Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация линейного судоходства

Поиск

До промышленной революции (XVIII в.) судоходство не знало разделения на линейное и трамповое, и имело форму «постоянных сообщений». Регулярный характер судоходству в XVII веке стали придавать крупные британские и голландские торговые компании, занимавшиеся торговыми операциями со странами Дальнего Востока. В этот период возник прототип будущего линейного судоходства - система «берт фарт» (рейн фарт) - поочередного плавания судов на определенных маршрутах, чтобы избежать скопления судов в портах. По этой системе организуется плавание судов между портами Германии, Голландии, Англии, Франции. В то время появились и первые тарифы; судовладельцы гарантировали перевозки груза через определенные интервалы, загрузка судов осуществлялась у назначенных причалов. В период промышленной революции на смену феодальным производственным отношениям пришли капиталистические, начался бурный рост производства. Появилась острая потребность в прямых и регулярных морских сообщениях. Такие товары как хлопок, шерсть, вино, кофе не могли долго лежать на складах, накапливаться для отгрузки целыми пароходными партиями. Их целесообразно было отправлять небольшими частями - партиями по мере подвоза. Одновременно с этим началось внедрение единообразной торговой и транспортной документации и новых видов международных расчетов - через аккредитивы. Первая международная морская линия была открыта в 1816 году английской компанией «Black Ball Line» для перевозки пассажиров. Позже начали работать грузовые линии: Ливерпуль - Нью-Йорк (1821 г.), немецкие линии из Бремена и Гамбурга на Нью-Йорк. Рождение парового флота способствовало дальнейшему развитию линейного судоходства, которое обеспечивало высокое качество транспортных услуг и стало привлекательным для дорогостоящих грузов, оплачиваемых по высокому тарифу.

Линейное судоходство - это форма организации работы флота, при которой обеспечивается движение судов по объявленному расписанию между заранее установленными портами для обеспечения регулярной доставки внешнеторговых грузов различной партионности.

Для линейной формы организации судоходства характерны следующие основные особенности:

· регулярность движения обусловленных судов по заранее объявленному расписанию между определенными портами;

· линейное судоходство, как правило, принимает для перевозки различные виды грузов сравнительно небольшими партиями, принадлежащими разным грузовладельцам;

· отсутствие какой-либо дискриминации между грузоотправителями. Линейная компания является «общественным» перевозчиком. Принцип «общественности» - предоставление тоннажа любым отправителям грузов без ответных гарантий с их стороны на предоставление груза;

· коносамент и тарифы применяются на равноправной основе для всех владельцев грузов. Тарифы линии объявляются заранее, об их изменениях судовладелец обязан информировать грузовладельцев;

· большинство линейных судоходных компаний работает в рамках монополистических объединений картельного типа - судоходных конференций.

Морское сообщение между определенными портами, поддерживаемое судоходными предприятиями, называется линией. Судоходные линии классифицируются: по составу флота, организации работы судов и по другим признакам.

По составу флота различают:

· конвенциональные (многопалубные грузовые лайнеры, многоцелевые суда);

· линии специализированного флота (контейнерные, ролкерные, паром­ные).

По организации работы судов различают:

· срочные линии, на которых обеспечивается заход судов в порты точно в сроки, указанные в расписании. Они организуются там, где есть хорошо оборудованные порты, специализированный флот и современная техноло­гия транспортировки (укрупненными местами, накатом и т.д.). Работа судов на линии по объявленному расписанию создает боль­шие удобства для отправителей мелких партий доро­гостоящих грузов, для каждой из которых нельзя использовать отдельное трамповое судно. Благодаря заранее объявленному рас­писанию грузоотправитель может подготовить груз точно к приходу судна, что снижает транспортные издержки как вследствие ускорения оборачиваемости средств, заложенных в грузы, так и за счет снижения расходов на складирование. Объявленное расписание дает возможность обеспечить большую скорость доставки грузов, следующих по сквоз­ному коносаменту, с перегрузкой их на суда других линий. В большинстве случаев на этих линиях работают контейнеровозы.

· регулярные линии - обычно организуются на развивающиеся страны, где слабо оборудованные порты; продолжительность стоянки судов зависит от многочисленных факторов (метеопричины, скопление судов, нехватка рабочей силы).

Срочные линии, транспортирующие грузы между базовыми и факультативными портами, называют фидерными линиями (feeder services), а работающие на них контейнеровозы и ролкеры - фидерами.

Компания-оператор регулярной линии ставит на линию однотипные суда, гарантирует грузоотправителю определенную частоту отходов (1-3 в месяц), регулярно выпускает расписание движения судов на квартал вперед, в котором оперативно уточняет объявленное ранее расписание линии. Регулярные линии отвечают основным требованиям грузовладельцев в отношении качества транспортных услуг (гарантия типа судна, частоты движения и информации о всех изменениях расписания) и позволяют судовладельцам оперативно регулировать движение судов на линии с учетом изменения обстановки в отдельных портах.

На большинстве регулярных линий используется комбинированная система организации работы, то есть, обычно судовладелец гарантирует точное выполнение сроков подачи судов под погрузку в базовые порты, например Европы, а обслуживание портов развивающихся стран строится с учетом частых задержек судов в этих портах.

По сроку действия расписания в зависимости от грузопотока, нави­гационных и других условий работы судов различают:

● линии с постоянным режимом движения судов и составом флота (обычно на развитые страны и для перевозки промышленных товаров);

● линии с сезонно-переменным расписанием и составом флота. Особенности этих линий:

- использование в зимний период судов с усиленным ледовым классом;

- сезонное увеличение числа рейсов на линии на период вывоза сельскохозяйственной продукции;

- уменьшение рейсооборота на период сезонных штормов, туманов, ледовых условий.

По схеме движения судов линии разделяют на:

· круговые, которые в обоих направлениях обслуживают одни и те же порты и охватывают сбалансированную часть грузопотока;

· комбинированные линии, на которых суда в прямом направлении обслуживают экспортный грузопоток на одну группу портов, затем совершают балластный переход, и в обратном направлении обслуживают перевозки импортных товаров из другого региона (например, Европа - Восточная Африка - Восточное побережье Южной Америки - Европа).

Линии также подразделяются на: односторонние, двусторонние и конференциальные. Односторонние линии характеризуются тем, что на них работают только суда одной страны или одной судоходной компании. Двусторонние линии поддерживаются судами судоходных компаний двух стран или двух предприятий. Конференциальные линии - это линии, на которых работают суда двух и более компаний из одной или разных стран. Основное предназначение конференциальных линий (конференциальных соглашений) - это установление одинаковых тарифов и одинаковых условий перевозки для всех участников. Это делается, главным образом, для устранения излишней конкуренции между судоходными предприятиями, работающими на одних и тех же направлениях перевозок.

Линейной форме организации судоходства присущи более слож­ная по сравнению с трамповой структура управления и более развитые фор­мы взаимосвязей между участниками транспортного процесса. Это обусловлено необходимостью поддержания контактов с большим ко­личеством грузоотправителей и грузополучателей, содержанием многочисленных агентов и представительств, занимающихся привлечением грузов и выполнением дополнительных операций по обработке гру­зов в портах и обеспечению их сохранной доставки.

Кроме того, для составления расписания линии и организации ра­боты судов по его выполнению, для контактов с судоходными орга­низациями, работающими на совпадающих направлениях, требуется получение и обработка большого объема информации портами, сти­видорными компаниями и агентскими фирмами.

Линейное судоходство обслуживает, главным образом, международную торговлю полуфабрикатами и готовыми изделиями, которые обычно поставляются небольшими партиями. Каждая такая партия товара не может составить полной загрузки судна, что вызывает необходимость для линейных судов формировать судовую партию из многочисленных и разнообразных отправок. Эта особенность линейного судоходства вызвала определенные требования к конструкции судов, работающих на линиях, и необходимость их движения по расписанию, - чтобы к приходу судна в порт можно было собрать массу груза, необходимую для его загрузки.

Наконец, заранее объявленный перевозчиком тариф на перевозку отдельных видов грузов объясняется невозможностью для судовладельца договариваться о цене перевозки с каждым из многочисленных владельцев грузов. Соглашение о перевозке и его условиях оформляется на основе разработанного линией стандартного договора морской перевозки - линейного коносамента. БИМКО разработаны основные проформы линейного коносамента: «Visconbill», «Conlinebill» и «Linerbill». Изложенные в проформах условия являются исходной базой для разработки линейного коносамента конкретной линии. Наряду с условиями, отвечающими требованиям договора морской перевозки, линейный коносамент содержит также ряд положений, отражающих как специфику линейного судоходства в целом, так и особенности работы судов на конкретном географическом направлении (линии).

Линейные тарифы - это сборник ставок провозных плат и правил их применения, которые разрабатываются линейной компанией и применяются в течение продолжительного времени для всех грузовладельцев - клиентов данной линии. В последние годы сложилось два вида построения линейных тарифов: на океанских линиях, где грузы перевозятся преимущественно в контейнерах, применяется система Commodity Box Rate (CBR). Все грузы разделены на ограниченное количество классов, для каждого из них установлена ставка тарифа за 20- и 40- футовый контейнер. На линиях, имеющих региональный характер, применяется система Freight all Kind (FAK). В данном случае устанавливается единая ставка, независимо от рода груза. Таким способом в условиях жесткой конкуренции линейные компании стараются привлечь грузы на свои суда за счет низкого уровня провозной платы. На большинстве линий предусмотрены скидки при выполнении грузоотправителем определенных условий, в частности, при заключении долгосрочных контрактов.

Применяемая в международном судоходстве транспортная классификация грузов охватывает всю номенклатуру грузов, перевозимых морем, в сфере линейного судоходства, и учитывает различные требования к организации и технологии их перевозки, перегрузки и хранения. Как отмечалось ранее, все грузы делятся на три специфические транспортные категории: массовые, генеральные и особорежимные.

Генеральным называют груз, упакованный в разнообразную тару, или штучный груз без упаковки. Генеральные грузы разделяют на следующие группы: мешковые, киповые, катно-бочковые, ящичные, контейнерные, металлы и металлические изделия, тяжеловесные и негабаритные, штучные и прочие.

Одним из основных транспортных свойств генеральных грузов является их способность сохранять свои качества при перевозке в наиболее общих условиях. Поэтому их называют «генеральные», от английского слова «general» (общий). В одном судовом трюме может размещаться от нескольких до сотни наименований генеральных грузов, различающихся между собой размерами, упаковкой, свойствами, но объединенных по признаку совместимости при морской перевозке. То есть, грузов, не оказывающих негативного воздействия (запахи, влажность, испарения) на свойства расположенных рядом товаров. В трюме должен поддерживаться температурно-влажностный режим, наиболее благоприятный для всех размещенных в нем грузов.

Генеральные грузы характеризуются большим разнообразием форм, массы, объемов и размеров отдельных мест. В процессе размещения на судне и перевозки необходимо учитывать следующие их свойства:

· возможность смещения под воздействием качки и вибрации;

· подверженность груза самосогреванию, самовозгоранию и выделению опасных паров и газов;

· порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и микроорганизмов;

· необходимость обеспечения определенных температурных, вентиляционных и влажностных режимов перевозки.

Большинство генеральных грузов имеют высокую стоимость и перевозятся в таре или в упаковке, в картонных и деревянных ящиках, мешках, кипах, бочках, барабанах. К генеральным грузам также относится металлопродукция: листовой прокат, рельсы, металл в чушках, трубы, проволока и др.

В тканевых мешках перевозятся зерно, продукция его переработки, сахар, сухие химикаты, семена, швейные изделия. Товары, которые обладают высокой степенью сжимаемости, не теряя своих потребительских свойств, упаковывают в кипы и тюки. Кипами принято называть упаковку волокнистого материала путем прессования. Тюки содержат непрессованный материал. В такой упаковке перевозят табачные листья, волокнистые материалы (шерсть, пеньку, хлопок). В деревянных бочках перевозят на линейных судах пищевые продукты - вино, спирт, рыбу, пищевые жиры, масла, в металлических бочках – нефтепродукты (топливо, смазочные материалы) и химические вещества. Длинномерные и тяжеловесные грузы (трубы, рельсы, прокат) требуют при укладке в трюмах специальной технологии погрузки, крепления для предотвращения смещения и особых мер предосторожности. В ящиках перевозят продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства, промышленные и потребительские товары, машины и части к ним, приборы и оборудование.

В линейном судоходстве используются, в основном, такие суда:

· традиционные грузовые лайнеры (имеют три и более палуб, часто с рефтрюмами, диптанками и грузовыми устройствами);

· контейнеровозы (с открытыми люками, ячеистого типа; могут перевозить рефконтейнеры);

· ролкеры - многопалубные, с кормовой, носовой или бортовой аппарелью. Палубы соединены между собой рампами или элеваторами. Трюмов в общем представлении нет. Погрузка осуществляется обычно своим ходом - на колесах;

· лихтеровозы (баржевозы). Загружают плавающие баржи (лихтеры) собственными перегрузочными устройствами.

· многоцелевые суда, приспособленные для перевозки как генеральных грузов, так и контейнеров.

Многопалубные грузовые лайнеры позволяют перевозить многочисленные партии различных грузов, располагаемые в отдельных помещениях - штучные грузы, мелкие партии навалочных грузов, товаров, требующих рефрижерации, и др. Основной недостаток этих судов - значительные затраты времени и труда при погрузке и выгрузке. Доля стояночного времени для таких судов составляет около половины времени рейса, высоки стивидорные затраты.

Современные многопалубные суда в линейном плавании представлены не только традиционными грузовыми лайнерами типа LO-LO (Lift on - Lift off), но все больше многоцелевыми судами. Перевозка на них как генеральных грузов, так и контейнеров достигается за счет соразмерности размеров трюмов и твиндеков с размерами 20- и 40- футовых контейнеров.

Более половины грузов в линейном судоходстве перевозится на судах - контейнеровозах, имеющих разные размеры и вместимость. При обслуживании фидерных линий, которые обеспечивают доставку контейнеров в базовые порты на магистральных направлениях перевозок, используют контейнеровозы небольшой вместимости, на трансокеанских линиях - крупнотоннажные суда.

В настоящее время все большим спросом пользуются большие контейнеровозы вместимостью 3000-5000 TEU и более. С целью расширения грузовой базы контейнеровозов новые суда этого типа строятся со значительной рефрижераторной вместимостью, что позволяет линейным компаниям осваивать традиционные маршруты перевозок мяса, молочных продуктов и фруктов.

Суда с горизонтальной погрузкой / выгрузкой (ролкеры) эффективны на линиях со сложной структурой грузопотоков, когда перевозки рассредоточены между портами с различной технической оснащенностью; они обеспечивают перевозку колесной и гусеничной техники, тягачей с прицепами-контейнерами, способных заезжать в трюм с причала через аппарель, а также других крупногабаритных и тяжеловесных грузов методом наката, своим ходом или с использованием автопогрузчиков.

К судам контейнерного типа относятся лихтеровозы. Существуют лихтеровозные технологические системы LASH, Sea Bee и BACAT (§7.6.4), различающиеся системой загрузки лихтеров в судно.

В сфере морских перевозок линейное судоходство играет ведущую роль: на его долю приходится около 70% стоимость всех грузов, перевозимых морским транспортом. Роль линейного судоходства еще более возрастает в условиях глобализации мировой экономики, обусловливающей расширение и углубление межгосударственных торговых связей. В настоящее время нередко полуфабрикаты или комплектующие изделия производятся в одном месте, а готовый продукт - по другую сторону океана. То есть, морской флот становится непременным участником производственного процесса, от надежной и ритмичной работы которого зависят конечные результаты производства. В свою очередь, это требует от линейных компаний высокой организации движения судов, использования систем логистического обслуживания. В условиях ужесточения конкуренции на рынке линейных услуг и определенного избытка линейного тоннажа, совершенствование организации и управления перевозками и другие масштабные преобразования стали необходимым для удовлетворения потребностей грузоотправителей. Вместе с тем, к недостаткам линейного судоходства следует отнести жесткость схем движения судов и дополнительные издержки, вызываемые необходимостью обеспечения установленного ритма движения при неполной подготовке грузов к отправке.

В последнее время в практике перевозок получает все большее распространение работа судов последовательными рейсами. Если в отношении регулярных и трамповой форм организации движения судов сложились достаточно четкие представления и определения, то в отношении работы флота последовательными рейсами существуют разные трактовки. В отечественных публикациях указывается, что формой организации работы флота последовательными рейсами называется такая организация перевозок, при которой одно или несколько судов определенное время работают на перевозках массовых грузов между постоянными портами. Такая относительно новая форма организации судоходства возникла в связи с необходимостью регулярного снабжения поставщиками своих потребителей - крупных промышленных предприятий, разделенных морским пространством, различными видами промышленного, энергетического и другого сырья. Эта организация работы флота создает условия для высокой специализации всего перевозочного процесса, начиная с перегрузочных комплексов в портах погрузки и выгрузки и заканчивая строительством специализированного флота для таких перевозок. Работа флота последовательными рейсами содержит в себе возможности обеспечения ритмичности перевозок и равномерной загрузки портов.

Работа флота компании последовательными рейсами обычно организуется при обслуживании устойчивых потоков массовых грузов. Особенности и побудительные причины такой организации:

· массовые грузы более дешевы, чем генеральные, скорость доставки для них не так важна. Грузы накапливаются («могут ожидать») и перевозятся большими партиями;

· из-за низкой стоимости эти грузы очень чувствительны к провозной плате (высокий фрахт - большая транспортная составляющая в цене товара);

· поэтому требуется регулярное обслуживание с относительно невысокими скоростями судов, но с минимальной ценой перевозки. В данном случае используются специализированные суда (рудовозы, углевозы), простые в конструктивном отношении, с энергетической установкой небольшой мощности, но способные перевозить крупные партии груза;

· однородность массовых грузов обусловливает соответствующую специализацию судов и береговых устройств и, как следствие, - высокую интенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Примерами портовых комплексов, обслуживающих такую форму организации работы судов, могут служить угольный в Мариуполе, рудный в Поти, комплекс для химгрузов в порту Южный, апатитовый терминал в Мурманске;

· перевозчик обслуживает одного клиента.

О собенности работы судов последовательными рейсами:

· регулярный режим движения тоннажа, согласованный с заказчиком, не объявленный для общего сведения;

· схема движения «порт-порт», без промежуточных портов захода, догрузок и выгрузок;

· взаимоотношения сторон оформляются специальным соглашением (перевозчик-клиент). Обычно это договор морской перевозки грузов (рейсовый чартер) или генеральный контракт. Последний представляет долгосрочное соглашение судовладельца с фрахтователем на определенный период продолжительностью до одного года. Провозная плата устанавливается в виде фрахтовых ставок, оговоренных на весь период действия соглашения.

Плавание судов последовательными рейсами обеспечивает ряд существенных преимуществ по сравнению с нерегулярным (трамповым) плаванием, в частности, позволяет судовладельцу произвести рациональный отбор судов и их расстановку на определенный период времени, что создает условия для реализации ряда преимуществ регулярного движения судов. К ним относятся:

· упрощение оперативного планирования работы флота компании, отбор судов наиболее приспособленных к данным перевозкам (условия на маршруте, грузы);

· отпадает необходимость перераспределения тоннажа по направлениям перевозок и связанные с этим потери провозной способности и фрахта (балластные переходы);

· обеспечивается грузовая специализация флота и портов, создаются наилучшие варианты скоростной обработки судов;

· у экипажей судов вырабатываются производственные навыки (стереотипы) подготовки судна к приему, размещению, креплению грузов, способствующие более полному использованию грузоподъемности и грузовместимости, сохранности грузов;

· комсостав судов изучает навигационные особенности района плавания и портов посещения. Это способствует повышению безопасности плавания, сокращению ходового и стояночного времени;

· работники портов изучают особенности судов, что дает возможность реализовать наилучшие технологические схемы их грузообработки – с целью сокращения стояночного времени и обеспечения сохранности грузов.

В конечном итоге повышается ритмичность перевозок, сокращаются сроки доставки грузов, повышается их сохранность, что в современных условиях глобализации экономики имеет первостепенное значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.012 с.)