Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические идем эпохи ПросвещенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мыслители XVIII века – эпохи Просвещения – считали главной причиной всех человеческих бед – невежество и фанатизм; они требовали утвердить в умах людей знания, проверенные опытом и разумом. В Англии главным идеологом просвещения стал Дж. Локк, а позже и Исаак Ньютон (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, как идеала точного знания. В Англии Д. Гартли (1705 – 1757). В основу своей теории Д. Гартли положил идею Дж. Локка об опытном характере знаний и принципы механики И.Ньютона. Учение об ассоциации Гартли базировал на учении о вибрации внешнего эфира, которая вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц, мозга. В структуре психики, по Гартли, есть два круга – большой и малый. По сути «работает» рефлекторная дуга: если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой жизни, основой процесса познания. Исчезая в большом круге, вибрация оставляет следы – основа памяти человека. Одна из идей Гартли такова: от силы этих следов зависит степень из осознанности человеком. Гартли создал первую материалистическую теорию бессознательного. Психика якобы состоит из нескольких элементов: ощущений (вибрация органов чувств), представлений (вибраций следов в белом веществе мозга при отсутствии реального объекта) и чувств (они отражают силу вибраций). Ассоциации лежат в основе психических процессов, но они вторичны, а реальные связи находятся между двумя очагами вибраций в малом круге. В основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом, а в основе воли – ассоциация слова и движения. По Гартли, возможно формирование идеального человека по нравственным законам, нужно только вовремя подкреплять нужные рефлексы. Таким образом, теория идеального человека была связана в XVIII веке с механистическим пониманием психической жизни. Англичане Джордж Беркли (1685 - 1753) Давид Юм (1711 – 1776), субъективные идеалисты, иначе истолковывали принцип ассоциации. Они считали, что источник знания – это образуемый ассоциациями чувственный опыт. Опыт, по Беркли, - это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные. Беркли считал: «Быть значит быть в восприятии». Это вело к солипсизму (крайняя степень субъективного идеализма: признание единственной реальностью только своего «я», индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира), т.е. к отрицанию любого бытия, кроме собственного сознания. Чтобы выбраться из этой ловушки он оппонировал к божественному сознанию, которым наделены все люди. Беркли принимает идею об участии осязательных ощущений в сознании трехмерного пространства при двухмерном образе на сетчатке глаза. Д.Юм занял иную позицию, считая, что учение о причинности – не более, чем продукт веры в то, что за одним впечатлением (причиной) появится другое (следствие). На самом деле, это прочная ассоциация представлений возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект, по Юму, - это лишь сменяющие друг друга «пучки впечатлений и ассоциаций». Скептицизм Юма привел к пересмотру взглядов на душу и причинность, которые до него просто принимались на веру. И если Беркли отрицал как материальную субстанцию душу, то Юм считал душу чем-то вроде театральных подмостков, по которым идут сцепленные между собой сцены. Эти описанные выше учения об ассоцианизме английских философов XVIII века, как в материальном, так и в идеалистическом вариантах, направляли поиски психологов следующих двух веков. Например, в XIX веке взгляд на психику Гартли (рефлекторный принцип) вошел в объяснение психики в переработанном варианте, который дал И.М.Сеченов. А идеи Беркли и Юма и в философии, и в психологии были продолжены позитивистами (позитивизм - направление в современной философии, придающее первостепенное значение науке как источнику истинного и при этом положительного (позитивного) знания о мире). В 30-е гг. XIX века Огюст Конт (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии, считал, что конкретное знание позитивно тогда, когда получено не описательной психологией, а конкретными исследованиями конкретных наук. Но самыми мощными критиками всех учений, допускавшими влияние на человека и природу каких-либо сил, далеких от разума и опыта, стали французские энциклопедисты или просветители XVIII века. В одном из самых знаменитых универсальных справочных изданий, памятнике французской культуры XVIII в., 35-томной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780), освещавшей последние научные достижения с позиций материализма, были представлены и вопросы психологии. Критиками метафизики и схоластики были Вольтер (1694-1778) и Э. Кондильяк (1715 – 1780). Последний предложил образ статуи. Неодушевленную статую он предлагал наделить единственной способностью – ощущать. При этом сначала возникает обоняние, затем постепенно другие ощущения – вкус, слух, зрение и, наконец, осязание. Через восприятие плотности у статуи возникает представление о внешнем мире, формируется сознание, а затем и самосознание, она оживает. А врач Жюльен Ламетри (1709 - 1751) предложил образ «человека - машины», причем в трактате он выводит идею о том, что наделять организм человека душой так же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Гельвеций (1715 – 1771), Поль Гольбах (1723-89), и Д.Дидро (1713 – 1784) отстаивали принцип возникновения духовного мира из физического, а наделенного психикой «человека - машину» трактовали как продукт внешних воздействий естественной истории. Французские просветители считали человека венцом природы, в котором заложены неисчерпаемые возможности совершенствования (вспомним идеи эпохи Возрождения). Если человек – «дитя природы», то социальный порядок должен быть приведен в соответствие с теми потребностями и правами, которыми его наделила природа. Теория «естественного человека» посвящена проблеме соотношения между врожденными особенностями индивида и внешними условиями его жизни (гео-, климатическими условиями, социальной средой). Главная и основная практическая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов формирования человека. Поэтому обязанности по совершенствованию общества они возлагали на воспитателей и просвещенных законодателей. Эти идеи мы находим в сочинениях К. Гельвеция и Ж.Ж.Руссо(1712 – 1778). Ж.Ж,Руссо утверждал, что человек от природы добр, но его испортила цивилизация. Взгляды на психическое развитие ребенка описаны в произведении Руссо «Эмиль, или О воспитании» (при том, что описано в этой книге, Руссо собственных детей сам не воспитывал, а отдавал в приют). Ж.Ж.Руссо, как и Я.А.Коменский, исходя из теории естественного человека, писал о природосообразном обучении, т.е. о необходимости следовать естественному ходу развития ребенка, о необходимости внутренней гармонии в развитии человека. Руссо впервые создал развернутую периодизацию развития, но при этом деление детства на периоды опиралось не на факты, а на теоретические взгляды Руссо. Еще одна проблема, затронутая энциклопедистами, это соотношение природы биологического и социального. Гельвеций и Дидро одни из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы психического развития; они связали среду и наследственность с проблемой способностей. Например, по Гельвецию, способности не являются врожденными, они приобретаются в процессе обучения. Этот подход связан с его концепцией о всеобщем равенстве людей. Индивидуальное развитие он считал всего лишь результатом разного социального положения и воспитания. Но этот подход вел к фатализму, человек становился «игрушкой судьбы». Таким образом, Гельвеций возвел воспитание в силу, которая способна «лепить людей». По этому поводу ему возражал Д.Дидро: он предложил рассматривать психическое развитие индивида с широкой биологической и исторической точки зрения. Гельвеций признавал только внешний толчок причиной всего в этом мире. Его «концепция случая» гласит, что гениями и злодеями людей делают случайные обстоятельства. А Дидро считал, что «случай» - это лишь условие, эффект который зависит от возможностей «человека-машины», а конструкция этой машины зависит от естественной истории. Завершают период французского материализма исследования врача П.Ж.Кабаниса (1757 – 1808), которому принадлежит формула «мышление – это функция мозга». Этот вывод он сделал из опытов во времена французской революции (он анатомировал людей, проводил опыты); а позже его формулировку использовали «вульгарные материалисты» (в философии середины 19 в.: течение, упрощающее материалистическое миропонимание и отождествляющее сознание с материей), считавшие, что мозг выделяет мысль, как печень желчь. К внешним продуктам деятельности мозга он относил выражение мысли словами и жестами, но считал, что за самой мыслью скрыт неизвестный нервный процесс. В XVIII веке в науке возникает исторический подход – жизнь общества осмысливается уже не как механический, а как закономерный исторический процесс. Например, французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в книге «О духе законов» утверждал, что людьми правят законы, зависящие от условий жизни общества (географических, этнических и др.). Таким образом, материалисты эпохи Просвещения сыграли огромную позитивную роль в интеллектуальной жизни Европы: они отстаивали идею целостности человека; связи телеснодуховной жизни человека с окружающей средой, природной и социальной; утверждали способность чувственного опыта быть основой рационального знания о внешнем мире; говорили о неразделимости психических явлений и нервного субстрата (основания), их производящего; доказали необходимость эмпирического исследования; проводили исследования корней явлений не в бестелесной душе, а в нервной ткани. Итак, материалисты XVIII века смогли создать научную базу для множества дальнейших исследований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.008 с.) |