Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика античной психологической мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Зарождение античной философии было обусловлено изменениями в материальной жизни, переходом от бронзы к железу в сфере производства, рабского труда, отделение ремесла от сельского хозяйства, классовой борьбы, приведшей к установлению рабовладельческой демократии. Следствием стали глубокие преобразования в жизни древних греков. Прежние мифические знания, верования, легенды постепенно вытесняются из сознания древних греков более объективными знаниями из медицины, математики, астрономии, географии, философии. У людей развивается критический взгляд на вещи, логика. Почти 20 веков психология находилась в русле философского знания и входила в науку, изучавшую общие закономерности развития общества, природы, человека – натурфилософию. Область психического не была только человеческой, не ограничивалась человеком, она распределялась на весь окружающий мир, которых признавался одушевленным, одухотворенным, божественным. Такой подход к окружающему миру был назван в философии панпсихизмом. Стремление психологии избежать сакральности (сакральный – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый), соединения веры со знанием, но не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и стала главной отличительной чертой научной философской психологии от донаучной. Но исследования первых психологов содержат все-таки представления о душе из мифов и религиозных представлений. Душа представлялась как активное начало, которое регулирует поведение человека; душа, считалась материальной и, якобы, состояла из тех же частиц, что и окружающий мир. Древние греки были убеждены в существовании первоосновы мира – некоего вещества или элемента, основного в материи Вселенной. Фалес (VI в. до н.э.) считал, что первоосновой везде является вода. Анаксимен (V в. до н.э.) считал главным элементом мира воздух. Позже идея о значении воздуха и его движении встречается у Эпикура. Первые представления о душе были связаны, т.о., с ее главным качеством – активностью как энергетической основой тела, которая приводит тело в движение. Но уже в VI в. до н.э. Анаксимандр пишет о «беспредельном начале», из которого все исходит и, в которое все превращается. Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита (V - IV в. до н.э.) стала частью психологических учений не только в древней Греции, но и в Древнем Риме. Так, Демокрит считал, что душа состоит из мелких и круглых атомов – активных и подвижных. Позже Гераклит высказал идею о Логасе, т.е. законе, который управляет силой, объясняет связь между событиями в жизни. Идея Логоса Гераклита доказала, что все в этом мире случайно не происходит, а подчинено законам. Именно идея Логоса вытеснила сакральность (вера в знания) и превратила психологию в науку. Идея о всеобщей причинной обусловленности была и в трудах Демокрита, но его критиковали Сократ, а позже и Платон из-за того, что идея детерминизма лишала человека свободы и воли. Постепенно на первый план стали выдвигаться в философии не функции души, а те законы, по которым человек отличается от всех живых существ. Например, Сократ утверждал, что душа – это не только источник активности, но и основа разума, человеческой нравственности. Эта идея продолжена в концепциях Платона и Аристотеля. В их время возникла идея о культуре как факторе, влияющем на развитие души. Таким образом, во времени изменялись приоритеты в психологических исследованиях. К III веку до н.э. еще нельзя было объяснить, из-за неразвитости таких наук как биология, анатомия, медицина, как строение атомов души может привести к качественному отличию человека от животного. На этом этапе развития философии психологические теории перешли из материалистической ориентации в идеалистическую. Если материализм выделил в душе главную черту – активность, то идеализм разум, нравственность, природу которую материализм объяснить не мог. Тогда Платон приходит к идее о нематериальности и вечности души. Одной из главных ее функций считали познание мира. Две ступени познания: ощущение (= восприятие) и мышление. Платон (IV в. до н.э.) впервые выделил память как отдельный психический процесс, как хранилище всех человеческих знаний. Все в мире относительно. Позже в IV в. до н.э. сначала Аристотель, а за ним и стоики уже выделили воображение и речь как познавательные процессы. Хотя, содержание этих процессов трактовалась иначе, чем в современной психологии, но представления о структуре познания были налицо. Демокрит в своей теории познания утверждал: знание базируется на ощущениях, а разум ведет к заблуждениям. Эпикур считал, что ощущения дают истинное представление о мире, а знания заблуждают нас. По Эпикуру, весь личных опыт человек приобретает в ощущениях, а эмпирические знания (доказанные на опыте) могут быть систематизированы разумом. Этот подход получил в философии название сенсуализм (сенсуализм [сэ], [лат. sēnsus чувство, ощущение]. Философское учение, признающее единственным источником познания ощущения), а в XVII – XVIII вв. он даже стал направлением науки. Другое направление в психологии познания, названое позже в философии рационализмом исходило из того, что знания о законах мира основаны только на разуме и не связаны или мало связаны с сенсорными данными. Такой же точки зрения придерживался Платон, стоики, а за ними Плотин (II в. н.э.). Таким образом, в познании мира в античное время выделилось два этапа: 1) сенсорного познания мира, сенсорного опыта, знания о конкретном, о тенях идеальных предметов; 2) этап рассуждения, этап разума, который может познать суть мира. Причем, эти вторые знания, идущие от разума человека, якобы, явление врожденное, они даны нам вместе с бессмертной душой. Таким образом, единства мнений на природу психики изначально в науке не существовало, как и на психические процессы, эмоции, разум. Время создания классических теорий Платона и Аристотеля. Оно отличается преобладанием практических интересов, способов, преодоления человеком жизненных препятствий, трудностей. Этот период назван эллинизмом, т.к. связан с распространением греческой культуры по всему миру. После походов А.Македонского в этот период внесены элементы культуры Востока, расцвет точных наук, поэзии. На первый план в философских и психологических исследованиях выступают интерес к человеку, мотивация его поведения, физическая организация человека, этическое и нравственное развитие человека, критерии оценки нравственности личности. От Сократа пошла идея о человеке как самостоятельной ценности, не подчиненной природе, стоящей выше и вне природы. Центральная проблема психологии этого периода – связь нравственности с активностью личности. Ведущие психологические школы этого периода – это стоики, эпикурейцы, киники, платоники. Все они по-разному отвечали на вопрос, какое поведение считать социально желательным: должен ли человек подчиняться правилам общества или он обязан следовать собственным представлениям о добре, зле, поведении. Главной причиной споров стоиков и эпикурейцев, например, был вопрос об отношениях личности с обществом. Эти вопросы представлены и в разных видах искусства того времени. Например, в драмах Софокла, Еврипида, Эсхила описаны житейские ситуации, из которых и вытекают эти вопросы. Киники в поисках свободы доказали, что человек должен освободиться от всего, что мешает ему стать самодостаточным, т.е., не зависеть от цивилизации – от хорошей одежды, дома, пищи, чувства стыда, от знаний. Таким образом, безграмотность, невежество, бесстыдство, негативизм по отношению к окружающим становились, по киникам, символами независимости. В наше время Э.Фромм назвал такую свободу «свободой от» и противопоставил ей «свободу для» (ограничения для собственного Я). Эпикур и его последователи считали, что эмоции могут быть связаны и с телесными и с духовными нуждами, которые более важны, ведь они могут освободить человека от зависимости, от внешнего мира. В этом плане наиболее последовательны стоики. Они выделили два вида детерминации и два вида свободы. Стоики утверждали, что внешней свободы не существует, т.к. человек не волен в выборе места рождения, смерти, судьбы. Внутренняя свобода – это свобода разума, это безграничность интеллектуальных возможностей в постижении мира и себя. Таким образом, в психологии античности (т.е. в психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима), можно условно выделить три этапа – зарождение и становление психологии (VII – IV вв. до н.э.), период классической греческой науки (III – II вв. до н.э.), период эллинизма (II в. до н.э. – III – IV вв. н.э.). На первом этапе развития психологии античности (VII – IVвв. до н.э.) появились первые научные концепции психики (как источника активности тела) + первая теория познания (самыми главными являются эмпирические знания, добытые опытом), теории эмоций (эмоции – регулятор поведения человека). Главные проблемы психологии были сформулированы так: 1. В чем функция души; 2. В чем содержание души; 3. Как идет познание мира; 4. Что является регулятором поведения, свободен ли человек в этой регуляции. На втором этапе развития истории психологии (классической греческой психологии) рассматривались следующие проблемы: 1. Возникли первые концепции психического (Платон, Аристотель); 2. Выявлены качественные отличия человека от других живых существ; 3. Выдвинута идея о том, что психика не только носитель активности, но и разума, нравственности, на нее влияет культура и духовный уклад общества; 4. Идея необходимости свободы для человека; 5. Разум, а не чувства – это главный регулятор поведения человека; 6. Разум – это источник объективных знаний об истинности в этом мире, которое не может быть связано с ощущениями. Третий период развития античной психологии – период эллинизма, когда основные психологические школы переместились в Рим из Древней Греции. Не дал принципиально новых подходов к изучению психики. Нет принципиально новых подходов к изучению психики, только модификация предыдущих концепций; открыты всего лишь новые факты по регуляции поведения, оценки деятельности человека и критериев такой оценки. К концу III в. н.э. религия доминирует над научными концепциями, возвращается сакральный подход к знаниям (когда все рассматривается с точки зрения веры или неверия). Начало античной психологии Первые психологические теории появились на рубеже VII – VI вв. до н.э. и были разработаны учеными двух философских школ: милетской и элейской. Фалес, один из ведущих ученых милетской школы, считал, что первоосновой мира, а, следовательно, и человека, т.е. его душой, является вода, без которой нет жизни, Анаксимандр и Анаксимен – его последователи, разделяя взгляд Фалеса на то, что сущее, первооснова – это материальная субстанция, придавали более значение воздуху, считая именно его вечно живой и изменяющейся основой. О предназначении души впервые заговорил Пифагор (VI в. до н.э.). Он основал школу по принципу «тайной ложи», которая могла бы взять на себя ответственности за развитие общества, устранять его недостатки. Пифагор отрицал равенство душ и считал, что в природе равенства вообще не существует. Под влиянием идеи Пифагора о необходимости формировать в обществе класс правителей из наиболее мудрых и самых просвещенных людей гораздо позже возникла идея Платона об идеальном обществе. Пифагор впервые описал такую идею: душа не может умирать вместе с телом конкретного человека, она должна развиваться соответственно своей цели – очищению, совершенствованию. При этом Пифагор не задавал вопрос, как человек познает мир и помощью этой души. Одним из первых, к этому вопросу обратился Гераклит (VI – V в. до н.э.). Он считал, что развитие мира, природы человека идет по непреложным законам, которые ни боги, ни тем более человек изменить не может. Этот закон – Логос, выраженный в слове, и есть та самая сила, которую человек считает своей судьбой. Первоосновой всего сущего является огонь, который, сгущаясь, превращается в воздух, в воду и землю. Гераклит внес в психологии идею постоянного развития и изменения. Его знаменитое изречение – «все течет, все изменяется» - стало одним из положений диалектики, а позже всплыло в теории потока сознания У.Джеймса. Гераклит считал, что не существует единой оценки для окружающих вещей, мира в целом. Это идея субъективной оценки стала одной из причин отрицания возможности познания мира последующими психологами, в частности Демокритом. Но именно у Гераклита, мы впервые находим мысль о двух этапах переработки знаний – ощущениях и разуме. Он считал, что разум способен постигать более общие и невидимые глазом вещи, разум постигает суть вещей, поэтому и выше ощущений. Проводя сравнение между душой и огнем, как первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства души степенью ее огненности (поэтому душа ребенка - сырая), т.е. Гераклит выдвинул идею развития души, он отождествил развитие психического с развитием интеллекта. К IV в. до н.э. греческое общество испытывало потребность в учителях, способных обучать высокопоставленных людей не имевших начального хорошего образования: их надо было научить излагать логично свои мысли, имению убеждать. Учителя – философы стали обучать людей власти общей культуре, риторике (искусство лектора), мудрости. Таких философов стали называть «учителями мудрости» - софистами. Наиболее известные из них – Протагор и Горгий. Благодаря им умение уйти от прямого ответа, привести несколько способов решения одной задача получило название софистики. Протагору принадлежит высказывание «человек есть мера всех вещей», он первым задал вопрос, можно ли воздействуя на человека в личном общении сделать его нравственнее, адаптировать его к социальным условиям, т.е. социализировать личность. Демокрит смог систематизировать взгляды живших до него психологов. Он получил возможность путешествовать, получая таким образом знания, и осознал относительность и субъективность знаний. Он стал автором теорий о первичных и вторичных качествах вещей, доказав неполноту знаний человека о мире. Первичные качества – те, что есть в предметах, вторичные – те, которых нет в предметах, их придумали люди «только во мнении людей есть кислое – сладкое, красное - зеленое». Демокрит впервые проанализировал все вопросы важные для психологии того времени: о душе, о познании, о свободе воли и регуляции поведения. Таким образом, он стал первым систематизатором знаний, полученных философской наукой. Основой его теорий стала атомистическая концепция его учителя – Левкиппа: так как душа тоже состоит из атомов, после смерти человека она рассеивается в воздухе, значит, душа смертна, как и тело. Душа есть не только у человека, но и у всех живых существ, причем, разница в душе животных не качественная, а количественная: у человека атомов души больше, чем у животных. Такой количественный подход к объяснению различий характерен для всех психологов первого периода античной психологии. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все заранее задано некоей причиной. Этот подход был назван всеобщим детерминизмом. Теория Демокрита стала ведущей материалистической концепцией. Диалектический подход к понятиям, который был у Гераклита, отразился в медико-психологических работах Гиппократа, который отстаивал необходимость эмпирических знаний в медицине. Он разработал учения о темпераментах, как о сочетаниях четырех видов жидкостей в организме: крови, слизи, желчи черной и желтой. Именно Гиппократ ввел понятие меры в медицину. Он также впервые говорил о дифференциации и об индивидуальных вариантах понимания человека (начало дифференциальной психологии).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.009 с.) |