Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание - процессы памяти. Эти процессы рассматриваются, как правило, на основе функции, выполняемой памятью в жизни и деятельности. Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно, то есть запоминается всегда то, что значимо для субъекта, определяется его целями, мотивами и способами деятельности. Запоминание протекает в следующих формах: запечатление (прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд), непроизвольное запоминание (сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения), произвольное запоминание (связано с необходимостью сохранить знания, навыки важные в трудовой деятельности), заучивание (запоминание с целью сохранить определенный материал). Запоминание может быть механическим и смысловым. Следующий процесс памяти - сохранение. Сохранение - это более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Сохранение - процесс динамичный, так как ранее полученные знания взаимодействуют с новыми, обобщаются. Забывается же, прежде всего, то, что перестает быть существенным для индивида. Психологи считают, что больший процент забывания приходится на первые 48 часов после заучивания материала. Немецкий психолог Г.Эббингауз отмечал: забывание наиболее интенсивно сразу после заучивания, а потом – замедляется (см. кривую забывания Эббингауза). Причем, чем более осознан материал, тем медленнее он забывается, поэтому рекомендуется повторение материала. Главное же средство борьбы с забыванием - использование знаний в практике. Воспроизведение - следующий процесс памяти - это воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Уровни воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Здесь следует ввести понятие реминисценции. Это отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым. Каковы же типичные особенности памяти? Учебник психологии под редакцией В.В.Богословского называет четыре группы этих особенностей (см. «Общая психология». – М., 1981. – С.230). Обратимся к параметрам индивидуальных особенностей памяти. Объем памяти указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти. Объем памяти равен «магическому числу Миллера» 7 + 2. Его нужно учитывать в обучении. Точность памяти - это способность без искажения воспроизвести информацию. Мобилизационная готовность памяти - это умение припомнить нужный в данный момент материал, этому способствуют, например, опорные сигналы В.Ф.Шаталова. Во многих работах ученых об особенностях человеческой памяти приводятся примеры возможностей памяти, ее индивидуальных особенностей, например, известна феноменальная память Михаила Куни. Александр Македонский знал по имени несколько десятков тысяч своих солдат, ходят легенды о памяти на лица Наполеона и Суворова. Интересный пример о том, как В.-А.Моцарт с одного прослушивания запомнил и сыграл всю мессу, ноты которой хранились в тайне, приводит в своем исследовании Л.А.Куприянович. Исключительной музыкальной памятью обладали композиторы И.Глазунов и С.Рахманинов. И. Левитан писал по памяти пейзажи. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления По А.Н.Леонтьеву, мышление долгое время изучалось философией и логикой и не было предметом изучения психологии. К нашему времени сформировались различные точки зрения на мышление. Марксизм утверждает, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний (А.Н.Лентьев. Мышление). На протяжении почти всего ХIХ века представления о мышлении развивались под влиянием теории ассоцианизма, не признававшей мышление самостоятельным процессом и сводившей его к сочетанию образов памяти (Г.Спенсер, И.Гербардт, Г.Эббингауз, А. Вундт, И.Тэн). Гештальтпсихологи считали: мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В современной психологии под мышлением понимается психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности человеком в ее существенных связях и отношениях при участии речи. Исходя из этого, следует учитывать три основные особенности мышления: опосредованный характер мышления, его обобщенность и связь с речью. Они отмечены в определениях мышления как психического процесса А.Н.Леонтьева, А.В. Брушлинского и др. российских психологов. Опосредованный характер мышления заключается в том, что мышление отражает не только то, что непосредственно воздействует на человека, но и то, что непосредственного действия не оказывает. То, что не поддается непосредственному познанию, можно познать опосредованным путем. Например, невозможно непосредственно изучить рельеф, атмосферу планет, на которых человек пока еще не побывал, а опосредствованно это достигается. Вторая особенность мышления - его обобщенность, то есть объединение предметов на основе их общих свойств одновременным обозначением их одним словесным знаком (Например, в слове стол обобщены все предметы этого рода, независимо от их размеров, формы, цвета, функций и т.д.: письменный, журнальный, квадратный, круглый). По словам В.И.Ленина, всякое слово уже обобщает. Третья особенность мышления – его связь с речью. В словесно-логическое мышление всегда входит как составной компонент чувственный образ, любая мысль - это и образ, и слово. Человеческое мышление опирается на вторую сигнальную систему, речь. Мышление и решение задач Мышление всегда целенаправленно и произвольно, т.к. любой акт мышления является ответом на вопрос, возникающий в сознании. Мышление - такая целенаправленная интеллектуальная деятельность, которая может быть представлена как решение теоретических или практических задач, но при этом следует отличать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация возникает тогда, когда в ходе деятельности человек столкнулся с чем-то неизвестным. А.В.Петровский приводит в «Общей психологии» следующий пример: лётчик обнаружил что-то «непонятное» с мотором. Когда он выяснит, что именно происходит, в какой части мотора и почему, тогда, после анализа проблемной ситуации, возникает и формулируется задача. Хотя мышление нельзя сводить к решению задач, лучше всего формировать мышление именно в ходе решения задач, когда человек наталкивается на посильные для него проблемы и формулирует их. В последнее время активно разрабатываются методы обучения, направленные на то, чтобы поставить ученика в положение исследователя. Какие этапы определяют ход решения задачи? 1 этап - формулировка вопроса задачи на основе анализа проблемной ситуации. 2 этап - поиск возможных путей решения вопроса, выдвижение гипотез. 3 этап - собственно решение задачи после отбрасывания гипотез, не соответствующих вопросу. На этом этапе необходимо получить новую информацию, уточнить вопрос, определить последовательность действия (использовать алгоритм). Может возникнуть и инсайт-решение - внезапное, интуитивное решение. 4 этап - этап проверки решения задачи. В зависимости от доступности содержания задачи решение осуществляется разными способами: наиболее типичен для человека способ проб и ошибок, но развивающие интеллект способы задачи таковы: использование алгоритма, трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи (Например, брейн-ринг, метод мозговой атаки). В решении задач желательно использовать такие свойства ума как: самостоятельность, критичность, оригинальность, гибкость, логичность, глубину. Операции мышления. Традиционно выделяются следующие операции или процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация. Анализ - мысленное расчленение целого на составляющие его части, обнаружение существенных признаков, отдельных сторон предмета или явления. Анализировать можно теоретически и практически. Генетически теоретический анализ появляется позже практического, ведь если бы, допустим, не было практических знаний о составе какого-либо предмета, мы (до опыта) не могли бы расчленить его теоретически. Например, когда мы съедим яблоко, и рассмотрим, из чего оно состоит, теоретически его можно разложить на отдельные части: кожуру, мякоть, семечки. Синтез - объединение частей в целое на основе установленных между ними связей. Анализ и синтез протекают одновременно, взаимодействуют. Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Любое качество или количество выявляется через сравнение. Абстрагирование - выделение одних признаков и отвлечение от других. Обобщение - объединение предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. Классификация - это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Систематизация - разделение и последующее объединение, но не отдельных предметов, как при классификации, а их групп или классов. Каждая их этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится во взаимодействии с другими операциями. Формы мышления Мышление протекает в трех формах: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Например, мы говорим «яблоня», имеем в виду ствол, ветви, плоды именно яблоневого дерева, хотя ему присущи и характеристики любого дерева вообще. Такая форма мышления называется понятием. Понятие выражается словом. Виды понятий: житейские (отображают случайные несущественные свойства предметов) и научные. Понятия могут быть конкретными и абстрактными. Наиболее абстрактные понятия называют категориями. В суждении человек всегда утверждает или отрицает наличие определенной связи между называемыми предметами или их состояниями. Суждение – это утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо. Суждение выражается в предложении. Суждение может быть общим (Все металлы электропроводны), частным (некоторые ученые говорят на испанском языке), единичным (А.С.Пушкин - великий русский поэт). Суждение может быть истинным или ложным. Умозаключение - это такая связь между мыслями, в результате которой из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Иначе говоря, умозаключение - это вывод из нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные. Индуктивное - это умозаключение от частных случаев к общему положению, выводу, суждению. Дедуктивное - умозаключение от общего положения к частному случаю. Вспомним знаменитого Шерлока Холмса, неизменно приходящего в своих расследованиях к верному выводу на основе дедуктивных умозаключений. Один из наиболее распространенных видов дедуктивного умозаключения - силлогизм. М.Вертгеймер в книге «Продуктивное мышление» дает такой пример силлогизма: Все люди смертны. Сократ - человек. Сократ смертен. Виды мышления Если исходить из того, какое место в мыслительном процессе отводится слову, образу и действию, то следует принимать следующую классификацию видов мышления: наглядно-действенное (практически-действенное, сенсомоторное), наглядно-образное, отвлеченное (словесно-логическое или абстрактное). М.В.Гамезо и И.А.Домашенко предлагают в «Атласе по психологии» выделение видов мышления по разным основаниям: по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое; по степени развернутости: дискурсивное (т.е. основанное на предшествующем суждении) и интуитивное; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее – мышление на обнове образов и представлений, почерпнутых из каких-либо источников) и продуктивное (творческое – на основе творческого воображения); конвергентное (логическое, последовательное, линейное) и дивергентное (творческое, разноплановое – быстрота, гибкость, оригинальность, точность – по Гилфорду). Остановимся на видах мышления по форме. Первый вид мышления - практически-действенное (наглядно-действенное) - характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний - исторически и онтогенетически - вид мышления. Определяя мышление ребенка, решающего задачи, непосредственно манипулирующего предметом, И.М.Сеченов назвал этот период «стадией предметного мышления». Ребенок решает мыслительную задачу, непосредственно манипулируя предметом, разбирая игрушку, например. Сегодня с помощью практически-действенного мышления решаются сложнейшие технические задачи, например, определяются оптимальные формы кораблей, автомобилей, самолетов. Второй вид мышления - наглядно-образное. Возникает у дошкольников примерно от 4 до 7 лет. Дети мыслят наглядными образами, еще не владея понятиями. Детский психолог Жан Пиаже экспериментально доказал, что такое мышление детей подчинено восприятию. Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале: человек обобщает, сравнивает в ходе этого мышления предметы и явления, их образы. Здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек стремится обобщить, сравнить различные образы предметов, явлений, событий. Многим, наверное, приходилось слышать «Блоху» Мусоргского в исполнении Е.Нестеренко, народного артиста СССР, солиста Большого театра. Какой незабываемый, яркий образ создали композитор Мусоргский и певец Нестеренко! В учебнике психологии под редакцией В.В.Богословского приводится пример литературного и музыкального образов ленинградской блокады, созданных в романе А.Чаковского «Блокада», стихах Ольги Берггольц и седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. В этих образах проявилось своеобразие, индивидуальность их творцов. Третий вид мышления - словесно-логическое мышление. При преобладании такого вида мышления задачи решаются в вербальной форме. Этот вид мышления характерен для людей, занимающихся техническим творчеством, философов, логиков. На основе практического и наглядного мышления в подростковом возрасте активно развивается абстрактное (словесно-логическое) мышление. Все виды мышления взаимосвязаны. Например, при решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.009 с.) |