Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Методические основы чтения лекцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Структура лекции и ее методическое оснащение; 2. Ошибки лектора и советы лектору. Вопрос. Основательная и всесторонняя подготовка к лекции – это всего лишь потенциальная возможность ее прочтения. Лекция совершается на глазах у слушателей, поэтому от методически грамотного ее чтения зависит, полюбят ли слушатели, преподносимую науку, захотят ли ею заниматься. Самое трудное в публичной лекции ее начало: первые слова, обращенные к аудитории, уже должны привлечь внимание и создать настрой на будущее. Первое представление о лекции содержится в формулировке ее темы. Формулировка должна быть по возможности краткой, выражать суть главной идеи, быть привлекательной по форме. Лектор указывает на значение данной темы, на последующее усвоение знаний, говорит, как материал может повлиять на развитие личности студента, насколько материал существенен для профессионального становления студентов. Далее лектор сообщает цель лекции и диктует ее план, при этом желательно ориентировать аудиторию на последующий контроль знаний (когда и как, по каким вопросам будет осуществлен контроль). Полезно указать на преемственность материла, связь с прошлым и будущим. Темп изложения вводной части лекции должен быть выше темпа изложения основной части, это делается с целью заставить студентов психологически собраться и сосредоточится, среднее время 5-7 минут. Переход к изложению первого вопроса в основной части происходит после паузы, дающий возможность сосредоточится и подготовиться к восприятию материала. Во время паузы лектор должен проверить все ли слушатели готовы к воспроизведению лекции (позы, выражение лиц, разговоры). Опытный преподаватель, заметив не готовых к восприятию студентов, произносит краткую мобилизующую фразу, останавливает взгляд на нерадивых, называет фамилии или имена и не тратит время на длительные замечания (одна ироничная фраза – инцидент исчерпан). По форме построения и изложения материала лекции разнообразны, и многих преподавателей высшей школы не удовлетворяет пассивность аудитории. Для того, чтобы преодолеть этот недостаток, нужно всеми возможными способами придать лекции проблемный характер, который побуждает аудиторию к познавательной активности, творчеству. К активным средствам чтения лекции можно отнести: обращение к студентам с вопросами, уточнение понимание основных фактов и идей темы; организация мини споров, дискуссий, столкновение разных точек зрения по выдвинутым положениям; постановка вопросов, задач с множественностью решений; индивидуальный стиль изложения материала; обеспечение обратной связи. Чрезвычайно важное значение для процессов преподавания имеет чувство аудитории как неотъемлемая, специфическая способность лектора, проявляющаяся в возможности видеть всю аудиторию и заботиться о ее познавательной активности. Лектор должен постоянно следить за содержанием и формой изложения и за лимитом времени, (учитывать по каждому вопросу темы). Многое зависит от личных качеств лектора. От его способности раскрыть свои возможности, личную позицию к читаемой дисциплине, к своей коммуникативной способности, дидактические способности, уровень профессиональных знаний. Это нелегкая работа, поэтому опыт и специальная тренировка приходит на помощь лектору. В общении с аудиторией существенную роль играют речь, жесты, позы, манеры и весь облик лектора. Устная речь лектора, ее внятность, точность, эмоциональность, образность определяют понимание и усвоение материала. Образность речи, использование таких ее стилистических фигур как сравнение, риторические вопросы, персонификации, метафоры, аллегории, гиперболы, а также совершенствование выразительности речи с помощью цитат, афоризмов, пословиц, поговорок является своеобразной словестной наглядностью. Важным признаком мастерства лектора является темп его речи, начинающие преподаватели обычно говорят быстро, поэтому студенты не успевают, не только осмыслить сказанное, но и иногда записывать. Более половины всех взрослых людей не в состоянии запомнить на слух предложение из 13 слов, а длинные (18 слов) предложения способны понять не более 15% аудитории. Если цепочка слов больше 6 секунд слушатели теряют нить фразы, поэтому оптимальной считается скорость чтения лекции, равная не более 2 словам в секунду. Тем не менее, лекция должна быть динамичной. Все, что является важным, основным, существенным, важным – должно произносится медленнее, интонационные подчеркивания, акцентироваться и при необходимости повторить. Это и дает студенту возможность записать существенную информацию. Но диктовать лекцию не рекомендуется даже по требованию студентов. Существенная особенность речи лектора – громкость: слишком громкая речь утомляет нервную систему, истощает ее, а у некоторых студентов приводит даже к потере работоспособности, и напротив, очень низкая речь действует убаюкивающе, вызывает скуку. Высокий тембр напрягает или утомляет быстрее, чем низкий. Устная речь, включает в себя интонации, логические паузы, которыми лектор и выражает эмоциональное отношение к учебному материалу. Лучшими чертами в облике являются: корректность, воодушевление, уверенность дружеский тон. Хороший лектор всегда следует принципу «мы», а не «я» и «они», что помогают демонстрировать и невербальные компоненты лекции. Заинтересованные слушатели обычно смотрят в лицо оратора, поэтому рекомендуется постоянно следить за выражением своего лица, а при необходимости тренироваться перед зеркалом, насыщая разными эмоциями произносимый текст. Потерять визуальный контакт очень просто: стоит только иногда посмотреть в окно, на стены, опускать глаза, поднять к потолку, уткнуться в записи или одну точку. Обижает и смущает пустой взгляд «аудитория – пустое пространство». Зрительный контакт с аудиторией это контакт глаз и с аудиторией в целом, и с каждым слушателем отдельно. Такой контакт достигается медленным переводом взгляда с одной части аудитории на другую, избегая при этом упорного взгляда (не более 30 секунд). Если лектор воодушевлен целью и обращается к аудитории, призывает ее к соучастию, то и слушатели отвечают расположением. Поза лектора может выражать как уверенность, устойчивость, так и скованность, робость. Поэтому поводу психологи дают совет упражняться в манере правильно стоять до тех пор, пока ощущение равновесия, устойчивости не станет привычным. Слушая лекцию, студенты обычно присматриваются к нему: они обращают внимание не только на технологии общения, конкретные методические приемы, но и на то, как он стоит, какое выражение лица, то есть на неосознаваемом уровне делают для себя вывод, на сколько, симпатичен им этот человек, станут ли воспринимать то, что он скажет. Умение владеть собой, правильно пользоваться жестами – задача нелегкая, ведь в сочетание со словами именно жесты усиливают их звучание. Если у лектора возникает желание сделать жест, движение, подавлять его не следует, но жесты должны быть непроизвольными. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании ее жестом, жестикуляция – не непрерывный процесс, это всего лишь элемент позы, требующий разнообразия и новизны. Если в процессе чтения лекции преподаватель не позаботится о ее завершении, то время на итог, выводы не будет рассчитанным, лекция может быть прервана на полуслове. Обычно для заключения по теме необходимо 5-7 минут: за это время он должен кратко остановиться на основном моменте темы, подводя итог сказанному, можно дать указания и рекомендации по самостоятельной работе студентов и литературе, с которой они обязаны познакомиться. Не менее существенно ответить на вопросы аудитории. Завершать лекцию нужно конструктивно по содержанию («пробежка» по основным выводам) и положительно по эмоциональному настрою. Студенты должны уйти с лекции в хорошем настроении, активном тонусе, но – главное – заинтересованными, с желанием завтра слушать этого лектора. Вопрос Можно выделить ряд типичных ошибок препятствующих восприятию, успешному усвоению студентами учебного материала. Ошибки лектора (В. С. Герасимова): 1. Частое и неоправданное употребление научной терминологии без соответствующего пояснения, обязательных повторов, обязательного разъяснения смысла лексического значения терминов; 2. Высокая плотность новых понятность (желательно вводит менее 10 терминов, помня об объеме внимания); 3. Неточный, тяжелый, сухой язык изложения; 4. Когда лекция носит сугубо теоретический характер: излагаются научные идеи, методы исследования, описания экспериментов, но совсем отсутствуют сведения об их практической ценности, использовании в жизнедеятельности человека, в науке, и в быту; 5. Прикованность лектора к конспекту; 6. Страх перед аудиторией (обусловлен различными факторами); 7. Демонстрация высокомерия: иногда неосознанно лектор встает на позицию «я» и «они» («я» - знающий, трудолюбивый, а «они» - ленивые, глупые…). Это и создает ощущение дистанции и отчуждения между студентами и лектором. 8. Демонстрация менторской позиции (назедающий, поучающий). Целесообразнее, особенно молодым преподавателям, занять позицию делового содружества, соучастия в процессе. Советы молодому педагогу (Ю. Г. Шнайдер): 1. Серьезно относитесь к вводной лекции; 2. Быть самим собой; 3. Студенты должны чувствовать систему; 4. Темп должен быть выбран средний; 5. Не переоцените заинтересованность студентов лекциями; 6. Не впускайте опоздавших в аудиторию (если сами не опаздываете); 7. Не жалей времени на объяснение основ (лучше меньше, но глубже) 8. Дай понять студентам, что будет хороший конспект; 9. Не вещай, не читай, а беседуй; 10. Читай не быстро и не медленно, увлеченно; 11. Заглядывай в конспект, давая понять, что делаете это, чтобы не нарушать схему лекции; 12. Где и как можно высказать свое отношение к какому-либо вопросу; 13. Доказательства бывают 3-х видов; не используйте доказательство от лукавого; 14. Читай еще что будет; 15. Старайся выдать жалкий, но экспромт; 16. Приводите примеры из области близкой студентам; 17. Студенты должны быть соучастниками процесса; 18. Не умиляйтесь и не гордитесь, если ставите двойку или пятерку, и, наоборот; 19. Учись; 20. Будь хозяином положения; 21. Не умиляйся, если один из сотни задаст вопрос; 22. Не доводи до штурмовщины и зубрежки. Тема: Виды лекций и варианты их чтения План: 1. Лекция в системе профессионального обучения; 2. Проблемная лекция; 3. Популярная лекция. Вопрос. В настоящее время в профессиональном образовании используются разнообразные модели обучения, отличные друг от друга по целям обучения, содержанию и характер педагогического управления. Это такие модели: описательно – иллюстративные; бихевиорально – технологические; поэтапного формирования умственного действия; проблемная; контекстная. К последней технологии профессионального обучения можно отнести, А. А. Вербицким знаково – контекстную модель. Он критикует традиционные модели обучения за отсутствие в них связи теории с практикой; такие модели не развивают у будущих специалистов профессионального мышления, умение решать профессиональные задачи и самостоятельно принимать комплексные решения, то есть студенты бесправны и пассивны. А в контекстной модели специально создана такая ситуация внешних и внутренних условий деятельности человека, которые не просто влияют на восприятие и понимание конкретной ситуации, но и заставляет преобразовывать эту ситуацию. Контекстное обучение предполагает усвоение информации сразу же в контексте будущей профессии, ведь специалиста можно развивать только в ходе анализа и разрешения профессиональных проблем. А. А. Вербицким сформулированы основные принципы контекстного обучения: 1. Личная включенность студента в учебную деятельность; 2. Моделирование в учебной деятельности содержания, форм, условий профессиональной деятельности. 3. Проблемность и в содержании, и в процессе учебной деятельности. 4. Адекватность форм организации целям обучения, то есть профессиональной подготовки; 5. Ведущей роли совместной деятельности (студент – студент, студент преподаватель); 6. Принцип единства обучения и воспитания профессионала. В контекстном обучении существуют 3 базовые формы деятельности: 1. Учебная активная деятельность (информационная лекция); 2. Квазипрофессиональная деятельность (деловая игра, как форма аудиторной работы, в которой воссоздается предметное, социальное, психологическое содержание профессионального труда); 3. Учебно - профессиональная деятельность, в ней студент выполняет функции специалиста (это производственная практика, написание курсовых и дипломных работ, когда учебная деятельность переходит в профессиональную) Контекстная лекция предполагает такие формы академического обучения как: проблемная лекция; лекция – визуализация; лекция вдвоем; лекция с запланированными ошибками; лекция пресс-конференция. В контекст будущей профессии может быть включен любой из видов этих лекций в виде профессиональных иллюстраций к основным положениям. На семинарских и практических занятиях особенно популярна деловая игра, ввод студента в ситуацию профессиональной деятельности и выработка профессиональных умений и навыков. Вопрос. Идеи проблемного обучения достаточно давно возникли в дидактики. Известные идеи были предложены Д. Брунером, Дж. Льюи,,Н.Я. Лернером, А. М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым, В. Оконь. Некоторые ключевые понятия проблемного обучения – это проблемная ситуация, демонстрация психического состояния при нехватке знаний (противоречие между знанием и незнанием, побуждающее к действию); проблемная задача, когда уже выделено условие и искомое и решение может быть найдено известным способом. Построение проблемной лекции учитывает принцип проблемности в содержании учебного материала и в его обучающих функциях. Содержание проблемной лекции представлено не в виде текста, излагаемого педагогом, а в виде учебных проблем, внутри которых отражаются реальные противоречия науки, практики, учебной деятельности. Процесс обучения построен как диалог и как взаимодействие. Проблемное изложение осуществляется на разных уровнях: 1 уровень. Изложение материала самим преподавателем в виде беседы с аудиторией, с постановкой исследовательских задач. Большую роль в этом играет эмоциональный настрой самого преподавателя. Проблемная лекция этого уровня имеет недостаток: деятельность слушателей всего лишь сопереживание. 2 уровень достигается при чтении проблемной лекции, если преподаватель создает проблемные ситуации, формулирует противоречия, а учащиеся включены в его обсуждение, преподаватель только направляет дискуссию, может сам выдвигать гипотезу. В этом случае студенты личностно и интеллектуально активны. Изложение материала лекции идет как озвучивание мышления. Проблемная лекция выполняет следующие дидактические функции (А. М. Матюшкин, Б. Ц. Бадмаев): 1. Активизирует внимание студентов; этому способствует проблемное начало лекции и атмосфера оживляемая решением задачи; 2. Развивает творческое мышление: по данным А. М. Матюшкина при проблемном обучении более 70% студентов справляются с задачами высшего уровня сложности, а при традиционном обучении лишь 15%; 3. В ходе лекций происходит формирование навыков обучения; научной дискуссии и научного мышления; 4. Проблемная лекция включает студентов в обсуждение реально существующих и научных проблем (по В. Я. Ляудис). Но проблемную лекцию не всегда можно использовать, ведь для ее организации нужны и достаточный уровень знаний студентов, их профессиональная подготовка и определенный интеллектуальный уровень, и интерес к самой проблеме. Да и чтение такой лекции доступно не всем лекторам: необходим высокий уровень профессионализма, многолетний опыт чтения лекций, умение прогнозировать ход дискуссии, блестящее знание материала, хорошая методическая подготовка и специальная тренировка. Вопрос. Популярная лекция – одна из форм просветительской деятельности психолога. Цели: 1. Способствовать расширению и углублению психологических знаний у населения, формирование знаний о психологии, то есть обеспечение психологической грамотности; 2. Личностный и профессиональный рост людей, гармоничные отношения между ними. Как ни парадоксально, но реализация этих целей для профессиональных психологов сложна. Самоукина Н. В. считает, что профессионально хорошо подготовленные психологи не качественно читают лекцию. Качество зависит от: избранной темы; содержания информации; методики изложения; мастерства. Тему для популярной лекции подбирает сам лектор, он руководствуется характером аудитории, возрастным и половым ее составом, подготовки, о которой должен получить сведения заранее. Только при этом условии программируется содержание лекции. Лектор должен позаботиться о том, чтобы тематика была интересна аудитории: например, младшему школьнику будут интересны психологические игры, демонстрация занимательных опытов и загадок; подросткам – о межличностном отношении, о дружбе со сверстниками, с другим полом, об экстрасенсорных способностях; излюбленные темы юношей – психология характера, способностей, совместимости, проблемы любви и брака; родителей обычно волнуют проблемы воспитания детей разного возраста, возможности помочь детям учиться наладить общение с собственным ребенком; а если в аудитории будут профессионалы, их будет интересовать, чем психолог может помочь их личностным проблемам и в профессиональной деятельности. Содержание популярной лекции может быть охарактеризованным теми же критериями, что и академическая лекция: она должна строится на научной основе, быть занимательной (вызывать живой отклик аудитории). Но степень научности здесь не столь велика как в академической лекции: ссылки на имена и эксперименты ученых должны быть весьма ограниченны, достаточно в начале лекции указать концепцию, в рамках которой будет изложен материал и назвать авторов. Теоретические рассуждения в лекции не целесообразны, а описание длительных научных экспериментов сделает лекцию малопонятной. Доступность достигается понятной терминологией: если студент – психолог должен научиться мыслить языком науки, то у слушателя популярной лекции такой цели нет. Количество специальных слов быть минимальным, а термины, без которых никак нельзя обойтись нужно уметь объяснить на бытовом языке сразу при первом употребление и многократно повторять эти разъяснения при каждом употреблении данного термина, тогда текст будет уяснен. При подготовке популярной лекции следует особое внимание уделить доказательности информации, которая во многом зависит от подбора жизненных примеров, опоры в примерах на слушателей, подходящих иллюстраций. Объем популярной лекции ограничен: обычно объем информации готовится на максимум 30-50 минут изложения в зависимости от возраста слушателя. Занимательность (= интересность) лекции имеет первостепенное значение и содержание будет интересным при условии, что ее материал будет новым для слушателей, приближенность к жизни, имеет для слушателей личностный или профессиональный смысл. Процесс чтения лекции сугубо индивидуален, то есть зависит от индивидуальных особенностей лектора и его подготовленности. Методические рекомендации по чтению популярной лекции: 1. Установить контакт с аудиторией: это должны быть равноправные отношения, вместо «я» - «мы», без возвышения над аудиторией, без возмущения по поводу незнания; 2. Включать в лекцию элементы беседы и рассказа; 3. Следить за аудиторией, постоянно держать обратную связь и менять манеру чтения, соотнесения ее с эмоциональным состоянием аудитории; 4. Соблюдать оптимальный темп, не торопиться, следить за энергетикой аудитории. 5. Следить за речью; 6. Стараться быть самим собой; 7. На завершающем этапе для особо заинтересовавшихся слушателей порекомендуйте, опишите интересные книги, фильмы по теме; сделайте резюме, создайте оптимальный настрой у слушателей. Тема: Методика подготовки и проведения семинарских и практических занятий План: 1. Семинарские занятия: цели, возможности, подготовка; 2. Практические занятия; 3. Лабораторные занятия: опыты и демонстрации. Вопрос Семинарские занятия проводились еще в римских школах как сочетание диспута, сообщений учеников и комментариев преподавателя. В современной средней и высшей школах широко распределяется как своеобразное практическое занятие. Это одна из активных форм обучения в ВУЗе. Цели семинара: 1. Углубление изученного теоретического материала; 2. Формирование навыка самостоятельной переработки научных текстов, обобщение материала, развитие критического мышления студентов; 3. Развитие самостоятельности в освоении знаний, творческих способностей и инициативности; 4. Формирование у студентов навыка публичного выступления, способности рассуждать перед аудиторией и защищать собственную точку зрения. В практике современного обучения используют следующие виды семинара: семинар – конференция (студенты выступают с докладами. которые сразу же обсуждается всеми участниками группы под руководством преподавателя; в профессиональном обучении семинар лучше строить в русле избранной студентами профессии, тогда теоретические сведения из обсуждения войдут в их профессиональный арсенал); семинар – дискуссия (проблемный семинар; упор делается в ходе научной дискуссии на инициативность студентов в поиске материалов и участие их в дискуссии; очень важно чтобы источников информации для докладов и обсуждений было как можно больше, чтобы в дискуссии были представлены различные точки зрения на проблему; организатор - преподаватель); вопросно-ответная форма используется для обобщения уже пройденного материала. Процедура проверки прости: преподаватель задает вопрос, желающие отвечают, преподаватель комментирует, контроль преподавателя за результатом обязателен. Развернутая беседа по плану: беседа используется при освоении особо трудного материала. Инициатор беседы преподаватель, студенты выступают с подготовленными сообщениями или высказывают собственное мнение, при этом обязательно следя по плану. Обсуждение фильмов, опытов, экспериментов, оформление текстового материала в таблицы и схемы.Учебно-ролевые игры. Для их проведения всегда заранее определяются вопросы для обсуждения (3 - 4) и критерии оценки выступающих. Группа разбивается на микрогруппы (в зависимости от характера материала), в них распределяются роли организаторов, докладчиков, содокладчиков (практика), критика или оппонента и оформителя. преподаватель или жюри из студентов по объявленным заранее критериям оценивают параметры выступления. Основное внимание – качеству информации, научности, значимости, доступности, занимательности. Возможности семинара в обучении значительно выше, чем лекции, ведь на семинаре 1. Происходит снятие психологических барьеров у студентов, пропадает стеснительность, неловкость, неуверенность при общении с преподавателем; 2. Студенты становятся более активными, они закрепляют на семинаре знания, учатся доносить мысль до слушателя, навыки дискуссии, публичного выступления, общения, лучше запоминается материал; 3. Преподаватель имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал и пополнить его полной информации; 4. На семинаре преподаватель получает возможность лучше узнать студентов, их типичные ошибки, свои собственные недочеты, а это позволит ему своевременно вносить изменения в читаемый курс, корректировать и улучшать ситуацию общения. Подготовка преподавателя к семинару происходит в такой последовательности: сначала он просматривает учебную и методическую литературу по теме, формулирует название темы семинара соответственно цели и характера информации. После этого составляется план с вопросами для обсуждения, а список литературы для ответов на эти вопросы дается обязательно с указанием страниц. Литературу к семинару отбирают с учетом ее новизны (как правило лучше новые издания), объема, сложности текста, доступности для понимания и доступности в поиске. Многие педагоги используют с этой целью хрестоматии, статьи и специально разработанные методические пособия. Преподаватель обязан сообщить студентам критерии оценивания их выступления и указание временного показателя. Преподавателю желательно готовить заранее вопросы для контроля и проверки усвоения учебного материала студентами и порции дополнительного материала, которые может оказаться новым. Кроме того по каждому вопросу плана учитель заранее готовит резюме, кратко формулируется одной – двух фразах информация для записи в тетрадях. План и методические рекомендации по подготовке семинара предоставляется студентам заранее. Методически грамотным будет после семинара проведение анализа его эффективности для предупреждения ошибок. Вопрос. В отличии от семинарских практические занятия предназначены прежде всего для систематизации основных понятий. Цели: 1. Помочь студентам осмыслить материал; 2. Установить связи теории и практики; 3. Научить переносить знания в новые ситуации; 4. Помочь студентам осознать связь научного знания с будущей профессией. Дидактические средства, используемые на практических занятиях: 1. Различного рода учебные задачи (прямые, косвенные, профессиональные, задания, частные вопросы); 2. Задания на составление таблиц, схем, освоение инструкций, интерпретации результатов диагностики и др.; 3. Опыты и демонстрации; 4. Задания по профессиональной деятельности; 5. Изучение диагностических методик (цель, процедура, обработка, интерпретация данных). Подготовка к практическому занятию иная чем к семинару: преподаватель должен выделить для себя недостающие аспекты учебного материала по каждой теме и по каждому из аспектов подготовленности по 2 – 3 задания для практического занятия. Сделать это трудно, так как публикуемые в учебниках задания громоздки, объемны, не соответствуют целям. Приходится обращаться к специальным изданиям или придумывать задания самим. Сложность этой работы повышается за счет того, что таких заданий только на одно практическое занятие нужно иметь десятки таких заданий. Вопрос. Лабораторные занятия необходимое звено учебного процесса в ВУЗе; по психологии это, как правило, одна из форм обучения по курсам общей и экспериментальной отраслей. Цель лабораторного занятия – обучить исследовательскому подходу в изучении психологии как науки. Именно здесь студент знакомится с основами эксперимента, наблюдения, использует другие методы исследования; ему прививают профессиональный интерес к экспериментальной работе – он приобретает первые навыки проведения опытов и обработки ряда классических методик. Понятно, что это способствует усвоению более глубоких материалов науки. Существует 2 вида лабораторных занятий: 1. Занятия в специальных лабораторных условиях с использованием технической аппаратуры и оборудования; 2. Лабораторные занятия проводятся в общих аудиториях. Разработку лабораторных занятий осуществляет сам преподаватель, обращается при этом к известным пособиям Б. М. Сосновского и под редакцией преподавателей МГУ – это лабораторные практикумы по общей психологии или практикумы по экспериментальной психологии. На лабораторных занятиях студентам предоставляется возможность пройти диагностическое обследование с помощью множества аппаратурных методик (например, познакомится с работой детектора лжи). Успешное знакомство с экспериментом возможно при ознакомлении студентов с определенными правилами; с их ознакомлением: 1. Предварительно, тщательно ознакомится с необходимыми вопросами теории, с уже имеющимися в науке результатами, с методикой предстоящего эксперимента, с техническим оборудованием для него и с аппаратом математической обработки полученных данных; 2. В связи со строгим лимитом времени лабораторно-практических занятий студенты обязаны знать и четко выполнять рабочие обязанности экспериментатора, ассистента, испытуемого, наблюдателя; 3. При оформлении и анализе лабораторных работ по специальным требованиям следует обратить особое внимание на формулировки и аргументацию выводов по результатам. Именно эти описания результатов, четкость формулировок выводов и должны учитывать при зачете лабораторных. В обычной аудитории проводят только те лабораторные, которые не требуют специального оборудования; как правило это работы с диагностическими тестами для которых достаточно наличия текстовых заданий, инструкций, бланков ответов. Именно лабораторно – практические занятия отрабатывают навык постановки диагноза, обработки индивидуальных и групповых результатов, их интерпретация. Задачи преподавателя – обеспечить понимание студентами каждого из этапов эмпирического исследования, проконтролировать уровень усвоения этих позиций в конце. Такой контроль осуществим только при небольшом количестве студентов в группе, поэтому для лабораторно-практический занятий группа делится на подгруппы (пополам). На аудиторных лабораторных занятиях обычно выполняют и самые разные упражнения для выработки профессиональных навыков консультирования, делового взаимодействия, психотерапии: это может быть работа в парах, техника пустой стул, групповой портрет и др., известные в психотерапии приемы (подобно упражнениям на тренинге). На лабораторных занятиях целесообразно организовывать демонстрацию и опыты с последующим обсуждением и выводами. Демонстрация – это показ преподавателем фрагментов экспериментов, иллюстрации некоторых психологических закономерностей или связей между психическими явлениями. Обычно к демонстрациям относят подобного рода показы: иллюзии восприятия, фрагменты учебного фильма, театрализацию как демонстрацию, ситуации, в которых бы проявлялись закономерности психики. Опыт предполагает выполнение определенных действий со студентами с целью убедиться в достоверности психического явления: например, это может быть опыт по установлению различий между ощущением и восприятием. Опыт игра, разыгрывание ситуаций: преподаватель дает краткое описание ситуаций, которую студент должен разыграть, задаются вопросы, ответ, на который да или нет. Чем меньше вопрос и точнее учебная ситуация, тем быстрее находится победитель игры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.015 с.) |