Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы гуманистической психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В середине XX века (50-60 годы) в США возникла гуманистическая психология – целое направление, альтернативное школам бихевиоризма и психоанализа. Лидеры гуманистической психологии К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Последний отмечал, что в американской психологии мало собственных идей, но именно Америке принадлежит активное распространение и уточнение вкладов Павлова, Бине, Фрейда и других ученых в науку. Теперь, считает Олпорт, американская психология может сослужить такую же службу и в отношении философских учений Хайдеггера (немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе - которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования), Ясперса, немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в т. н. пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Эта идея Олпорта говорит о влиянии философского экзистенциализма (экзистенция – основа, существо), его идея сегодня жива в психологических исследованиях. Гуманистическая психология усматривала недостатки других психологических школ в том, что картину личности они представляли фрагментарно, нецелостно, не считали личность неповторимой и единой. Это была либо «система реакций» (Скиннер), либо структур «Я», «Оно», «Сверх-Я» (по Фрейду), т.е. личность лишалась ими такой черты, как свобода воли, она зависима от раздражителей, сил «полей», бессознательных стремлений и т.д. Стремления личности сводились к разрядке внутреннего напряжения (редукции), к достижению равновесия со средой, сознания и самосознания личности, либо игнорируются вовсе, либо маскируются под «бессознательное». А гуманистическая психология призывает понять человеческое существо (экзистенцию) во всей непосредственности и неповторимости. Возникла необходимость в новых подходах к личности, к объяснению возможностей людей преодолевать давление ситуаций, «встать над полем» (К.Левин), реализовать имеющиеся у человека способности. Эти стремления человека невозможно было объяснить в терминах старой психологии только на основе естественной детерминации без философской основы. Гуманистическая психология обратилась к наработкам экзистенциальной философии, изучавшей внутренний мир и существование человека. Так появилась новая детерминация – психологическая; она объясняла развитие человека его стремлением к самореализации, творческой реализации своих способностей (самореализации). Гуманистические психологи пересматривали отношение личности с обществом, потому что социальное окружение не всегда может обогатить человека, способствовать его саморазвитию, но и стереотипизированность его. Логика развития психологии и идеология общества (после второй мировой войны люди в экстремальных ситуациях проявляли себя стойкими, достойными личностями – подвиги, героизм) привели к появлению нового, третьего пути в психологии (третьей силы после психоанализа и бихевиоризма) – гуманистической психологии. Т.Д. Марцинковская предлагает таблицу «Теории гуманистической психологии» Основные теории гуманистической психологии
30. Концепция личности Гордона Олпорта (1897 - 1967) Его концепция – альтернатива поведенческому подходу бихевиоризма и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками на психику здорового человека. Он считал необходимым не просто собирать и описывать факты наблюдений за здоровыми людьми, как это практиковали бихевиористы, но обязательно систематизировать факты и объяснять их. Олпорт писал: «Собирание голых фактов делает психологию «всадникам без головы»; нужно не только разрабатывать способы исследования личности, но и создавать объяснительные принципы развития личности». Один из главных постулатов теории Олпорта таков: личность является открытой и саморазвивающейся. Он не признавал идеи психоанализа об антагонизме личности и общества; он считал человека существом социальным, который не может развиваться вне общества. Общение личности с обществом, по Олпорту, - это взаимодействие, а не стремление личности уравновеситься со средой. Олпорт не признавал также общепринятое положение о развитии как бы адаптации человека к окружающему миру. Он доказал, что человеку свойственна потребность взорвать равновесие и достичь новых вершин. Одним их первых Олпорт заговорил об уникальности каждого человека, неповторимости, индивидуальности, о наличии в каждом своеобразного сочетания качеств и потребностей, которые он назвал trite – черта. Эти черты личности он разделил на основные и инструментальные. Основные являются врожденными, генотипическими, стимулируют поведение человека, а инструментальные черты оформляют поведение человека, формируются в течение жизни, т.е. они являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт составляет ядро личности. Олпорт разработал положение об автономности этих черт, которые развиваются со временем: у ребенка ее нет, его черты полностью еще не сформированы. А вот у взрослого эти черты уже не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества, значит, они автономны. Эта автономность черт дает человеку возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения, ставшей важной для гуманистической психологии. Кроме теоретической концепции личности, Олпорт смог разработать методы системного исследования психики человека. Он создал многофакторные опросники, наиболее известным опросником является опросник Миннесотского университета – MMPI для анализа совместимости профпригодности и других параметров. Кроме того, он пришел к выводу, что интервью более информативно, чем анкета. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки отличают методы Олпорта по исследованию личности от субъективных психоаналитических методик. 31. Абрахам Маслоу (1908 - 1970) и его теория После окончания Висконсинского университета получил степень доктора психологических наук в 1934 году. Собственную теорию разработал к 50-м годам XX века как альтернативную третью силу, третье направление, кроме психоанализа и бихевиоризма. С 1951 года работает в Бренденском университете, а в последние годы жизни – президент американской психологической ассоциации. Маслоу всегда подчеркивал, что он - не противник психоанализа и бихевиоризма, а антидоктринер, т.е. он выступает против абсолютизации опыта этих направлений. Он считает недостатком психоанализа принижение роли сознания, рассмотрение психологии развития с точки зрения адаптации к окружающей среде, к стремлению, к равновесию с ней. Как и Г.Олпорт, Маслоу считал такое равновесие личности со средой смертью для личности. Он был против сведения всей жизни только к поведению, т.е. не абсолютизировал бихевиоризм. Самым ценным в психике он считал ее Самость, стремление к развитию, Самость не может быть описана только психологией поведения, она должна быть дополнена психологией сознания, психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию личности», Самость личности. Его пилотажные исследования подтвердили эти теоретические рассуждения. Так он подошел к исследованию самоактуализации – первого из центральных понятий своей концепции. В отличие от психоаналитиков, интересовавшихся отклоняющимся поведением, Маслоу считает, что изучать человеческую природу надо, «изучая ее лучших представителей». Только так можно понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, которая недостаточно полно представлена в менее одаренных людях. Маслоу выбрал в группу для своего исследования 18 выдающихся личностей, 9 из которых были его современниками, а 9 – историческими личностями: А. Линкольн, Б.Спиноза, В. Джеймс, А. Эйнштейн и другие. Он пришел к мысли, что существует определенная иерархия потребностей человека: 1) физиологические потребности – в пище, еде, сне и др; 5 2) потребность в безопасности – т.е. в стабильности, порядке; 4 3) потребность в любви и принадлежности – в семье, дружбе; 3 4) потребность в уважении – самоуважение и признание; 2 5) потребность в самоактуализации, т.е. развитии способностей. 1 Слабым местом теории Маслоу является утверждение о том, что эти потребности находятся в навсегда заданной жесткой иерархии, т.е. более высокие возникают после того, как удовлетворяются более элементарные. Критики и последователи Маслоу считали, что часто потребности в самоуважении и самоактуализации доминировали и определяли поведение человека, несмотря на неудовлетворенность его, например, физиологических потребностей, т.е. потребностей низшего уровня. Несколько позже Маслоу отказался от этой «жесткой конструкции» и объединил все потребности человека в два класса: потребности нужды или дефицита; потребности развития или самоактуализации. Большинство представителей гуманистической психологии приняли термин «самоактуализация» и описание самоактуализирующейся личности. Самоактуализация связана с умением понять свою внутреннюю природу и научить «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, исходить из нее в своем поведении. Это не одномоментный акт, это процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы, отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделил в этом длительном процессе наиболее значимые моменты, стимулирующие рост личности. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное переживание – «плато-переживание». Самоактуализирующаяся личность – это, как правило, человек, адекватно и эффективно воспринимающий ситуацию, центрированный на задаче, а не на себе. Ему свойственно стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей среды. В теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, но полностью эти механизмы не раскрыты им. Маслоу считал, что осознание стремления и мотивы – суть человеческой личности. Невротики - люди с неразвитой или с неосознаваемой потребностью в самоактуализации. Оптимальными, по Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, т.е. в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, т.е. в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и - одновременно - оставаться самим собой. Такая позиция Маслоу сделала его теорию очень популярной среди интеллектуалов, т.к. во многом она отражала взгляды этой социальной группы на связь между личностью и обществом. А.Маслоу одним из первых исследовал достижения личностного роста, личного опыта и раскрыл пути для саморазвития любого человека. 32.Теория личности Карла Роджерса (1902 – 1087) Окончил Висконсинский университет и отказался от карьеры священника, о которой мечтал с юности. В первой его книге - «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939) - отражена работа практикующего психолога в Центре помощи детям. Его приглашали на должность профессора в университет Огайо. В 1945 году он открывает в Чигагском университете консультационных центр, работая в котором он описал основы своей индирективной терапии, «терапии центрированной на клиенте». В 1957 году пишет книгу «Свобода учиться», в которой описывает право студентов на самостоятельность в учебной деятельности. Конфликт с администрацией Чикагского университета по поводу слишком большой свободы для студентов привел к уходу К.Роджерса из госуниверситета и к организации Центра для изучения личности: свободное объединение представителей терапевтических профессий, где он работал до конца жизни. В теории личности К.Роджерса дается система понятий, в которой человек может создавать, изменять свои представления о себе и близких. В этой же системе развернута терапия, помогающая человеку изменить себя и отношения с другими. Как и у других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человека – центральная у К.Роджерса. Он считает, что опыт человека, который он называл «феноменальным полем», индивидуален, уникален. Этот мир человека может совпадать с реальностью, а может и не совпадать, т.к. не все предметы осознаются субъектом. Степень тождественности этого феноменального поля с реальной действительностью К.Роджерс назвал конгруэнтностью. Высокая ее степень означает, что то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности ведет к росту напряженности, тревожности, к невротизации личности. К невротизации приводит и отказ от самоактуализации, которую и К.Роджерс и А.Маслоу считали важнейшей потребностью личности. К.Роджерс соединяет в своей теории идею конгруэнтности с самоактуализацией. В структуре «Я» особое значение он придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его Самость. По К.Роджерсу, самооценка должна быть не просто адекватной, а гибкой, меняющейся в зависимости от ситуаций. Его теория связана с концепцией «творческого Я» А.Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. К. Роджерс говорит о влиянии опыта на самооценку и о необходимости быть открытым навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, которые настаивали на ценности будущего для человека (Адлер) или на влиянии на жизнь человека его прошлого (Фрейд, Юнг), К. Роджерс подчеркивал значение настоящего: люди должны жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент жизни. Только тогда можно будет говорить о полной реализации или, как говорил К.Роджерс, «полном функционировании личности». Соответственно у К.Роджерса был свой подход к психокоррекции: психотерапевт не должен навязывать пациенту свое решение, должен подводить к правильному решению, которое тот примет самостоятельно. В ходе психотерапии пациент должен учиться больше доверять себе, своей интуиции, ощущениям. Тогда он лучше сможет понять других и будет иметь «озарение», который поможет ему изменить его самооценку или, как говорил К. Роджерс, «переструктурировать гештальт» (это выражение Вертгеймера и Келера). Умение изменять гештальт повышает конгруэнтность, позволяет принять себя и других, снижает тревожность и напряжение. Терапия идет как встреча терапевтом с клиентом (с клиентами – в групповой терапии). К. Роджерс создал «группы встречи» или энкаунтер-группы, сегодня это одна из самых распространенных технологий психокоррекции и обучения. Логотерапия Виктора Франкла Стала одной из самых популярных видов психотерапии. В.Франкл – австрийский психолог, положения его экзистенциальной теории роднят его с гуманистической психологией. С конца 30-х годов XX века работает (после активного увлечения психоанализом) над собственной концепцией, которая окончательно оформилась у него, когда он был узником фашистских концлагерей (1942 - 1945). После Второй мировой войны стал директором неврологической клиники в Вене и одновременно читал лекции в Венском университете. Его теория представлена в нескольких книгах, но самой популярной стала вышедшая в 50-е годы «Человек в поисках смысла». Его теория включает три части: Учение о стремлении к смыслу; Учение о смысле жизни; Учение о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни В.Франкл считает врожденным, а этот мотив должен быть ведущей силой развития личности. Причем смыслы жизни не универсальны, смысл жизни уникален для каждого человека в каждой момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей (очень близко к понятию самоактуализации Маслоу). Особенностью теории является то, что обретение смысла жизни он всегда связывает с внешним миром, творческой активностью, с его достижениями. В.Франкл, как другие экзистенциалисты, считал, что отсутствие смысла жизни или невозможность реализовать его ведет к неврозу, к состоянию экзистенциального вакуума, фрустрации. В центре концепции В.Франкла – учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле наиболее типичных жизненных ситуаций. В.Франкл считает, что есть три класса ценностей, которые делают жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд); ценности переживания (например, воображение); ценности сознательного отношения к критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не может изменить. Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей или в любом из обстоятельств, порождаемых этими ценностями. Вывод В.Франкла: нет таких ситуаций жизни, в которых бы жизнь человека утратила смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации, он называл осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. На это осознание и направлена вся логотерапия В.Франкла, она помогает человеку увидеть целый спектр, большое количество потенциальных смыслов, альтернативных выходов, содержащихся в ситуациях, и выбрать тот, который соответствовал бы совести человека. При этом смысл должен быть не просто найден, реализация смысла этой ситуации должна быть реализацией человеком самого себя, при этом деятельность человека должна быть абсолютно свободной. В.Франкл стремится вывести человека из-под влияния биологических законов. Если философы обращались к разуму, творчеству, нравственности, писали о всеобщем детерминизме, то В.Франкл вводит понятие о ноэтическом уровне существования человека. Он считал, что наследственность и внешние обстоятельства ограничивают возможности поведения человека. В.Франкл выделил три уровня существования человека: биологический, психологический, ноэтический (духовный). Именно в духовном уровне заключены смыслы и ценности, которые доминируют над лежащими ниже уровнями: ноэтический психологический биологический Таким образом, Франкл сформулировал идею о возможности самодетерминации, связанной с духовным миром и существованием человека в нем. Итак, разработчики гуманистической психологии впервые писали не только об отклонениях, трудностях и негативных явлениях в поведении человека, наконец, обратили внимание на позитивные стороны развития личности, раскрыли механизмы формирования личности, пути ее саморазвития и самосовершенствования. Гуманистическая психология более широко распространена в странах Европы, а не в США, т.к. в Европе более сильны традиции философии экзистенциализма и феноменологии. Их идеи не были популярны среди американских интеллигентов, ориентированных на психологию У.Джеймса, его прагматизм, а в Европе жили Сартр, Камю, Антониони, чьи идеи были чрезвычайно популярны.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.014 с.) |