Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классический период античной психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Классический период античной психологии начался с III в до н.э. с появлением теорий Сократа и Платона. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) считал, что естественные законы не могут быть распространены на человека, который подчиняется законам разума. Взгляды Сократа трудно понять без сведений о его личности. Афинянин Сократ стал воином, участвовал в нескольких битвах, был храбрым и выносливым, считал необходимым участвовать во всех делах, но обязательно по принятым в Афинах законам. В военных походах он проявил способность погружаться в размышления, он изобрел особый способ беседы, приводящий собеседника к определенному выводу. Сократ полемизировал с софистами, не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, а это требовало мужества. Дело в том, что Сократ всегда стремился к соблюдению законов и справедливости. Он имел множество учеников. Его жизнь было неотделима от его теоретических этических воззрений. Он не записывал своих суждений никогда (о них нам известно из комедий Аристофана, сочинений Платона и воспоминаний Ксенофонта), считая, что только живое общение может привести человека к самосовершенствованию. Сократ впервые подошел к душе как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Он считал душу психическим качеством человека, т.е. не понимал душу как материальное начало. Поэтому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает новый идеалистический взгляд на нее, позже разработанный учеником Сократа Платоном в трактате о душе. Сократ считал, что надо показать людям разницу между хорошим и плохим, а потом уж оценивать их поведение. Познавая добро и зло, человек начинает познавать самого себя. Сократу принадлежит заслуга исследовательского интереса к окружающему миру, на человека, на познание самого себя: «Познай самого себя», «Я знаю, что я ничего не знаю». Софисты отрицали существование абсолютной истины, подчеркивали относительность представлений о добре и зле, о мире. Сократ признавал абсолютное знание, которое человек может познать, передать другим через слово. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. Позже Платон отождествил мышление и внутреннюю речь. Сократ утверждал: знание – это понятие о предмете. Есть общая для всех знаний цель – понимание высшего блага, благо – это высшая истина. Бессознательное знание, которое до поры дремлет в душе нужно сделать осознанным. Сократ одним из первых поставил вопрос о необходимости метода, с помощью которого можно осознать бессознательное знание. Он думал, что это диалог учителя и ученика, при котором учитель направляет мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Метод, открытый Сократом, его знаменитая диалектика, получил название метода сократической беседы. Это был диалог с «наводящими размышлениями». Сократ никогда не преподносил в готовом виде знания, считая главным самостоятельное открытие истины человеком. Он вводил в свои беседы понятие гипотезы. Показывая, как неправильное допущение или предположение приводит к противоречиям суждений. Открытие каждого собеседника Сократа состояло в том, что всеобщее абсолютное знание в уме, из ума оно должно выводится. Можно говорить, что это была первая попытка проблемного обучения. Теория объективного идеализма Платона (428 – 348 гг. до н.э.) исходила из положений Сократа. Платон, как и Сократ, афинянин, он основал школу – академию (по имени покровителя местности - Академа, которую он купил). В самом начале его исследований в его теории появилась мысль о несовершенстве познания, которое познает лишь тени реальных истин. Его идеальные стремления были оторваны от жизни; его идея о внутреннем конфликте души стала популярна в психоанализе. Стадии формирования знания, по Платону, таковы: ощущение, память, мышление. Платон впервые заговорил о памяти, как о самостоятельном психическом процессе. Он дал памяти такое определение – «это отпечаток перстня на воске». Роль памяти в учении Платона важна еще и потому, что он представлял процесс познания в виде припоминания того, что душа знала в своей космической жизни и забыла при вселении в тело. Память – это хранилище всех знаний осознаваемых и неосознаваемых. Но при этом Платон считал память пассивным процессом, а активным – мышление. В основе системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний через образование понятий. Принцип познания. Он впервые пытался установить этапы формирования понятий. С Платона началось исследование вербального мышления, которое до XX века считалось единым видом мышления. Понятия признавались главным продуктом мышления (позже мы находим отголоски этой теории Платона у Л.С.Выготского, Ж.Пиаже) По Платону, душа постоянна и знания в ней содержатся неизменные; значит, само мышление – акт репродуктивный, а не творческий, хотя и оперирует понятием интуиция. Этот подход сохранился у Платона и к творчеству, в котором он признает, что в основе творчества лежит лишь репродуктивное воображение. В диалоге «О государстве» Платон дает теорию коллективного воспитания. Он считает, что индивидуальные способности людей надо распознавать еще в раннем возрасте. Необходимо делать «профессиональный отбор и тестирование детей», чтобы воспитывать их согласно предназначению (его можно воспитать воином, мудрецом, ремесленником). Итак, Платон – основоположник объективного идеализма, который впервые выделил этапы процесса познания, впервые обозначил роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, впервые заговорил о внутреннем конфликте души, т.е. борьбе мотивов. Идеи Платона были переосмыслены его учеником и последователем Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.). Трактат «О душе» - это первая психологическая монография. В ней обобщены все предыдущие теории в психологии. Врач Аристотель, как и его учитель, купил землю, построил на ней школу Ликей (Лицей), которая просуществовала почти 6 веков и была закрыта только в III веке н.э. Обучая в этой школе, он подходил к проблемам психики с естественнонаучных позиций, положив не математику, а биологию или медицину в основу психологии. В его учении о душе нет идеи конфликта, а есть идея развития и эволюционного перехода от одного уровня к другому. Он пересмотрел платоновское понимание души: «Душа есть форма реализации способного к жизни тела, она не может существовать без тела и не является телом». В целом, его концепция самая сложная и противоречивая. Существует 3 вида души: 1. Растительная (способна к размножению и питанию); 2. Животная (кроме растительных функций, есть сугубо животные); 3. Разумная (есть только у человека, т.к. он обладает мышлением). Каждая более совершенная душа – надстройка над предыдущей, т.е. впервые в психологии дана идея развития, генезиса души. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием живого мира: в отдельном человеке повторяются ступени развития органического мира. В этом обобщении - основа идеи, позже названной биогенетическим законом. По Аристотелю, человек не только живет в пространстве культуры, но и является ее носителем в душе. Аристотель вводит в свою теорию понятие всеобщего разума – нуса, как хранилища разумной части души после смерти человека. При рождении ребенка часть этого разума вселяется в тело новорожденного, Так и идет передача опыта. Нус – это не постоянная, а вечно меняющаяся культура, в которой каждое новое поколение людей привносит что-то свое. После смерти человека, часть его души (разумная) сливается с мировым разумом и обогащает его. Таким образом, Аристотель настаивал на способности человека и к творческому и к репродуктивному мышлению. Он - создатель первой в психологии развернутой теории познания, в которой не только раскрыта специфика каждого этапа познания, но и переход от единичного знания к обобщенному суждению и понятию. Для этого он вводит такие понятия, как «общее чувствилище» и «ассоциация». Сличение и переработка знаний происходит в чувствилище с помощью ассоциаций, т.е. впервые ассоциации представлены как механизмы познания. Только в XVIII веке Д.Гартли создал первую школу в психологии – школу ассоцианизма. Виды ассоциаций по Аристотелю: - по сходству; - по контрасту; - по смежности во времени и пространстве. Аристотель разделял воображение и фантазию, считая воображение использующим реальные представления. Если ассоциации – это механизмы переработки знаний на низших уровнях сознания, то логика на высших, т.к. логические операции – это операции мышлении, они помогают образованию понятий. Главная операция мышления – дедукция. Аристотель считал, что есть два вида мышления: логическое и интуитивное (в античной психологии рассматривалось как репродуктивное). Аристотель считал, что научное и художественное творчество носит новаторский, авторский характер (например, художники по-разному трактуют один сюжет). Аристотель разграничивал теоретический и практический разум, в их основе – разные функции мышления. Само по себе знание не делает человека нравственным (образование не равно хорошее воспитание). Нравственное поведение формируется в реальных поступках человека. Важно формировать не только действие ребенка, но его отношение к этим действиям. В воспитании нужен индивидуальный подход. Проблема регуляции поведения у Аристотеля рассматривалась в двух позициях: регуляция поведения с помощью эмоций и регуляция поведения с помощью разума. При этом он уверен, что бороться с эмоциями бесполезно, ведь положительные помогают совершать действия, а отрицательные мешают. В отличие от Платона Аристотель не рекомендует регламентировать чтение, музыку, он считает важным жанровое своеобразие в ходе воспитания. У человека не может быть истинной свободы, если он поддается эмоциям; свобода возможна только при разумной регуляции поведения. Для борьбы с аффектом, для его предупреждения Аристотель предлагает очищение (катарсис) – слезы радости, печали. В этой мысли – идея о психотерапевтической роли искусства, театра. Впервые Аристотель соотнес переживания человека с мотивацией поведения, с нравственной оценкой поступка. Таким образом, его взгляды – это несомненный вклад в психологическое знание, отложивший отпечаток на всю дальнейшую историю психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.80.42 (0.029 с.) |