Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внимание как общий компонент всех психических процессов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определений внимания в современной психологии достаточно много. Важно, что в большинстве определений внимание характеризуется не как самостоятельная функция психической деятельности, а как общий компонент всех психических процессов. Осознанное протекание любой деятельности, любого психического процесса (ощущения, восприятия, памяти, мышления, волевой или эмоциональной активности) возможно только при наличии внимания. Обратимся к определению внимания, данному в учебнике общей психологии под редакцией В.В.Богословского: «Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на определенном объекте, имеющем для субъекта устойчивую или ситуативную значимость при одновременном отвлечении от всего остального». А в «Общей психологии» под редакцией А.В.Петровского читаем, что внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Обе характеристики содержат указание на направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Это имеет значение для выявления определяющей черты внимания - его избирательности (селективности). Человек не может быть невнимательным. Объективно получается, что внимание к чему-либо - это одновременно и невнимание ко всему остальному, неактуальному, постороннему в данный момент. Таким образом, сущность внимания - в отборе нужной, важной для ориентации в жизни информации. А.Р.Лурия в книге «Внимание и память» дает следующее определение внимания: «Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием... принято называть вниманием». Физиологические основы внимания. Физиологически внимание обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием процессы. Физиологической основой внимания является наличие очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. И.П.Павлов писал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Движение очагов возбуждения по коре головного мозга подтверждают и последние экспериментальные исследования (Н.М.Ливанов). Следует упомянуть о значении принципа доминанты, разработанного советским физиологом А.А.Ухтомским. Доминанта - временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждение и тормозить работу других нервных центров. Согласно А.А.Ухтомскому, доминанта - физиологическая основа внимания. В последние годы большую роль начинают играть представления о ведущей роли коры больших полушарий в системе психофизиологических механизмов внимания. С процессами внимания связывают наличие особого типа нейронов. Виды внимания По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Второе развивается на основе первого, поэтому - это разные уровни внимания. И если непроизвольное внимание основано на безусловных рефлексах, то произвольное - на условных. Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. И, прежде всего, важны такие особенности раздражителя, как новизна, контрастность в сравнении с другими раздражителями. Например, не в меру расшумевшиеся на уроке ученики смолкают, услышав первые звуки знакомой мелодии, звучащей с пластинки, поставленной учителем. Непроизвольное внимание связано с направленностью личности, например, человек, увлекавшийся театром, не пройдет мимо театральной афиши, заметит её. Преднамеренное или произвольное внимание вызывается не внешними особенностями раздражителя, а осознанными особенностями субъекта. Это активное, волевое внимание. Произвольное внимание - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, связанное с постановкой цели и приложением усилий воли для её достижения. Допустим, ученик нехотя решает задачу, вникает в смысл и ставит перед собой цель - найти правильный ответ. На этом этапе возникает произвольное внимание. Особый, третий вид внимания - послепроизвольное внимание (понятие ввёл психолог Н.Ф.Добрынин). Послепроизвольное внимание - это сосредоточенность на объекте в силу его ценности для личности. В ходе решения задачи учеником такое внимание возникает на этапе заинтересованности содержанием работы. Послепроизвольное внимание не требует волевых усилий, продуктивная работа продолжается уже в силу интереса и положительных эмоций от успеха. Существует два критерия различения видов внимания: наличие или отсутствие цели и наличие или отсутствие волевых усилий.
15.Свойства внимания. Рассмотрим следующие свойства внимания. Объем внимания - это количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени. Для определения объема внимания группу объектов экспонируют 1/10 секунды. Объем внимания взрослого человека - 4-6 объектов, не связанных между собой, а объем внимания детей - 2-4 объекта. Vвним.= 7 2 (по Г.Миллеру). Распределение внимания - способность человека одновременно выполнять несколько разнородных операций, одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов. Так, учитель на уроке, опрашивая ученика, заполняет журнал и поддерживает дисциплину в классе. Концентрация внимания - это степень сосредоточенности внимания на объекте, интенсивность внимания. Ф.Н.Гоноболин в книге «Внимание и его воспитание» приводит пример на концентрацию внимания. Древняя Греция, осада Сиракуз, в которых жил Архимед. Ученый сосредоточенно чертил геометрические фигуры на песке во дворе своего дома. Чужеземному солдату, убившему его, Архимед успел крикнуть: «Не трогай моих фигур!» Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения на объекте. Исследования психолога Н.Ф.Добрынина доказывают, что ученики 9-11 лет обладают довольно продолжительной устойчивостью внимания: их внимание более или менее устойчиво может быть привлечено к работе в течение 40 минут. Устойчивость внимания связана с динамическими особенностями внимания, например, с флуктуациями – колебаниями внимания (непроизвольные кратковременные изменения степени интенсивности внимания): слушаем часы - то слышим, то не слышим тиканья. Переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Многим выдающимся ученым поддерживать внимание удавалось следующим образом: они разнообразили свою работу. Н.П.Бехтерева в одном из своих выступлений отметила, что переключение внимания важнее и существеннее отдыха для человека. Отвлечение внимания - неосознанный перенос внимания, потеря цели внимания, объекта. У школьников, особенно в младшем школьном возрасте, отвлечение внимания проявляется довольно часто. Учитель должен наблюдать и за чрезмерной подвижностью внимания и за его инертностью.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.007 с.) |