Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие сведения о написании психолого-педагогической характеристикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Примерных схем изучения личности учащихся только в российской психологии существует множество: почти в каждом научном учреждении кафедрами и лабораториями на основе общепринятых подходов, авторских рекомендаций выпускаются в свет множество вариантов. Наиболее продуктивны те из них, которые сочетают в себе психолого-педагогический подход и рассматривают личность (учащегося, студента, взрослого) многомерно, многоаспектно, всесторонне, включая в структуру характеристики личностные, возрастные особенности и предполагая перспективы развития личности. Подобным примером может служить зарекомендовавшая себя как практическое руководство для студентов – практикантов «Примерная схема изучения личности учащегося» В структуру психолого-педагогической характеристики входят: 1. Общие данные; 2. Взаимоотношения с коллективом; 3. Учебная деятельность. Познавательная сфера личности. 4. Трудовая деятельность. 5. Направленность личности. Специальные способности. 6. Дисциплинированность. 7. Черты характера и темперамента. 8. Общие психолого-педагогические выводы. 9. Заключение. (Задачи и пути дальнейшего развития) Рассмотрим, какие психодиагностические средства (методы и методики) можно использовать для диагностики, изучения, психологического заключения, психокоррекции и перспективной линии развития личности. Раздел I. Общие данные. Биографический метод; (№20 Методические материалы для психологического обследования детей 5 – 7 лет «Карта анкета обследуемого ребенка»); метод анализа продуктов деятельности; методики изучения семейных взаимоотношений (см. №4 стр. 451 «Методика диагностики родительского отношения стр. 438 «Методика диагностики коммуникативной установки»; №3 стр. 199 «Методика Рене - Жиля»; №19 Определение индивидуального стиля отношения родителей к школьнику). Раздел II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе. 1.Социометрические исследования (№19 Исследование групповой сплоченности детского коллектива, Исследование личных взаимоотношений в группе школьников методом социометрии). 2. Тесты №5 стр. 80 «тест описания поведения» Томаса; стр. 90 «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки); стр. 101 Тест Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»; №4 стр. 654 «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе Фидлера» Раздел III. Учебная деятельность. Приемы изучения состояния учебной деятельности школьников (А.К.Маркова) см. Методические материалы по Педагогической психологии. – Владимир, 2000. С.20 – 22. Развитие познавательной сферы №1, №7,№9, №12, №13, №14, №11, №16, №17, №2 (вып.II), «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.,2001. Раздел IV. Труд. Наблюдение по схеме. Раздел V. Направленности личности и специальные способности. №6 стр. 37 – 41 «Шкала оценки потребности в достижениях», стр. 62 «Определение направленности личности», стр. 72 «Шкала самооценки Спилберга, Ханина», стр.223 «Уровень притязаний и процесс пресыщения», №8, №2 стр.32 – 79 (1 вып.), стр.109 (2 вып.), №4 стр.573 «Карта интересов». Раздел VI. Дисциплинированность. №4 стр. 558 «Методика диагностики оценки самоконтроля в общении», стр.131 «Методика типа поведенческой активности». Раздел VII. Особенности характера и темперамента. №3 «Характерологический опросник Карла Леонгарда», №1 стр.126 «Выявление уровня тревожности», стр.121 «Выявление типа темперамента», стр. 128 «Акцентуация характера подростков», стр. 185 «Оценка личностных особенностей». Раздел VIII. Общие психолого-педагогические выводы. Опираясь на наблюдения за изучаемой личностью и подведя итоги по результатам диагностики, делается общее заключение о состоянии психического здоровья, психического состояния на данный момент времени. Затем в психологическом заключении описывается, кроме полученных объективных фактов, задачи дальнейшего развития и совершенствования данной личности, возможные перспективы во всех сферах жизнедеятельности. Литература. 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.,1996. 2. Методы психодиагностики. Вып. I, II. Под ред. Дружинина В.Н.. – М.,1994. 3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск, 1992. 4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998. 5. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М., 1997. 6. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. – М., 1997. 7. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. – М., 1995. 8. Худик В.А. Диагностика детского развития. Методы исследования. – Киев, 1992. 9. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. – Киев, 1992. 10. Худик В.А. Исследование интеллекта. – Киев, 1994. 11. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994 12. Зак А.З. Диагностика видов мышления у младших школьников. – М.,1995. 13. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников. – Владимир, 1990. 14. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. 15. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. Пособие для школьных психологов. – М., 1990. 16. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – СПб.,1996. 17. Берулава Г.А.Диагностика и развитие мышления подростков. – Бийск,1993. 18. Педагогическая психология. Учебный комплекс дисциплины. Сост. Зобков В.А. – Владимир, 1999 – С. 23 – 26. (Схема для изучения личности учащегося). 19. Серия брошюр(14). Методы практической психологии. Сост. В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева. – Владимир, 1991. 20. Тесты диагностики личностных особенностей, тесты диагностики интеллектуальных особенностей. Методические материалы по прикладной психологии. Научно-производственный центр «Психодиагностика», Ярославль. Психологическое заключение. Важный этап психодиагностической работы психолога – формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности, иными словами – психологический диагноз. Это центральный, по определению Л.С.Выготского, узловой этап, во имя которого развертываются все предшествующие (диагностика) и исходя из которого могут строиться последующие (коррекционные и развивающие программы). Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных, причем, с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Диагноз должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из разных источников. При изучении поведения испытуемого мы должны понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и направлений и одному из возможных способов интерпретации данных. Таким образом, диагноз должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из разных источников. Как показывает опыт, значительные трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением детского психолога о границах своей профессиональной компетенции. Существует две основные формы отставания в развитии: 1) отставание, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики и теории; 2) временное отставание и неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей. Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям и в тактичной форме убеждал их обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную характеристику ребенка. Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз – профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Причем прогноз в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка. Последний этап – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований. 10. Задачи и содержание психологической профилактики В психопрофилактике выделяют три уровня: I уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные функциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т.е. 10 из 10 учащихся). Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику. II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д. III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения. От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную доли времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлены на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования. Смысл психопрофилактической деятельности – в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников. Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы. Психопрофилактика – это специольный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Психологическая профилактика предполагает: 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, школа, интернат, детский дом, лицей, колледж и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа. Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп, в основном, воспитателями, учителями и родителями. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии. Чешские психологи Й. Лангмейер и З. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер профилактики или предупреждения психической депривации у детей. Психологи следят за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе. Так, они ведут работу по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванным у некоторых детей неуверенностью в своих знаниях, боязнью контрольных работ, вызова к доске и пр. Многие дети испытывают учебные перегрузки, обусловленные, прежде всего, психологическими причинами: недостаточно сформированы интеллектуальные и учебные умения и навыки, отсутствует положительная учебная мотивация, не развита познавательная активность. У многих школьников выявлена неадекватная самооценка, обусловливающая неуверенность в своих силах, повышенную тревожности и пр. Предупредить все эти нежелательные явления можно только тогда, когда с самого начала школьного обучения будут четко соблюдаться определенные психологические условия. Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень. Наиболее сложным и уязвимым является переходный период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предшествующем этапе необходимых психологических образований может привести к школьной дезадаптации. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении и развитии. Не менее важные вопросы встают и на других возрастных этапах, например, на этапе перехода учащихся из начальной школы в среднюю, когда ребенок от одного учителя попадает сразу ко многим, каждый из которых предъявляет ему свои особые требования, когда усложняется содержание учебных предметов и существенно меняются методы их преподавания, становится необходимой большая самостоятельность, возрастает значение отношений со сверстниками и др. Свои проблемы возникают и в работе с учащимися IX класса, когда перед ними остро встают сложные проблемы самоопределения. Все эти критические точки психологу приходится постоянно держать в центре своего внимания. Именно на них направлена основная деятельность по психологической профилактике, причем очень важно привлечь к решению этих проблем и, главное, их предупреждению педагогический коллектив школы и родителей школьников. Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания. Становление психологической готовности ребенка к самостоятельному выбору профессии или сферы профессиональной деятельности должно стать органической частью учебно-воспитательного процесса школы и начинаться уже в 1 классе. Психолог заботится о создании психологического климата в детском образовательном учреждении. Комфортный психологический климат – результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.013 с.) |