Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировая транспортная система и ее значение в развитии мэоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы. Наиболее высокого уровня развития достигла транспортная система Северной Америки. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по частоте движения и густоте сети. На региональную систему стран – членов СНГ приходится всего 10% МТС, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется 4 - 9%, Виды транспортных сообщений: - морские (низкая стоимость, мобильность, большая грузоподъемность, неограниченная пропускная способность, незаменимость в силу особенностей МТ) - железнодорожный (высокие материальные затраты на строительство и эксплуатацию, относительная дешевизна перевозок, независимость от климатических условий, способность перевозки разнородного по характеру груза, наибольшая эффективности при перевозках >200 км) - автомобильный (высокая сохранность груза, большая мобильность и скорость перевозки, ритмичность отправок груза, невозможность перевозки на большие расстояния, возможность доставки «от двери до двери») - речной (невысокая стоимость, перевозка крупных по объему партий грузов, возможность использования в районах, где неразвиты ж/д и автомобильная сеть; необходимость строительства гидротехнических сооружений, сезонность работ на реках, неоднородность судоходных условий на разных реках и на одних участках одних и тех же рек, необходимость учитывать естественные географическое водных путей и частое их несовпадение с направлением грузопотоков) - воздушный (высокая скорость доставки, сокращение пути, высокая сохранность груза в пути, возможность перевозки груза в труднодоступные районы, высокая стоимость, ограниченная грузоподъемность, зависимость от погодных условий, наземных служб управления полетом) - трубопроводный (низкая себестоимость транспортировки, герметичность труб, высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива; независимость от окружающей среды, обеспечение непрерывной подачи и транспортировки грузов; ограниченная пропускная способность) Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. 18 Мировая транспортная система и ее значение в развитии МЭО Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в ХХ веке. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы. Наиболее высокого уровня развития достигла транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Она занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по частоте движения и густоте сети. На региональную систему стран – членов СНГ приходится всего 10% МТС, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. В общем, происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра. Виды транспортных сообщений: - морские (низкая стоимость, мобильность, большая грузоподъемность, неограниченная пропускная способность, незаменимость в силу особенностей МТ) - железнодорожный (высокие материальные затраты на строительство и эксплуатацию, относительная дешевизна перевозок, независимость от климатических условий, способность перевозки разнородного по характеру груза, наибольшая эффективности при перевозках >200 км) - автомобильный (высокая сохранность груза, большая мобильность и скорость перевозки, ритмичность отправок груза, невозможность перевозки на большие расстояния, возможность доставки «от двери до двери») - речной (невысокая стоимость, перевозка крупных по объему партий грузов, возможность использования в районах, где неразвиты ж/д и автомобильная сеть; необходимость строительства гидротехнических сооружений, сезонность работ на реках, неоднородность судоходных условий на разных реках и на одних участках одних и тех же рек, необходимость учитывать естественные географическое водных путей и частое их несовпадение с направлением грузопотоков - воздушный (высокая скорость доставки, сокращение пути, высокая сохранность груза в пути, возможность перевозки груза в труднодоступные районы, высокая стоимость, ограниченная грузоподъемность, зависимость от погодных условий, наземных служб управления полетом) - трубопроводный (низкая себестоимость транспортировки, герметичность труб, высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива; независимость от окружающей среды, обеспечение непрерывной подачи и транспортировки грузов; ограниченная пропускная способность) Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Фрахтовые ставки и относительные цены на различные товары выступают важным условием использования средств производства и рабочей силы. Несомненна роль транспорта в обеспечении экономического роста. Увеличение производства продукции зависит от роста выпуска и специализации, что требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром состояния национального и мирового хозяйств. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств и строительных материалов, он влияет на загрузку производственных мощностей, на формирование ВВП. Основные параметры мировой транспортной системы Общая протяженность транспортной сети по видам путем сообщения в последние десятилетия заметно стабилизировалась, в то же время произошло значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром. Важнейшими критериями для выявления национальных и макрорегиональных различий в транспортной работе являются следующие: 1. транспортоемкость производства, по сути выражающая соотношение между транспортом и производством 2. транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения, степень урбанизации 3. соотношение пассажирских и грузовых перевозок, что отражает транспортную парадигму того или иного региона (на что ориентирована хозяйственная система) 4. соотношение видов транспорта в транспортной работе, что является важнейшим типологическим признаком не только транспортной системы, но и хозяйства в целом. Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающаяся соотношением между перевозками и производством. Статистические данные свидетельствуют о решающем значении для транспортоемкости отраслевой структуры экономики, роли «тяжелых» (сырьевых) отраслей, и относительно меньшей роли размеров территории, о чем свидетельствует разительный контраст между странами Западной и Восточной Европы по показателю транспоротемкости (в 6 раз). В развивающихся странах этот показатель значительно варьируется. Показатель подвижности населения имеет противоположную тенденцию наиболее высоко его значение в промышленно развитых западных странах. Транспортная подвижность населения – это сложное социальное и экономическое явление, за которым стоит целый комплекс факторов культурного, политического и демографического характера. В 80е гг. передвижение человека с учетом всех видов транспорта достигло 19,2 тыс. км в год. В Западной Европе данные показатели меньше в 1,5-2 раза. Все страны с высоким уровнем развития зависят от относительно большого числа поездок людей для обеспечения их экономической и социальной активности. В слаборазвитых странах перемещения людей не превышают 480-660 км в год, а в наиболее развитых странах мировой периферии – в 20 раз больше. Высокая мобильность людей начинается с достижения страной среднего уровня развития. Этот показатель по развивающимся странам тоже значительно варьирует и в целом относительно низок. Важным типологическим критерием, отражающим транспортную парадигму хозяйственной системы, является соотношение грузовых и пассажирских перевозок (1 т/км приравнивается к 1 пассажиро/км). В значительной мере на это соотношение влияет развитие в регионе или стране туризма и всей рекреационной сферы. Соотношение видов транспорта в грузовых перевозках определяется составом грузообразующих отраслей хозяйства, динамикой его изменения, степенью территориальной концентрации производства. На промышленно развитые страны Запада и Востока приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта, который делится почти поровну между двумя этими группами стран. Для анализа роли перевозок в экономическом развитии используется ряд показателей: соотношение ВВП и грузооборота, эластичность спроса на транспорт по отношению к доходу на душу населения и др. Соотношение ВВП и грузооборота в развитых странах: на один доллар ВВП приходится примерно 2,4 т/км перемещения груза, в странах с низким уровнем развития – в два раза больше. Примерно такое соотношение отмечается в эластичности спроса. Различия в показателях свидетельствую о том, что равный экономический рост требует больших перевозок на единицу производства, и меньше доля тяжелой промышленности, являющейся транспортно-интенсивной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.009 с.) |