Налоговая система и этапы ее становления в Российской Федерации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговая система и этапы ее становления в Российской Федерации.



Налоговая система и этапы ее становления в Российской Федерации.

 

Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих на данный момент в конкретном государстве условий налогообложения. Налог. Сист. Гос-ва формир.: -совокупность налогов и сборов, - система налоговых органов, - налоговая политика, - налоговое законодательство,- распределение налогов по бюджетам. Группы налоговых систем: 1.Налоги развитых стран(сша, англия, испания, италия, германия), 2. Развивающихся стран (с переходной экономикой). 3. Имеющие большую часть полезных ископаемых( Страны эмирата). В современной России «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 г. № 2118-1), и специальные, посвященнные отдельным налогам – на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам на рекламу и др. В каждом из этих законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2 % налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 1992 и 1993 годах (для сравнения – 12,0 % в 2003 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых).Система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости – заработной плате, ренте, капитале, - которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.Другие элементы налога – ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты – в концептуальном плане являются второстепенными и могут быть использованы в качестве инструментов регулирующего воздействия на уровень и структуру налогового бремени экономики. в 1990-е годы новыми налогами, сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3-4 года. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1994-1995 гг.), транспортный налог с коммерческих предприятий (1994-1997 гг.),. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы и в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 « О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», В своем Послании Федеральному собранию РФ президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в 1997 г. признал, что частые изменения в налоговом законодательстве, неполнота и противоречивость нашей налоговой системы расширяют возможности для произвола власти, и налогоплательщик от этого никак не защищен. В связи с этим президент обозначил следующие направления реформирования налоговой системы:— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо в РФ;— расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;— установление предельных ставок для региональных и местных налогов;— кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.Осуществление принципов налоговой реформы приведет к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабит стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволит стабилизировать, а затем и начать снижение номинальных ставок налогов. Становление российской системы налогообложения методом «проб и ошибок» продолжалось вплоть до принятия и введения в действие части первой Налогового кодекса (НК) РФ с 1 января 1999 г. (кардинально переработанной в июле 1999 г.).

 

Налоговая реформа в СССР в 1930-1932гг.

1930 – пропорциональная система обложения, инд обложение -кулацких хоз-в, колхозы по доходности по данным годовой доходности. Значит часть с/х налога передавалась в местные бюджеты, налог стал по валовому доходу за год (исключались доходы от рыболовства. 1931 – с единоличных хоз-в был взыскан единовременный сбор на хоз и культурное строительство в с/х р-нах 1932 г – единовременный налог на единичные крест хоз-ва, для изъятия части доходов единоличных хоз-в, не вошедших при обложении с/х налогом.

Система налогов и сборов в РФ и их классификация.

Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени экономики и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов. Система налогообложения характеризуется рядом показателей, в числе которых: количественный состав налогов и сборов; количественный состав и структура налогоплательщиков; налоговый потенциал экономики; налоговое бремя экономики; собираемость налогов и сборов; состояние налоговой дисциплины.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС);акцизы на отдельные виды товаров;налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц (НДФЛ);единый социальный налог (ЕСН);налог на добычу полезных ископаемых;водный налог;сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;государственная пошлина; К региональным налогам относятся:налог на имущество организаций;транспортный налог;налог на игорный бизнес. К местным налогам относятся:1) земельный налог;2) налог на имущество физических лиц.

Кроме перечисленных налогов в налоговой системе РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица): система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);упрощенная система налогообложения;система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных вводов деятельности;система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

Налоговый потенциал: виды и методы оценки.

Налоговый потенциал экономики – совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений. мера налогового потенциала определяет финансовые ресурсы государства и налоговое бремя экономики.Развитие экономического потенциала страны, конкурентоспособности товаров и услуг на отечественном и мировом рынках зависит от налоговой политики властей.

Количественная оценка налогового потенциала экономики включает: налоговые поступления в бюджетную систему страны; недоимку по налогам и сборам (отчетного финансового года); налоговые льготы, предоставленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.Налоговый потенциал экономики без учета льгот по налогам и сборам представляет собой налоговое бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых поступлений в бюджетную систему и недоимки по налогам и сборам финансового года к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Другими словами, налоговое бремя экономики представляет собой часть ВВП, подлежащая изъятию в бюджетную систему государства посредством действующей системы налогообложения. Уровень налогового бремени определяется бременем государства, т.е. совокупностью и содержанием функций, реализуемых властями, и зависит от уровня экономического развития, национальных традиций, принципов налогообложения, реализуемых в налоговой системе.

 

Налоговая система и этапы ее становления в Российской Федерации.

 

Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих на данный момент в конкретном государстве условий налогообложения. Налог. Сист. Гос-ва формир.: -совокупность налогов и сборов, - система налоговых органов, - налоговая политика, - налоговое законодательство,- распределение налогов по бюджетам. Группы налоговых систем: 1.Налоги развитых стран(сша, англия, испания, италия, германия), 2. Развивающихся стран (с переходной экономикой). 3. Имеющие большую часть полезных ископаемых( Страны эмирата). В современной России «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 г. № 2118-1), и специальные, посвященнные отдельным налогам – на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам на рекламу и др. В каждом из этих законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2 % налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 1992 и 1993 годах (для сравнения – 12,0 % в 2003 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых).Система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости – заработной плате, ренте, капитале, - которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.Другие элементы налога – ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты – в концептуальном плане являются второстепенными и могут быть использованы в качестве инструментов регулирующего воздействия на уровень и структуру налогового бремени экономики. в 1990-е годы новыми налогами, сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3-4 года. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1994-1995 гг.), транспортный налог с коммерческих предприятий (1994-1997 гг.),. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы и в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 « О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», В своем Послании Федеральному собранию РФ президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в 1997 г. признал, что частые изменения в налоговом законодательстве, неполнота и противоречивость нашей налоговой системы расширяют возможности для произвола власти, и налогоплательщик от этого никак не защищен. В связи с этим президент обозначил следующие направления реформирования налоговой системы:— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо в РФ;— расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;— установление предельных ставок для региональных и местных налогов;— кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.Осуществление принципов налоговой реформы приведет к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабит стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволит стабилизировать, а затем и начать снижение номинальных ставок налогов. Становление российской системы налогообложения методом «проб и ошибок» продолжалось вплоть до принятия и введения в действие части первой Налогового кодекса (НК) РФ с 1 января 1999 г. (кардинально переработанной в июле 1999 г.).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.019 с.)