Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировая транспортная система и ее основные элементы и параметры, виды международных перевозок.

Поиск

Мировая транспортная система и ее значение в развитии МЭО

Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в ХХ веке. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы. Наиболее высокого уровня развития достигла транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Она занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по частоте движения и густоте сети. На региональную систему стран – членов СНГ приходится всего 10% МТС, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. В общем, происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.

Виды транспортных сообщений:

- морские (низкая стоимость, мобильность, большая грузоподъемность, неограниченная пропускная способность, незаменимость в силу особенностей МТ)

- железнодорожный (высокие материальные затраты на строительство и эксплуатацию, относительная дешевизна перевозок, независимость от климатических условий, способность перевозки разнородного по характеру груза, наибольшая эффективности при перевозках >200 км)

- автомобильный (высокая сохранность груза, большая мобильность и скорость перевозки, ритмичность отправок груза, невозможность перевозки на большие расстояния, возможность доставки «от двери до двери»)

- речной (невысокая стоимость, перевозка крупных по объему партий грузов, возможность использования в районах, где неразвиты ж/д и автомобильная сеть; необходимость строительства гидротехнических сооружений, сезонность работ на реках, неоднородность судоходных условий на разных реках и на одних участках одних и тех же рек, необходимость учитывать естественные географическое водных путей и частое их несовпадение с направлением грузопотоков

- воздушный (высокая скорость доставки, сокращение пути, высокая сохранность груза в пути, возможность перевозки груза в труднодоступные районы, высокая стоимость, ограниченная грузоподъемность, зависимость от погодных условий, наземных служб управления полетом)

- трубопроводный (низкая себестоимость транспортировки, герметичность труб, высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива; независимость от окружающей среды, обеспечение непрерывной подачи и транспортировки грузов; ограниченная пропускная способность)

Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Фрахтовые ставки и относительные цены на различные товары выступают важным условием использования средств производства и рабочей силы. Несомненна роль транспорта в обеспечении экономического роста. Увеличение производства продукции зависит от роста выпуска и специализации, что требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром состояния национального и мирового хозяйств. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств и строительных материалов, он влияет на загрузку производственных мощностей, на формирование ВВП.

 

Основные параметры мировой транспортной системы

Общая протяженность транспортной сети по видам путем сообщения в последние десятилетия заметно стабилизировалась, в то же время произошло значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром. Важнейшими критериями для выявления национальных и макрорегиональных различий в транспортной работе являются следующие:

1. транспортоемкость производства, по сути выражающая соотношение между транспортом и производством

2. транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения, степень урбанизации

3. соотношение пассажирских и грузовых перевозок, что отражает транспортную парадигму того или иного региона (на что ориентирована хозяйственная система)

4. соотношение видов транспорта в транспортной работе, что является важнейшим типологическим признаком не только транспортной системы, но и хозяйства в целом.

Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающаяся соотношением между перевозками и производством. Статистические данные свидетельствуют о решающем значении для транспортоемкости отраслевой структуры экономики, роли «тяжелых» (сырьевых) отраслей, и относительно меньшей роли размеров территории, о чем свидетельствует разительный контраст между странами Западной и Восточной Европы по показателю транспоротемкости (в 6 раз). В развивающихся странах этот показатель значительно варьируется. Показатель подвижности населения имеет противоположную тенденцию наиболее высоко его значение в промышленно развитых западных странах. Транспортная подвижность населения – это сложное социальное и экономическое явление, за которым стоит целый комплекс факторов культурного, политического и демографического характера. В 80е гг. передвижение человека с учетом всех видов транспорта достигло 19,2 тыс. км в год. В Западной Европе данные показатели меньше в 1,5-2 раза. Все страны с высоким уровнем развития зависят от относительно большого числа поездок людей для обеспечения их экономической и социальной активности. В слаборазвитых странах перемещения людей не превышают 480-660 км в год, а в наиболее развитых странах мировой периферии – в 20 раз больше. Высокая мобильность людей начинается с достижения страной среднего уровня развития. Этот показатель по развивающимся странам тоже значительно варьирует и в целом относительно низок. Важным типологическим критерием, отражающим транспортную парадигму хозяйственной системы, является соотношение грузовых и пассажирских перевозок (1 т/км приравнивается к 1 пассажиро/км). В значительной мере на это соотношение влияет развитие в регионе или стране туризма и всей рекреационной сферы. Соотношение видов транспорта в грузовых перевозках определяется составом грузообразующих отраслей хозяйства, динамикой его изменения, степенью территориальной концентрации производства. На промышленно развитые страны Запада и Востока приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта, который делится почти поровну между двумя этими группами стран. Для анализа роли перевозок в экономическом развитии используется ряд показателей: соотношение ВВП и грузооборота, эластичность спроса на транспорт по отношению к доходу на душу населения и др. Соотношение ВВП и грузооборота в развитых странах: на один доллар ВВП приходится примерно 2,4 т/км перемещения груза, в странах с низким уровнем развития – в два раза больше. Примерно такое соотношение отмечается в эластичности спроса. Различия в показателях свидетельствую о том, что равный экономический рост требует больших перевозок на единицу производства, и меньше доля тяжелой промышленности, являющейся транспортно-интенсивной.

Организация и управление доставкой различными видами транспорта: морским, железнодорожным, автомобильным, воздушным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.008 с.)