Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение психологии как наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К началу XIX века сложились новые подходы к психике, т.к. появились естественнонаучные предпосылки: например, физиология уже пользовалась только опытными данными. Чешский врач Й. Прохазка, француз Ф. Мажанди и англичанин Ч.Белл открыли различия между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Тогда и рефлекторная дуга Декарта оказалась правдоподобной. Механизм связи нервов через рефлекторную дугу, опытным путем доказанная зависимость функций организма и его поведения во внешней среде от сознания (души), стала первым открытием к началу XIX века. Второе открытие, подорвавшее версию о существовании души было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний: какими бы стимулами на нервы не воздействовать результат будет одним и тем же – специфический для каждого из нервов эффект. Например, любое раздражение зрительного нерва дает ощущение вспышки света. На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал «закон специальной энергии органов чувств»: никакой энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Т.е., И.Мюллер показал зависимость ощущений от объективных материальных факторов – внешнего раздражителя и свойств нервов. Следующее открытие, подтвердившее зависимость психики от анатомии ЦНС легло в основу очень популярной науки френологии (теория связи между формой черепа и умственными способностями, а также моральными качествами человека). Австрийский анатом Франц Йозеф Галль (1758-1828), австрийский врач, создатель френологии, предложил (1810-19) теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга. Он разработал карту головного мозга, на которой различные способности размещаются в определенных участках мозга, а по шишкам на черепе определяли развитость психических процессов. При всей фантастичности френология привела ученых к экспериментальному изучению локализации психических фиукций в головном мозге. На самом деле, френология не выдержала экспериментальной проверки временем. В ту пору в психологии доминировало учение об ассоциации, оно оставалось единственным направлением, которое не только описывало, но и объясняло факты. В Англии в этом направлении работали отец и сын Милли. Историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836), английский философ, историк и экономист, последователь философии Д. Юма, вернулся к идее о сознании как психической машине, работающей на основе ассоциаций. Он пытался доказать, что никаких врожденных идей не существует. Джон Стюарт Милль (1806-1873), английский философ и экономист, идеолог либерализма, сын Дж. Милля, основатель английского позитивизма, последователь О. Конта, находился под влиянием активно развивающейся химии и говорил о возникновении из простейших элементов сознания новых структур сознания. Ассоциация трактовалась им как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам. Работы Г.Гельмгольца шли в русле логики Джона Милля. Следующим ученым – позитивистом, опиравшимся на достижения физиологии, стал Александер Бэн (1818-1903), английский психолог, представитель ассоциативной психологии. (Основал журнал «Майнд» (1876). Выдвинул понятие о механизме проб и ошибок для объяснения новых форм двигательной активности. Способствовал развитию экспериментальной психологии). Он уделял внимание уровням психической деятельности, связанным с телом, но мало зависящим от сознания, т.е. рефлексам, инстинктам («Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля»). А.Бэн выдвинул идею о «пробах и ошибках» как главном принципе организации поведения. Этому принципу он подчинял внешне-двигательную и внутри-мыслительную активность. Английский философ и психолог Г.Спенсер (1820-1903), один из основателей философии позитивизма, считал, что психология должна развиваться на основе теории эволюции, т.е. в русле позитивизма. В позитивной психологии теория эволюции переплеталась с ассоцианизмом. Так, Спенсер пересмотрел предмет психологии: это соотношение внешних форм с внутренними, это ассоциации между внешним и внутренним, это связь сознания с внешним миром. Спенсер выделил этапы развития психики, исходя из того, что психика человека это высшая ступень психического развития. Рассматривая каждый этап психического развития, Спенсер подчеркнул: значение разума состоит в том, что обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Идея связи интеллекта с адаптацией стала ведущей для психологии начала XX века. Распространив законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, Спенсер создал органическую теорию общества: он проанализировал разницу в психическом развитии людей из разных народов и времени и пришел к выводу, что часто повторяющиеся ассоциации закрепляются в мозге и передаются по наследству. В учении следующего представителя ассоцианизма немецкого психолога и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), (немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма: в основе мира — множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного — симметрия, пропорции, ритм и т. п.) принцип ассоцианизма соединился с идеей апперцепции, зависимости восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия, идеей об активности души, роли бессознательного. Подчеркивая разницу внутреннего и внешнего мира, Гербарт заменяет термин ощущение термином представление. Он развил теорию Лейбница о структуре души и выделил в ней три слоя: - апперцепцию (область ясного сознания); - перцепцию (область смутного сознания); - бессознательное. Огромное значение имеет идея Гербарта о динамике представлений, которые должны иметь силу и заряд. Два параметра – сила и время – давали возможность применить к исследованию психических процессов математические способы обработки данных. Это было важно, например, для изучения порогов ощущения. Концепция Гербарта была названа им «теорией статики и динамики представлений» и имела значение для процесса обучения. Гербарт предложил четыре принципа обучения: ясность, ассоциация, система, метод. В середине XIX века в науках о живой природе вместо механики восторжествовал биологических подход. Был открыт закон сохранения и превращения энергии, было покончено с витализмом (направление в биологии, представители которого объясняют явления жизни действием якобы находящегося в организмах особого нематериального начала «жизненной силы», т.е. представление о том, что регулятором биологических процессов являются витальные жизненные силы, не существующие в неорганической природе). Сложились новая картина организма, которая не подчинялась законам неорганических тел (механике). Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) создал теорию об эволюции, о происхождении видов, их свойств и форм поведения. Ему удались впервые объединить данные многих наук и выявить механизмы филогенеза, обосновать учение о происхождении видов путем естественного отбора. Факторы эволюции, по Дарвину, – это наследственность, изменчивость, отбор. В основе отбора – вымирание неприспособившихся и выживание приспособленных. Был отвергнут телеологический (учение, согласно которому всё в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей) взгляд на мир. Дарвин утверждал, что в неживой природе есть законы механической причинности, а биологической причинности присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в т.ч. и психической. Два главных труда Дарвина – «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор» - утвердили в психологии окончательно и бесповоротно принцип развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.006 с.) |