Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карл густав юнг и его аналитическая психологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Швейцарец К.Г.Юнг (1875 – 1961) окончил университет в Цюрихе. Стажировался у психиатра П.Жане, потом открыл собственную психиатрическую лабораторию и в этот период сблизился с Фрейдом, который оказал решающее влияние на научные взгляды Юнга. Позже возникли разногласия, связанные с разным подходом к анализу бессознательного. В отличие от Фрейда, по Юнгу, «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом (всеобщий) Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Разногласия были и в толковании сновидений и ассоциаций. Если Фрейд считал символы заместителями вытесненных предметов и влечений, то Юнг уверял, что знак, сознательно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ – это самостоятельная динамическая единица. Символ ничего не замещает, он отражает психическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов и ассоциаций по Фрейду. Он считал, что нужно идти за символикой человека в глубь его бессознательного. Юнг разошелся с Фрейдом и по вопросам психокоррекции. Фрейд считал, зависимость пациента постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он придерживался концепции директивной терапии, а Юнг считал, что в ходе психотерапии зависимость от врача постепенно должна уменьшаться, особенно в последней фазе терапии, он называл эту фазу трансформацией. В 1912 году после выхода книги Юнга «Символы трансформации» произошел окончательный разрыв с Фрейдом, болезненный для обоих. Юнг пришел к мысли, что его интерпретация символов позволяет анализировать не только сновидения людей, но и мифы, сказки, религии, искусство. Юнг исследовал европейскую, индийскую, китайскую, тибетскую культуры, изучал их символику и сделал одно из важнейших своих открытий – открыл коллективное бессознательное. По Юнгу, структура личности включает три части – коллективное бессознательное; индивидуальное бессознательное; сознание. Вторая и третья части – чисто личностные прижизненные приобретения, а коллективное бессознательное – это память поколений, т.е. то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: «Коллективное бессознательное – как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому». Содержание коллективного бессознательного включает архетипы, т.е. формы, которые организуют психический опыт индивида. Юнг называл архетипы «первичными образами», ведь они связаны с мифологией и сказкой, их темами. Архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Именно архетипы лежат в основе мифов и религии народа, они определяют самосознание народа. Юнг считал основными архетипами индивидуального бессознательного следующие архетипы: Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус), Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком.. Эго - центральный элемент личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души. Персона – это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения. Она оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п.), стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми. Тень – это центр личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Расхождения между Фрейдом и Юнгом больше всего касались именно роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее всего лишь одной из составляющих структуру личности, а Фрейд ставил в центр и исследовал именно ее содержание как главное в структуре личности. Юнг считал необходимым внимательное отношение с Тенью, ведь техника обращения с Тенью помогает преодолеть ее отрицательное влияние. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека. Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В развитии личность становится все более целостной, она индивидуализируется и становится свободной в самовыражении и самопознании. Эта идея о развитии личности представлена в работах Юнга уже в 50-е годы XX века. К этому же времени он разработал положения о роли сознания в духовном росте и поведении личности. Трансформации некоторых положений психоанализа были типично юнгианскими. Это подтверждало, что концепция Юнга открыта для нового, гибка в своей основе в отличие от ортодоксальной (ортодокс – человек, закостеневший в своих взглядах, не склонный к изменениям) теории Фрейда. Исходя из структуры души, Юнг создает свою типологию личности. Он выделяет два типа личности – экстраверты и интроверты. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят поведение, исходя из собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на персону, т.е. на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, опираются в своей деятельности на нормы, правила окружающего мира. Если интроверту угрожает разрыв с внешним миром, то для экстравертов опасность – это потеря себя. В крайних проявлениях экстраверты – догматики ортодоксы, а интроверты – фанатики. Но Самость и стремление к целостности не дает возможности одной стороне личности полностью подчинить себе другую. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского – к интровертам. Развитие Самости связано не только с типологией личности (делением на экста- и интровертов), но и с четырьмя из основных психических процессов – с мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. Юнг считал, что в каждом из людей доминирует один из этих процессов, которые в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития личности. Мышление и чувства характеризуют активных людей, способных принимать решения, а ощущение и интуиция, скорее, характеризуют способы получения людьми информации, это более созерцательные люди. Юнг считал главным содержанием души бессознательные структуры, не отрицал возможность осознания бессознательных структур, и этот процесс считал важнейшим в личностном росте человека. Одним из вариантов осознания себя могла стать психотерапия, при которой врач – психотерапевт помогает пациенту понять себя, вернуть себе целостность, Самость. Основные работы Юнга: Аналитическая психологи: теория и практика. – М., 1968. Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992. Проблемы души нашего времени. – М., 1993. Архетип и символ. – М., 1991. 27. Альфред Адлер. Индивидуальная психология А.Адлер (1870 – 1937) окончил медицинский факультет Венского университета, работал как офтальмолог. В процессе врачебной практики появился интерес к психиатрии и неврологии. В 1902 году он одним из первых примыкает к клубу З.Фрейда, а в 1910 году, по предложению Фрейда, он – первый президент Венского психоаналитического общества. Но вскоре он развивает идеи, противоречащие взглядам Фрейда, и в 1911 году он излагает причины своего расхождения с Фрейдом и покидает пост президента психоаналитического общества, затем он организовывает свою группу – Ассоциацию индивидуальной психологии. После Первой мировой войны Адлера интересуют вопросы образования: он основал первую воспитательную клинику, экспериментальную школу, в которой и воплощал свои образовательные идеи. Особое значение Адлер придавал работе с учителями, а для помощи родителям он организовал консультационные центры при школах. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров. В 1935 году Адлер переезжает в США, работает психиатром и одновременно занимает должность профессора медицинской психологии. В это время он – уже основатель нового социально-психологического направления. Его теория – это целостная система развития личности. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Концепции Фрейда, Юнга и Адлера объединяло то, что они считали, что человек имеет некую, присущую только ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. З.Фрейд, при этом, придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. Адлер был единственным из них, кто считал важным сохранить в личности целостность индивидуальности, желание осознать и развить ее. Итак, вкладом Адлера в психологию была мысль о целостности и уникальности личности. Не менее важна его идея «о творческом Я». «Я» у Адлера – это индивидуализированная система, которая может менять направление развития личности, придавая опыту человека разный смысл. Теория Адлера – это хорошо структурированная система, включающая несколько основных положений, объясняющих варианты развития личности: Фиктивный финализм; Стремление к превосходству; Чувство неполноценности и компенсации; Общественный интерес; Стиль жизни; Творческое «я». Идею фиктивного финализма Адлер взял у немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У него же взята идея о том, что мотивы поступков человека определены в большей степени надеждой на будущее, а не прошлым опытом. Эта конечная цель, надежда на будущее, может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но такая цель оказывается для человека стимулом для его устремлений. Здоровый человек может освободится от фиктивных надежд и увидеть реальность какая он есть. Адлер считал, что стиль жизни – это детерминанта, которая определяет опыт человека. Он связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств в структуре человеческого «Я». Чувство общности или общественный интерес – это тот стержень, который держит на себе конструкцию стиля жизни, содержание этого стиля. Чувство общности может остаться неразвитым, тогда оно становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано, прежде всего, с близкими родственниками, особенно с матерью. Оно не развивается у избалованных детей и может стать препятствием для личностного роста. Человек создает себя как личность из материала наследственности и опыта. Творческое «Я», по Адлеру, - это своеобразный фермент, который действует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое «Я» дает жизни человека смысл, творит ее цель, средства достижения цели. В противес Фрейду, Адлер подчеркивал, что люди – это не пешки, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь. Еще два врожденных и бессознательных чувства, которые называл Адлер, - это чувство неполноценности и стремление к превосходству. Оба эти чувства позитивны для самосовершенствования. Адлер считал, что они стимулируют и индивидуальное развитие, и развитие общества в целом. Существует даже специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация. Адлер выделил 4 вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация, мнимая компенсация, или уход в болезнь. Он считал, что развитие чувства общности позволяет ребенку создать адекватную схему апперцепции (восприятия). Это особенно важно при физических дефектах, не дающих возможности полной компенсации, могущих стать причиной изоляции ребенка, остановки его личностного роста. При сверхкомпенсации человек обращает свои знания на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примером сверхкомпенсации Адлер считает Демосфена, преодолевшего свое заикание, Рузвельта, преодолевшего свою физическую слабость. Неполная компенсация приводит к формированию комплекса неполноценности, тревожности, неуверенности, зависти, напряженности. Невозможность преодолеть свои дефекты ведет к мнимой компенсации, когда ребенок начинает спекулировать своим недостатком и извлекать привилегии из внимания и сочувствия. Мнимая компенсация останавливает рост личности, воспитывает ограниченного эгоистичного человека. В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности, стремление к самосовершенствованию переходит в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Все знания они используют для «порабощения» окружающих, думая о собственных амбициях и выгодах. Это потенциальные мстители, агрессоры, люди подозрительные и жестокие. Как пример Адлер приводит Гитлера, Нерона, Наполеона, но это может быть и тиран в масштабе семьи. Таким образом, одно из главных качеств личности, помогающее преодолевать трудности и стремящееся к совершенству, - это умение сотрудничать с другими. По Адлеру, если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком. Теория Адлера – это своеобразная антитеза фрейдовской концепции: она смогла оказать огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.208 (0.008 с.) |