ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ



УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

 

 

Мероприятия, проводимые страховыми компаниями в области управления рисками:

  • проведение организационно-технических мероприятий по предупреждению наступления грозящих опасностей;
  • поощрение клиентов к принятию адекватных мер предосто­рожности путем установления более низких страховых премий;
  • инициирование введения в практику бизнеса эффективных мер безопасности для повышения уровня собственной прибыльности.

Виды рисков:

  • объективные (принципиальные) — риски, причины которых неподконтрольны чело­веку и обезличены. Последствия данных рисков могут быть значительными. К объ­ективным рискам относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, извержения вулканов и другие проявления стихийных сил природы). Войны, социальные потрясения и политическое вмешательство также входят в этот тип рисков;
  • субъективные (конкретные) — риски, причины которых могут быть персонифицированы, т. е. могут быть привязаны к конк­ретной личности. К данным рискам относят кражи, пожары, дорожно-транспортные происшествия и другие проявления, основанные на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности.

Способы управления рисками приведены на рисунке:

 

 

Классификация рисков по воздействию на объект страхования:

  • внутренние риски, связанные непо­средственно с транспортировкой груза на конкретном транспортном средстве (пожары, взрывы, повреждение груза при погрузке, укладке, выгрузке, заправке топ­ливом, халатность персонала, в частности водителя);
  • риски, воздействующие на груз извне (угроза распростране­ния пожара, стихийного бедствия, угроза столкновения с другим транспортным средством, различные криминальные действия, а также запрещающие распоряжения властных структур);
  • риски, воздействующие на другие объекты из-за происшест­вий с грузом (распространение пожара, взрывы, повреждение другого груза, нанесение вреда людям).

Факторы, влияющие на наступление риска:

  • характер груза и степень его подверженности рискам;
  • качество упаковки и ее соответствие характеру груза;
  • технические характеристики транспортного средства;
  • время года и климат;
  • протяженность и направление маршрута перевозки.

Методика обеспечения безопасности:

  • идентифицируются и устанавливаются ресурсы и виды логис­тической деятельности, которые приносят добавленную ценность потребителю и потенциально подвержены риску;
  • оценивается вероятность появления этих рисков;
  • разрабатывается и внедряется система, позволяющая управ­лять выявленными рисками.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ЭКСПЕДИРОВАНИЯ ГРУЗОВ

Экспедитор:

  • физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятель­ность по транспортировке грузов как внутри страны, так и за ее пределами по поручению других физических или юридических лиц либо от своего имени и выполняет все необходимые вспомогатель­ные операции;
  • оператор смешанной перевозки, который выдает накладную ФИАТА и принимает на себя ответственность за выполнение дого­вора смешанной перевозки в роли перевозчика.

Экспедиторское обслуживание:

  • услуги по перевозке, консолидации, хранению, обработке, упаковке или распределению грузов;
  • вспомогательные и консультационные услуги, связанные с вы­полнением вышеуказанных услуг, включая таможенные и финан­совые вопросы, декларирование грузов для целей таможенного оформления, обеспечение страхования грузов, сбор документов, относящихся к грузам, обеспечение оплаты.

Перевозчик — физическое или юридическое лицо, реально вы­полняющее перевозки грузов собственным транспортом (факти­ческий перевозчик), или любое лицо, принимающее на себя такую же ответственность, что и перевозчик, в результате четко выра­женного или подразумеваемого обязательства взять на себя эту ответственность (договорный перевозчик).

Транспортное предприятие — юридическое лицо, осуществля­ющее профессиональную деятельность перевозчика грузов по автомобильным дорогам и имеющее лицензию для выполнения транспортных операций, выданную компетентными органами в стране регистрации.

Международная перевозка — поездка груженого или незагружен­ного транспортного средства, пункты отправления и пункты на­значения которого находятся в двух различных странах. Междуна­родная перевозка может осуществляться транзитом через одну или несколько стран.

Транзит — поездка через территорию страны, в которой не про­изводится ни загрузка, ни разгрузка груза.

Интермодальная (прямая смешанная) перевозка — перевозка, осуществляемая различными видами транспорта по одному дого­вору перевозки и одному перевозочному документу. Признаки интермодальной перевозки:

  • один договор перевозки независимо от числа видов транс­порта и числа перевалок;
  • единый документ, подтверждающий наличие такого договора — накладная ФИАТА;
  • одно лицо, которое несет ответственность по договору, — опе­ратор смешанной перевозки;
  • единый сквозной тариф.

Функции экспедирования:

  • выбор перевозчика;
  • работа с документацией по поставкам;
  • отслеживание поставок;
  • аудит и визирование оплаты тарифов на перевозку;
  • оценка деятельности перевозчика;
  • анализ транспортировки (оценка общей стоимости транспор­тировки, включая погрузку и выгрузку; способы упаковки; время перевозки; случаи воровства и другие потери; разработка методов снижения общих транспортных расходов).

Типичные ошибки и упущения экспедитора при выполнении пору­чений клиента:

  • неверное описание груза (в результате чего груз перевозят, например, не охлажденным до требуемой температуры);
  • неверная или неполная информация о предполагаемом месте назначения (например, порт Галифакс — в Великобритании или в Канаде?);
  • ошибочный выбор маршрута для данного груза (в результате чего он может стать субъектом применения эмбарго);
  • выбор перевозчика, находящегося в сложном финансовом положении;
  • неверное или неполное информирование перевозчика об осо­бенностях перевозки опасного груза;
  • страхование груза без учета полученных от клиента инструкций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автотранспортное средство — механическое транспортное сред­ство, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров или оборудования, установленного на нем.

Грузовые автотранспортные средства в зависимости от устрой­ства кузова и других конструктивных особенностей делятся на автотранспортные средства:

  • общего назначения — автомобили, прицепы и полуприцепы, име­ющие неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудованный в ряде случаев дугами с тентом. Используются для перевозки различных видов грузов;
  • специализированные — автомобили, прицепы и полуприцепы, име­ющие различные типы кузовов, предназначенные для перевозки грузов определенных видов (например, самосвалы, цистерны, автомобили со специальными платформами и др.);
  • специальные — автомобильные лавки, автомобили с компрес­сорными установками, автомобильные краны, уборочные авто­мобили.

Тяжеловесное и (или) крупногабаритное автотранспортное сред­ство — автотранспортное средство с грузом или без груза, у которого хотя бы один из весовых или габаритных параметров превышает допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам.

Тягач — автотранспортное средство с двигателем, предназна­ченное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа.

Прицеп — автотранспортное средство без механического при­вода, предназначенное для перевозки грузов.

Полуприцеп — автотранспортное средство без механического привода, предназначенное для перевозки грузов и соединяемое с тягачом таким образом, чтобы часть его располагалась непосред­ственно на тягаче.

Автопоезд — комбинация автотранспортных средств, состоящая из грузового автомобиля и прицепа (прицепной автопоезд), тягача и прицепа или полуприцепа (седельный автопоезд).

Одиночная ось — ось автотранспортного средства, расположен­ная на расстоянии более 2,5 м от ближайшей другой оси этого автотранспортного средства.

Смежные оси — две (или более) оси автотранспортного сред­ства, расположенные на расстоянии менее 2,5 м друг от друга.


ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

 

 

Группы требований к подвижному составу автомобильного транспорта:

  • обязательные — требования эко­логического характера, техничес­кие требования и требования безопасности дорожного движе­ния;
  • необязательные — требования, которые можно выполнять или не выполнять (например, тип подвески — рессорная или пнев­матическая);
  • связанные с особыми условиями перевозок (например, перевозка скоропортящихся и опасных грузов в соответствии с правилами, перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов в соответ­ствии с имеющимися рекомендациями).

Требования к грузовым отделениям автотранспортных средств:

  • невозможность извлечения груза из опечатанной части транс­портного средства и размещения грузов внутри его без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;
  • возможность наложения печатей и пломб;
  • отсутствие потайных мест для сокрытия грузов;
  • доступность для таможенного досмотра.

Основные технические требования к автомобильным транспорт­ным средствам:

  • глубина протектора шин для всех автомобилей не менее 1,6 мм;
  • наличие заднего защитного бампера, для полуприцепов — бокового защитного приспособления, наличие аварийной сигна­лизации, тахографа, задних опознавательных знаков;
  • наличие устройства ограничения скорости для «зеленых» автомобилей, совершающих двустороннюю перевозку (вне рамок разрешений (квот) ЕКМТ), и для «очень зеленых и безопасных» автомобилей;
  • наличие АБС (антиблокировочной системы) для «очень зеле­ных и безопасных» автомобилей.

Тахографы обеспечивают автоматическую регистрацию:

  • времени управления водителями транспортным средством;
  • времени отдыха;
  • скорости движения;
  • пройденного расстояния и других параметров.

Виды маршрутов движения.

Маятниковый — маршрут, на котором путь следования транс­портного средства в прямом и обратном направлениях лежит на одной и той же трассе. Прямое (обратное) направление — направление, по которому следует больший (меньший) грузо­поток;

Кольцевой — путь следования транспортного средства по замк­нутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт является конечным;

Комбинированный — сочетание нескольких маршрутов движения транспортного средства, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок.

Маятниковые маршруты:

  • с обратным порожним пробегом — на маршруте имеется один по­грузочный и один разгрузочный пункт (простой маятниковый маршрут);
  • с полным использованием пробега — на каждом грузовом пункте маршрута транспортные средства после разгрузки перемещаются на этом же пункте под погрузку другим грузом;
  • с неполным использованием пробега (в прямом, обратном или обоих направлениях) — на маршруте имеется по одному пункту погрузки и разгрузки, а также один совмещенный пункт, где осуществляется погрузка (разгрузка).

Кольцевые маршруты:

  • развозочный — маршрут, на котором загруженное транспортное средство развозит груз по нескольким пунктам назначения и по­степенно разгружается;
  • сборный — маршрут, на котором транспортное средство последо­вательно проходит несколько погрузочных пунктов, постепенно загружается и завозит груз в один пункт разгрузки;
  • сборно-развозочный — маршрут, на котором одновременно раз­возится один груз и собирается другой.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

 

 

Мероприятия, проводимые страховыми компаниями в области управления рисками:

  • проведение организационно-технических мероприятий по предупреждению наступления грозящих опасностей;
  • поощрение клиентов к принятию адекватных мер предосто­рожности путем установления более низких страховых премий;
  • инициирование введения в практику бизнеса эффективных мер безопасности для повышения уровня собственной прибыльности.

Виды рисков:

  • объективные (принципиальные) — риски, причины которых неподконтрольны чело­веку и обезличены. Последствия данных рисков могут быть значительными. К объ­ективным рискам относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, извержения вулканов и другие проявления стихийных сил природы). Войны, социальные потрясения и политическое вмешательство также входят в этот тип рисков;
  • субъективные (конкретные) — риски, причины которых могут быть персонифицированы, т. е. могут быть привязаны к конк­ретной личности. К данным рискам относят кражи, пожары, дорожно-транспортные происшествия и другие проявления, основанные на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности.

Способы управления рисками приведены на рисунке:

 

 

Классификация рисков по воздействию на объект страхования:

  • внутренние риски, связанные непо­средственно с транспортировкой груза на конкретном транспортном средстве (пожары, взрывы, повреждение груза при погрузке, укладке, выгрузке, заправке топ­ливом, халатность персонала, в частности водителя);
  • риски, воздействующие на груз извне (угроза распростране­ния пожара, стихийного бедствия, угроза столкновения с другим транспортным средством, различные криминальные действия, а также запрещающие распоряжения властных структур);
  • риски, воздействующие на другие объекты из-за происшест­вий с грузом (распространение пожара, взрывы, повреждение другого груза, нанесение вреда людям).

Факторы, влияющие на наступление риска:

  • характер груза и степень его подверженности рискам;
  • качество упаковки и ее соответствие характеру груза;
  • технические характеристики транспортного средства;
  • время года и климат;
  • протяженность и направление маршрута перевозки.

Методика обеспечения безопасности:

  • идентифицируются и устанавливаются ресурсы и виды логис­тической деятельности, которые приносят добавленную ценность потребителю и потенциально подвержены риску;
  • оценивается вероятность появления этих рисков;
  • разрабатывается и внедряется система, позволяющая управ­лять выявленными рисками.

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ

 

 

Страхование — механизм, посредством которого страхователь (лицо, страхующее риск) отводит от себя финансовые последствия риска путем перевода их на страховую компанию (страховщика), заплатив за это страховую премию.

Виды страхования на транспорте:

  • страхование груза на случай его физической утраты или по­вреждения;
  • страхование ответственности перевозчика (экспедитора). Объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор страхования. Имущест­венные интересы связаны с владением, пользованием и распоря­жением грузом.

Договор страхования — это письменное соглашение между стра­хователем и страховщиком. Согласно договору страховщик берет на себя обязательство при наступлении страхового случая выплатить страховую сумму или возместить причиненный убыток в пределах страховой суммы страхователю или другому лицу, определенному страхователем, в пользу которого заключен договор страхования. Страхователь обязуется оплачивать страховые платежи (страховую премию) и выполнять условия договора. Субъекты страхования:

  • страхователь — физическое или юридическое лицо (собственник имущества или ответствен­ный за имущество), страхующее свой интерес в имуществе от определенных рисков (опаснос­тей) и заинтересованное в его сохранности;
  • страховщик — страховая компания, осуществляющая страхование на основе лицензии, полученной в установленном порядке.

Выгодоприобретатель (бенефициар) — физическое или юриди­ческое лицо, получающее страховое возмещение.

Агент — физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика.

Брокер — физическое или юридическое лицо, осуществляющее страхование от своего имени по поручению страховщика.

Страховая премия — плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, предусмотренные договором страхования. Страховая защита начинается с момента уплаты страховой премии, если в договоре страхования не огово­рены иные условия.

Страховая стоимость — фактическая стоимость страхуемого интереса. Для имущества — его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования.

Страховая сумма — сумма, на которую застрахован интерес. Страховая сумма, как правило, соответствует страховой стоимости. На практике страховая сумма равняется стоимости груза в пункте отправления (с учетом расходов на доставку и страхование) и ожи­даемой прибыли в размере 5% и более.

Страховой полис — документ, выдаваемый страховщиком или от имени страховщика и свидетельствующий о принятии риска страховщиком. Страховой полис содержит данные, характеризу­ющие объект страхования, условия ответственности страховщика и страховую сумму.

Франшиза — доля убытка, не подлежащая оплате страховщи­ком. Франшиза исчисляется от страховой суммы всего груза или отдельной его части.

Виды франшизы:

  • условная — если размер ущерба не дости­гает величины франшизы, то претензия не предъявляется;
  • безусловная — из страхового возмещения в любом случае вычитается франшиза;
  • процентная — например, 1% на авто­мобиль;
  • натуральная — например, $200 на авто­мобиль. Покрываются убытки сверх $200.

Форс-мажорные обстоятельства — различные виды стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, извержения вулканов, тай­фуны и др.), пожары, решения государственных и правительствен­ных органов, военные действия, гражданские волнения, забастовки, бандитские и пиратские действия.

Упущения — то, что отправитель или получатель груза должны были сделать, но не осуществили, например: отсутствие в транс­портных документах указаний на перегрузку грузов в другие транспортные средства, на сортировку грузов и вагонов, а также недостаточность сведений в накладных и других сопроводительных документах.

Преимущества страхования:

  • создание стабильного климата бизнеса;
  • перевод на страховщика таких рисков, как потеря и повреж­дение продукции, т. е. рисков, которые страхователь не может контролировать при транспортировке продукции. За счет этого страхователь может сконцентрировать свои силы на основной деятельности для получения максимальных результатов;
  • высвобождение у страхователя денежных средств, созданных и содержащихся в ликвидном целевом страховом резерве, для фи­нансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий от различных чрезвычайных ситуаций. Их можно направить для инвестирования в производственные мощности своего бизнеса.

Информация об экспедиторе, интересующая страховщика:

  • объем его деятельности в стоимостном выражении;
  • страны, где экспедитор осуществляет свою деятельность;
  • юрисдикция экспедитора;
  • тип грузов, принимаемых к обслуживанию;
  • услуги, предлагаемые клиентам (например, консолидация грузов);
  • территория обслуживания;
  • тип используемых документов.

Принцип предельной честности — факты, имеющие значение при определении возможного риска для страховщика, излагаются стра­ховщику до того, как он примет решение о заключении договора страхования.

Страхование «авто-каско» — защита имущественных интересов владельцев транспортных средств в случае наступления следующих событий:

  • похищение транспортного средства;
  • повреждение или уничтожение транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия и стихийных бедствий.

Меры обеспечения безопасности перевозки грузов на транспорт­ных средствах:

  • самозащелкивающиеся замки повышенного уровня надеж­ности на кабине (грузовом отсеке и дверях откатного типа);
  • цилиндровые замки и ключи высокой надежности;
  • висячие замки с закрывающимся отверстием для ключа или болтовые печати на дверях контейнерного типа;
  • гидравлические замки, препятствующие подъему кабины;
  • съемные зеркала заднего и бокового вида;
  • дополнительный каркас жесткости в грузовом отсеке кузова транспортного средства;
  • охранная сигнализация типа «сирена»;
  • системы отсечения подачи горючего и воздуха;
  • стопорные устройства на рычаг переключения передач и на ручной тормоз;
  • специальные запорные устройства, блокировки, устанавли­ваемые при парковке.

Исковое заявление — документ, содержащий требование к ком­петентному органу о защите нарушенного права физического или юридического лица. Исковое заявление подлежит оплате государст­венной пошлиной. Направляется в арбитражный суд области, края, республики по месту нахождения ответчика. Заявление отправляют заказной корреспонденцией или передают непосредственно в кан­целярию суда.

Процедура доказывания:

1. Истец в целях обоснования иска доказывает:

  • что он является владельцем груза и (или) лицом, имеющим право предъявить иск;
  • что основанием для предъявления иска служит нарушение договора или закона;
  • что лицо, которому предъявляется иск, является лицом, от­ветственным за причиненный ущерб;
  • что утрата или повреждение груза имели место во время его нахождения в распоряжении перевозчика;
  • размер утраты или повреждения в физическом и денежном выражении.

2. Перевозчик (ответчик) доказывает:

  • причину ущерба;
  • проявление им должной заботы о приведении транспортного средства в технически исправное состояние в отношении исклю­чения потенциального ущерба;
  • проявление им заботы о грузе в интересах грузовладельца в части уменьшения размера ущерба;
  • причину, освобождающую его от ответственности.

3. Доказываются различные обстоятельства, известные истцу:

  • небрежность (перевозчика) при погрузке;
  • небрежность при укладке груза;
  • отсутствие заботы о грузе;
  • небрежность при выгрузке.

4. Доказываются другие, имеющиеся в распоряжении сторон, дополнительные обстоятельства, относящиеся к делу, например такие, как:

  • сложившаяся репутация перевозчика;
  • страхование транспортного средства, погибшего вместе с грузом, на большую сумму.

Всем участникам исковых и претензионных дел рекомендуется строго придерживаться сложившихся в практике обычаев в целях избежания ошибок и оплошностей в процедурных вопросах.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.014 с.)