Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические основы чувствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны с условными и безусловными рефлексами. Условные рефлексы закрепляются в коре больших полушарий, безусловные осуществляются через подкорку - к вегетативной нервной системе. Значит, переживание чувств - результат совместной «работы» коры и подкорковых центров. Физиологическая картина возникновения чувств такова: человек видит объект и реагирует на него. Первая реакция - оценочная (положительная или отрицательная), в ней участвует кора головного мозга. Если «оценка» отрицательная, то информация идет в подкорковую часть, которая посылает сигнал вегетативной нервной системе об отрицательном явлении, изменяется работа печени, сердца, легких. Органы как бы принимают сигнал «принять оборону» или «обратиться в бегство». Кроме того, отрицательные чувства вызывают химическое изменение крови и подавляюще влияют на организм. Если же объект «положительный», то из надпочечников в кровь посылается адреналин, возникает хорошее расположение духа. Важные данные были получены при изучении функциональной асимметрии мозга: левое полушарие связано с возникновением положительных эмоций, а правое - отрицательных. Итак, физиологической основой чувств является взаимосвязанная работа коры, подкорки и вегетативной нервной системы. 38. Формы переживания чувств. Прежде всего, следует сказать об астенических чувствах - переживаниях, снижающих активность личности, и стенических чувствах - переживаниях, повышающих жизненный тонус, активность личности (примеры: «ноги подкашиваются» - человек готов «горы свернуть»). Существуют следующие формы переживания чувств. Эмоции (в узком смысле) - «душевное волнение, душевное движение» - это непосредственное, временное переживание какого-либо более постоянного чувства. Это может быть состояние наслаждения, восхищения, возмущения, страха. К.Изард называет такие эмоциональные состояния: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Настроение - наиболее длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние человека, которое окрашивает все поведение человека в определенный тон: минорный или мажорный. По длительности настроение сохраняется от часа до недели, иногда - месяц. Всегда можно найти причину хорошего или плохого настроения, даже регулировать его, создавать искусственно. Аффект - бурно протекающее кратковременное состояние человека, которое снижает контроль сознания над поступком. Примеры аффекта - ярость, ужас, восторг, ревность. Страсть - наиболее устойчивое, длительное, сильное состояние, которое покоряет всего человека. Страсть может быть положительной (к чтению, работе) и отрицательной (к азартным играм, алкоголю). Страсть возникает и отмирает очень медленно. Физиолог В.М.Бехтерев отмечал, что психология зарождения страсти равна психологии завершения. Стресс - особая форма переживания, близкая по психологическим характеристикам аффекту, а по длительности - настроению. Стресс возникает в ситуациях обиды, опасности, стыда, угрозы. Состояние стресса характеризуется или беспорядочной активностью, или бездеятельностью, пассивностью там, где необходимо действовать. Фрустрация - эмоциональное состояние, связанное с неудовлетворением жизненно важных потребностей (в общении, признании), ощущение «непреодолимости» препятствия. Чувства (в узком смысле) - отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности. По С.Л.Рубинштейну, чувства - субъективная форма существования потребностей. Виды чувств. Высшие чувства Единой общепринятой классификации видов чувств в психологии не существует. Принято выделять следующие виды чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Нравственные чувства делятся на моральные (любовь, сострадание, гуманность, преданность и т.д.) и аморальные (жадность, эгоизм, жестокость, надменность, злорадство и другие). Нравственные чувства наступают от осознания человеком соответствия или несоответствия своего поведения принятым в обществе нормам. Эстетические чувства возникают в процессе восприятия и создания прекрасного. Соотношение между прекрасным и безобразным - критерий истинности эстетических чувств. Эстетические чувства имеют общественно-исторический характер, идеалы прекрасного менялись во времени. Специфическим эстетическим чувством признают чувство юмора - умение, способность подмечать в явлениях комические стороны. Интеллектуальные чувства возникают от успеха или неуспеха в умственной деятельности. Следует отметить, что ситуация, вызывающая проявление интеллектуальных чувств у разных людей - разная. При отсутствии нормы в переживании положительных или отрицательных интеллектуальных чувств возникают вредные психологические комплексы. Уверовав в особенности своей судьбы, человек утрачивает критичность мысли и - соответственно - недооценивает окружающих. Возникает «комплекс неудачника». Другая крайность - ярлык «тупицы», ведущий к комплексу неполноценности. Следовательно, интеллектуальные чувства необходимо постоянно стимулировать. А.Эйнштейн писал: «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать,- это ощущение тайны; в ней - источник всякого подлинного знания». Все эти чувства принято называть высшими. Понятие о характере. Типы характеров Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно-устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры. Характер(от греческого «печать, чеканка») – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент является врожденной биологической основой характера (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Характер – сплав врожденных свойств ВНД с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В зависимости от типа темперамента одни черты приобретаются легче, другие труднее. Характер не только испытывает влияние темперамента, но и оказывает воздействие на свойства темперамента: - под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявления отдельных свойств темперамента – в течение длительного времени работы над этими свойствами они могут частично измениться; - маскирует свойства темперамента – динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности Черты характера – те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Структура характера В структуре характера выделяют две группы черт: 1 группа – черты, выражающие направленности личности (устойчивые потребности, установки, склонности, идеалы, цели) и систему отношений к окружающей действительности; 2 группа – интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера. Черты характера можно классифицировать по другим признакам: 1. Моральные черты характера (правила и нормы поведения в обществе. Формы проявления: убеждения, желания, мировоззрения, идеалы, интересы, влечения. Устойчивые и неустойчивые.); 2. По отношению к другим людям (гуманизм, чуткость, доброжелательность, трусость, злорадство); 3. По отношению к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость, самоуничижение, эгоизм, зазнайство); 4. Волевые черты характера; 5. По отношению к труду (трудолюбие, творчество, лень); 6. По отношению к излишествам; 7. По отношению к общественным и личным ценностям (аккуратность, бережливость, расточительность, неряшливость). Существуют следующие типы характеров: 1. Импульсивно-эмоциональный, т.е. все проявления на эмоциях (это характерно для дошкольников) 2. Подражательно-стереотипный, это когда развито наглядно-образное мышление (характерно для младшего школьного возраста) 3. Рассудочно-интеллектуальный. Когда появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности (характерно для подростков) 4. Нравственно-волевой когда идет формирование мировоззрения (характерно для юношеского возраста) 5. Социально-практический (характерно для взрослого человека) 6. Антиобщественный тип (преступников, неформальных групп.) Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозировать поведение человека. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера, представленные А.Г.Маклаковым, таковы. Все типологии человеческих характеров исходят из ряда общих идей: 1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование; 2. Сочетание личностных черт, которые входят в характер человека не является случайным; 3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы. Не научные методы создания типологий характера – это объяснение поступков и характера человека датой рождения (гороскоп); характеристика характера по имени; физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и принадлежностью к определенному типу личности; хиромантия; Кречмер предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения (астеник, атлетик, пикник). Понятие акцентуацийхарактера было введено немецким ученым К.Леонгардом. Акцентуации – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуаций может быть различной. К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций. По мнению К.Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми, поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е.Личко (у подростков) – 11. Э.Фромм дал социальную типологию характеров. Классификация характеров К.Юнга – экстравертированный тип – интровертированный тип.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.130 (0.008 с.) |