Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортные тарифы при международных

Поиск

Перевозках грузов морем

 

В международных торговых сделках есть две стороны: продавец и покупатель. Необходимо участие третьего партнера - пере­возчика, оказывающего услугу по транспортировке купленного товара. В условия запродажного контракта включают транспортные условия, регламентирующие обязанности продавца и покупателя по доставке това­ра к месту приема покупателем.

В зависимости от базисных условий поставки товаров в договоре купли-продажи (ДКП) грузоотправитель (получатель) нанимает судно (часть его) и составляет с перевозчиком договор морской перевозки (ДМП), который должен соответствовать транспортным условиям ДКП. При этом уторговываются только те условия, которые зависят от фрахтователя: ставка фрахта, оплата погрузки (выгрузки) и т.п.

Договор морской перевозки - соглашение, отражающее взаимные обязательства сторон по перевозке грузов морем. Основное его содержание в том, что перевозчик (фрахтовщик) обязуется принять от фрахтователя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место и там сдать фрахтователю. Последний обязуется в согласованные сроки предоставить предусмотренный договором груз для погрузки его на судно, уплатить обусловленную провозную плату (фрахт) и принять груз от судна в пункте назначения. Во всех случаях наличие ДМП долж­но быть подтверждено письменным документом. Наиболее распространенной в современной практике формой ДМП является чартер-партия (charter party). Это основная форма ДМП, применяемая в нерегулярном (трамповом) судоходстве. При этом на отдельные партии принятого судном груза выписываются коносаменты. Здесь они выполняют только две функции: служат доказательством приема перевозчиком груза и являются товарораспорядительным документом (document of title goods), т.е. олицетворяют собой товар (груз) и дают право его законному держателю распоряжаться грузом по своему усмотрению. Кроме того, на основе условий коносамента (дублирующих основные условия чартера) строятся взаимоотношения перевозчика и грузополучателя.

При морской перевозке грузов используются два основных понятия, связан­ные с оплатой ее цены: фрахт (цена морской перевозки в трамповом судоход­стве) и линейный тариф, используемый в линейном судоходстве.

Фрахт (fright) – плата за перевозку грузов морем. В чартерах оговаривается фрахтовая ставка (rate of freight) – цена перевозки одной фрахтовой единицы (freight unit) груза. Последняя – это единица массы (тонна), объема (м , кубофут) или количества (штуки) груза, принимаемая для расчета провозных платежей. Перевозчику принадлежит право решать, каким образом должен рассчитываться фрахт: по массе или объему груза – в зависимости от того, что выгоднее. Можно считать общепринятым, что перевозки легких грузов, таких как продовольственные товары, хлопок и т.п. оплачиваются в зависимости от объема, а оплата фрахта при перевозке тяжелых грузов производится в зависимости от их массы. Срок действия фрахтовой ставки ограничен сроком действия чартера, и она действительна только для того фрахтователя, с которым заключен чартер.

Величина фрахта отражает уровень цен мирового рынка на транспортировку морем данного товара и, при прочих равных условиях, зависит от рода груза, расстояния и направления перевозки, дополнительных расходов, которые несет судно (портовые сборы, за проход каналов, стоимость погрузки/выгрузки и т.п.).

В чартере оговаривается, за какое количество груза уплачивается фрахт – погруженное (intaken), т.е. коносаментное, или за выгру­женное (delivered). При перевозке угля, руды и других грузов, которые могут заметно изменять свою массу в процессе перевозки, применяется первый вариант, для штучных грузов - обычно второй.

Для особо ценных грузов фрахт устанавливается в процентах от стоимости (ad valorem).При перевозках громоздких конструкций и других грузов, объем и массу которых трудно заранее установить, применяется оплата фрахта за общую грузоподъемность или грузовместимость судна, независимо от фактически погруженного груза (lumpsum).

Если в чартере предусмотрен грузовой опцион, т.е. право фрахтователя предъявить к погрузке один из указанных грузов, фрахтовые ставки могут оговариваться раздельно для каждого из грузов, включенных в опцион. Если в чартере имеется условие рэнджа или опциона портов, то устанавливается базисная ставка фрахта за перевозку груза из / на определенный порт, а для каждого из остальных портов приводится размер надбавок или скидок с этой базисной ставки.

В большинстве случаев фрахт оплачивается за то количество груза, которое было доставлено и сдано по месту назначения. В некоторых случаях (при перевозке гигроскопических грузов, которые могут заметно изменять свою массу в процессе перевозки) сумма фрахта начисляется по погруженному количеству груза.

Если предусмотрена оплата фрахта при отправлении груза, то сумма фрахта должна быть выплачена к моменту подписания коносаментов в порту отправления.

В ряде случаев обусловливается частичная оплата фрахта (40, 50, 60, 90%) при подписании коносаментов, а остальная часть – после окончательной сдачи груза в порту назначения. Иногда предусматривается выплата аванса фрахта (до 1/3 суммы фрахта), которая выдается фрахтователем капитану на оплату судовых расходов в порту погрузки. Сумма аванса вносится в коносамент и удерживается из фрахта, причитающегося перевозчику в порту назначения. Иногда указывается, что фрахт должен быть оплачен через несколько дней после подписания коносаментов, но в любом случае до начала выгрузки. Такое условие дает возможность судовладельцу не разрешать выгрузку в порту назначения до оплаты фрахта.

Во многих случаях при перевозке сравнительно малоценных навалочных грузов (руда, уголь), широко распространен метод расчета по принятой согласно коносаменту массе с некоторой скидкой в размере 1 – 2% с суммы фрахта за отказ получателя от проверки массы. За грузополучателем сохраняется право не воспользоваться скидкой, а произвести взвешивание за свой счет.

Если фрахтователь не предъявит к погрузке обусловленное количество груза, то он оплачивает мертвый фрахт за недогруженное количество груза.

«Мертвый» фрахт (dead freight) – оплата за неиспользованную грузоподъемность или грузовместимость судна. Когда согласно договору на судне бронируется место для определенного количества груза, а отправитель не смог предоставить всего количества груза, то судовладелец вправе требовать оплаты «мертвого» фрахта. Он рассчитывается по согласованной в чартере ставке за все недопогруженное количество груза за вычетом тех расходов, которые судовладелец понес бы при такой перевозке (например, при обработке судна на линейных условиях – оплата стивидорных работ в портах погрузки и/или выгрузки).

В практике перевозок грузов морем используется понятие «обратного» фрахта (back freight). Это фрахт за возврат грузов, которые не были приняты в порту назначения. Если грузоотправитель направил груз получателю, а тот отказался принять его, то судовладелец вправе либо использовать залоговое право на груз, если фрахт не оплачен, т.е. продать этот груз, либо возвратить его грузоотправителю. В последнем случае грузоотправитель должен оплатить дополнительный фрахт за возврат груза.

В линейном судоходстве под тарифами понимается сборник ставок провозных плат и правил их применения, которые разрабатываются линейной компанией и применяются в течение длительного периода для всех грузовладельцев, пользующихся услугами данной линии.

На многих линиях ставки тарифа разделяютсяв зависимости от рода груза и портов погрузки-выгрузки. Построе­ние тарифов породу груза имеет три формы:

· Классные тарифы - class rate. В этом случае в тарифе приведена тарифная шкала (class scale). Для каждого класса указана определенная ставка. Кроме того, приводится алфавитный перечень грузов, где про­тив каждой позиции груза указан тарифный класс. Для удобства ал­фавитный перечень разбит по видам груза: продовольствие, металл, химические грузы и т.д. Такой подход позволяет дифференцировать ставки тарифа для различных групп товаров. Классные тарифы применяются на направлениях с обширной номенклатурой грузов, где слишком большая дифференциация ставок привела бы к путанице в их применении.

· Постатейный (товарный) тариф - commodity rate. Ставки ука­зываются непосредственно в алфавитном перечне товаров, против каждого на­именования. Количество ставок в обоих формах примерно одинаково (30-50).

· Смешанные тарифы - mix rate. В этом случае для некоторой груп­пы товаров указаны постатейные ставки, а для остальных - тарифный класс. Постатейные ставки тарифов применяются при перевозках определенных товаров из стран их традиционного экспорта (шерсть из Австралии, кофе из Бразилии и т. д.).

Обычно линейные тарифы состоят из двух частей: вступительной, содержащей условия применения тарифов и основной, в которой указываются тарифные ставки для грузов, перевозимых на данном направлении. Ставки устанавливаются в зависи­мости от кубатуры, массы или ценности груза. Чаще всего ставки исчисляют­ся за единицу массы или объема. Основным принципом при расчете тарифа является право перевозчика на выбор применяемой весовой или объемной ставки в зависимости от того, что более выгодно для судна.

На уровень ставок на различные грузы влияют следующие факторы:

· транспортные характеристики грузов, от которых зависит загрузка судна, продолжительность и стоимость грузовых работ, а также расходы перевозчика, связанные с обеспечением сохранности груза, безопасности судна и экипажа;

· платежеспособность груза, т.е. максимальная ставка, которую может установить линия для данного груза без риска утраты грузопотока;

· заинтересованность судовладельца в расширении данного грузопотока.

В рамках первого фактора при установлении ставок провозных плат прежде всего учитывается удельный погрузочный объем груза. Для грузов, у которых УПО<1м /т, ставка тарифа взимается за единицу массы груза, против его позиции в тарифном справочнике стоит W (weight – по весу). Если УПО>1м /т, ставка оплачивается за единицу объема, после ставки тарифа указывается М (measurement – по объему). Если УПО не может быть заранее определен, плата взимается по выбору судовладельца – по стоимости одной весовой или объемной единицы (указывается W/М), в зависимости от того, что дает больший доход.

Кроме того, при установлении тарифных ставок необходимо учесть влияние транспортных характеристик груза на продолжительность и стоимость погрузо-разгрузочных работ в портах. Линейные условия перевозки означают, что расходы по погрузке и выгрузке относятся на судно, если стороны не договорились об ином. Стояночное время составляет около 50% времени рейса линейного судна, а стоимость грузовых работ – 30-40% его расходов по рейсу. Поэтому ставки тарифа устанавливаются не только для разных грузов, но и для од­ного и того же груза, в зависимости от вида упаковки и способа пере­возки.

Расходы судовладельца, связанные с обеспечением сохранности грузов и безопасности судна и людей на борту, также получают отражение в тарифных ставках. Повышенные ставки установлены для скоропортящихся грузов, товаров, требующих определенных режимов вентилирования, грузов в легкой упаковке, опасных грузов и т.п. В тарифах приводятся надбавки:

· за негабаритность и тяжеловесность груза;

· сезонная или зимняя надбавка;

· за перевозку колесной техники;

· за опасные или особо режимные грузы.

Порты, являющиеся основными для данной судоходной компании, называются базисными (basic ports). Остальные порты относятся к категории факультативных (out ports). Заходы судов в эти порты зависят от объема грузопотока в них. Как правило, за заход судов в факультативный порт взимается дополнительная надбавка к основному тарифу – «надбавка за район», одинаковая для различных грузов.

Линейные тарифы имеют ряд правил, объясняющих способ применения отдельных ставок, а также указаний и оговорок, которые с момента предъявления отправителем грузов к перевозке становятся обязательными для клиента, пользующегося услугами данной линии. Одной из главных целей установления совместных для всех судовладельцев линейной конференции тарифов является устранение возможной конкуренции в рамках одной конференции.

 

Контрольные вопросы

1. Какие виды платы за перевозку грузов морем вы знаете?

2. Дайте общую характеристику цене морской перевозки в трамповом и линейном судоходстве.

3. Какие формы тарифы применяются в линейном судоходстве?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.008 с.)