, и с этого момента она становится основным документом для оформления грузов и транспортных средств. После принятия таможенной декларации и проверки того, что она содержит все необходимые для таможенных властей сведения, возможны следующие этапы таможенного оформления:

· чаще всего декларация признается и товары выпускаются таможней (до или после уплаты пошлин и сборов);

· иногда привлекаются и проверяются дополнительные документы для проверки декларации;

· довольно редко проверка декларации сопровождается таможенным досмотром товаров.

Таможенный досмотр товаров осуществляется с целью определения соответствия груза, представленного таможенным властям, его описанию в таможенной декларации и в сопроводительных документах. В большинстве государств законодательно не установлена обязательность таможенного досмотра грузов, решение о его осуществлении принимает таможенная служба. Таможенные пошлины и сборы уплачиваются в том таможенном учреждении, где была представлена таможенная декларация и произведено таможенное оформление. В подтверждение уплаты пошлин таможня делает отметку на экземпляре декларации, который остается у представившего ее лица. Во многих странах по просьбе плательщика пошлин таможенные власти допускают отсрочку в уплате пошлин и сборов в ответ на представление соответствующей гарантии. Завершающая стадия таможенного оформления – выпуск товара таможней на экспорт или для употребления внутри страны. Такой выпуск может осуществляться до завершения всех операций, описанных выше, если таможне представлен соответствующий официальный документ, содержащий основные сведения о товаре. В настоящее время во многих странах созданы компьютеризированные системы, обслуживающие таможни, которые позволяют ускорить процесс таможенного оформления товаров и снизить связанные с ним материальные издержки.

Принятая ИМО в 1965 году Конвенция по облегчению международного морского судоходства с целью решения проблем по унификации и упрощению формальных процедур, норм, правил и многочисленных требований национальных властей, связанных с приходом в порт, стоянкой и отходом судов, совершающих международные рейсы позволяет предотвращать задержки в морском транспортном процессе, способствовать в этом сотрудничеству государств. Конвенция ограничивает (до семи) количество деклараций, которые должны предоставляться судном властям в порту посещения. Основные положения Конвенции и перечень деклараций приведены в § 1.6.

Конвенция определяет стандарты как международно-согласованные меры, которые необходимы для упрощения международного морского судоходства, и рекомендованную практику, применение которой желательно. Любое правительство государства, присоединившегося к Конвенции, которое считает необходимым применять другие правила, а не рекомендованные Конвенцией, должно информировать об этом Генерального секретаря ИМО.

Таким образом, во многих странах мира при таможенном оформлении судов, прибывших с грузом, может использоваться форма грузовой декларации, рекомендованная ИМО.

В Украине таможенное обеспечение внешнегрузовых перевозок осуществляет Государственная таможенная служба.

Правовой основой таможенного контроля в Украине являются следующие документы:

1. Закон Украины «О таможенном деле в Украине» от 25 июня 1991 года;

2. Таможенный кодекс Украины, подписанный Президентом Украины 1 января 2004 года;

3. Закон Украины «О едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 года;

4. Закон Украины «О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам Украины по таможенным вопросам» от 28 января 1994 года.

А также подзаконные акты, Указы Президента Украины, инструкции и положения, издаваемые Кабинетом Министров Украины по различным вопросам таможенного контроля и налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины.

За таможенное оформление товаров и имущества, перемещаемых через таможенную границу Украины, с субъектов предпринимательской деятельности и других организаций таможенными учреждениями взимаются таможенные сборы. Плата за таможенное оформление является обязательной для всех субъектов предпринимательской деятельности, если они не освобождены от нее действующими законодательными актами. Таможенные сборы взимаются до или в момент предъявления грузовой таможенной декларации - в процентах к тарифной стоимости товаров. Последняя определяется в соответствии с положениями Закона Украины «О едином таможенном тарифе». Товары и другие предметы, за оформление которых не были уплачены таможенные сборы, пропуску таможенными учреждениями не подлежат. Взимание налогов с товаров (предметов), перемещаемых через таможенные границы Украины, регулируется рядом документов: законами Украины, декретами Кабинета Министров Украины, приказами и инструкциями Министерства финансов и Главной государственной налоговой инспекции Украины.

В морских портах Украины осуществляется контроль за грузами (предметы, багаж, почтовые отправления):

· ввезенными из-за границы до выпуска внутрь страны;

· вывозимыми за границу;

· транзитными;

· перевозимыми из одного таможенного учреждения в другое – до выпуска их за границу.

Выгрузку, погрузку, перегрузку, исправление повреждений, вскрытие и переупаковку грузовых мест осуществляют с разрешения таможни.

При прибытии судна в украинский порт капитаны предъявляют инспекторам таможни следующие документы:

· Генеральную декларацию (1);

· Грузовую декларацию (2);

· Манифест и коносаменты на импортный и транзитный грузы (5);

· План выгрузки;

· Судовую роль;

· NIL LIST (в отношении нелегалов, пассажиров, животных);

· Общую таможенную декларацию для иностранных судов (2);

· Справку о судовой кассе (1);

· Список судовых запасов (2);

· Список оружия, боеприпасов и наркосодержащих препаратов (2);

· Индивидуальные таможенные декларации (для украинских членов экипажа);

· Гарантийное письмо о невыносе с борта судна запасов, закупленных за границей (для украинских судов);

· Список пассажиров.

Одновременно с таможенными органами и пограничниками судовые грузовые документы проверяются органами санитарно-карантинной службы, сельскохозяйственного карантина и ветеринарного контроля.

При необходимости производится осмотр судна и предъявление грузов, подлежащих выгрузке в порту. О результатах выгрузки груза составляется акт, который подписывается капитаном, сотрудником таможни и представителем порта.

Перед отходом судна за границу капитан представляет таможенным органам:

· грузовую декларацию (2);

· манифест и коносаменты на погруженный груз (5):

· судовую роль (1);

· NIL LIST;

· общую таможенную декларацию (1);

· справку о судовой кассе (1);

· список судовых запасов (2);

· список оружия, боеприпасов и наркосодержащих препаратов (2);

· индивидуальные таможенные декларации (для украинских членов экипажа);

· список пассажиров (1).

В иностранных портах правила оформления таможенными органами прихода/отхода судна несколько отличаются от принятых на Украине, но в большинстве случаев перечень предъявляемых капитаном документов аналогичен указанным выше. Образцы документов, которые должны предоставляться судном инспекторам таможни в портах, приведены в Приложениях.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные функции таможенного контроля.

2. В чём заключается таможенное оформление грузов при пересечении государственной границы?

3. Каковы функции и содержание таможенной декларации?

4. Какие документы составляют правовую основу таможенного контроля Украины?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.031 с.)