Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура международных морских перевозок

Поиск

Под структурой морских перевозок понимаются перевозки по видам грузов. Структура международных перевозок товаров морем не остается постоянной. Так, в 70-е годы прошлого столетия более половины объема мировых морских перевозок составили наливные грузы, но с начала 80-х годов наметилось их значительное снижение, вызванное энергетическим кризисом. В то же время неуклонно росли объемы перевозок генеральных грузов, все большее количество которых перевозится укрупненными грузовыми местами. Структура международных перевозок меняется и в связи с изменением физического вида грузов и их транспортных характеристик. Так, руды все в большей степени поступают на морской транспорт обогащенными в виде окатышей и восстановленного железорудного сырья. Основу мирового морского грузооборота составляют сырьевые массовые грузы, которые перевозятся на судах наливом, насыпью, навалом. В послевоенные годы особенно резко возросли перевозки наливных грузов, главным образом, сырой нефти и нефтепродуктов. Это объясняется тем, что, с одной стороны мировая экономика характеризуется огромными объемами потребления нефти, а с другой – невозможностью создания долго-временных ее запасов. На нынешнем этапе структуру международных морских перевозок определяют развивающиеся мирохозяйственные связи и интеграционные процессы.

Постоянные изменения в размещении производительных сил, неравномерность экономического развития отдельных стран и регионов, наличие циклов в деловой активности обусловливают изменения объемов и структуры международных морских грузопотоков.

За последнее десятилетие двадцатого века наблюдалось стабильное увеличение объемов мировых морских перевозок грузов. Эта тенденция является следствием роста масштабов мировой торговли и расширения международного сотрудничества на принципах интернационализации хозяйственной и инвестиционной деятельности (рис. 1.5.).

За период 1990-2000 гг. общий объем перевозок грузов вырос на 42,6%. Одновременно отмечается изменение технологии транспортировки по отдельным группам грузов.

Значительную долю, начиная с 1995 года, в морской торговле занимают генеральные грузы. Это обусловлено двумя основными факторами экономического развития: повышением роли высокотехничных товаров с конечной обработкой и переходом индустриально развитых стран на технологии рационального использования сырьевых ресурсов. С целью совершенствования размещения производительных сил во многих странах отдали предпочтение экспорту капитала и строительству производств по переработке природных ресурсов возможно ближе к месту их расположения.

Рис. 1.5. Динамика объемов морской перевозки грузов на мировом фрахтовом рынке.

 

В 2001 году по морским путям было перевезено 5,83 млрд. т различных грузов. Первое место по объему перевозок заняли по-прежнему наливные грузы, главным образом нефть и нефтепродукты. Их доля составила примерно 36-38%. На второй позиции по результатам 2001 года оказались перевозки угля, за ними следуют перевозки железной руды, зерна, бокситов. Перевозки генеральных грузов, в том числе в контейнерах, составили 2,4 млрд.т. Объем перевозок морем грузов в контейнерах постоянно растет, в 2002 году было перевезено 225 млн. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU).

Рассмотрим основные объекты морской перевозки более подробно.

Нефть и нефтепродукты. Направления потоков этих наливных грузов зависят не только от мест добычи нефти, но и от размещения нефтеперерабатывающих заводов. В 2002 году в мире действовало 742 НПЗ, из них 284 находились в трех странах: США (152), КНР (97), Японии (35). На мировой рынок в настоящее время поступает около 45% добытой нефти (в 2002 году добыто 3,3 млрд. т), остальные объемы перерабатываются на местных НПЗ. Из произведенных в процессе переработки сырой нефти нефтепродуктов объектом торговли становится только 13%.

Самым крупным поставщиком нефти и нефтепродуктов являются страны Ближнего Востока. Из этих стран ежегодно вывозится 920-930 млн. т указанных наливных грузов. Наибольшее количество нефти и нефтепродуктов вывозится в страны Азии – свыше 290 млн. т. Кроме того, около 210 млн. т составляют поставки в Японию. В европейские страны поставляется 210-215 млн. т и в США – 100-105 млн. т.

Вторым крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировой рынок являются страны СНГ – 175-180 млн. т. Основной поток нефти – примерно 130-135 млн. т направлен из европейской части бывшего СССР в Европу. Поставки в другие регионы мира: немногим более миллиона тонн в Северную Америку, два с небольшим миллиона тонн в Карибский регион.

Примерно 160 млн. т нефти в год направляет на мировой рынок Южная Америка: 135 млн. т в США, 13 – в Европу, 7 млн. т в Канаду.

Страны Западной Африки вывозят 155 млн. т нефти и нефтепродуктов – свыше 70 млн. т в США, почти 40 – в Европу, 25 – в страны Азии, 15 млн. т в страны Центральной Америки.

Поставки нефти и нефтепродуктов из стран Северной Африки составляют примерно 135 млн. т. Около 100 млн. т вывозится в Северную Европу, 15 – в США, по 4 млн. т – в Канаду, Южную Европу и страны Африки.

Мексика поставляет основное количество нефти и нефтепродуктов в США, остальные объемы – в Европу (около 10 млн. т) и в Центральную Америку (7 млн. т).

Уголь. В настоящее время на мировой рынок поступает примерно 13% от общего объема добычи угля. Самым крупным поставщиком угля в мире является Австралия: ежегодно из этой страны вывозится около 166 млн. т. Основное направление перевозок угля – Япония (70 млн. т) и другие азиатские страны (46 млн. т). Почти 20 млн. т угля доставляется в Великобританию, около 7 млн. т в Латинскую Америку, около 9 млн. т в страны Европы. Второй крупнейший поставщик угля для перевозки – Северная Америка (около 90 млн. т), третий – ЮАР (67 млн. т в год). Южноафриканский уголь идет преимущественно в страны Европы, часть объема (около 13 млн. т) направляется в Японию. Еще 14 млн. т поставляется в другие страны мира (рис. 1.6).

Железная руда. В 2002 году на мировой рынок было поставлено 477 млн. т этого продукта (рис. 1.7.). Крупнейшие экспортеры железной руды располагаются на атлантическом побережье Южной Америки. Отсюда ежегодно направляется около 150 млн. т груза по маршрутам: страны Европы (70 млн. т), Азии (55 млн. т), США (более 7 млн. т). На втором месте по экспорту железной руды Австралия (140 млн. т), которая поставляет около 120 млн. т в страны Азии, 20 млн. т в Европу и более 1 млн. т в США. Крупные по объему перевозки железной руды осуществляются в направлениях: Северная Америка – Европа (18 млн. т), Западная Африка – Европа (11 млн. т), Скандинавия – другие европейские страны (15 млн. т).

       
   
  Рис. 1.6. Основные грузопотоки угля (в млн.т и млрд.тонно-миль)  
 
 
Рис. 1.7. Основные грузопотоки железной руды (в млн.т и млрд.тонно-миль)  

 


 

 

Зерновые грузы. В 2001 году на мировой рынок было поставлено 220 млн. т. зерна. Самый крупный поставщик – США: свыше 90 млн. т в год. Аргентина и другие южноамериканские страны экспортируют около 35 млн. т зерновых, Австралия вывозит в год около 22 млн. т, Канада 15 млн. т. Наибольшее количество зерна закупают страны Африки (31 млн. т), Азии (72 млн. т), Япония (31 млн. т). Китай импортирует около 13 млн. т ежегодно, Мексика – порядка 16 млн. т. В Европу поставляется в год около 30 млн. т зерна (рис. 1.8.). В структуре зерновых грузов приоритетное место занимает пшеница. Общий объем мировой торговли пшеницей и мукой в 2002 году составил 103 млн. т. Наиболее крупные импортеры и экспортеры пшеницы показаны в таблице 1.4.

Как видно, Украина входит в десятку крупнейших поставщиков пшеницы на мировой рынок.

 
 
Рис. 1.8. Основные грузопотоки зерна (в млн.т и млрд.тонно-миль)

 


Таблица 1.4

Объемы экспорта / импорта пшеницы

Страны 2000 / 2001 гг., млн т 2001 / 2002 гг., млн т
Импорт всего 100,8 102,6
Бразилия Египет Иран Япония Алжир СНГ Индонезия Южная Корея Мексика Филиппины 7,7 6,1 7,0 5,8 5,0 5,4 3,8 3,6 2,9 2,9 7,5 6,2 6,0 5,8 4,9 4,5 4,0 3,7 3,2 3,1
Экспорт всего 80,1  
США Канада Австралия ЕС Индия Казахстан Украина 29,0 17,5 16,0 11,5 2,4 3,5 0,2 27,5 17,5 17,0 12,5 3,5 3,0 2,0

 

Бокситы. Поставки этого важного сырья для алюминиевой промышленности на мировой рынок составляют 53-54 млн. т в год. Наиболее крупные экспортеры бокситов: Австралия (16 млн. т) и страны Африки (15 млн. т). Основными получателями этого товара являются страны Европы и Северной Америки (примерно по 22 млн. т). Более 8 млн. т ввозит Япония.

Лес и лесоматериалы. В мировой торговле лесом давно определились страны-экспортеры и страны-импортеры. К первым относятся США, Канада, Финляндия, Швеция, ко вторым – Германия, Великобритания, Италия. В 2002 году общий экспорт пиломатериалов в мире составил около 85 млн. кубометров.

Генеральные грузы. Основную их массу составляют готовые промышленные изделия, к ним относятся также сырьевые товары (шерсть, хлопок, каучук), которые при перевозке укладывают в трюмы судов и перегружают отдельными местами или пакетами. Следует отметить, что ввиду многообразия видов генеральных грузов, которые транспортируются в самых разных количествах и направлениях, определить точно объемы их поставок на мировой рынок и, соответственно, морских перевозок затруднительно. Аналогично трудно выделить крупнейших поставщиков и импортеров определенных товаров. Большинство развитых стран ввозят и вывозят самые разные промышленные изделия: станки, машины, оборудование, бумагу, металлопродукцию, хлопок и др.

Наибольшие объемы генеральных грузов в течение многих лет перемещаются между портами Европы и Северной Америки (США и Канады) в одном и другом направлении. Второй по значимости поток генгрузов направляется из Северной Америки в порты Средиземного моря. Большое количество разнообразных товаров перевозится морским путем из стран Европы в порты восточного побережья Южной Америки, а также из Северной Америки в порты восточного и западного побережий Южной Америки.

 

Основные грузопотоки

Пространственная разобщенность мест производства продукции и ее потребления обусловливает возникновение потоков товаров (грузов) в рамках сложившихся международных торговых связей. Грузопотоки – это количество грузов, перевозимых на конкретном направлении за определенный промежуток времени. Пространственное размещение грузопотоков в морях и океанах обусловливается определенными закономерностями. Зарождаются они в районах добычи сырья и производства продукции. В одних районах Земного шара расположены производственные центры, источники избытка товаров, в других – центры потребления или рынки сбыта. Между ними формируются стабильные потоки грузов, перевозимых на морских судах. Грузопотоки характеризуются структурой (родом груза), направлением, объемом и степенью равномерности. Под структурой грузопотока подразумевается состав грузов, разных по свойствам и требованиям, предъявляемым к их перевозке морем. Структура грузопотока определяет конструктивные типы судов, качественный состав необходимого для перевозки грузов тоннажа, организацию перевозок и технологию грузовых работ. В зависимости от рода грузов различают грузопотоки: нефтяные, рудные, угольные, зерновые и т.д.

По объему (мощности) грузопотоки условно делятся на большие (перевозятся миллионы тонн) и малые (тысячи тонн). Грузопотоки также характеризуются степенью равномерности, под которой понимается распределение грузопотока по времени его возникновения и продолжительности действия. По степени равномерности грузопотоки делятся на круглогодичные, сезонные и эпизодические.

Следует иметь в виду, что грузопотоки – явление динамичное, они могут возникать и исчезать, увеличиваться в объеме или уменьшаться и т.п. Грузопотоки представляют экономическую основу для организации международных морских перевозок.

В современных условиях дальнейшего углубления общественного разделения труда между странами, высоких темпов развития мировой экономики и международных торговых связей характеристики грузопотоков могут существенно изменяться. Вместе с тем, географию морского транспорта определяет в значительной мере сеть портов, морских каналов и проливов, доступных для плавания морских судов. Поэтому многие из существующих морских трасс перевозок грузов являются стабильными на протяжении десятилетий.

Большинство грузопотоков, обслуживаемых трамповыми и линейными судами, располагаются в Атлантическом океане. Это объясняется целым рядом причин, в частности, высоким уровнем заселенности и промышленного развития большинства приморских районов в Европе и Северной Америке, через Атлантику проходят кратчайшие морские пути между Старым и Новым Светом. К Атлантическому океану выходят около 70 стран с населением 1,5 млрд. человек. Вполне естественно, что здесь сложилось несколько стабильных направлений морских перевозок.

По интенсивности судоходства и величине объемов перевозимых грузов выделяется североатлантическое направление – трансокеанские пути между Европой и портами Северной и Центральной Америки. Они имеют генеральное направление «восток - запад» и включают две равнозначные по объему перевозок трассы: из портов Европы в порты США и Канады и из портов Средиземного моря в страны Северной Америки. В прямом направлении на первом маршруте перевозится каменный уголь, машины, оборудование, химические грузы, руда, в обратном – зерно, уголь, хлопок, химическая продукция, машины, лес. На трассе Средиземное море – Северная Америка транспортируется нефть и нефтепродукты, в обратном направлении – машины, промоборудование, зерновые грузы. Значение этих маршрутов перевозки особенно велико в связи с тем, что в Северной Америке трансокеанские пути стыкуются с морским путем р. Святого Лаврентия, ведущим к Великим озерам. Что позволяет обеспечить доставку грузов из Европы без перевалки вглубь североамериканского континента к крупным промышленным центрам США и Канады. В Европе эта трансокеанская трасса стыкуется с судоходной системой р. Рейн, которая каналами соединена с водными системами рек Майн и Дунай. По этим водным путям к внутренним районам Европы доставляется уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, зерно, оборудование.

Латиноамериканское направление грузопотоков берет начало в портах Южной Америки и состоит из трех основных ветвей: одна из ветвей пересекает океан и через пролив Гибралтар проходит в порты Средиземного моря; другая следует через пролив Ла-Манш к портам Северного и Балтийского морей. В прямом направлении здесь перевозятся машины и оборудование, лесные грузы, химические товары, нефть и нефтепродукты. Еще одна ветвь пересекает океан с юга на север по направлению к Нью-Йорку. В Южной Америке эти трансокеанские трассы стыкуются с водными системами рек Амазонки, Параны и Ориноко, что позволяет доставлять разнообразные грузы во внутренние районы Венесуэлы, Колумбии, Парагвая. В США из стран Южной Америки направляется железная руда, хлопок, кофе, нефть, руды цветных металлов, в обратном направлении – различное оборудование, машины, зерно, промтовары, продукция химической промышленности.

В Атлантике также осуществляются интенсивные морские перевозки из Европы, Северной и Южной Америки к западному побережью Африки. Первый грузопоток направляется от Ла-Манша вдоль африканского берега к Кейптауну. Второй поток грузов (две ветви) направляется от Нью-Йорка к мысу Доброй Надежды и от южноамериканских портов на Кейптаун. На этих направлениях в развивающиеся страны Африки доставляют машины, оборудование, зерновые, химические грузы, а в Европу и Америку перевозится нефть, различные руды, лес.

В Индийском океане, на побережьях которого расположены около 30 развивающихся стран, выделяются три основных направления международных перевозок грузов: ближневосточное, дальневосточное и австралийское. Ближневосточное направление включает три ветви интенсивного судоходства: 1) южноафриканскую – от Ормузского пролива вдоль восточного побережья Африки к мысу Доброй Надежды. Здесь перевозятся такие товары как нефть и нефтепродукты, руда, зерно; 2) средиземноморская ветвь начинается у острова Сокотра и проходит через Красное море в Средиземное море. По этому направлению в порты Европы доставляется большое количество сырой нефти; 3) дальневосточная ветвь проходит от Аденского залива через Малаккский и Сингапурский проливы в Южно-Китайское море и далее в порты Китая, Японии, Кореи. В восточном направлении здесь перевозится нефть и нефтепродукты, зерно, удобрения, машины, в обратном – автомобили, металлопродукция, промышленные товары. Австралийское направление начинается у порта Перт и складывается из трех морских трасс, проходящих на Персидский залив, Бенгальский залив и к мысу Доброй Надежды. Здесь в прямом и обратном направлении перевозится большое количество разнообразных товаров: зерно, шерсть, руда, глинозем (из Австралии), машины, промышленные товары, химическая продукция, нефтепродукты (в Австралию).

На берегах величайшего по площади Тихого океана расположены 30 государств с населением равным более половины всего населения Земли. В Тихом океане выделяются три основных направления интенсивного судоходства:

1. Американо-азиатское: из портов Северной Америки в порты Японии, Китая, Филиппин. На этом пути из США и Канады перевозятся в страны Азии каменный уголь, зерно, лесные грузы, в обратном направлении автомобили, химические удобрения, промышленные товары.

2. Американо-австралийское направление (две ветви): начинается у портов Австралии и Новой Зеландии и соединяет их с портами Северной и Южной Америки. В порты Австралии (Сидней, Мельбурн) по этим трассам доставляются машины, промышленные товары, станки, оборудование, в обратном направлении перевозятся шерсть, свинец, цинк, руда.

3. Азиатско-австралийское направление соединяет порты Австралии и Японии. Из Австралии в Японию осуществляются перевозки железной руды, шерсти, угля, зерна, продовольственных товаров, в обратном направлении – машин, удобрений, промышленных товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.016 с.)