Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальная психологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К середине XIX века психология начинает отстаивать свое право на самостоятельность, при этом она опирается на математику и эксперимент. И.Ф.Гербарт разработал очень сложный аппарат описания статики и динамики представлений, но научных результатов не получил. С открытиями физиологии, математики научились обобщать факты, которые можно было опытно проверить. Так возникла психофизика, предметом которой стали факты физиологии экспериментально проверенные математикой. Основоположником этой науки стал Густав Феодор Фехнер (1801 - 1887), но опирался он на труды физиолога Эрнста Генриха Вебера (1795-1878), который изучал физиологию органов чувств: слуха, зрения и кожную чувствительность. Именно Вебера заинтересовал вопрос насколько следует менять силу раздражителя для получения едва заметного ощущения. Таким образом, его интересовала зависимость ощущений от физических стимулов. Для слуховой чувствительности это отношение = 1/60 части, для ощущения веса = 1/30 части. Эти опыты были проведены им в 30-е гг. XIX века. Формула Вебера: , где J – исходный раздражитель, - отличие нового раздражителя от исходного, К – константа, зависящая от типа рецептора. Профессор физики Лейпцигского университета, Фехнер, заметил, что ощущение разных модальностей уже изучено Вебером, который ввел понятие – «едва заметное различие между ощущениями». Таким образом, появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, изменяющей ощущения. Позже о разностном пороге (пороге различения) Фехнер приходит к выводу о следующей закономерности: интенсивность ощущения будет расти в арифметической прогрессии (2, 6, 10, 14, 18) тогда, когда идет возрастание величины стимула в геометрической прогрессии (2, 8, 32, 128). Это и была формулировка закона Вебера – Фехнера. Фехнер сам разработал техники экспериментов для определенных порогов ощущений, разностного порога, методы измерений ощущений. Его книга «Основы психофизики» стала базой для экспериментов в будущем. Таким образом, в психологии уже внедрились эксперимент, число и мера. Психофизика доказала, что даже при отсутствии знаний о телесной сущности могут быть открыты законы психики только эмпирически. Голландский физиолог Ф.Дондерс (1818 - 1889) занимался экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов, реакции субъектов на воспринимаемые объекты, его опыты по восприятию были основаны на открытиях Германа Гельмгольца (1821-1894) о скорости прохождения нервных импульсов по нерву. Уже после них И.М.Сеченов отмечал: психическая деятельность происходит во времени и пространстве. Таким образом, Дондерс заложил основы психометрии, но основоположником психофизиологии принято считать открывшего закон сохранения энергии в психологии Гельмгольца (он считал, что ощущение возникает как результат высвобождения энергии при раздражении нерва каким-либо внешним сигналом). К 70-м годам XIX века в науке появилась потребность объединить многовековые знания о психике в отдельную дисциплину. Сложилось несколько программ ее разработки, несколько направлений ее развития. «Отцом» экспериментальной психологии принято считать немецкого психолога, физиолога, философа Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Став профессором философии в Лейпциге (до этого он был ассистентом физиологии Гельмгольца, а еще ранее работал в Берлине у И.Мюллера), он в Лейпциге создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, позже институт. План развития новой науки он изложил в «Лекциях о душе человек и животных»; план включал два направления исследований: 1. Анализ индивидуального сознания с помощью контролируемого наблюдения субъекта за своими ощущениями и чувствами; 2. Изучение «психологии народов», т.е. психологических аспектов культуры – языка, мифов, нравов. По этому замыслу Вундт назвал психологию физиологической психологией, наукой о непосредственном опыте. Состояния субъекта изучались по этому замыслу специальными экспериментальными процедурами. Рассматривая психические образы (он их называл продуктами органов) как объект изучения психологии, Вундт выделил в них исходные простейшие элементы. Он полагал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (а раньше эксперименты проводились только на животных), психология могла разрабатываться как самостоятельная наука. Задачи экспериментальной психологии Вундт определил так: 1. Выделить через анализ исходные элементы; 2. Установить характер связи между ними; 3. Найти законы этой связи. Анализ считался расчленением непосредственного опыта субъекта и достигался через интроспекцию, ту процедуру, которая требует специальной подготовки. Считалось, что при обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический процесс от воспринимаемого объекта, данного во внешнем опыте. Чтобы добраться до «материи сознания» человек должен отвлечься от всего внешнего. К элементам сознания Вундт относил неразложимые «нити составных частей», обладающие такими качествами, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. Кроме них, к элементам сознания он относил чувства и эмоциональные состояния, которые, по Вундту, имеют три измерения: 1) удовольствие – неудовольствие; 2) напряженности – расслабленности; 3) возбужденности – успокоения. Эта гипотеза привела дальнейших исследователей к многочисленным экспериментальным работам. Вундт считал, что у психологии как у самостоятельной науки есть свои законы: 1. Принципы творческого синтеза; 2. Закон психических отношений, например, зависимость события от внутреннего соотношения элементов – мелодии от отношений тонов; 3. Закон гетерогенности (неоднородность по составу) целей: при совершении поступка могут возникать непредусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив; 4. Закон контраста: противоположности усиливают друг друга, например, после горя любая незначительная радость кажется значительной. Уже к концу XIX века эти подходы к психологии критиковались за его утверждение о всесилии субъективного метода. Кроме того, он убирал из среды научного анализа то, что психика обусловлена деятельностью головного мозга, что психическая жизнь индивида включена в социальные связи. Зато он утверждал всесилие воли как абсолютной силы человека. Т.е. к концу века он стоял на позициях волюнтаризма, сводил всю жизнь человека к произвольной силе, для которой нет законов. Интроспекционизм (изучение психических процессов, сознания, мышления самим индивидом, переживающим эти процессы) и волюнтаризм Вундта стали объектом критики ученых всего мира. Тогда он, оставив экспериментальные исследования, стал разрабатывать второе направление психологии – психологию народов, написав десятитомный труд с таким названием, включив в него огромное количество материалов по этнографии, истории языка и антропологии. Исследователи подсчитали, что Вундт 68 лет ежедневно писал 82 страницы текста. По Вундту, экспериментальному изучению подлежат только простейшие психические процессы – ощущения и простейшие чувства, а более сложные не подлежат. Но уже ближайшие его ученики развеяли этот миф, изучая мышление и волю. Главная заслуга Вундта - в организации крупнейшей в истории психологии школы профессионалов. Таким образом, организаторская его роль в психологии значительна, а теоретическая концепция не выдержала испытания временем. Многочисленные эксперименты радикально изменили критерии научности знания. Критерием достоверности психологических фактов, их научности стали объективность, повторяемость, проверяемость. Центрами психологической работы становятся лаборатории (а позже и институты) по всему миру, кроме Германии, в России, США, Франции, Англии, Италии. Но наиболее значимыми становятся исследования именно немецких психологов и, в первую очередь, Германа Эббингауза (1850 – 1909). Его труд о памяти (1885) начал новую эпоху в экспериментальной психологии. Герман Эббингауз, профессор университетов в Берлине, Бреслау, Галле, создатель первой лаборатории в Галле, первой профессиональной организации психологов, журнала «Психология и физиология органов чувств» (с 1890 г.). Ему удалось соединить объективный метод исследования с количественным анализом данных. Он подверг эксперименту один из самых сложных психических процессов – память. Он ставил опыты на самом себе, опираясь на ассоцианизм, устанавливал законы памяти в чистом виде, для чего изобрел особый экспериментальный материал. Единицей этого материала стали не слова, а отдельные бессмысленные слоги из двух согласных и одной гласной между ними: БОВ, ГИС, ЛОЧ и т.д. Э. Титченер считал это самым выдающимся изобретением психологии со времен Аристотеля. Действительно, появилась возможность изучать процессы памяти независимо от смыслового содержания речи. Эббингауз составил список из 2300 слогов, работая с ними 5 лет. Именно в книге «О памяти» он обобщил накопленные данные, выявил зависимость числа повторений для заучивания списка бессмысленных слогов от его длины. Это было оформлено в законе, по которому, при увеличении списка слогов требовалось и большее число повторений. Число повторений стало коэффициентом запоминания. Особенно популярной стала «кривая забывания»: наибольшая часть материала забывается в первые минуты после восприятия, меньшая часть в ближайшие дни. Он выяснил, что осмысленный материал запоминается до девяти раз быстрее (Он выучивал текст «Дон Жуана» Байрона и равный по объему список слогов.). Но кривая забывания работает и на осмысленном и на бессмысленном материале. Таким образом, Эббингауз экспериментально разрушил стереотипы Вундта. «Кривая забывания» стала образцом построения графиков выработки навыков. Выбранные Эббингаузом ассоциации были одновременно и сенсорными и моторными и могли стать основой специальных упражнений. Эббингауз создал тест, названный его именем, на дополнение фразы пропущенным словом. Это был один из первых тестов по диагностике умственного развития. Одна из его работ – двухтомник «Основы психологии». С его подачи стали изучаться навыки. Он стал открывателем многих перспектив для дальнейшего развития экспериментальной психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.007 с.) |