Показатели деятельности транспортного комплекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели деятельности транспортного комплекса



Наименование 2009 отчет 2010 оценка       2013 к 2009 в %
1b 2b 1b 2b 1b 2b 1b 2b
Транспортоемкость ВВП, тонн-км/руб. 0,054 0,050 0,047 0,047 0,045 0,043 0,042 0,040 78,0 74,6
% к пред. году 94,4 92,5 95,2 93,4 94,1 92,8 94,0 93,0    
Транспортная подвижность населения, 1000 пасс-км/чел 3,26 3,32 3,35 3,40 3,40 3,50 3,47 3,63 106,4 111,2
% к пред. году 91,6 101,8 101,0 102,5 101,2 102,8 102,2 103,7    
Темп роста инвестиций в основной капитал, трлн. руб. 0,85 0,95 1,04 1,12 1,11 1,3 1,17 1,4 137,7 165,0
% к пред. году 90,9 112,0 108,9 117,4 107,5 114,7 105,1 109,3    

Итоги первого полугодия 2010 г. демонстрируют восстановление показателей транспортной деятельности. Так, объем коммерческих перевозок грузов составил 98,3% к уровню аналогичного периода 2009 года, коммерческий грузооборот – 112,8% и пассажирооборот – 104,8% соответственно.

Динамика основных прогнозных показателей развития

транспортного комплекса, %

Наименование 2009 отчет оценка       2013 к 2009 в %
1b 2b 1b 2b 1b 2b 1b 2b
Темп роста коммерческих перевозок грузов 82,7 98,4 101,7 102,8 102,5 103,1 102,9 104,0 105,6 108,5
Темп роста коммерческого грузооборота 89,0 106,5 102,5 103,2 102,7 103,2 103,2 104,2 115,7 118,2
Темп роста пассажирооборота транспорта общего пользования 91,6 101,9 101,2 102,7 101,4 103,0 102,4 103,9 107,1 112,0

 

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в целом по транспортному комплексу объем коммерческих перевозок в 2010 году оценивается на уровне 3,46 млрд. тонн (98,4 % к уровню 2009 года), а грузооборот – 2,24 трлн. т-км (106,5 % к уровню 2009 года). Пассажирооборот транспорта общего пользования оценивается на уровне 471,6 млрд. пасс-км (101,9% к уровню 2009 года).

Значительный спад перевозок грузов и пассажиров в 2009 году существенно повлиял на финансовый результат деятельности транспортных предприятий и на их возможности по инвестированию. В связи с этим в 2010 году ожидается рост инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям транспортного комплекса (без трубопроводного) 3,3% к предыдущему году до уровня в 878 млрд. рублей в сопоставимых ценах. Следует отметить, что оценка объема инвестиций в 2010 году составляет 87,1% в сопоставимых ценах уровня 2008 года, в котором инвестиции в транспорт достигли своего максимального значения за последние 5 лет.

В среднесрочной перспективе рост производства в основных грузообразующих секторах промышленности стимулирует рост объемов погрузки основной номенклатуры перевозимых грузов на 2,8-4,9%, в том числе кокса и нефтепродуктов – на 0,8-2,2%, продукции металлургии и готовых металлических изделий – на 2,3-6,5%, топливно-энергетических ресурсов – на 0,1-0,8% и продукции химического производства – на 2,5-4,8 процента.

Исходя из макроэкономических показателей консервативного сценария прогноза (вариант 1b) в 2011 году по транспорту предусматривается увеличение как объема коммерческих перевозок грузов, так и грузооборота (около 1,7% и 2,5% соответственно к уровню 2010 года). В 2013 году в целом по транспортному комплексу объем коммерческих перевозок грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) прогнозируется на уровне 3,7 млрд. тонн (105,6 % к уровню
2009 года), коммерческий грузооборот – 2,4 млрд. т-км (115,7 % к уровню 2009 года).

В условиях умеренно-оптимистичного сценария (вариант 2b), при более высоких темпах роста российской экономики и грузообразующих секторов, прогноз основных показателей деятельности транспорта более оптимистичен. Так, объем коммерческих перевозок грузов и коммерческого грузооборота в 2011 году увеличится на 2,8% и 3,2% против уровня 2010 года соответственно, в том числе выполняемый железнодорожным транспортом общего пользования на 3,2%, автомобильным – на 2,4% (грузооборот на 3,2% по каждому виду транспорта). Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого роста тоннажа морского флота, увеличится на 3,4% против уровня 2010 года.

В таких условиях к 2013 году объем коммерческих перевозок всеми видами транспорта (без трубопроводного) достигнет уровня 3,8 млрд. тонн (108,5% к уровню 2009 г.), коммерческий грузооборот – 2,49 трлн. т-км (118,2 % к уровню 2009 г.), в том числе железнодорожным транспортом общего пользования – 1,3 млрд. тонн (119,1% к уровню 2009 г.) и 2,2 трлн. т-км (118,1% к уровню 2009 г.) соответственно.

Коммерческий грузооборот по видам транспорта, %

  Показатели факт оценка 2011 год 2012 год 2013 год 2013 к 2009
1b 2b 1b 2b 1b 2b 1b 2b
Коммерческий грузооборот, % к пред. году 89,0 106,5 102,5 103,2 102,7 103,2 103,2 104,2 115,7 118,2
в т.ч. по видам транспорта:                    
магистральный железнодорожный % к пред. году 88,1 106,5 102,5 103,2 102,7 103,1 103,2 104,2 115,7 118,1
автомобильный, % к пред. году 87,6 109,8 102,5 103,2 102,7 103,5 103,1 104,2 119,1 122,2
морской, % к пред. году 115,5 104,7 102,6 103,4 102,7 103,8 103,2 104,2 113,8  

Автомобильный транспорт

Перевозки автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов – на уровне 44%, и только 4% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочной перспективе значительные сдвиги в структуре перевозок маловероятны. Тем не менее интенсивный процесс автомобилизации населения (3,4% в 2009 году) при низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог (77% в 2009 году) сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок (доли транспортных издержек в конечной стоимости продукции), а также снижению безопасности движения. Увеличение пропускной способности автомобильных дорог и строительство обходов крупных городов стимулирует увеличение дальности перевозки автотранспортом.

С целью стимулирования развития автодорожной сети в 2009 году создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги» и утверждена программа ее деятельности. Предполагается, что компания для развития автодорожной сети помимо бюджетного финансирования привлечет внебюджетные источники, что обеспечит создание в Российской Федерации сети высококачественных платных автомобильных дорог.

К позитивным факторам развития перевозок автотранспортом следует отнести внедрение новых технологий перевозочного процесса, например установка навигационного оборудования на транспортных средствах, и интеграцию разных видов транспорта при перевозке (повышение интермодальности перевозок).

Железнодорожный транспорт общего пользования

Доля железнодорожного транспорта общего пользования в общем объеме коммерческих перевозок грузов составляет порядка 35%, а в общем объеме коммерческого грузооборота более 88 процента. В среднесрочной перспективе усилится конкуренция за основные грузы (нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы) между железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта будет определяться адекватностью предлагаемых провозных мощностей потребностям грузоотправителей (повышение эффективности подвижного состава), пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры и эффективностью перевозочного процесса железнодорожным транспортом в целом. Благоприятный эффект на рынок железнодорожных перевозок окажут планируемое выведение перевозочной деятельности из ОАО «Российские железные дороги» (создание «Второй грузовой компании»), продажа акций дочерних и зависимых обществ компании стимулирует развитие конкуренции на рынке.

Морской транспорт

Перевозки морским транспортом, несмотря на то, что составляют всего 1% общего объема перевезенных грузов и чуть более 4,5% коммерческого грузооборота, рассматриваются как наиболее устойчивые (показали рост даже в условиях финансово-экономического кризиса). В среднесрочной перспективе прогнозируется рост провозных мощностей морского транспорта за счет увеличения тоннажа морского флота под флагом Российской Федерации (повышение привлекательности Российского международного реестра судов) и увеличение производственных мощностей (в первую очередь, количества специализированных терминалов), что в том числе определит темпы контейнеризации грузов. Оказание поддержки отечественным судостроительным предприятиям и развитие лизинга будут способствовать активизации обновления флота под российским флагом, увеличению его тоннажа.

Развитие рынка пассажирских перевозок в значительной степени будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.

Объем пассажирооборота транспорта общего пользования по консервативному сценарию в 2011 году прогнозируется с ростом 1,2% к уровню 2010 года и составит 477,3 млрд. пасс.-км. В 2013 году пассажирооборот транспорта общего пользования прогнозируется на уровне 495,9 млрд. пасс-км (107,1 % к 2009 году).

По умеренно-оптимистичному сценарию объем пассажирооборота транспорта общего пользования в 2011 году оценивается с ростом в 2,7% против уровня 2010 году, в 2013 году прогнозируется, что показатель достигнет уровня в 518,4 млрд.пасс-км или 112% к 2009 году.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.007 с.)