Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эллинистический период развития античной психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В последний период своего развития античная психология ориентировалась на частные проблемы, имеющие практическое преломление. Одна из них это проблема формирования нравственного поведения. На этот вопрос существовало несколько точек зрения. Школа киников исходило из положения, что каждый человек самодостаточен и имеет абсолютно все, что необходимо для духовной жизни в самом себе. Один из них – Диоген Синопский (400 – 325 гг. до н.э.) считал, что не каждый человек может довольствоваться тем, что имеет в самом себе. Ведь люди привыкли к помощи других, комфорту, обществу. Поэтому единый путь для нравственного совершенствования – это путь к себе, это ограничение контактов и зависимости от мира. Путь нравственного развития включал три ступени (аскезы, ападейкии и автаркии): 1. Отказ от благ и комфорта, которые дает общество, т.е. аскеза. Они отрицали все достижения культуры и стремились к опрощению; 2. Требовал игнорировать знания накопленные обществом, т.е. неграмотность представлялась достоинством; 3. Человека приучали не обращать внимание на общественное мнение, похвалу или порицание. Фактически киники пропагандировали негативное отношение к обществу, эпатируя его. (Эпатаж - скандальная выходка; поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила) Такое понимание этических норм не могло получить распространение. Более распространенным оказался подход греческого философа и психолога Эпикура (341 – 270 гг. до н.э.): не негативизм, а отчуждение, уход от общества – вот вечный этический путь духовного саморазвития. В центре научных исследования Эпикура были исследования признаков нравственного и безнравственного, по которым оценивалось поведение человека. Пример жизни Эпикура, как в свое время Сократа подтверждал его концепцию. Эпикур открыл школу, поселившись в Афинах. Школа называлась «Сад Эпикура». Учеников было немного, но отношения их с преподавателями были дружескими, сплочение происходило на основе общих идей, признаваемых всеми. Эпикур считал наиболее важным благом для всех дружбу и духовное общение. Он, последовательный материалист, модернизировал учение Демокрита, чтобы оно соответствовало новому пониманию места человека в окружающей среде. Эпикур изучал роль души в психике человека, указывал на качественную разницу в психике животных и людей. Лукреций Кар (I в. до н.э.) дополнил концепцию Эпикура о том, что функции разных частей души различны, подчеркнул роль той части души, которая есть только у Homo Sapiens (мышление). Лукреций дал название четвертой части души – «душа души», дух. Именно с этого времени в психологии существует два термина с разным содержанием: душа как символ психики, дух как символ высших стремлений человека – нравственных, эстетических, этических. Можно говорить о том, что Эпикур в истории психологии был первым сенсуалистом, а затем и Лукреций Кар, в своей поэме «О природе вещей», доказавший ведущую роль чувств в управлении поведением (но при этом он упоминает о разуме и мышлении как о регуляторах поведения). Эпикур считал: «нет противоречия между приятным и нравственным поведением», т.е. что приятно, то нравственно. По Лукрецию же, «счастье у того, кто обладает богатством умеренной жизни, дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым». Основная проблема жизни человека, по Эпикуру, - это преодоление страха страданий, страха перед смертью, эти страхи тормозят развитие человека. Человек должен верить только собственным понятиям о добре и зле. Страх перед смертью – это страх перед неопределенностью, неуверенностью. Счастье – в душевной невозмутимости – атараксии, человек, достигший его, стремится «прожить незаметно», считал Эпикур. Знания нельзя навязывать человеку, он сам должен придти к ним в своем стремлении к счастливой жизни. Что касается ученых, то только уединение и размышление с близкими друзьями ведут к открытию истины. А Лукреций Кар, наоборот, утверждал, что только активная позиция, передача своих знаний другим людям дает наибольшее удовлетворение ученому. Уязвимые места в концепции Эпикура не позволили ей распространится, отсутствие четких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного. Эпикурейский подход к человеку приемлем только для очень уверенного в себе человека, того которых гораздо позже Ницше назвал сверхчеловеком. В отличие от Эпикура, стоики (беседы они вели прогуливаясь по внешней колоннаде греческих храмов – стое, отсюда и название этой школы, которое со временем стало нарицательным, обозначая твердость духа и постоянство Стоики – Сенека, Цицерон, Марк Аврелий, Брут, Лукреций Кар, Эпикур) тоже говорили о внутренней независимости человека, но при этом и о необходимости ранней социализации личности, о том, что каждый должен выполнить обязанности, диктуемые ролью. Так впервые возник термин «роль». Основы этики стоиков закладывали деклассированные люди, часто не имевшие дома, но разгуливающие по внешней колоннаде греческих храмов, чтобы вести беседы. Стоики разделяли взгляды Демокрита на атомистическое строение мира, разделяли они и идею пантеизма (всеобщего одушевления природы). Душа – это божественное начало, присущее всей природе, считали пантеисты. В этой школе была принята и концепция Гераклита «О 4 элементах природы», об их постоянном взаимодействии: «Все находится во всем, и все возникает из всего». На эти превращения подчиняются определенным законам. Главным для стоиков было изучение законов познания. Рационализм стоиков считал ощущения «подсобным материалом для мышления», ведущим процесса познания. В процессе познания они выделяли 5 ступеней – ощущения, память, воображение, фантазия, внешнее (речь) и внутреннее мышление (собственно мышление). Таким образом, стоики попытались связать воедино все ступени познания. Идея Логоса стала для стоиков центральной. Взятое у Гераклита понятие Логоса, выраженное в слове и связанное с разумом, приводит к первой в науке теории речи – теории значения слов. Если мысль обозначена словом, то разница в том, что мысль это обозначаемое, а слово (символ) – это обозначающее. Мысль и слово связаны с реальным предметом. Стоики считали, что слово существует до и независимо реального предмета. Слово является не просто названием предмета, но и его сутью. Таким образом, стоики идеализируют слово. Они пытались решить вопрос и о свободе духа, провозглашая абсолютную свободу личности, считали, что свобода духа не равна свободе действия. Он имеет две свободы: внешнюю (это выбор роли, недоступный человеку) и внутреннюю (это способ игры этой роли, и он всецело в воле человека). Главный нравственный закон стоиков гласил, что личная свобода в том, что человек может сохранить свою сущность и достоинство в любых обстоятельствах. Сенека писал: «Желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит». Хочет – не хочет, а все равно человек будет починяться року. В медицине этого периода исследования психологов отразились в работах Галена (ок. 130 – 200 гг.), развившего идею Гиппократа о темпераменте. Он говорил, что темперамента не четыре типа, а больше, описывая теплые (мужественные) или холодные (медлительные) типы. Заложил основы периферического взгляда на происхождение эмоций. В I веке до н.э. и I веке н.э. в психологические истины стали вводится библейские постулаты. Например, Филон Александрийский (ок. 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) ввел термин «откровение», объяснявший невыводимость научных понятий из знаний. Это была мистика, которая к средним векам овладела психологией. Кроме того, соединение Бога с «мировой душой», по Платону, стало еще одной традицией в средние века. Идея о непосредственном соединении человека с высшим началом была развита и в теории последнего античного психолога Плотина (205 – 270). Его учение было названо неоплатонизмом, т.к. опираясь на Платона, Плотин внес собственную трактовку бытия и возможностей человеческой души. Он ввел понятие холизма – единства, или целостности, сознания и личности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе. Причем, самосознание он считал основой достижения единства. В качестве вершины бытия считалось единое благо, из которого через эманацию (истечения от высшего к низшему) происходит ум, затем душа и чувственные космос. Душа сливается с мировым разумом в момент экстаза, именно тогда знания из мировой души переливаются в индивидуальную душу. Эта теория утверждала, что неоплатонисты впервые заговорили о непосредственном характере передачи знаний. Знания же позволили человеку составить представления о самом себе, о переживаниях в единой системе, целостно. Так появился в психологии метод самонаблюдения – интроспекции. Память – это основа целостности сознания, т.к. соединяет в сознании прошлое и настоящее. Эти идеи завершили античный период развития психологии. Далее идеи о самосознании и познавательной активности души связаны с именем Августина Блаженного, соединившего идеи античной психологии с теориями Средних веков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.007 с.) |