Виды и организационные формы перевозок грузов морем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и организационные формы перевозок грузов морем



Морские перевозки товаров и людей, как способ транспортного обслуживания потребностей мирового сообщества, весьма разнообразны. Их виды и организация зависят от сложившихся в каждом морском бассейне международных торгово-экономических связей, которые определяют требования к регулярности, скорости доставки грузов, специфических условий транспортного процесса и др. В международном морском судоходстве различают перевозки внутренние (каботажные) - между портами одной страны и внешние (заграничные) - между портами разных государств. Последние - делят на экспортные (внешнеторговые грузы) и импортные. В зависимости от объектов транспортировки перевозки могут быть грузовыми, пассажирскими и грузопассажирскими. По способу осуществления грузовые перевозки подразделяют на перевозки на судах и перевозки буксировкой (тягой). Исходя из технологии транспортировки, различают перевозки: жидких грузов - наливом (нефть, нефтепродукты, масло); сухих - навалом (уголь, цемент, руда); насыпью (зерновые), с использованием тары и упаковки (продукты питания в ящиках, хлопок в кипах), средств укрупнения грузов (контейнеры, пакеты), а также паромные, лихтерные, ролкерные и др.

В словаре русского языка С.И.Ожегова под «организацией» понимается «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина». Применительно к морским перевозкам грузов их организацию можно рассматривать как своеобразную надстройку над базисом, который составляют грузопотоки, технические средства флота и портов и соответствующая технология (рис.7.1.).

       
   
 
 

 

 


 


Рис. 7.1. Взаимосвязь организации и материального базиса перевозок грузов

Вместе с тем организация перевозок и работы судов имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения потребностей международной торговли в транспортном обслуживании.

В зависимости от формы организации движения судов перевозки грузов морем подразделяются на регулярные (линейные и последовательными рейсами) и нерегулярные (рейсовые или трамповые). Формы организации судоходства определяются главным образом характером грузопотоков. Стабильные и массовые грузопотоки создают необходимые условия для организации регулярного движения судов. Вместе с тем, существуют разовые продажи и закупки товаров, перевозки которых обеспечиваются трамповым флотом.

Кроме того, различают перевозки в прямом морском сообщении (перемещение грузов осуществляют только морские суда), прямом водном сообщении (выполняются

морскими и речными судами) и смешанные, когда в перевозках участвуют не только морские суда, но и подвижные средства других видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного).

Рассмотрим более подробно две основные формы организации судоходства - трамповую и линейную. В сфере трампового судоходства осуществляются перевозки крупных партий массовых грузов, когда однородный груз составляет полную загрузку судна. К массовым грузам относятся энергоносители, продовольственное и промышленное сырье, металлопродукция, лесоматериалы, которые поставляются и перевозятся в больших количествах. На рынке трамповых услуг судовладелец выбирает из имеющихся предложений массовых грузов тот, ставка фрахта за перевозку которого выше. Трамповые суда направляются по такому маршруту и с таким грузом, которые предполагают наибольшую выгоду для их владельца. Таким образом, трамповое судоходство - это способ организации перевозок массовых грузов судовыми партиями, при котором маршрут движения судна определяется договором фрахтования судна (чартером), а плата за перевозку (ставка фрахта) уторговывается в каждом конкретном случае оформления чартера.

В сфере линейного судоходства выполняются перевозки генеральных грузов небольшими партиями. При этом движение судов осуществляется по заранее объявленному расписанию с указанием всех портов захода, а оплата перевозки производится по стабильным ценам - линейному тарифу. Этапы развития этих основных форм организации судоходства показаны на рисунке 7.2.

Необходимо отметить, что деление грузов на генеральные и массовые до некоторой степени условно: многие виды товаров предъявляются к перевозке морем партиями разных размеров - от мелких до таких крупных, которые можно отнести к массовым. То есть, чтобы отнести определенный груз к одной из этих категорий, нужно знать партиями

       
   
 
 

 


XVII – XVIII вв.

 

 


XIX–40-е гг. XX в.

 


После 50-х гг. XX в.

 


Рис. 7.2. Эволюция форм организации движения судов

 

 

каких размеров он перевозится морем. Различия между грузами генеральными и массовыми и связанные с этим формы организации их морской перевозки хорошо видны на рисунке 7.3.

Уместно подчеркнуть, что в сфере линейного и трампового судоходства постоянно происходят изменения, вызванные различными влияющими факторами коммерческого, экономического, политического характера. Так, в настоящее время Европейская комиссия готовит новый вариант антимонопольного закона, направленного на регулирование деятельности судоходства. Ранее трамповое судоходство не подпадало под действие европейского закона о конкуренции, который охватывал только сферу линейного судоходства. В новом варианте закона, который вступит в действие в ближайшее время, предусматриваются суровые штрафные санкции к трамповым судовладельцам, деятельность которых будет признана антиконкурентной, если будет установлено, что определенные трамповые судовладельцы совместно действуют в целях дележа рынков грузоперевозок и поддержания на высоком уровне цен на транспортные услуги. Таким образом, в странах Евросоюза линейное и трамповое судоходство регулируется общими законами, направленными на


ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ГРУЗЫ

 


 

       
 
Основные категории грузов:
  • штучные грузы
  • грузы в укрупненных грузовых единицах
  • лесные грузы
  • режимные грузы
  • подвижная техника
Партии любых видов грузов, слишком мелкие для загрузки всего судна (или трюма).
 
   

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

Владельцы линейных судов  
Владельцы трамповых судов

 

 

МИРОВОЙ ФЛОТ

 

Рис. 7.3. Транспортировка массовых и генеральных грузов

 

поддержание свободной конкуренции между судоходными компаниями и, следовательно, обеспечение баланса интересов грузо и судовладельцев при осуществлении международных торговых связей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.011 с.)