Умк - учебно-методический комплекс учебного занятия на основе субъект-субъективных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умк - учебно-методический комплекс учебного занятия на основе субъект-субъективных отношений



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Тема: «Исследование психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности».

2. Актуальность темы – диагностика психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности позволит с помощью психотерапии и коррекции предотвратить личностные расстройства.

3. Цель – разработка системы диагностики психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности.

4. Общее время – 2 академических часа.

5. Оснащение занятия – подготовка тестового материала, инструкций для испытуемых.

6. Место проведения занятия – учебный кабинет.

7. Вопросы для повторения:

1. Что необходимо учитывать при разработке диагностического комплекса исследования психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности?

2. Назовите основные методики, для выявления психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности.

8. План самостоятельной работы:

1. Подобрать методы исследования.

2. Подобрать испытуемых для исследования.

3. Организовать эксперимент и провести исследование особенностей личности врача.

4. Проанализировать результаты, сформулировать выводы.

9. Вопросы для самоконтроля:

1. Опишите основные методы исследования психологических особенностей личности врача.

2. Как диагностировать «эмоциональное выгорание»?

3. Какие факторы повлияли на формирование «синдрома эмоционального выгорания».

10. Основа действий:

· Подбор методик

· Проведение исследования

· Анализ результатов

11. Схема диагностического комплекса психологических особенностей врача:

· Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

· Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова.

· Методика «Шкала самооценки тревожности» Ч.Д. Спилберга.

· Методика диагностики самооценки психологических состояний Г. Айзенка.

Домашнее задание:

Составьте схему организации коррекционной работы с врачами.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СЛУШАТЕЛЯ

Тема занятия: «Становление и определение паллиативной медицины, ее роль и значение в здравоохранении».

Место проведения занятия: аудитория.

 

Необходимое оснащение:

1. Методическое (алгоритмы, схемы, видеофильмы, наглядные пособия).

2. Материальное (таблицы, плакаты, оборудование и материалы, приборы ТСО).

 

Продолжительность изучения темы: 2 академических часа.

Цель занятия:

- формирование новых теоретических знаний по теме;

- формирование практических умений на базе теоретических знаний;

- закрепление теоретических знаний и сформированных практических умений;

- развитие и воспитание личности;

Частнодидактическая цель.

Развивающая.

Воспитательная.

 

Вопросы для самоконтроля по теме занятия: Что такое паллиативная медицина? Цель паллиативного лечения?

 

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

1. ВОЗ, Паллиативное лечение рака, 1987

2. Гнездилов А.В. Проблемы хосписной службы в России // Обозрение психиатрии и психологий им. В.М. Бехтерева, 1994, №1 с 175-179.

3. Гнездилов А.В., Губачев Ю.М. Терминальные состояния и паллиативная терапия. С-П., ТОО Издательство «Гиппократ» 1997г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. Тема занятия – «Профессиональная деятельность врача».

2. Место проведения занятия – учебная аудитория.

Специального оснащения не требуется.

3. Изучение темы – 2 академических часа.

4. Актуальность темы, мотивация к ее изучению – Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», - эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания.

5. Цель занятия – изучить психологические особенности личности врача в условиях профессиональной деятельности.

6. Конкретные задачи:

1.1. Деятельность и ее влияние на личность

1.2. Влияние профессиональной деятельности на психологические особенности личности врача.

7. Студент должен знать:

· Определение понятия «деятельность»;

· Описать структуру деятельности;

· Симптоматика возникновения деформации личности;

· Особенности работы с человеком с особыми нуждами.

8. Студент должен уметь:

· Подобрать диагностический материал для определения психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности;

· Определить психологические особенности врача в условиях профессиональной деятельности.

9. Тип занятия: лекция.

10. Межпредметные связи: с психологией и педагогикой.

11. Хронокарта занятия:

 

Вводная часть:

 

Организационные момент – 5 минут; преподаватель задает студентам вопросы о том, что они знают в рамках изучаемой темы; отвечают на вопросы преподавателя; оснащение не требуется. Проведение беседы со студентами.

Мотивация – поскольку лекция предназначена для студентов медицинских специальностей, рассмотрение данной проблематики для них имеет актуальное значение.

Цели занятия – изучить психологические особенности личности врача в условиях профессиональной деятельности.

Цель занятия – изучить психологические особенности личности врача в условиях профессиональной деятельности.

 

2. Основная часть

 

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня): студентам были заданы вопросы позволяющие оценить исходный уровень знаний по заявленной проблематике. Студенты считают, что врач должен обладать решительностью, хорошей памятью, мышлением. Студенты считают данную тему очень актуальной, поскольку профессия врача предполагает наличие определенных личностных качеств студентов. Студенты не ответили как может деятельность повлиять на личность. Время – 10 минут. Преподаватель задает вопросы. Учащиеся – отвечают на вопросы. Оснащение – не требуется.

Формирование новых знаний, умений, навыков:

Работа врача имеет свою философию. Она отражает мировоззрение в отношении ее деятельности, формирования целостного взгляда на работу врача, на роль и место в нем персонала. В центре этой философии, этого мировоззрения – человек, больной, здоровый или умирающий. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. Основными принципами философии работы врача являются – уважение к жизни, достоинству и правам пациента.

Философия работы врача дает определение врачебным обязанностям, целям и личным качествам врача.

Эти принципы могут осуществляться только психологически полноценной личностью. Есть опасность, что в процессе профессиональной деятельности разовьется деформация личности.

В развитии человека важное место принадлежит деятельности. Она способствует развитию качеств и свойств личности, изменению многих индивидуальных особенностей. Рассмотрим, что она представляет собой, ее природу, то существо, которое непосредственно и опосредовано, влияет на личность человека, осуществляющего ее.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это целенаправленное преобразование человеком природой и социальной действительности. Известно, что в ее структуру (компонентный состав) входят: цель, мотив, средства по их применению и результат. Всякая деятельность включает также и определенные отношения в ней субъекта.

Структура деятельности.

Ц М С (О + Д) Р

(Ц – цель; М – мотив; С – средства; О – отношения в деятельность; Д – действия по применению средств; Р – результат).

Каждый компонент деятельности имеет свой социально-педагогический потенциал воздействия на субъекта ее осуществления. Это воздействие отражается на его личности и поведении.

Цель – это то, что человек хочет достичь своей деятельностью. В каждом возрасте цели свои. Они определяются в соответствии с индивидуальными склонностями, развитием и воспитанием человека. В раннем возрасте это преимущественно познание, удовлетворение какой-либо потребности. Со временем они все в большей и большей степени отражают своеобразие индивидуальности растущего человека, его интересы, увлечения, в последующем – профессиональной деятельности, профессионализм и мотивацию специалиста.

По своей направленности и социальной обусловленности цели деятельности могут соответствовать и не соответствовать принятым в обществе требованиям. По этим показателям они свидетельствуют о социальной направленности развивающейся личности человека. В частности, они показывают о нормальном (не нормальном), естественном, соответствующем (не соответствующем) возрасту и полу развитии человека; о неординарном, творческом развитии; о деструктивном (асоциальном, антисоциальном) развитии и пр.

Характер целей деятельности способствует формированию у субъекта, с одной стороны, исследователя или практического деятеля, исполнителя или творца, создателя, с другой – своеобразие мировоззрения, общей направленности личности (потребностей, интересов, целей, идеалов в жизни, субъектный статус специалиста, его мотивацию).

Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности. Они во многом определяют своеобразие личности, характеризующее ее способность управлять собой, мобилизировать себя на самостоятельную деятельность по достижению осознанных целей или действий по принуждению.

Мотивы (мотивация) рассматриваются по взаимосвязи с характером деятельности. В этом случае легче понять их влияние на личность человека. Они носят общий, частный или ситуативный характер. Мотивы общего характера определяют типическое в личности (особенности ее направленности, субъектный статус); частные – чаще всего характеризуют увеличения человека и либо укрепляют, либо ослабляют; ситуативные – по разному отражаются на личности субъекта деятельности.

Средства – это то, что человек выбирает для использования и посредствам чего он добивается достижения цели. По своей социальной значимости они могут быть: приемлемыми для данного возраста человека, его возможностям; принятыми в обществе, в этой профессиональной среде; характеризующими своеобразие творческой личности; не приемлемыми для данной социальной среды, противоречащими ее нормам и правилам, характерным для асоциальной личности (для такой личности любые средства приемлемы, лишь бы они обеспечивали достижение прогнозируемого результата).

Социально – педагогический фактор выбора средств деятельности обуславливает своеобразие развития личности человека. Он определяет, какое влияние на данную личность оказывает выбор средств деятельности: нормально развитие человека, характерное для данного общества, составляющей профессиональной среды; неординарное, творческое, инициативное проявление, развитие человека; асоциальное, не адекватное проявление, развитие личности, для которой приемлемы любые средства деятельности, лишь бы они позволяли добиться результата. Выбор средств деятельности человеком может быть и его характеристическим показателем. По нему можно судить, какова данная личность, какова направленность ее развития.

Американский социолог Р. Мертон еще в 30-е г.г. выдвинул теорию социальной аномии. Теория обосновывала формирование отклоняющегося поведения индивида. Во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. В зависимости от характера целей и средств, которые преимущественно выбирает человек в процессе его жизнедеятельности из него формируется и соответствующий тип личности. Он может соответствовать социальным нормам конкретного общества и не соответствовать им, быть асоциальной личностью.

Действия – это применение средств, направленное на достижение цели, получение прогнозируемого результата. Они непосредственно способствуют развитию и закреплению у исполнителя умений и навыков действий, определенных качеств личности. Практические действия подтверждают или опровергают прежние мировоззренческие установки, сложившийся опыт.

Отношение – это проявление внутреннего расположения, потребностей в самореализации в данной деятельности. Оно сопутствует всякой деятельности и отражает чувственное самопроявление человека к самому себе в деятельности, объекту деятельности, выполняемой деятельности и ее результату.

Отношение к самому себе в деятельности формируется у человека со временем. Наиболее ярко оно проявляется в профессиональной деятельности. Формы проявления могут быть самыми разнообразными: от ответственного, критичного и требовательного до абсолютно безразличного и даже негативного, как не способному решать стоящие задачи, достигать цели. Человек может любить только себя, любить себя в деятельности, стоять как бы над ней, быть очень требовательным к себе, своей деятельности, а также быть абсолютно безразличным к себе, к своей деятельности, не верить в себя, свои возможности и пр.

Отношение к объекту деятельности. Оно особенно характерно для профессиональной деятельности специалиста, работающего с людьми – врача. Позитивное, заинтересованное отношение создает некоторую гармонию, обеспечивающую высокую продуктивность совместной деятельности. Глубокое эмоциональное участие специалиста ведет к сопереживанию, оставляющему соответствующий след и сказывающемуся на деформации его чувственной сферы. Такое отношение к объекту деятельности часто имеет место в работе с людьми, имеющими особые нужды.

Отношение к выполняемой деятельности. В нем проявляется сам человек, его стремление добиться качества в процессе деятельности, проявить свое профессиональное мастерство, индивидуальную технику. Оно показывает, как специалист относится к самой деятельности (безразличное отношение) – заинтересовано, ответственно или формально, безразлично и пр.

Отношение к результату деятельности. И здесь можно наблюдать безразличие, когда деятельность осуществляется ради деятельности (выполнение ее по служебной необходимости), процесса деятельности (характерное для раннего детства), искреннюю и глубокую заинтересованность в результате. Чем больше заинтересованность специалиста в результате деятельности, тем больше влияние достижение (не достижение) его оказывает на личность. Положительный результат укрепляет у специалиста уверенность в себе, своих возможностях в профессиональной деятельности, отрицательный – ведет к растерянности, потере уверенности в себе, своих возможностях, разочарованию в профессии и пр.

Чем больше чувство проявляется в деятельности человека, тем больше в ней участия и самоотверженности. Положительное отношение и результативность способствуют укреплению желаний заниматься именно этой деятельностью, формированию уверенности в своих силах в ней, увлеченности; негативное отношение, наоборот – отсутствию интереса, безразличию, неуверенности и пр. Отношение к деятельности сильно влияет на развитие чувственной сферы человека, его увлеченности, страстности.

Результат – это то, что достигает человек, реализуя деятельность. Он имеет не менее важное значение в развитии личности. В зависимости от того, чего достигает человек в процессе деятельности, у него формируются: уверенность в своих силах или, наоборот, неуверенность, способность прогнозировать результат и достигать его или действовать по ситуации, ориентируясь на то, что получится и т.д.

Все компоненты деятельности, за исключением собственно действий, преимущественно влияют на развитие самой личности, ее свойств, (направленности, черт характера, способностей); эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (качеств, обеспечивающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Данный факт свидетельствует о том, что влияние указанных компонентов деятельности на человека носит личностный характер. Они, в свою очередь, ведут к соответствующим изменениям проявления человека в деятельности (поведенческим изменениям). Другими словами, личностные изменения, под воздействием компонентов деятельности, носят первичный характер, а поведенческие – вторичный.

Собственно действия по реализации деятельности способствуют определенным изменениям умений и навыков человека. Такие изменения можно назвать «поведенческими». Они, в свою очередь, стимулируют развитие качеств личности, обуславливающих действенность подобной практической деятельности. Первичным влияниям практических действий человека, является его поведенческое изменение, а вторичным – личностное.

Изложенное показывает, что всякая деятельность способствует соответственному изменению личности исполнителя. Спектр таких изменений исключительно широк. Они могут носить прогрессивный (развивающийся) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающийся) характер. Прогрессивное изменение человека вследствие профессиональной деятельности – это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обеспечивающее его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, к другим людям. Регрессивное – это также личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.

Влияние деятельности на человека, его личностное и поведенческое изменение различно не только по направленности, но и по интенсивности. Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность, тем большее изменения происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению личности человека. Он становится другим по уровню профессионализма (умению выполнять эту деятельность), отношение к самому себе, объекту и самой деятельности, к другим людям и пр. Характер и интенсивность изменений зависят от вида деятельности, отношения и активность в ней.

Таким образом, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более сложный, целенаправленный, организованный, регламентированный характер. Она, как правило, предусматривает достижение прогнозируемого результата. В зависимости от назначения, специфики организации, регламентации и прогнозируемости профессиональной деятельности, она носит количественные, качественные, количественный и качественный характер.

Значительное место в жизни человека принадлежит профессиональной деятельности. Она оказывает огромное влияние на социальное формирование человека, его образ жизни и поведение. При этом ее роль носит не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя. Анализ влияния профессиональной деятельности на развитие (разрушение) личности и ее проявление свидетельствует о том, что оно не может быть только прогрессивным или только регрессивным. На практике любая деятельность, в том числе и профессиональная, как правило, в чем-то имеет прогрессивный, а в чем-то регрессивный характер, что-то человек приобретает, но одновременно и что-то теряет, что-то в нем укрепляется, доходит до совершенства. А что-то постепенно утрачивается или приобретает такую уродливую форму, что негативно сказывается во всей последующей его жизни.

В современной специальной литературе для характеристики влияния профессиональной деятельности на личность специалиста и ее проявление используются выражения: «деформация личности», «профессиональная деформация».

Деформация личности – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение. Профессиональная деформация личности специалиста – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения им профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация имеет место и в деятельности врача. На его личность воздействуют свои, специфические факторы профессиональной деятельности. К наиболее важным факторам, влияющим на личность врача и его поведения, относятся: социальный статус профессий, профессиональной деятельности и субъекта в ней; содержание и сама профессиональная деятельность; работа с человеком, имеющим особые нужды, группой; степень эмоциональна – волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности и др.

Сама профессиональная деятельность также оказывает значительное влияние на развитие личности. В процессе ее формируются профессиональные умения и навыки, развиваются профессионально важные качества личности, приобретается соответствующий опыт деятельности. Именно сама профессиональная деятельность способствует самосовершенствование специалиста, росту его профессионализма, позитивному изменению личности, формированию профессиональной культуры. В зависимости от индивидуальности специалиста и среды профессиональной деятельности у него развиваются профессионально важные качества, определенная личностью обусловленная позиция самопроявления, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и поведения.

Следует также подчеркнуть, что всякая профессиональная деятельность часто способствует формированию своеобразного типа человека, личностно обусловленной позиции в жизни, отношении, проявлении и деятельности. Это своеобразие проявляется в восприятии явлений окружающей действительности, отношений к ним, в образе поведения, силе самопроявления в среде жизнедеятельности. В частности, преподавательская (учительская) деятельность формирует поучающий тип человека; управленческое-управленческий, командирский; научная – исследовательский, дотошный, и прочие образы поведения.

Работа с человеком с особыми нуждами, группой. Деформационное воздействие человеческого фактора обусловлено взаимодействием культур субъекта и объекта деятельности. В процессе такого взаимодействия происходит взаимообогащение культур. Не только субъект (врач) передает (обогащает, если есть чем обогащаться), трансформирует свою культуру на объект своей профессиональной деятельности, но и сам обогащается объектной культурой. Данный процесс позволяет специалисту лучше понимать объекта своей деятельностью. Не случайно субъект профессиональной деятельности со временем на столько вживается в культуру объекта, что не редко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей повседневной жизни.

Противостоять негативной объектной культуре субъекту помогает только высокая личная культура, его интеллигентность, постоянный самоконтроль и личная ответственность.

В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные коллеги, культура взаимоотношений в профессиональной среде. Особенно их влияние сказывается на молодых специалистов, не вольно подражающих авторитетам. Подражание, заимствование опыта профессиональной деятельности не вольно приводит к поглощению различных норм, правил, принципов не только положительного, но и негативного поведения, проявление самореализации. Данный факт свидетельствует о том, что на профессиональной деформации личности специалиста сказывается не только взаимодействие культур субъекта и объекта, но и воздействие профессиональной культуры среды профессиональной деятельности. В ней формируется определенная субкультура, характеризующая ее исключительность и своеобразие.

В работе с человеком имеют место общение, взаимодействие, воздействие, а также совместная деятельность, организация, побуждение к чему-либо, управление деятельностью, в процессе которых происходит развитие личностных качеств специалиста.

Профессиональная деятельность специалиста с человеком, группой сказывается на его авторитете. Специалист начинает деятельность, получая авторитет должности. Этот авторитет во многом определяется общественным и средовым статусом этой профессиональной деятельности. Авторитет должности усиливается или снижается авторитетом личности, ее обаянием, субъектным статусом, тактичностью, и пр. в профессиональной деятельности.

Во взаимодействии с группой сказывается дополнительный фактор – психология коллектива. Он либо усиливает влияние деятельности специалиста на группу и таким образом помогает ему, положительно влияя на развитие его личности, либо оставляет его влияние, мешает, противодействует ему, негативно сказываясь на его деформацию.

Степень эмоциально – волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности.

Оно представляет типичный эмоциональный фон, на котором осуществляет специалист свою профессиональную деятельность. Все остальные факторы как бы накладываются на этот фон и преломляются через него, усиливая или ослабляя эмоциональное состояние специалиста.

Врач как человек не может безразлично решать свои профессиональные задачи. Ее профессиональная деятельность немыслима без эмоционального и волевого проявления. Во взаимодействии людей происходит исключительно сложное эмоционально-волевое взаимопроявление либо обогащающее, либо деформирующее, либо в чем-то обогащающее, а в чем-то деформирующее. На эмоционально-волевое проявление врач сказываются различные факторы. Среди них следует выделить: субъектный (типичное эмоциональное проявление специалиста), объект деятельности и его эмоциональное проявление, сама профессиональная деятельность, ее результативность, а также субъектная воля и объектная воля.

Субъектный эмоциональный фактор – типичное эмоциональное проявление специалиста в профессиональной деятельности. Эмоциональное проявление – это чувственное переживание специалиста, которое он испытывает в процессе профессиональной деятельности. Такое переживание имеет место под воздействием ведущих факторов, обуславливающих профессиональную деятельность врача.

Фактор самой профессиональной деятельности. Он может вызывать удовлетворение и создать комфортность для специалиста в самореализации, безразличие и дискомфортность. Комфортность имеет место у специалиста, который увлечен своей профессией, любит ее, находит в ней свое призвание, у которого многое получается в процессе профессиональной деятельности и который получает удовлетворение от деятельности и достигаемого результата.

Фактор объекта деятельности и его эмоционального воздействия. Объект медсестринской деятельности – это человек с особыми нуждами. Особенностью этого человека является то, что он представляет собою наиболее незащищенное существо, имеющее порой значительные трудности в адаптации и самореализации в среде жизнедеятельности. В работе с таки объектом требуются особые отношения, чувственность со стороны специалиста. Эмоциональное участие врача в работе с человеком с особыми нуждами оказывает значительное влияние на деформацию его личности.

Пациенту как живому существу присуща своя психика, эмоциональное своеобразие. Эмоциональное своеобразие субъекта (объекта) передается объекту (субъекту). Чем более эмоционален человек, тем более он способен трансформировать свое состояние на другого, психологически заражать его. Подобное проявление особенно характерно для профессиональной деятельности врача.

Эмоциональное взаимодействие предъявляет высокие требования к личности врача. Не каждый человек способен быть им. Данный факт следует учитывать молодым людям при выборе профессии и при профессиональном отборе в учебных заведениях. Специалисту нельзя быть «черствым», но и нельзя быть эмоционально заразительным. В первом случае специалист будет чрезмерно безразличен к судьбе объекта и своей профессиональной деятельности. Для врача это не приемлемо. Во втором случае он может на основе сопереживания нас, что оно серьезно скажется на нем, его профессиональной деятельности. Из такого эмоционального состояния субъекту будет исключительно сложно выходить, что будет сказываться на негативной деформации его личности.

Одна из наиболее важных проблем лечения детей – добиться того, чтобы их родители стали соучастниками лечебного процесса. Родителей таких детей часто характеризуют глубокое стрессовое состояние, закомплексованность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, быстрая возбудимость и пр. При взаимодействии с ними их эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на специалиста. Врачу необходимо уметь работать с родителями детей.

Сопереживая пациенту, врач как бы проживает его проблемы. Чем глубже это переживание, тем больше влияние на личность специалиста оно оказывает. Длительная работа врача с людьми эмоциональными, имеющими особые нужды, сложные жизненные проблемы, нередко требует от него большого психологического перенапряжения. Ему требуется большая психологическая энергия для преодолевания возникающего эмоционального переживания. Внутренняя энергия специалиста компенсирует негативное влияние на него больного. Не случайно после работы с эмоциональным пациентом может ощущать сильную усталость, опустошенность, такое состояние, как будто его лишили внутренней энергии, необходимой ему для самопроявления.

Длительная профессиональная деятельность высокого эмоционального напряжения постепенно ведет к негативной профессиональной деформации личности. Последствиями ее могут быть либо привыкание и не реагирование на внутренние проблемы пациента (в этом случае говорят, что специалист «одеревенел» стал «толстокожим», безразличным к чужой боли), либо саморазрушение личности субъекта (складывается психопатология личности), что требует для него специальной реабилитационной помощи. Высокая негативная эмоциональность врача, в свою очередь, способствует соответственному «заражению» пациента, его деформации. Поэтому сохранение эмоциональной устойчивости специалиста является важнейшей задачей обеспечения профессионального долголетия специалиста, его позитивной роли в лечебном процессе.

Фактор среды выполнения профессиональной деятельности. Среда, как уже отмечалось, - это тот микроклимат, в котором осуществляется лечение. Она характеризуется эмоционально-психологическим климатом, который стимулирует эффективность профессиональной деятельности и способствует оптимальному развитию качеств и свойств личности специалиста, либо ведет к ее негативной профессиональной деформации. В одной среде специалист осуществляет свою деятельность с удовольствием, получает поддержку, помощь, участие, в другой – наоборот, у него нет опоры, он чувствует неодобрение, неуважение, зависть и даже осуждение. Все это существенно сказывается не только на профессиональной деятельности, но и самой личности врача. Результат профессиональной деятельности. Данный фактор также выступает исключительно важным, существенно влияющим на личность врача. Положительный результат формирует у нее удовлетворение, уверенность в себе, желание повторять подобную деятельность. Отрицательный же – создает неудовлетворение, неуверенность, разочарование в профессиональной деятельности. Под воздействием негативного результата происходит и негативное изменение личности. Особенно сказывается влияние на личность специалиста такого результата, в ожидании которого он очень сильно заинтересован. Высокая заинтересованность специалиста в результативности своей деятельности и глубокое переживание за ее достижение способствует, с одной стороны, большей отдачи, ответственности на работе, с другой стороны, полученный негативный результат имеет и большие негативные последствия для его личности. Воля – это способность личности врача осуществлять регуляцию и саморегуляцию своей деятельности и поведения, выражающую в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при выборе и достижении сознательно поставленных целей. Она выражает ее индивидуальность, служит самопроявлению и самовыражению ее «Я» в профессиональной деятельности. В медицинской практике происходит взаимодействие воль субъекта и объекта деятельности.

Субъектная воля – это воля врача, позволяющая ей выбирать наиболее оптимальную цель профессиональной деятельности и обеспечить ее достижение, преодолевая и внутренние и внешние трудности, препятствия, конфликты. Врач с сильной волей способен обеспечивать успешность своей профессиональной деятельности с различными категориями людей. Такая профессиональная деятельность в большей степени способствует положительной деформации личности – самосовершенствованию. Сильная воля и низкий профессионализм врач может привести к негативному результату в работе с пациентами. Деятельность такого специалиста способствует формированию у пациента обеспеченности, бесполезности усилий, подавлению личной воли. В зависимости от позиции специалиста она, вступает во взаимодействие с объектной волей, может не только стимулировать ее направленное самопроявление, но и подавлять, разрушать ее. В этом случае требуется большая педагогическая культура специалиста, осознанность действий и поступков, не допущение диктаторства.

Объектная воля – это воля человека, с кем работает врач. Она может быть достаточно сильной и превосходить субъектную волю. В последнем случае (если она принадлежит ребенку, у которого сформировано упрямство, не доверие к мнению других), специалисту трудно влиять на него. Его деятельность становится малоэффективной. Изменить такую позицию исключительно трудно. Работа с такими пациентами негативно деформирует личность специалиста. Об этом свидетельствуют факты, когда специалист оказывается беспомощен в работе с отдельными личностями, тяготится общением с ними, испытывает огромные психологические трудности в профессиональной деятельности.

Сильная негативная волевая позиция родителей может деморализовать позицию и деятельность врача. Он может и не получить в лице такого родителя соучастника своей работы. Позитивная волевая позиция родителя, наоборот, может способствовать укреплению уверенности в положительном результате у ребенка, усилению волевой позиции специалиста в достижении цели. Это облегчает деятельность врача, формирует у него уверенность в себе, позволяет получить в лице родителя и помощника, и соучастника лечебного процесса.

Существует мнение, что специалист обязан справляться с любой личностью. Однако те, кто так рассуждают, забывают, что врач – это, прежде всего человек с определенной эмоциональной и волевой сферой. Она вполне может оказаться слабее объектной. В этом случае только профессиональное мастерство и культура специалиста могут быть эффективным в достижении поставленн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.043 с.)