Зарождение психологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение психологии как науки



К началу XIX века сложились новые подходы к психике, т.к. появились естественнонаучные предпосылки: например, физиология уже пользовалась только опытными данными. Чешский врач Й. Прохазка, француз Ф. Мажанди и англичанин Ч.Белл открыли различия между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Тогда и рефлекторная дуга Декарта оказалась правдоподобной. Механизм связи нервов через рефлекторную дугу, опытным путем доказанная зависимость функций организма и его поведения во внешней среде от сознания (души), стала первым открытием к началу XIX века.

Второе открытие, подорвавшее версию о существовании души было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний: какими бы стимулами на нервы не воздействовать результат будет одним и тем же – специфический для каждого из нервов эффект. Например, любое раздражение зрительного нерва дает ощущение вспышки света.

На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал «закон специальной энергии органов чувств»: никакой энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Т.е., И.Мюллер показал зависимость ощущений от объективных материальных факторов – внешнего раздражителя и свойств нервов.

Следующее открытие, подтвердившее зависимость психики от анатомии ЦНС легло в основу очень популярной науки френологии (теория связи между формой черепа и умственными способностями, а также моральными качествами человека). Австрийский анатом Франц Йозеф Галль (1758-1828), австрийский врач, создатель френологии, предложил (1810-19) теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга. Он разработал карту головного мозга, на которой различные способности размещаются в определенных участках мозга, а по шишкам на черепе определяли развитость психических процессов. При всей фантастичности френология привела ученых к экспериментальному изучению локализации психических фиукций в головном мозге. На самом деле, френология не выдержала экспериментальной проверки временем.

В ту пору в психологии доминировало учение об ассоциации, оно оставалось единственным направлением, которое не только описывало, но и объясняло факты. В Англии в этом направлении работали отец и сын Милли. Историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836), английский философ, историк и экономист, последователь философии Д. Юма, вернулся к идее о сознании как психической машине, работающей на основе ассоциаций. Он пытался доказать, что никаких врожденных идей не существует. Джон Стюарт Милль (1806-1873), английский философ и экономист, идеолог либерализма, сын Дж. Милля, основатель английского позитивизма, последователь О. Конта, находился под влиянием активно развивающейся химии и говорил о возникновении из простейших элементов сознания новых структур сознания. Ассоциация трактовалась им как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам. Работы Г.Гельмгольца шли в русле логики Джона Милля.

Следующим ученым – позитивистом, опиравшимся на достижения физиологии, стал Александер Бэн (1818-1903), английский психолог, представитель ассоциативной психологии. (Основал журнал «Майнд» (1876). Выдвинул понятие о механизме проб и ошибок для объяснения новых форм двигательной активности. Способствовал развитию экспериментальной психологии). Он уделял внимание уровням психической деятельности, связанным с телом, но мало зависящим от сознания, т.е. рефлексам, инстинктам («Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля»). А.Бэн выдвинул идею о «пробах и ошибках» как главном принципе организации поведения. Этому принципу он подчинял внешне-двигательную и внутри-мыслительную активность.

Английский философ и психолог Г.Спенсер (1820-1903), один из основателей философии позитивизма, считал, что психология должна развиваться на основе теории эволюции, т.е. в русле позитивизма. В позитивной психологии теория эволюции переплеталась с ассоцианизмом. Так, Спенсер пересмотрел предмет психологии: это соотношение внешних форм с внутренними, это ассоциации между внешним и внутренним, это связь сознания с внешним миром. Спенсер выделил этапы развития психики, исходя из того, что психика человека это высшая ступень психического развития.

Рассматривая каждый этап психического развития, Спенсер подчеркнул: значение разума состоит в том, что обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Идея связи интеллекта с адаптацией стала ведущей для психологии начала XX века. Распространив законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, Спенсер создал органическую теорию общества: он проанализировал разницу в психическом развитии людей из разных народов и времени и пришел к выводу, что часто повторяющиеся ассоциации закрепляются в мозге и передаются по наследству.

В учении следующего представителя ассоцианизма немецкого психолога и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), (немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма: в основе мира — множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного — симметрия, пропорции, ритм и т. п.) принцип ассоцианизма соединился с идеей апперцепции, зависимости восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия, идеей об активности души, роли бессознательного.

Подчеркивая разницу внутреннего и внешнего мира, Гербарт заменяет термин ощущение термином представление. Он развил теорию Лейбница о структуре души и выделил в ней три слоя:

- апперцепцию (область ясного сознания);

- перцепцию (область смутного сознания);

- бессознательное.

Огромное значение имеет идея Гербарта о динамике представлений, которые должны иметь силу и заряд. Два параметра – сила и время – давали возможность применить к исследованию психических процессов математические способы обработки данных. Это было важно, например, для изучения порогов ощущения. Концепция Гербарта была названа им «теорией статики и динамики представлений» и имела значение для процесса обучения. Гербарт предложил четыре принципа обучения: ясность, ассоциация, система, метод.

В середине XIX века в науках о живой природе вместо механики восторжествовал биологических подход. Был открыт закон сохранения и превращения энергии, было покончено с витализмом (направление в биологии, представители которого объясняют явления жизни действием якобы находящегося в организмах особого нематериального начала «жизненной силы», т.е. представление о том, что регулятором биологических процессов являются витальные жизненные силы, не существующие в неорганической природе). Сложились новая картина организма, которая не подчинялась законам неорганических тел (механике).

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) создал теорию об эволюции, о происхождении видов, их свойств и форм поведения. Ему удались впервые объединить данные многих наук и выявить механизмы филогенеза, обосновать учение о происхождении видов путем естественного отбора.

Факторы эволюции, по Дарвину, – это наследственность, изменчивость, отбор. В основе отбора – вымирание неприспособившихся и выживание приспособленных. Был отвергнут телеологический (учение, согласно которому всё в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей) взгляд на мир. Дарвин утверждал, что в неживой природе есть законы механической причинности, а биологической причинности присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в т.ч. и психической.

Два главных труда Дарвина – «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор» - утвердили в психологии окончательно и бесповоротно принцип развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.006 с.)