Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы повышения эффективности транспортных перевозок

Поиск

 

Любое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, стремится наиболее эффективно использовать свои ресурсы. Экономическую эффективность можно определить как соотношение затрат и результатов функционирования АТП.

Эффективность грузовых перевозок автомобильным транспортом складывается из организации перевозочного процесса и технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Оценить эффективность можно объемом и качеством выполняемых работ. При этом производительность Р определяется по формуле

где q – грузоподъёмность автомобиля; – коэффициент использования грузоподъемности; – техническая скорость; β – коэффициент использования пробега; l – среднее расстояние перевозки груза; tп-р – время на погрузку и разгрузку.

Себестоимость автомобильных перевозок можно выразить формулой

где S – себестоимость 1 ткм; Sоб – общая сумма затрат; Tн – продолжительность работы подвижного состава на линии.

При работе автомобилей в городских условиях, эксплуатационные факторы влияют на производительность независимо от грузоподъемности автомобиля. В большей степени, на производительность влияет расстояние перевозки, затем коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, время на погрузку-разгрузку и техническая скорость. На себестоимость влияют: техническая скорость, расстояние перевозки груза, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега.

Технико-эксплуатационные показатели, влияющие на эффективность функционирования автомобильного транспорта, можно разделить на две группы:

- коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, среднее расстояние ездоки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой, время в наряде, техническая и эксплуатационная скорости;

- количество ездок, общее расстояние перевозки и пробег с грузом, объем перевозок и транспортная работа.

Производительность подвижного состава за время в наряде определяется произведением грузоподъемности автомобиля q, коэффициента использования его грузоподъемности γ и количества ездок не, совершенных автомобилем,

Добавив в эту формулу значение количества ездок и время одной ездки, можно получить выражение производительности в зависимости от технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава

; или .

Таким образом, на производительность подвижного состава влияет несколько технико-эксплуатационных показателей, которые определяют отдельные стороны работы подвижного состава. И на каждый из этих факторов, в свою очередь, влияют определенные факторы, воздействуя на которые можно в конечном итоге повлиять на производительность автомобильного транспорта. Для эффективного функционирования автотранспортного предприятия необходима высокая конкурентоспособность. Этот показатель определяется уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества.

Себестоимость перевозок можно снизить за счёт экономии топлива, запасных частей, шин, а также повышением эффективности функционирования автомобильного транспорта. Качество перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов.

Себестоимость транспортной работы зависит от суммы расходов и объема перевозок, и себестоимость грузоперевозок определяют две группы показателей.

К первой группе можно отнести показатели, определяющие величины переменных и постоянных затрат: грузоподъемность, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега.

Ко второй группе можно отнести показатели, определяющие эффективности функционирования подвижного состава с учётом пробега: коэффициент выпуска автомобилей на линию, время в наряде и среднюю техническую скорость.

Чтобы определить влияние технико-эксплуатационных показателей на изменение себестоимости через изменение общего пробега, путем подстановок выводятся формулы, где составляющие общего изменения себестоимости перевозок вследствие изменения общего пробега автомобилей Lобщ. и выработки на один км пробега P1, обусловленного влиянием следующих факторов:

- продолжительности работы автомобиля в наряде Tн;

- средней технической скорости Vт;

- среднего пробега с грузом за ездку ler;

- αв – коэффициента выпуска на линию;

- tп-р – продолжительности простоев под погрузкой-разгрузкой за ездку;

- Aсп – среднесписочного числа автомобилей;

- коэффициента использования пробега β;

- средней грузоподъемности q;

- коэффициента динамического использования грузоподъемности γд.

Балансовая прибыль в данном случае будет состоять из прибыли от перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, выполнения транспортно-экспедиционных операций и других видов деятельности.

Следующий важный экономический показатель, характеризующий деятельность автомобильного транспорта - это рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятий с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников процесса перевозок грузов. При анализе производства данные показатели используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

 

Рис. 4. Схема влияния показателей работы автотранспортного предприятия на его балансовую прибыль

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы.

Первая группа, определяющая показатели рентабельности капитала (активов), формируется как отношение прибыли к показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются активы предприятия, инвестиционный капитал и акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заёмных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциаль-ных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т. д.

Каждый из перечисленных показателей моделируется по факторным зависимостям, и здесь устанавливается связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов. Так как рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заёмного капитала, отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заёмных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа, определяющая показатели рентабельности продук-ции, формируется на основе расчёта уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчётности предприятий.

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базис-ного (К0) и отчётного (K1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

; или ; или или .

где - Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного перио-дов;

- N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг) отчётного и базис-ного периодов;

- S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг) отчётного и базисного периодов;

- ΔК – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объёма реализации определяется расчетом (по методу ценных постановок)

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

.

Сумма факторных отклонений даёт общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом

Третья группа, определяющая показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств, формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчёт принимается чистый приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заёмщиками и акционерами денежными средствами с использованием денежного притока.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность путей её повышения. Каждый исходный показатель раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задаёт границы выявления и оценки производственных резервов.

На основе обработки данных путевых листов, диспетчерских донесений, докладов и результатов проверки фактов работниками службы экс-плуатации группа учёта и анализа ЦСЭ анализирует выполнение суточного оперативного плана грузовых перевозок.

При этом анализе должны быть выявлены:

• качество оперативного планирования;

• степень выполнения установленного оперативным планом объема перевозок за истекшие сутки по автотранспортному предприятию;

• выполнение суточного оперативного плана перевозок по важнейшим грузам и объемам централизованных перевозок; соблюдение графиков;

• ход выполнения месячного плана перевозок и основных эксплуатационных показателей работы;

• причины и обстоятельства отклонения от плана перевозок, невыполнения плана выпуска подвижного состава, срывов графика выпуска, простоев на линии, заездов и преждевременных возвратов с линии, нарушения маршрутов, а также происшествий на линии.

Для проведения развернутого анализа уровня рентабельности с указанием возникает необходимость разработки обоснованных нормативов рентабельности, бизнес-планирования и контроля ее уровня:

• влияния на общую рентабельность фондоотдачи и ускорение обращаемости оборотных средств;

• влияние объема произведенной работы себестоимости перево-зок и средней ставки дохода применительно к грузовым перевозкам.

Результаты оценки рентабельности должны быть направлены на увеличение эффективности функционирования автомобильного транспорта по времени и производительности. Падение себестоимости перевозок и улучшение производительности труда являются резервами подъёма рентабельности. Помимо этого происходит ликвидация сверхнормативных запасов материальных ценностей, реализация лишних основных производственных фондов, снижение и исключение не планируемых расходов и потерь.

В области автомобильного транспорта развитие рыночной экономики характеризуется приоритетным развитием сферы услуг, наращиванием сферы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей в регионах.

В настоящее время большое значение необходимо придавать обновлению транспортной продукции, развитию новых видов перевозок и услуг, изучению потребности клиента и, в первую очередь, следует уделять внимание переработке, промежуточному хранению, организации погрузочно-разгрузочных операций, информационным и другим услугам.

Экономическая эффективность новых видов транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) сводится к определению:

• вариантов новых видов услуг;

• затрат по каждому варианту, результатов и экономического эф-фекта;

• наиболее подходящего варианта с максимальной величиной экономического эффекта.

Экономический эффект в данном случае можно рассчитать по формуле

Э = Р – З,

где Э – экономический эффект от внедрения новых видов ТЭО; Р – доходы или стоимостная оценка от реализации новых видов ТЭО; З – оценка стоимости затрат.

Экономический эффект от внедрения новых видов ТЭО в регионегрузоподъемности д

где Кt – коэффициент успеха в текущем году; К(t+1) – коэффициент успеха в следующем году.

Экономический эффект, выраженный через коэффициент успеха, будет определять эффективность реализации новых видов ТЭО в регионе инновационными методами.

Специальная часть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.008 с.)