По преддипломной психолого-педагогической практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По преддипломной психолого-педагогической практике



Отчетная документация

По преддипломной психолого-педагогической практике

 

 

Выполнила студентка 1 группы 5 курса

Факультета ВСО заочного отделения

Бульгина Елена Александровна

Руководитель практики от ВУЗа

К.п.н., ст. доцент Моторина И.В.

 

 

Рязань 2014г.

Оглавление

1. Производственная характеристика на студента…………………..….….3

2. Дневник по психолого-педологической практике…………………..…….4

3. Отчет о выполненной работе в ходе практики………………………...….9

4. Индивидуальное задание ……………………………………………….…14

4.1 УМК (учебно-методический комплекс) учебного занятия на основе субъектсубъектных отношений……................……………….............14

- методическая разработка для слушателя………………………….16

- методическая разработка для преподавателя…………………….17

- итоговый контроль по теме…………………………………………...30

4.2 Самоанализ открытого занятия………………………………………..33

4.3 Анализ проведенного занятия своего коллеги………………………34

4.4 Три методических разработки занятий с применением методов активного обучения ….............................................................................................38

4.5 План и тезисы проблемной лекции по актуальной медицинской

тематике…………………………………………………………….….….43

4.6 Психолого-педагогические характеристики 3-х слушателей….….45

4.7 Психолого-педагогический портрет 2-х пациентов………….……...48

Производственная характеристика на студента

Бульгину Елену Александровну, студентку 5 курса, 1 группы, факультета ВСО заочного отделения.

За период прохождения ознакомительной психолого-педагогической практики ГБУЗ «ГКБ № 12 ДЗМ» города Москвы с 31.03.14г

Общая оценка по практике «отлично». В своей работе была исполнительна, активна. Выполняла все указания главной медицинской сестры, активно участвовала в общественной жизни коллектива, работе Совета медицинских сестер. Проводила работу по повышению уровня профессиональных знаний, умений и навыков сестринского персонала в соответствии с современным уровнем развития сестринского дела и медицинских технологий. Осуществляла медицинское руководство деятельностью медсестер по обучению пациентов по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Посещала сестринские конференции, подготовила и самостоятельно провела учебное занятие с медсестрами. В своей работе применяла методы активного обучения при организации занятий со слушателями, провела психологическое исследование личности слушателя и составила психолого-педагогический портрет больного. Профессиональная перспектива в роли менеджера ЛПУ положительная.

С производственной характеристикой ознакомлена _____________________________

Ответственный руководитель от ЛПУ Ответственный руководитель от ВУЗа

Зам. гл. врача по лечебной работе к.м.н. ст. преподаватель Н.А.Афонина

ФИО ___________________________ ________________________________

Гл.врач Саликов А.В.

________________________________

М.П. дата________________________ М.П. дата _______________________

Дневник по психолого-педагогической практике

студента – практиканта Бульгиной Елены Александровны

Руководитель практики от лечебно-профилактического учреждения

Главный врач ГБУЗ «ГКБ № 12 ДЗМ» Саликов А.В.

Руководитель-консультант практики от ВУЗа к.п.н., доцент Моторина Ирина Вадимовна

Индивидуальный план работы

Дата № п/п Вид выполненной работы Подпись руководителя
19.05.2014   1. Составление дневника практики с целью записи содержания практики 2. Беседа с главной медицинской сестрой об особенностях организации и осуществления психолого-педагогических мероприятий в ГКБ № 12 г. Москвы 3. Ознакомление с материально-технической базой для проведения психолого-педагогических мероприятий в ходе лечения и реабилитации больных в ГКБ № 12 г. Москвы 4. Выполнение индивидуального задания на тему: «Исследование психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности», записи в дневнике    
20.05.2014   1.Изучение психолого-педагогических аспектов учебно-воспитательной деятельности (особенности взаимодействия с пациентами и их семьями) 2.Изучение средств наглядности, ТСО, используемых в работе с пациентами и студентами 3.Изучение УМК для проведения учебно-воспитательных мероприятий  
21.05.2014   1. Изучение средств наглядности, ТСО, используемых в работе с пациентами и студентами 2. Изучение рабочих программ, технических планов, УМК для проведения учебно-воспитательных мероприятий 3. Ведение дневника, выполнение индивидуального задания    
22.05.2014   1.Составление графика проведения 3-х занятий и учебно-воспитательных мероприятий в период практики 2. Посещение занятий коллеги 3.Составление подробного плана проведения 3-х практических занятий с применением методов активного обучения    
23.05.2014   1. Подготовка к проведению учебно-воспитательной работы по спецдисциплине и актуальным вопросам реабилитации в ЛПУ 2. Изучение уровня знаний, умений и навыков у слушателей группы школы здоровья 3. Составление подробного плана проведения 3-х практических занятий с применением методов активного обучения        
24.05.2014   1. Составление подробного анализа проведенного занятия своего коллеги 2. Подготовка материалов к проведению учебного занятия 3. Выполнение индивидуального задания, записи в дневнике    
26.05.2014   1. Проведение учебного занятия 2. Составление подробного алгоритма проведения практических занятий с использованием активных методов обучения 3. Изучение психолого-педагогических аспектов учебно-воспитательной деятельности    
27.05.2014   1. Написание учебно-методического комплекса к одному открытому занятию 2. Анализ своей педагогической деятельности в период практики 3. Выполнение индивидуального задания: записи в дневнике    
28.05.2014   1. Проведение учебного занятия 2. Анализ своей педагогической деятельности в период практики 3. Подготовка вопросов и ситуационных задач для итогового контроля    
29.05.2014   1. Составление учебно-методической документации по одному из проведенных практических занятий 2. Изучение психолого-педагогических аспектов учебно-воспитательной деятельности 3. Разработка и подготовка наглядности, дидактических материалов к проводимым учебным занятиям    
30.05.2014   1. Подробное изучение личности 3-х слушателей учебных групп медицинских сестер 2. Составление подробного алгоритма проведения практических занятий с использованием активных методов обучения 3. Подготовка методического пособия по одной из тем проводимых занятий      
31.05.2014   1. Составление самоанализа открытого занятия 2. Составление психолого-педагогических характеристик слушателей 3. Составление рекомендаций по взаимодействию со слушателями в ходе учебно-воспитательной работы    
02.06.2014   1. Составление методической разработки для слушателя 2. Анализ своей педагогической деятельности в период практики 3. Разработка и подготовка материалов к проводимым учебным занятиям, в т.ч. контроль знаний, умений и навыков    
03.06.2014   1. Подготовка и написание плана и тезисов проблемной лекции по спецдисциплине 2. Анализ своей педагогической деятельности в период практики 3. Выполнение индивидуального задания, записи в дневнике    
04.06.2014   1. Подробное изучение личности пациента 2.Составление психолого-педагогической характеристики пациента 3. Составление рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия в процессе реабилитации    
05.06.2014   1. Подробное изучение личности 2-х пациентов терапевтического отделения и составление их психолого-педагогического портрета. 2. Составление психолого-педагогической характеристики 3-х слушателей, сотрудников ГКБ № 12 г. Москвы. 3. Составление рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия в процессе реабилитации, записи в дневнике.    
06.06.2014   1.Анализ своей педагогической деятельности в период практики. 2.        
07.06.2014     Подготовка и оформление отчетной документации для сдачи зачета по психолого-педагогической практике в ВУЗе.      

 


Отчет о выполненной работе в ходе практики

Психолого-педагогическую преддипломную практику проходила

 

Бульгина Елена Александровна

С 19.05.2014 по 07.06. 2014

В ГБУЗ «ГКБ № 12 ДЗМ»

Цели психолого-педагогической практики:

Ø закрепление полученных знаний, умений и навыков в психолого-педагогической деятельности;

Ø участие в изучении и внедрении в практическую деятельность передовых форм и методов обучения;

Ø подготовка к государственной аттестации, в процессе которой осуществляется оценка качества профессионально ориентированного обучения.

Задачи психолого-педагогической практики:

Ø дальнейшее развитие и совершенствование педагогических знаний и умений;

Ø формирование осознанных мотивов изучения педагогики, психологии, частных методик;

Ø формирование специальных профессиональных умений;

Ø определение и выполнение целей занятия: дидактических, воспитательных, развивающих;

Ø применение различных методов, форм, приемов обучения и контроля знаний и умений;

Ø проведение практического занятия на основе субъектно-субъектных отношений;

Ø применение методов активного обучении (проблемное обучение: работа малыми группами, «мозговая атака», учебная дискуссия, круглый стол, пресс-конференция, организационно-деятельностная игра) при организации занятий со слушателями в лечебно-профилактическом учреждении;

Ø проведение поиска научной литературы по спецдисциплинам и оформление в форме пособия с созданием схем, граф, таблиц или алгоритма;

Ø проведение анализа собственных занятий и одного занятия медицинского работника лечебного учреждения;

Ø составление плана и тезисов проблемной лекции по актуальной медицинской тематике;

Ø проведение психологического исследования личности слушателя, создание подробного психологического портрета с указанием конкретных путей совершенствования и развития данной личности;

Ø проведение психологического исследования личности пациента с составлением конкретных психолого-педагогических рекомендаций для успешного и эффективного общения с пациентом в ходе реабилитации.

 

В ходе прохождения психолого-педагогической практики была решена задача дальнейшего развития и совершенствование педагогических знаний и умений.

Мотивы изучения педагогики, психологии и частных методик сформировались как осознанные.

Были сформированы специальные профессиональные умения: подготовка и проведение учебно-воспитательной работы – овладение технологиями методического планирования, детальной разработки и проведения учебно-воспитательных мероприятий, усвоены основы контроля и оценивания деятельности преподавателя и студентов.

В ходе прохождения психолого-педагогической практики был сформирован навык определения и выполнения целей занятия: дидактических, воспитательных, развивающих.

Прохождение психолого-педагогической практики позволило овладеть различными формами, методами, и приемами обучения и контроля знаний. Проведенное практическое занятие (почему одно? В программе практики их больше должно быть см. методичку) было разработано и проведено на основе субъектно-субъектных отношений.

В ходе практики были применены различные методы, формы, приемы обучения: проблемная лекция по актуальным вопросам, дискуссии, контроль знаний и умений в виде тестирования, а также решение ситуационных задач.

В процессе прохождения психолого-педагогической практики постоянно осуществлялся поиск и анализ научной литературы по спецдисциплинам для разработки УМК, подготовки тезисов к проблемной лекции, разработки тестов для итогового контроля знаний и умений, для разработки методического пособия.

На основе анализа научной литературы был составлен план и тезисы проблемной лекции по актуальной медицинской тематике.

Психолого-педагогическая практика позволила овладеть методами активного обучения.

В ходе практики были разработаны 3 занятия с применением методов активного обучения, которые проводились малыми группами слушателей с использованием «круглого стола», с применением клинических ролевых игр, учебной дискуссии. Были сформированы устойчивые навыки качественного методического анализа, на основе которых были проведены анализ собственного занятия и одного занятия коллеги.

Было проведено психологическое исследование 3-х слушателей с созданием подробных психологических характеристик, указаны конкретные пути совершенствования и развития данных личностей.

Было проведено психологическое исследование личности 2-х пациентов с составлением конкретных психолого-педагогических рекомендаций для успешного и эффективного общения с пациентом в ходе реабилитации.

Психолого-педагогическая практика позволила усвоить различные виды педагогической работы, а также привить устойчивый интерес к профессии преподавателя среднеспециального образовательного учреждения.

Программа психолого-педагогической практики выполнена в полном объеме.

 

Отчет составила Бульгина Елена Александровна

Руководитель практики от ВУЗа И.В. Моторина, к.п.н., доцент _________________

Руководитель практики от ЛПУ главная медицинская сестра?

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Тема: «Исследование психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности».

2. Актуальность темы – диагностика психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности позволит с помощью психотерапии и коррекции предотвратить личностные расстройства.

3. Цель – разработка системы диагностики психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности.

4. Общее время – 2 академических часа.

5. Оснащение занятия – подготовка тестового материала, инструкций для испытуемых.

6. Место проведения занятия – учебный кабинет.

7. Вопросы для повторения:

1. Что необходимо учитывать при разработке диагностического комплекса исследования психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности?

2. Назовите основные методики, для выявления психологических особенностей личности врача в условиях профессиональной деятельности.

8. План самостоятельной работы:

1. Подобрать методы исследования.

2. Подобрать испытуемых для исследования.

3. Организовать эксперимент и провести исследование особенностей личности врача.

4. Проанализировать результаты, сформулировать выводы.

9. Вопросы для самоконтроля:

1. Опишите основные методы исследования психологических особенностей личности врача.

2. Как диагностировать «эмоциональное выгорание»?

3. Какие факторы повлияли на формирование «синдрома эмоционального выгорания».

10. Основа действий:

· Подбор методик

· Проведение исследования

· Анализ результатов

11. Схема диагностического комплекса психологических особенностей врача:

· Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

· Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова.

· Методика «Шкала самооценки тревожности» Ч.Д. Спилберга.

· Методика диагностики самооценки психологических состояний Г. Айзенка.

Домашнее задание:

Составьте схему организации коррекционной работы с врачами.

Структура деятельности.

Ц М С (О + Д) Р

(Ц – цель; М – мотив; С – средства; О – отношения в деятельность; Д – действия по применению средств; Р – результат).

Каждый компонент деятельности имеет свой социально-педагогический потенциал воздействия на субъекта ее осуществления. Это воздействие отражается на его личности и поведении.

Цель – это то, что человек хочет достичь своей деятельностью. В каждом возрасте цели свои. Они определяются в соответствии с индивидуальными склонностями, развитием и воспитанием человека. В раннем возрасте это преимущественно познание, удовлетворение какой-либо потребности. Со временем они все в большей и большей степени отражают своеобразие индивидуальности растущего человека, его интересы, увлечения, в последующем – профессиональной деятельности, профессионализм и мотивацию специалиста.

По своей направленности и социальной обусловленности цели деятельности могут соответствовать и не соответствовать принятым в обществе требованиям. По этим показателям они свидетельствуют о социальной направленности развивающейся личности человека. В частности, они показывают о нормальном (не нормальном), естественном, соответствующем (не соответствующем) возрасту и полу развитии человека; о неординарном, творческом развитии; о деструктивном (асоциальном, антисоциальном) развитии и пр.

Характер целей деятельности способствует формированию у субъекта, с одной стороны, исследователя или практического деятеля, исполнителя или творца, создателя, с другой – своеобразие мировоззрения, общей направленности личности (потребностей, интересов, целей, идеалов в жизни, субъектный статус специалиста, его мотивацию).

Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности. Они во многом определяют своеобразие личности, характеризующее ее способность управлять собой, мобилизировать себя на самостоятельную деятельность по достижению осознанных целей или действий по принуждению.

Мотивы (мотивация) рассматриваются по взаимосвязи с характером деятельности. В этом случае легче понять их влияние на личность человека. Они носят общий, частный или ситуативный характер. Мотивы общего характера определяют типическое в личности (особенности ее направленности, субъектный статус); частные – чаще всего характеризуют увеличения человека и либо укрепляют, либо ослабляют; ситуативные – по разному отражаются на личности субъекта деятельности.

Средства – это то, что человек выбирает для использования и посредствам чего он добивается достижения цели. По своей социальной значимости они могут быть: приемлемыми для данного возраста человека, его возможностям; принятыми в обществе, в этой профессиональной среде; характеризующими своеобразие творческой личности; не приемлемыми для данной социальной среды, противоречащими ее нормам и правилам, характерным для асоциальной личности (для такой личности любые средства приемлемы, лишь бы они обеспечивали достижение прогнозируемого результата).

Социально – педагогический фактор выбора средств деятельности обуславливает своеобразие развития личности человека. Он определяет, какое влияние на данную личность оказывает выбор средств деятельности: нормально развитие человека, характерное для данного общества, составляющей профессиональной среды; неординарное, творческое, инициативное проявление, развитие человека; асоциальное, не адекватное проявление, развитие личности, для которой приемлемы любые средства деятельности, лишь бы они позволяли добиться результата. Выбор средств деятельности человеком может быть и его характеристическим показателем. По нему можно судить, какова данная личность, какова направленность ее развития.

Американский социолог Р. Мертон еще в 30-е г.г. выдвинул теорию социальной аномии. Теория обосновывала формирование отклоняющегося поведения индивида. Во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. В зависимости от характера целей и средств, которые преимущественно выбирает человек в процессе его жизнедеятельности из него формируется и соответствующий тип личности. Он может соответствовать социальным нормам конкретного общества и не соответствовать им, быть асоциальной личностью.

Действия – это применение средств, направленное на достижение цели, получение прогнозируемого результата. Они непосредственно способствуют развитию и закреплению у исполнителя умений и навыков действий, определенных качеств личности. Практические действия подтверждают или опровергают прежние мировоззренческие установки, сложившийся опыт.

Отношение – это проявление внутреннего расположения, потребностей в самореализации в данной деятельности. Оно сопутствует всякой деятельности и отражает чувственное самопроявление человека к самому себе в деятельности, объекту деятельности, выполняемой деятельности и ее результату.

Отношение к самому себе в деятельности формируется у человека со временем. Наиболее ярко оно проявляется в профессиональной деятельности. Формы проявления могут быть самыми разнообразными: от ответственного, критичного и требовательного до абсолютно безразличного и даже негативного, как не способному решать стоящие задачи, достигать цели. Человек может любить только себя, любить себя в деятельности, стоять как бы над ней, быть очень требовательным к себе, своей деятельности, а также быть абсолютно безразличным к себе, к своей деятельности, не верить в себя, свои возможности и пр.

Отношение к объекту деятельности. Оно особенно характерно для профессиональной деятельности специалиста, работающего с людьми – врача. Позитивное, заинтересованное отношение создает некоторую гармонию, обеспечивающую высокую продуктивность совместной деятельности. Глубокое эмоциональное участие специалиста ведет к сопереживанию, оставляющему соответствующий след и сказывающемуся на деформации его чувственной сферы. Такое отношение к объекту деятельности часто имеет место в работе с людьми, имеющими особые нужды.

Отношение к выполняемой деятельности. В нем проявляется сам человек, его стремление добиться качества в процессе деятельности, проявить свое профессиональное мастерство, индивидуальную технику. Оно показывает, как специалист относится к самой деятельности (безразличное отношение) – заинтересовано, ответственно или формально, безразлично и пр.

Отношение к результату деятельности. И здесь можно наблюдать безразличие, когда деятельность осуществляется ради деятельности (выполнение ее по служебной необходимости), процесса деятельности (характерное для раннего детства), искреннюю и глубокую заинтересованность в результате. Чем больше заинтересованность специалиста в результате деятельности, тем больше влияние достижение (не достижение) его оказывает на личность. Положительный результат укрепляет у специалиста уверенность в себе, своих возможностях в профессиональной деятельности, отрицательный – ведет к растерянности, потере уверенности в себе, своих возможностях, разочарованию в профессии и пр.

Чем больше чувство проявляется в деятельности человека, тем больше в ней участия и самоотверженности. Положительное отношение и результативность способствуют укреплению желаний заниматься именно этой деятельностью, формированию уверенности в своих силах в ней, увлеченности; негативное отношение, наоборот – отсутствию интереса, безразличию, неуверенности и пр. Отношение к деятельности сильно влияет на развитие чувственной сферы человека, его увлеченности, страстности.

Результат – это то, что достигает человек, реализуя деятельность. Он имеет не менее важное значение в развитии личности. В зависимости от того, чего достигает человек в процессе деятельности, у него формируются: уверенность в своих силах или, наоборот, неуверенность, способность прогнозировать результат и достигать его или действовать по ситуации, ориентируясь на то, что получится и т.д.

Все компоненты деятельности, за исключением собственно действий, преимущественно влияют на развитие самой личности, ее свойств, (направленности, черт характера, способностей); эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (качеств, обеспечивающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Данный факт свидетельствует о том, что влияние указанных компонентов деятельности на человека носит личностный характер. Они, в свою очередь, ведут к соответствующим изменениям проявления человека в деятельности (поведенческим изменениям). Другими словами, личностные изменения, под воздействием компонентов деятельности, носят первичный характер, а поведенческие – вторичный.

Собственно действия по реализации деятельности способствуют определенным изменениям умений и навыков человека. Такие изменения можно назвать «поведенческими». Они, в свою очередь, стимулируют развитие качеств личности, обуславливающих действенность подобной практической деятельности. Первичным влияниям практических действий человека, является его поведенческое изменение, а вторичным – личностное.

Изложенное показывает, что всякая деятельность способствует соответственному изменению личности исполнителя. Спектр таких изменений исключительно широк. Они могут носить прогрессивный (развивающийся) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающийся) характер. Прогрессивное изменение человека вследствие профессиональной деятельности – это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обеспечивающее его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, к другим людям. Регрессивное – это также личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.

Влияние деятельности на человека, его личностное и поведенческое изменение различно не только по направленности, но и по интенсивности. Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность, тем большее изменения происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению личности человека. Он становится другим по уровню профессионализма (умению выполнять эту деятельность), отношение к самому себе, объекту и самой деятельности, к другим людям и пр. Характер и интенсивность изменений зависят от вида деятельности, отношения и активность в ней.

Таким образом, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более сложный, целенаправленный, организованный, регламентированный характер. Она, как правило, предусматривает достижение прогнозируемого результата. В зависимости от назначения, специфики организации, регламентации и прогнозируемости профессиональной деятельности, она носит количественные, качественные, количественный и качественный характер.

Значительное место в жизни человека принадлежит профессиональной деятельности. Она оказывает огромное влияние на социальное формирование человека, его образ жизни и поведение. При этом ее роль носит не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя. Анализ влияния профессиональной деятельности на развитие (разрушение) личности и ее проявление свидетельствует о том, что оно не может быть только прогрессивным или только регрессивным. На практике любая деятельность, в том числе и профессиональная, как правило, в чем-то имеет прогрессивный, а в чем-то регрессивный характер, что-то человек приобретает, но одновременно и что-то теряет, что-то в нем укрепляется, доходит до совершенства. А что-то постепенно утрачивается или приобретает такую уродливую форму, что негативно сказывается во всей последующей его жизни.

В современной специальной литературе для характеристики влияния профессиональной деятельности на личность специалиста и ее проявление используются выражения: «деформация личности», «профессиональная деформация».

Деформация личности – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение. Профессиональная деформация личности специалиста – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения им профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация имеет место и в деятельности врача. На его личность воздействуют свои, специфические факторы профессиональной деятельности. К наиболее важным факторам, влияющим на личность врача и его поведения, относятся: социальный статус профессий, профессиональной деятельности и субъекта в ней; содержание и сама профессиональная деятельность; работа с человеком, имеющим особые нужды, группой; степень эмоциональна – волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности и др.

Сама профессиональная деятельность также оказывает значительное влияние на развитие личности. В процессе ее формируются профессиональные умения и навыки, развиваются профессионально важные качества личности, приобретается соответствующий опыт деятельности. Именно сама профессиональная деятельность способствует самосовершенствование специалиста, росту его профессионализма, позитивному изменению личности, формированию профессиональной культуры. В зависимости от индивидуальности специалиста и среды профессиональной деятельности у него развиваются профессионально важные качества, определенная личностью обусловленная позиция самопроявления, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и поведения.

Следует также подчеркнуть, что всякая профессиональная деятельность часто способствует формированию своеобразного типа человека, личностно обусловленной позиции в жизни, отношении, проявлении и деятельности. Это своеобразие проявляется в восприятии явлений окружающей действительности, отношений к ним, в образе поведения, силе самопроявления в среде жизнедеятельности. В частности, преподавательская (учительская) деятельность формирует поучающий тип человека; управленческое-управленческий, командирский; научная – исследовательский, дотошный, и прочие образы поведения.

Работа с человеком с особыми нуждами, группой. Деформационное воздействие человеческого фактора обусловлено взаимодействием культур субъекта и объекта деятельности. В процессе такого взаимодействия происходит взаимообогащение культур. Не только субъект (врач) передает (обогащает, если есть чем обогащаться), трансформирует свою культуру на объект своей профессиональной деятельности, но и сам обогащается объектной культурой. Данный процесс позволяет специалисту лучше понимать объекта своей деятельностью. Не случайно субъект профессиональной деятельности со временем на столько вживается в культуру объекта, что не редко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей повседневной жизни.

Противостоять негативной объектной культуре субъекту помогает только высокая личная культура, его интеллигентность, постоянный самоконтроль и личная ответственность.

В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные коллеги, культура взаимоотношений в профессиональной среде. Особенно их влияние сказывается на молодых специалистов, не вольно подражающих авторитетам. Подражание, заимствование опыта профессиональной деятельности не вольно приводит к поглощению различных норм, правил, принципов не только положительного, но и негативного поведения, проявление самореализации. Данный факт свидетельствует о том, что на профессиональной деформации личности специалиста сказывается не только взаимодействие культур субъекта и объекта, но и воздействие профессиональной культуры среды профессиональной деятельности. В ней формируется определенная субкультура, характеризующая ее исключительность и своеобразие.

В работе с человеком имеют место общение, взаимодействие, воздействие, а также совместная деятельность, организация, побуждение к чему-либо, управление деятельностью, в процессе которых происходит развитие личностных качеств специалиста.

Профессиональная деятельность специалиста с человеком, группой сказывается на его авторитете. Специалист начинает деятельность, получая авторитет должности. Этот авторитет во многом определяется общественным и средовым статусом этой профессиональной деятельности. Авторитет должности усиливается или снижается авторитетом личности, ее обаянием, субъектным статусом, тактичностью, и пр. в профессиональной деятельности.

Во взаимодействии с группой сказывается дополнительный фактор – психология коллектива. Он либо усиливает влияние деятельности специалиста на группу и таким образом помогает ему, положительно влияя на развитие его личности, либо оставляет его влияние, мешает, противодействует ему, негативно сказываясь на его деформацию.

Степень эмоциально – волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности.

Оно представляет типичный эмоциональный фон, на котором осуществляет специалист свою профессиональную деятельность. Все остальные факторы как бы накладываются на этот фон и преломляются через него, усиливая или ослабляя эмоциональное состояние специалиста.

Врач как человек не может безразлично решать свои профессиональные задачи. Ее профессиональная деятельность немыслима без эмоционального и волевого проявления. Во взаимодействии людей происходит исключительно сложное эмоционально-волевое взаимопроявление либо обогащающее, либо деформирующее, либо в чем-то обогащающее, а в чем-то деформирующее. На эмоционально-волевое проявление врач сказываются различные факторы. Среди них следует выделить: субъектный (типичное эмоциональное проявление специалиста), объект деятельности и его эмоциональное проявление, сама профессиональная деятельность, ее результативность, а также субъектная воля и объектная воля.

Субъектный эмоциональный фактор – типичное эмоциональное проявление специалиста в профессиональной деятельности. Эмоциональное проявление – это чувственное переживание специалиста, которое он испытывает в процессе профессиональной деятельности. Такое переживание имеет место под воздействием ведущих факторов, обуславливающих профессиональную деятельность врача.

Фактор самой профессиональной деятельности. Он может вызывать удовлетворение и создать комфортность для специалиста в самореализации, безразличие и дискомфортность. Комфортность имеет место у специалиста, котор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.064 с.)