Алгоритм составления психолого-педагогической характеристики учащегося 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм составления психолого-педагогической характеристики учащегося



Для эффективного осуществления образовательной и воспитательной функций очень важно уметь найти индивидуальный подход к учащимся на основе знания возрастных и психологических особен­ностей их личности, деятельности, различных аспектов взаимоотношений, возникающих между учащимися и педагогами, а также их родите­лями, сверстниками.

Основная цель составления характерис­тики - полнее изучить и узнать учащегося, на основе этого оказать помощь в развитии и становлении его индивидуальности, определить оптимальные пути взаимодействия с ним.

Для составления подробной психолого-педагогической характеристики необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Выбрать ученика для написания характеристики (возможна рекомендация учителя).

2. Провести наблюдение за этим учеником в различных жизнен­ных ситуациях с фиксацией и анализом наблюдаемых фактов.

3. С помощью психологических методик провести исследование некоторых особенностей его личности.

4. Написать психолого-педагогическую характеристику, отразив в ней разные сферы личности, особенности поведения, общения в школе и дома.

5. Оценить и сопоставить с обоснованием отношение учащегося к общеобразовательным предметам и занятиям в творческих коллективах, физической культурой и спортом. Охарактеризовать в рамках собранного материала личность учащегося в плане всесторонности развития.

6. Наметить задачи для дальнейшего совершенствования или коррекции отношений ученика к учебной и творческой деятельности со стороны педагогов и самого ученика.

Следует отметить, что характеристика составляется не в виде ответов по пунктам ориентировочной схемы. Характеристика - это связанное и целостное описание различных сторон личности ученика. Её значительно "оживляют" примеры и случаи из жизни учащегося, подчеркивающие ту или иную его особенность и позволяющие соста­вить четкий образ неповторимой индивидуальности человека.

 

Схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

 

Фамилия, имя учащегося_______________________

Образовательное учреждение___________________

Класс_________________________________________

 

1. Общие сведения

- Возраст, состояние здоровья и физического развития, их соответствие возрастным особенностям учащегося (сведения у классного руководителя).

- Условия семейного воспитания ученика: состав и социальное положение семьи, ее культурно-бытовые условия; устойчивость семьи (если ссорятся главные причины ссор, главный источник конфликтов, главная конфликтующая сторона) (беседа с учащимся, классным руководителем, родителями).

- Положение ученика в семье, отношение семьи к нему, наличие режима, контроля, забота о воспитании ребенка; кто из членов семьи систематически занимается его воспитанием, характер распоряжений. Кто из семьи и почему пользуется у учащегося уважением (беседа с учащимся, классным руководителем)?

 

Особенности общих свойств личности учащегося

- Направленность личности (личная, общественная, деловая), интересы, их виды, глубина, широта, устойчивость и действенность.

- Профессиональные интересы и намерения ученика, мечты и идеалы (лю­бимые герои кино, литературы, конкретные живые люди), взгляды, убеж­дения.

- Нравственная воспитанность учащегося. Уровень сформированности мо­ральных качеств: патриотизма, чуткости, ответствен­ности, стремления к новому, оптимизма и др. Проявление отрицательных качеств: эгоизма, грубости, жадности, агрессивности и др.

- Отношение к своим возможностям. Характерная оценка своих возможностей, требова­тельность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей, това­рищей, отношение к самовоспитанию в различных видах деятельности (наблюдение за поведением учащегося, беседа с классным руководителем).

- Особенности темперамента. Черты силы - слабости, уравнове­шенности - неуравновешанности, подвижности - инертности, лабильно­сти, динамичности нервных процессов. Проявление свойств темперамен­та: сензитивность, активность, реактивность, экстравертированность и т.д.

- Характер. Определение черт характера, проявляющиеся в отношении к:

- товарищам и окружаю­щим людям: доброта, чуткость, отзывчивость, общительность, внушае­мость;

- самому себе: самолюбие, скромность, застенчивость, гордость, тщеславие и т.д.

- вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, небрежность и т.д. (беседа с классным руководителем, учителями предметниками).

Наличие акцентуаций характера.

- Способности. Наиболее выделяющиеся способности ученика: математи­ческие, литературные, музыкальные, актерские, организаторские и др. (метод наблюдения).

-

Общая характеристика деятельности, взаимоотношение учащегося с классом (творческим коллективом)

Позиция учащегося в коллективе класса (в творческом коллективе)

Роль и место коллектива в жизни ученика. Пользуется авторитетом, имеет ли друзей в классе? Выполняет в дружбе ведущую или ведомую роль? Общительность и понимание дру­гих людей. Отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в классном коллективе: списыванию, подсказыванию, круговой поруке и т.д. Отношение к выполняемым поручениям. Входит ли в состав актива класса?

 

Отношение к учению

- Мотивы учения: учится с интересом, без интереса, не желает учиться.

- Поведение на различных уроках: организованность, дисциплинированность, внимание, активность.

- Успеваемость, уровень знаний: глубина, прочность (проблемы в знаниях, их причины); степень сформированности учебных навыков: умение слушать, воспринимать, осмысливать, закреплять учебный материал, умение применять знания на практике, самостоятельно работать с книгой, справочной литературой, составлять план, конспект; как организо­вано выполнение домашних заданий.

 

Другие виды деятельности

- Увлечения технической, спортивной деятельностью, искусством; игры и развлечения. Соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ученика.

- Поведение во время перемен и во внеучебное время.

- Есть ли друзья по месту жительства, что в них привлекает ученика, что объединяет?

 

Основные педагогические задачи в воспитании учащегося и пути их решения (выразить собственное мнение)

7.2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО разделу

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА»

7.2.1. Методические рекомендации по планированию урока (анятия)

Внимательно ознакомиться с учебной программой, по которой работает образовательное учреждение.

В соответствии с годовым планом-графиком прохожденияучебного материала, утвержденным директором учреждения-базы практики, необходимо изучить и перенести в индивидуальный план темы, посещаемых и проводимых студентами уроков (занятий), приходящихся на период педагогической практики.

Студент может спланировать и провести уроки по специальным дисциплинам по следующим темам (по выбору студента):

Мастерство актера»

Тематика занятий:

а) Театральные игры в школьном театральном коллективе (цирковые номера).

б) Понятие об образе (мир животных).

в) Что такое этюд? (его создание и моделирование).

г) От содержание к форме (душа вещей).

д) Основные методы работы над драматическим материалом (чтение отрывков по ролям).

Сценическая роль»

Тематика занятий:

а) Сценическая речь как составляющая сценического действия (речевой тренинг).

б) Отличие бытовой и сценической речи.

Сценическое движение и фехтование»

Тематика занятий:

а) Основные двигательные навыки.

б) Основы сценического боя (фехтование).

в) Трюковая пластика (сценические падения, равновесие).

Грим»

Тематика занятий:

а) Умение себя увидеть со стороны (свет и тень, накладки, наклейки).

б) Играем в чудо (сказочный грим, грим животных).

 

План-конспект урока (занятия) составляется студентом самостоятельно. При планировании учебного материала необходимо руководствоваться следующими правилами:

- решаемые на уроке (занятии) задачи должны требовать от учащихся разнообразной познавательной деятельности, а средства обучения оказывать разностороннее воздействие на физическое, умственное, психическое, эстетическое, нравственное развитие, укреплять здоровье.

После определения стержневых обучающих задач подбираются основные упражнения, решающие эти задачи, далее формируется перечень дополнительных упражнений, использующихся в подготовительной и заключительной части уроков.

Работа над планом-конспектом урока (занятия) начинается с определения и формулировки цели и задач урока. Предусматриваются задачи по сообщению знаний, развитию творческих способностей, воспитанию морально-волевых, нравственных, умственных способностей, формированию мотивов и умений самостоятельных занятий и т.д. Содержание организационной части урока определяется целями, задачами и средствами основной части урока. Методы проведения организационной части урока и применяемые средства должны быть разнообразными.

После формулирования целей и задач планируется основная часть (содержание) урока. В основной части подробно записываются все задания, а также содержание теоретических сведений в той последовательности, в которой предполагается их проведение на уроке. В конспекте должна быть полно раскрыта методика обучения: конкретные методы и методические приемы обучения. Например: содержание объяснения учителя, использование наглядных средств обучения, приемов, повышающих познавательную активность учащихся, способы контроля и оценки выполнения заданий учащимися, методы индивидуального подхода, содержание и методы воспитательной работы.

Важно определить формы организации обучения учащихся на уроке (фронтальный, групповой, индивидуальный, коллективный).

В заключительной части особое внимание уделяется формам подведению итогов деятельности учащихся, определения домашнего задания и переключения внимания на работу по другим предметам.

Студент разрабатывает план-конспект урока за 2-3 дня до его проведения и представляет его на проверку и утверждение учителю или руководителю практики.

Требования к конспекту:

- конспекты пишутся разборчиво и аккуратно;

- записи должны быть краткими, но достаточно полными по смысловому содержанию;

- словесное изложение может быть дополнено рисунком или схемой.

 

7.2.2. Алгоритм подготовки к уроку (занятию)

1. Изучение уровня обученности учащихся класса прово­дится по следующим направлениям:

- характеристика активности и самостоятельности учащихся в процес­се работы на уроках (наличие сосредоточенности, устойчивости, переключения внимания; отчетливое понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности; уровень аналитического мышления; умение планировать свой ответ; умение анализи­ровать и оценивать итоги своей деятельности и деятельности своих товари­щей; навык контроля и самоконтроля; взаимный контроль учащихся; умение совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность; уровень раз­вития устной и письменной речи и др.);

- характеристика сформированности умений и навыков учебного тру­да (умение внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы и форму­лировать их; выявлять (анализировать) и оценивать факты, события, явления; навыки самостоятельной работы с учебником и книгой; навыки письмен­ного и устного изложения содержания прочитанного, выполнение самостоя­тельной работы (репродуктивных и творческих); навыки планирования соб­ственного ответа, конспекта, реферата, ведения записей, рисунков, схем, чер­тежей; умение проводить эксперименты; умение применять по­лученные теоретические знания в учебно-практической работе и др.).

2. Консультация с учителем-предметником, руководителем практики и методистами университета по методике проведения урока (занятия).

3. Изучение программы по предмету, содержания учебников, учебных и методиче­ских пособий.

4. Определение основных целей и задач уроков на период педагогической
практики.

5. Изучение тематического плана и планирование системы занятий: уро­ки-лекции, семинары, экскурсии, лабораторные занятия, самостоятель­ная работа и т.д.

6. Определение роли и места конкретного урока в изучаемой теме; анализ
ранее изученного программного материала и уровень его усвоения
учащимися класса.

7. Определение целей и задач урока с учетом особенностей класса и от­
дельных учеников.

8. Изучение учебной и методической литературы и др. источников по те­ме урока.

9. Отбор содержания учебного материала с учетом следующих принци­пов: научность, доступность и посильность изучаемого материала, ак­туальность и связь содержания обучения с жизнью (связь теории с практикой), степень новизны, проблемности содержания учебного материала, оптимальность объема предложенной для усвоения информации и методика домашнего задания.

10. Выбор методов и организационных форм обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и уровня знаний учащихся.

11. Отбор наглядных пособий, различного дидактического материала, ТСО и др.

12.Уточнение и корректировка плана урока и его утверждение учителем-предметником.

7.2.3. Схема плана-конспекта урока (занятия)

 

«Утверждаю»

_____________________

учитель - предметник

Класс (творческий коллектив)__________________________________

Дата проведения _____________________________________________

Место проведения_____________________________________________

Время проведения_____________________________________________

Тема урока (занятия)__________________________________________

Цели урока:

Образовательная______________________________________________

Воспитательная_______________________________________________

Развивающая_________________________________________________

Задачи урока (занятия) _______________________________________

Тип урока (занятия)__________________________________________

Наглядные средства обучения__________________________________

Технические средства обучения________________________________

Рекомендуемая литература____________________________________

План урока (занятия):

1. Организационный момент (наличие присутствующих учащихся на уро­ке, запись даты, темы урока, настрой учащихся на работу).

2. Проверка домашнего задания (беседа по основным вопросам, изучае­мым на прошлом уроке, или практическое задание, отражающее сформированность основных умений учащихся по пройденному материалу.

3. Изучение нового материала (обсуждение вопросов по теме урока);

4. Закрепление изученного материала (тренировочные задания по новой теме. Самостоятельная работа учащихся. Корректировка сформирован­ных знаний и умений у учащихся по изученному материалу);

5. Домашнее задание ( заполнение в дневнике домашнего задания к следующему уроку, рассмотрение домашнего задания с целью предотвращения ошибок учащихся);

6. Выставление отметок учащимся за работу на уроке с комментарием выставленных отметок.

 

План урока может быть представлен в следующей форме:

 

Текущее время урока действия учителя действия учеников

Самоанализ урока____________________________________________

Замечания по проведению урока_______________________________

Рекомендации________________________________________________

Оценка за проведение урока__________________________________

Подписи присутствующих:___________________________________

7.2.4. Рекомендации по подготовке и проведению урока (занятия)

ПРИ ПОДГОТОВКЕ урока:

• Мысленно представьте отдельные фрагменты всех частей урока.

• Проговорите вслух объяснение упражнений в сочетании с показом. Следите за своей речью.

• Отработайте показ всех изучаемых упражнений или заданий. Ознакомьтесь с часто встречающимися ошибками, будьте готовы к их исправлению.

• Проверьте санитарно-гигиеническое состояние кабинета.

• Подготовьте инвентарь, оборудование, реквизит. Расставь их в удобном месте.

• Положите план-конспект урока там, где удобно будет им пользоваться при необходимости.

• Настройтесь на урок, проверьте свой внешний вид.

 

при проведении урока:

• Ведите урок по плану.

• Контролируйте дисциплину класса.

• Владейте собой, не подавайте виду, что ошиблись или сделали что-то не так.

• Контролируйте выполнение задание каждым учеником.

• Следите за своей речью.

• Постоянно общайтесь с учащимися в ходе урока.

• Мотивируйте оценки, укажите каждому учащегося над чем ему следует работать. Старайтесь замечать и отмечать любые положительные результаты, особенно у слабых учащихся.

• Старайтесь не делать лишних замечаний.

• Помните, что истинный интерес к учению возникает у учащихся не только во время увлекательного рассказа учителя, но и в результате их успешной самостоятельной деятельности.

• Не отчаивайтесь, если что-то не получилось так, как Вы задумали.

 

7.2.5. Анализ проведенного урока (занятия) студентом-практикантом

1 этап – самоанализ проведенного урока (занятия)

1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку (занятию).

2. Положительные стороны в работе.

3. Просчеты и ошибки в работе, их причины.

4. Ваши собственные недостатки, послужившие причиной ошибок и пути их устранения.

5. Предложение по улучшению качества проведения урока (мероприятия).

 

2 этап – анализ занятия присутствующими педагогическими работниками,

руководителями практики. Ответьте на возникшие вопросы присутствующих педагогов. После обсуждения выслушайте все замечания и предложения, высказанные учителем, руководителем практики, студентами-практикантами. Обменяйтесь мнениями по поводу замечаний и рекомендаций. Проанализируйте все замечания и предложения, сделайте выводы. Корректируйте свою деятельность с учетом характера замечаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.075 с.)