Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль и оценка педагогической практики

Поиск

4. ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА»

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА»

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА»

7.4. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Приложение (бланки по составлению отчета по педагогической практике)

 
 

 

Список рекомендуемой литературы для студентов

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Педагогическая практика является важнейшей частью профессионально-педагогической подготовки специалистов и представляет собой взаимосвязь процесса обучения и будущей практической деятельности. Она опирается на теоретические положения, обеспечивает практическое познание закономерностей и принципов профес­сиональной деятельности в сфере образования.

Материалы и программа по педагогической практике студентов университета разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.№ 125-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования от 25.03.2003. № 1154, положением «О порядке проведения практики студентов КемГУКИ» от 01.09. 05г.

В соответствии с учебным планом университета педагогическая практика проводится для студентов третьего курса по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»,

квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»; по специальности 071301 «Народное художественное творчество» квалификация «Режиссер любительского театра. Преподаватель» в два этапа - в пятом семестре рассредоточенная практика без отрыва от занятий (108 часов) пропедевтическаий этап, и в шестом семестре в течение пяти недель с отрывом от учебных занятий (180 час). – стажерский этап. Два этапа педагогической практики проводятся в течение 288 часов

Пропедевтический этап носит характер актуализации теоретических знаний и проводится как практикум на пятом семестре в течение трех недель (108 часов). На этом этапе анализируется деятельность учителя–профессионала и воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения.

Время прохождения педагогической практики в образовательных учреждениях рассосредаточено. (по 2 часа три раза в неделю или по одному часу ежедневно) согласно плана-графика прохождения практики студентом. Изучение теоретического курса по педагогической практике в вузе сочетается с практическими занятиями в образовательном учреждении под руководством руководителя по практике от вуза.

Пропедевтическаий этап проводится как практикум «Погружение в педагогическую науку».

Педагогический практикум на 3 курсе разработан как вариативный курс.

Целью данного практикума являются:

• формирование первичных педагогических знаний и их реализация в реальных условиях педагогической деятельности на примере занятий по профилю специальности.

Для достижения цели в процессе работы практикума решаются следующие задачи:

• создать условия для овладения знаниями о профессионально-педагогической деятельности, основных направлениях деятельности педаго­га;

• ознакомить студентов с формами, приемами и методами активизации деятельности учащихся в воспитательно-образовательном процессе.

В ходе данного практикума студенты овладевают следующими уме­ниями:

- анализировать деятельность педагогов и учеников с целью выявле­ния эффективных форм их взаимодействия;

- уметь организовать взаимо­действие с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности;

- определять педагогические цели и задачи, решаемые учителем и учащимися в воспитательно-образовательном процессе.

В процессе практикума студенты изучают специальные курсы:

-«Организация коллективной творческой деятельности учеников».

- «Роль внимания и воображения при организации педагогического про­цесса».

- «Убеждение и внушение как методы педагогического воздействия».

- «Индивидуальная работа как форма организации деятельности уча­щихся в воспитательно-образовательном процессе».

- «Стили педагогического общения».

- «Роль игровой деятельности в организации педагогического процесса».

- «Приемы актерского мастерства в работе педагога».

- «Приемы инсценирования литературного материала».

После изучения теоретических вопросов студенты выходят в образовательные учреждения в соответствии с планом-графиком, где наблюдают за работой учителей - предметников и классных руководителей, педагогов дополнительного образования на уроках (занятиях), внеурочных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Посещение образовательного учреждения предусматривает:

встречу с администрацией образовательного учреждения, во время ко­торой студенты знакомятся с организацией воспитательно-образовательного процесса и концепцией развития данного образовательного учреждения;

· встречу с учителем-предметником, который представляет свою про­грамму преподавания предмета;

· знакомство с работой методического объединения по предмету;

· знакомство с организацией внеурочной деятельности школьников по предмету;

· знакомство с организацией воспитательной работы образовательного учреждения с учетом возрастных особенностей учащихся;

· посещение уроков учителей с последующим обсуждением;

· посещение внеклассного мероприятия с последующим обсуждением.

Итогом пропедевтического этапа является отчет о посещении образова­тельного учреждения в виде дневника, который студент ведет на протяжении всего времени первого этапа практики, в котором студент анализирует деятельность данного уч­реждения и учителей. (Приложение 1 «1 этап – пропедевтический»).

Дневник студент ведет с целью накопления знаний, формирования навыков проведения занятий, различных игр и упражнений с учащимися.

По итогам первого этапа со сту­дентами проводятся «круглые столы» и индивидуальные собеседования, где студенты анализируют деятельность данного уч­реждения и учителей.

 

Для подготовки студента к стажерскому этапу практики предполагаются примерные темы проведения театральных занятий по 6 часов на каждую тему.

Например: 2 класс

Задача театральных занятий во втором классе:

- формирование навыков коллективной работы и тренировка произвольного внимания.

[А.П. Ершова]

 

Темы:

 

1. Театральная игра – игра воплощение.

2. Каждый на своем месте, в свое время.

3. Говорим четко, понятно, громко.

4. Театр вокруг нас.

 

3 класс

Задача театральных занятий в третьем классе:

- освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительной деятельности.

[программа А.П. Ершовой]

 

Основные темы:

 

1. Дикционный тренинг (упражнение по развитии чистоты речи. Работа с таблицей [ИЭАОУЫ]).

2. Артикуляционный тренинг (разучивание упражнений и создание комплекса упражнений для речевого аппарата).

3. Работа над скороговоркой (на звуки Л, Р, Ш-Щ, С-З).

4. Инсценирование скороговорки (целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства).

5. Речь в движении (продолжение работы над скороговоркой: речь, пластика, основы действия).

6. Освоение стихотворного материала (А.А. Милн «Баллада о королевском бутерброде»).

7. Показ стихотворных работ – проведение открытого занятия.

8. Основные театральные профессии (актер, режиссер, художник).

9. Актер – главное «чудо» театра (о значении этой профессии).

10. Действие – язык актера (действие в разных предлагаемых обстоятельствах).

11. Если бы …и предлагаемые обстоятельства?

12. Сценический этюд (практическое освоение действия и взаимодействия).

13. Подготовка и проведение открытого урока (занятия) с коментариями руководителей практики.

14. Выступления в разных классах с готовой программой и подведение итогов, совместно с преподавателем-предметником.

 

Рекомендации: в первый урок включить театральное задание – игру, повторять его каждое занятие, добавляя игры-задания из имеющегося (прошлого) опыта детей, чтобы в течение недели учащимися и студентами осваивалась одна новая игра.

 

Пропедевтический этап дает возможность адекватно провести следующий этап практики - стажерский.

2 этап педагогической практики - стажерский

На педагогическую практику приказом по университету студенты распределяются в базовые учреждения микрогруппами или индивидуально. Базами педагогической практики студентов являются образовательные учреждения, социально- культурные учреждения различного типа, имеющие обучающие программы и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, учреждения дополнительного образования г. Кемерово, Кемеровской области и других регионов России (в дальнейшем «образовательное учреждение»), утвержденные приказом ректора Университета по согласованию с органами управления образованием и культурой. Приказом по университету утверждаются групповые руководители практики, методисты университета, специалисты базовых образовательных учреждений.

В процессе педагогической практики теоретические знания студентов, полученные при изучении педагогики и психологии, а также специальных дисциплин и пропедевтический этап практики дают возможность применения этих знаний для решения конкретных практических задач в сфере образования, культуры и искусства, обеспечивая соединение теоретической подготовки с практической деятельностью в образовательных учреждениях и учреждениях соответствующего профиля.

Педагогическая практика логически завершает изу­чение учебной дисциплины «Психология и педагогика», помогает познакомиться с явлениями, изучаемыми в последующих курсах «Методика преподавания специальных дисциплин», «Профессионально-педагогическое мастерство режиссера», «Профессионально-=педагогическое мастерство руководителя коллектива» по специальностям и др.

На этом этапе происходит овладение технологией обучения и воспитания, приобретается первичный педагогический опыт, создаются условия для профессиональной педагогической рефлексии, что способствует профессиональному совершенствованию, корректировке своих профессиональных планов и деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

 

Педагогическая практика дает возможность успешно сочетать воспитательно-образовательный процесс в учебном заведении с театрально-художественным образованием с целью социально-культурной адаптации детей и подростков, профилактики и коррекции асоциального поведения учащихся.

Педагогическая практика обеспечивает возможность применения теоретических и практических знаний в период прохождения студентами производственной практики. В заимодополняющие, сменяющие друг друга виды практики, образуют целостный процесс, направленный на формирование педагога-профессионала в сфере художественного образования.

Цель педагогической практики: проведение практического обучения педагогической деятельности студентов в реальных условиях профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Ознакомление в образовательных учреждениях с воспитательно-образовательным процессом, инновационным педагогическим опытом работы педагогов и, в целом, образовательного учреждения.

2. Углубление и закрепление психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков профессионально-педагогической деятельности при решении конкретных воспитательно-образовательных задач.

3. Формирование знаний, умений и навыков проектирования учебно-воспитательного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Ознакомление с различными видами детской театральной деятельности в соответствии с современной культурной ситуацией.

5. Моделирование будущей профессиональной деятельности в условиях общеобразовательных и социально-культурных учреждений различного типа.

В соответствии с квалификационными требованиями выпу­скник вуза должен обладать следующими педагогическими знаниями и умениями:

- владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательно­го процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельно­сти;

- владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управле­ния индивидом и группой, умениями педагогического общения;

- знать дидактические и методические основы построения урока (занятия), в том числе и по специальным предметам, воспитательного мероприятия и уметь реализовать эти знания на практике;

- уметь выбирать и применять оптимальные методы и приемы обучения;

- уметь управлять учебным процессом и анализировать учебно-познавательную деятельность учащихся и преподавательскую деятельность учителя;

- наблюдать и анализировать воспитательный процесс, корректировать его;

- осуществлять планирование педагогической деятельности на период практики и уметь координировать свою ра­боту с планами учителей и классных руководителей;

- изучать личность учащегося и коллектив учащихся с целью проектирования их развития и воспитания;

- уметь строить взаимоотношения с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями;

- знать этические нормы профессионального поведения педагога;

- соблюдать права и свободы учащихся, уметь оказывать педагогическую помощь и поддержку учащимся.

 

С учетом профиля специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»и071301 «Народное художественное творчество» во время прохождения педагогической практики студент также должен:

- уметь использовать методику отбора наиболее одаренных детей с целью создания театрального коллектива;

- уметь сформировать творческий коллектив, организовать его эффективную работу, апробировать методики проведения тренингов, игр, упражнений с учетом возрастных особенностей детей и подростков, психолого-педагогических и мотивационных особенностей коллектива, основываясь на принципы и методы педагогики, в том числе и театральной педагогики;

- знать особенности режиссерской работы в школьных театральных коллективах;

- иметь практические навыки преподавания театральных дисциплин в различных коллективах образовательных учреждений и учреждений культуры различных типов, имеющих учебные программы.

Педагогическая практика является одним из наиболее сложных и многоаспектных видов учебной работы студентов, в процессе которой все указанные виды работ осуществляются под руководством преподавателей вуза, методистов и руководителей практик образовательных учреждений и учреждений соответствующего профиля.

Выполняя образова­тельную, развивающую и воспитательную функции, педагогическая практика способствует формированию профессиональной компетентности специалиста и его профессиональному самоопределению.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Содержание педагогической практики включает следующие виды работы: организационную, учебно-методическую, воспитательную, внеклассную, ис­следовательскую.

 

Организационная работа

 

- участие в проводимой на кафедре установочной конференции по вопросам, касающихся целей, задач, содержания и организации педагогической практики;

- ознакомление с образовательным учреждением, встречи с администраций образовательного учреждения, учителями, классным руководителем, педагогами дополнительного образования и другими специалистами по определению режима работы образовательного учреждения и организации воспитательно-образовательного процесса в нем; с концепцией развития данного образовательного учреждения;

- создание творческого коллектива (по профилю специальности);

- составление характеристики базового учреждения, класса или творческого коллектива,

- разработка индивидуального плана работы студента-практиканта на каждую неделю педагогической практики и его оформление;

- составление психолого-педагогической характеристики на коллектив класса и учащегося;

- оформление индивидуальной отчетной документации по итогам практики;

- участие в итоговом собрании студентов-практикантов в образовательном учреждении, проводимом совместно с руководителем практики, методистами, учителями и классными руководителями и другими педагогическими работниками, администрацией дан­ного образовательного учреждения, где выставляется предварительная оценка по итогам педагогической практики;

- участие в обсуждении итогов педагогической практики конференции в университете.

Учебно-методическая работа

- изучение методического опыта и системы учебной работы учителя по предмету;

- изучение методики составления и проведения различных видов уроков (занятий);

- посещение и анализ уроков (занятий) студентом-практикантом в образовательных учреждениях желательно по профилю специальности

(в отчете по практике представить анализ одного посещенного занятия);

- разработка одного поурочно-тематического плана с разработкой плана-конспекта занятия для закрепленных классов или творческих коллективов;

- подготовка и проведение одного открытого урока (занятия) (анализ целей, содержания урока, выбор методов и приемов проведения урока, подготовка наглядных пособий, раздаточного дидактического материала, ТСО, и т. д.) в качестве учителя, педагога дополнительного образования, руководителя творческого коллектива;

- самоанализ студентами проведенных уроков и внеклассных занятий;

- участие в работе методических объединений по предмету;

- изучение опыта работы учителей-предметников, педагогов-новаторов, руководителей творческих коллективов.

Воспитательная работа

- ознакомление с системой воспитательной работы классного руководителя
с коллективом учащихся и отдельной личностью (изучение планирующей документации, личными делами учащихся);

- планирование воспитательной работы в закрепленном классе или творческом коллективе на период педагогической практики;

- посещение воспитательных мероприятий в учебное время (беседы, конференции и др.) и анализ воспитательных мероприятий;

- разработка и проведение одного открытоговоспитательного мероприятия в закрепленном классе или творческом коллективе;

- участие в проведении родительских собраний;

- оказание помощи классному руководителю, педагогу дополнительного образования и другим педагогическим работникам в организации воспитательной работы с учащимися.

Внеклассная работа

 

- составление плана внеклассной работы на период педагогической практики;

- изучение методики проведения внеклассных мероприятий, в том числе вне­классной работы по предмету (кружковых
занятий, факультативов, олимпиад и т.д.);

- проведение различных внеклассных мероприятий (по выбору студента);

- проведение урока - показа для родителей (концерт из 5 -6 номеров, показ видеоматериалов, организация фотовыствки и др.);

- проведение классного часа на материале просмотренного профессионального спектакля или учебного спектакля КемГУКИ, концертной программы, фото-видеоматериалов с последующим обсуждением;

- проведение профориентационной работы с учащимися образовательного учреждения: беседы о специальностях КемГУКИ с учащимися, учителями и родителями, выступления на родительских собраниях, проведение экскурсий по КемГУКИ, посещение профессионального театра, распространение информационных буклетов, листовок, о специальностях, кафедрах, институтах, университете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.130 (0.008 с.)