Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как психическое явление.

Поиск

Тема 13. Внимание.

 

Внимание как психическое явление.

 

Внимание как психические явление характеризуется следующими проявлениями.

1. Субъективно внимание проявляется в разделении текущего опыта на две части: ясно, отчетливо осознанное содержание, находящееся в фокусе внимания (речь преподавателя), слабо осознаваемое нечеткое содержание, находящееся на периферии внимания. Подобная структура наблюдается и при восприятии объекта (благодаря вниманию поле восприятия распадается на фигуру и фон) и при мышлении (внимание делает более отчетливой какую-либо идею, выделяя ее среди сходных мыслей).

2. Содержание фокуса внимания отличается остротой и действенностью. Мысли и образы, вошедшие в центр сознания, как правило, хорошо запоминаются. Действенность объекта внимания проявляется и в мышлении. В мышлении этот объект вызывает ряд ассоциаций, определяя направление и содержание мышления. Примером действенности внимания является непроизвольное повторение болельщиком движения игрока, за которым он внимательно следит. Книга, попавшая в центр внимания, побуждает ее открыть. Пыль на одежде – встряхнуть ее.

3. Внимание является одним из условий ясного, отчетливого восприятия объекта. Известно, что отчетливость восприятия зависит от объективных и субъективных факторов. При зрительном восприятии к объективным факторам относятся физические характеристики объекта и оптические характеристики среды. К субъективным факторам относятся строение сетчатки, движение глаз, состояние аппарата аккомодации (дальнозоркость, близорукость). Однако ясность и отчетливость зависит и от внимания. Об этом говорят факты непрямого видения, когда человек более отчетливо осознает объекты, расположенные на периферии поля восприятия, чем объекты, находящиеся в центре этого поля.

4. Возникновение теплой эмоциональной окраски восприятия объекта при длительном добровольном и охотном внимании к нему. Это происходит благодаря идентификации человека с этим объектом. Ч. Тарт (1989) провел эксперимент. Во время обеда он поставил на стол пустую сумку и попросил сотрудников сосредоточить внимание на этой сумке и отождествить себя с ней, думая о ней как о своей любимой сумке, о которой надо заботиться как о себе самом. Через несколько минут он неожиданно сбил ногой сумку. Это вызвало у всех аффект – гнев.

Х. Артега-и-Гассет полагает, что фиксация внимания на одном объекте является причиной влюбленности, гипноза, одержимости, мистического экстаза.

5. Состояние внимания сопровождается переживанием усилия, напряженности, удивления, активности и поглощенности деятельностью. Однонаправленность, большая степень внимания выражается в концентрации внимания. Концентрация требуют усилий со стороны человека, но есть еще одно состояние максимального внимания, которое не требует подобного усилия – «опыт потока». В этом состоянии субъект активен. Он ясно и четко осознает цели и результаты действий. Он испытывает наслаждение от процесса действия. Он счастлив, так как успешно действует на пределе своих возможностей (спуск по горным рекам, играющий на компьютере).

6. Внимание выступает в качестве некоторого ограниченного капитала, которым человек может распорядиться по своему усмотрению. Внимание увеличивает продуктивность и качество деятельности. Оно необходимо в критических ситуациях. При приобретении знаний, умений, навыков и так далее.

7. Внимание может играть в деятельности человека отрицательную роль:

оно может привести к разрушению сложной автоматизированной деятельности,

феномен смыслового пресыщения (многократное произнесение, письменное или мысленное воспроизведение текста приводит к утере смысла),

произвольное внимание, требующее усилий, приводит к утомлению,

концентрация внимания на определенных недугах может вызвать их проявление, но концентрация также может помочь выздоровлению,

пассивность внимания позволяет рекламе и деятелям шоубизнеса манипулировать поведением людей,

непроизвольное внимание может стать помехой общению.

 

Рассеянность.

 

Рассеянность проявляется в отсутствии внимания к объекту. В ее основе могут лежать следующие причины.

1. Усталость, бессонница, головная боль, монотонная однообразная деятельность.

2. Глубокая внутренняя концентрация. Это представляет собой мнимую рассеянность. Различают два вида мнимой рассеянности: поэтическую и профессорскую.

При поэтической рассеянности мысли текут неупорядоченно, их результат непредсказуем. При профессорской рассеянности ход мысли упорядочен, направлен на достижение какой–либо цели. Профессорская рассеянность имеет три проявления:

1) правильно начатая последовательность действий сбивается на привычную, но неправильную колею.

2) ошибки невнимания по ходу привычной, автоматизированной деятельности.

3) пустой взор, проявляющийся в том, что человек смотрит, не видя, читает, не вникая в смысл.

3. Рассеянность как результат подвижности и отвлекаемости внимания. Внимание хаотически перемещается с одного объекта на другой. Данная рассеянность встречается у помехонеустойчивых детей, у паралитиков, при выполнении трудной и не совместимой друг с другом работы.

4. Старческая рассеянность. Выражается в плохой переключаемости с недостаточной концентрацией. Интенсивность внимания у пожилых людей низкая, следовательно, такое внимание неэффективно.

5. Направленное невнимание. Оно выражается в игнорировании специфических действий, мыслей, чувств, восприятий. Невнимание распространяется на повторяющиеся события (тиканье часов). Мы избегаем мысли о предстоящей смерти, собственной ущербности, трудно сосредоточиться на банальных мыслях.

 

Виды внимания.

 

1. Непроизвольное внимание. Оно возникает независимо от воли человека, от его целей. Вызывается особенностями объекта, а не задачами субъекта. В зависимости от внутренних условий различают три разновидности непроизвольного внимания:

а. Вынужденное внимание. Врожденное, естественное, инстинктивное внимание, которое вызывается следующими раздражителями: громкими звуками, сильной болью, ярким светом, то есть сильными раздражителями; движением (человек обращает внимание даже на слабый прочерк падающего метеорита); различными ритмично повторяющимися стимулами (например, капанье воды); внезапными, новыми, неожиданными или странными стимулами.

Вынужденное внимание сопровождается чувствами, диапазон которых велик. Если человек сопротивляется отвлечению, то внимание сопровождается удивлением или удовольствием. Если человек не сопротивляется, то характер переживаний зависит от особенностей отвлекающего объекта. Объект может быть занимательным, доставить наслаждение и так далее. Иногда чувства могут быть амбивалентными (двойственными). Может быть так, что субъект растворяется в объекте, сливается с ним (ребенок, сосущий грудь матери).

б. Невольное внимание. Зависит от индивидуального опыта и складывается в процессе стихийного научения, в результате приспособления человека к определенным условиям жизни. Объекты невольного внимания проникают в сознание в периоды отдыха, относительного бездействия. Внимание привлекают ближайшие объекты, голоса, люди. Мужчины замечают женщин, а женщины мужчин. Голод или жажда привлекают внимание к вывескам витрин, кафе и магазинов. Объекты невольного внимания вызывают у субъекта устойчивый интерес хотя бы не надолго.

в. Привычное внимание. Оно сходно с произвольным вниманием, так как вызывается объектами, соответствующими установкам субъекта (водитель обращает внимание на обстановку на шоссе и тротуаре). Привычное внимание проявляется в том, на что обращают внимание во время прогулки разные специалисты. Привычное внимание включено в повседневную учебную и трудовую деятельность.

2. Произвольное внимание. Оно определяется целями, стоящими перед субъектом, служит достижению этих целей и характеризуется наличием сознательного намерения обратить внимание на определенный объект. В зависимости от условий, в которых реализуется произвольное внимание, различают следующие виды данного внимания.

а. Волевое или собственно произвольное внимание. Проявляется, когда приходится обнаруживать слабый сигнал на фоне действия сильных помех. Оно необходимо для выработки двигательных и когнитивных умений и навыков. Волевое внимание возникает вынужденно, вопреки стремлениям и желаниям человека, под действием социального окружения и внешних мотивов. Поэтому оно требует волевого усилия и сопровождается чувством напряжения. Таким образом, произвольное внимание – добровольное внимание, но вызванное чувством долга. Оно имеет в своей основе мотивационный конфликт.

б. Выжидательное внимание. Имеет место в ситуации, когда человек ожидает появления объекта и должен заранее подготовиться к его опознанию. Волевой характер вынужденного внимания четко проявляется в ситуации, требующей бдительности. Примером такой ситуации является необходимость быстро отвечать на кратковременное появление редких мало заметных целей.

в. Спонтанное внимание. Представляет собой результат трансформации произвольного внимания, которое перестает требовать волевых усилий со стороны субъекта из-за появления интереса к объекту. Иначе это заинтересованное внимание. Оно более продуктивно, чем волевое внимание. Считается, что функция волевого внимания состоит в создании спонтанного внимания. Если у человека не возникает заинтересованного внимания к объекту, у него появляется отвращение и утомление. Таким образом, спонтанное внимание обладает характеристиками и произвольного, и непроизвольного внимания. С одной стороны, оно связано с активностью субъекта, а, с другой стороны, оно не требует волевых усилий, осуществляется автоматически и сопровождается сильными эмоциями. Данный вид внимания Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным.

 

Теории внимания.

 

Модели селекции

Феномен "вечеринки с коктейлем".

Избирательность внимания иллюстрируется ситуацией, получившей название "вечеринки с коктейлем". Описание подобной ситуации дал У. Джеймса. Он писал, что: мы можем быть внимательными к голосу собеседника среди гвалта других разговоров, не замечаемых нами, хотя они объективно намного громче, чем та речь, к которой мы прислушиваемся. Анализ этой ситуации позволяет выделить два важнейших аспекта внимания. 1. Избирательность внимания, проявляющаяся в том, что человеку легко удается отобрать интересующий его разговор и непрерывно слушать его, не отвлекаясь на все остальное. 2. Распределение внимания, которое выражается в том, что неотобранные голоса остаются потенциально доступными восприятию и какая-то информация может быть замечена за пределами фокуса внимания.

Исследования К. Черри.

Избирательность внимания была исследована английским инженером- акустиком Колином Черри (1953). Он поставил перед собой две задачи. 1. Выяснить какие характеристики стимуляции, используются перцептивной системой для выделения и удержания какого-то одного сообщения в потоке других. Сообщения могут различаться по направлению источника звука, особенностям голоса (громкости, высоте, тембру), темпу, синтаксису, теме или содержанию. Кроме того, слушатель может использовать зрительную информацию о жестах и мимике говорящего. 2. Выяснить, какова судьба неотобранных сообщений. Отвергаются ли эти разговоры полностью, и если нет, то в какой степени они воспринимаются слушателями.

К. Черри разработал методику, ставшую образцовой для экспериментальных исследований селективного внимания. Испытуемому одновременно предъявляют два сообщения двумя способами: 1) бинаурально - оба сообщения (А и Б), записанные на разные дорожки магнитофона, подаются одновременно в правое и левое ухо; 2) дихотомически - первое сообщение (А) подается в правое ухо, а второе (Б) - в левое ухо испытуемого. В эксперименте использовались записи текстов, списков слов, цифр или отдельных звуковых сигналов.

Также варьировалась инструкция. Испытуемый должен прислушиваться только к одному (А или Б), релевантному, заданному каким-то отличительным признаком сообщению с целью его безотлагательного повторения, обнаружения целевых слов, последующего буквального воспроизведения или ответа на вопросы по его содержанию. Он отчитывается об услышанном после каждого предъявления или непрерывно повторяет вслух все элементы релевантного сообщения по ходу предъявления.

Для выявлении характеристик стимула, влияющих на отбор релевантного сообщения, К. Черри использовал бинауральное предъявление сообщений. Сообщения представляли собой прозаические отрывки разного содержания, прочитанные и записанные на магнитофон одним и тем же диктором. Записи уравнивались по громкости, но они отличались вероятностью перехода от одного элемента к другому, обусловленные содержанием, грамматической структурой и темпом высказываний. От испытуемого требовали подробного отчета о содержании релевантного сообщения, которое подавалось чуть раньше нерелевантного. Ему разрешалось прокручивать одну и ту же запись столько раз, сколько понадобится для полного и безошибочного отчета. Общее количество проб или время прослушивания одной записи служили показателями успешности селекции релевантного сообщения.

Оказалось, что восприятие релевантного текста при этих условиях хотя и возможно, но, в отличие от обычной ситуации, происходит с большим трудом. Так, чтобы лучше сосредоточиться, испытуемые часто закрывали глаза. Полное разделение сообщений достигалось лишь путем многократного (от 20 до 25 раз) прослушивания.

Эксперимент выявил важную роль физических признаков стимуляции (направления, интенсивности, высоты звука) в процессах ее селекции. При разделении сообщений испытуемые, по-видимому, опирались на вероятности перехода от одного элемента сообщения к последующему. Под вероятностью перехода имеют в виду частоту следования какого-то слова за другим словом. Возможность отбора на основании вероятности перехода была устранена в дополнительной серии проб с предъявлением сообщений, составленных из газетных штампов. Вероятность перехода между словами внутри штампа очень велика, тогда как между штампами она резко падает. Содержание релевантного сообщения здесь всегда, независимо от числа повторных прослушиваний, перемешивалось с содержанием нерелевантного. Испытуемый как бы выхватывал словосочетания то из релевантного, то из нерелевантного сообщения. Отсюда ясно, что вероятности перехода влияют на процесс разделение релевантного и нерелевантного сообщений.

Исследование восприятия нерелевантного сообщения проводилось с помощью процедуры вторения в условиях дихотического предъявления. По релевантному каналу, например, с правого наушника подавался обычный текст, который нужно было отчетливо повторять вслух с отставанием не более чем на 2-3 слова. Нерелевантное сообщение, идущее с другого наушника, также начиналось с какого-то текста, но могло без предупреждения измениться по своему характеру - где-то в середине, вместо текста подавали звуковой тон или меняли голос диктора с мужского на женский; запись прокручивали в обратную сторону или читали текст на иностранном (немецком) языке. Затем продолжали подачу первоначального текста. После эксперимента неожиданно для испытуемого задавали вопросы относительно нерелевантного канала.

Оказалось, что непрерывное отслеживание релевантной стимуляции выполняется довольно легко. После небольшой тренировки в предварительных опытах испытуемые вторили без промедления и безошибочно. Эти результаты еще раз подтвердили решающее значение физического признака стимуляции для успеха селекции. Оказалось, что нерелевантная информация не отвергалась полностью. Испытуемые замечали звуковой тон и смену голоса. Однако, они ничего не могли сообщить о содержании текстов нерелевантного канала и, как правило, не замечали смену языка и порядка воспроизведения. К. Черри пришел к выводу, что восприятие нерелевантных сообщений ограничивается грубыми физическими характеристиками. Методики, созданные К. Черри, полученные им факты и выводы легли в основу многих других исследований внимания.

Внимание как предвосхищение

У. Найссер (1981) и Дж. Хохберг (1970)] предложили модели внимания, альтернативные моделям селекции. Внимание в этих моделях понимается как активное предвосхищение результатов восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе внутренних схем. У. Найссер рассматривает избирательность как один из аспектов восприятия, обеспечиваемый предвосхищением необходимой информации и непрерывной настройкой перцептивной схемы.

С помощью, разработанной им методики избирательного смотрения, У. Найссер показал, что внимание связано не столько с фильтрацией признаков, сколько с циклической организацией познавательной деятельности. Испытуемым предъявляли два наложенных друг на друга фильма. В обоих сюжетах три игрока двигались по комнате и перебрасывали друг другу мяч. В одной экспериментальной ситуации обе записи были полностью идентичны: игроки одинаково одеты, находились в том же самом помещении, с тем же самым мячом; в другой ситуации игроки имели разный цвет футболок. Одна видеозапись начиналась несколько раньше; испытуемые должны были отслеживать ее, нажимая на ключ всякий раз, когда мяч в этой игре переходил от одного игрока к другому. Показатель продуктивности решения задачи составил 0,67 для условий полной идентичности и 0,87 - для условий различающихся футболок. Когда показывали только одну игру, этот показатель составил 0,96.

Эти результаты могут быть объяснены степенью легкости построения предвосхищений. Ясно, что при восприятии только одной игры легче всего даются предвосхищения. В дополнительной серии в тот момент, когда испытуемый отслеживал одну из двух наложенных друг на друга видеозаписей, на этом же экране неожиданно появлялась и проходила среди игроков по той же комнате девушка с раскрытом зонтиком. Наивные испытуемые (не имеющие опыта распределения внимания) никак не реагировали на ее появление, что также объясняется отсутствием у испытуемых предвосхищения появления этой девушки.

По У. Найссеру непредвосхищенная информация также может быть воспринята, но при соблюдении некоторых условий, которые сходны с условиями возникновения непроизвольного внимания. В этом случае происходит запуск нового перцептивного цикла.

Дж. Хохберг лишь по нескольким пунктам не согласен с У. Найссером. Восприятие для него является подтверждением меняющегося набора предвосхищений сенсорной стимуляции. На хранение в память переводится информация, подтвердившая наши ожидания. Стимулы, которые не оправдали эти ожидания, почти сразу же забываются, если только они не обладают какими-либо особенно заметными свойствами. Поскольку в задаче на селективное внимание мы пытаемся предвосхитить характеристики сообщения, поступающего по релевантному каналу, иррелевантная информация, как правило, не соответствует нашим ожиданиям и не запоминается.

Главное различие двух теорий состоит в понимании соотношения детального перцептивного анализа и сознания. По мнению Хохберга, возможно генерирование и подтверждение очень тонких и специализированных перцептивных гипотез без какого-либо участия сознания.

Тема 14. Память.

 

Понятие о памяти.

 

Память – это фундаментальное свойство материи, которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течение определенного времени.

Различным формам движения материи соответствуют определенные формы памяти. В живой природе благодаря генетической памяти происходит сохранение и передача из поколения в поколение свойств, присущих данному виду (строение тела, инстинкты).

У человека также имеется индивидуальная память, которая представляет собой закрепление, сохранение и воспроизведение индивидом опыта. Опыт – это совокупность накопленных знаний, умений, навыков и привычек.

 

Виды памяти

 

Для классификации видов памяти используются разные основания.

I. Подлительности сохранения информации различают три вида памяти.

1. Мгновенная память. В ней информация хранится от доли секунд до нескольких секунд. В этой памяти хранятся следы сенсорных воздействий.

2. Кратковременная память. Информация обычно хранится 15-30 секунд. Эта информация осознается человеком и может быть использована для регуляции поведения деятельности человека. Кратковременная память, обслуживающая текущие действия человека, называется оперативной памятью. В оперативную память поступают два потока информации: 1) информация из внешнего мира как результат восприятия окружающей обстановки, 2) информация, извлекаемая из долговременной памяти, которая позволяет оценить обстановку, принять решение о действиях и выполнить сами действия.

3. Долговременная память. В ней информация хранится годами или всю жизнь. Благодаря ей человек может накапливать опыт. Здесь информация хранится в неосознаваемой форме. Чтобы воспользоваться ею, необходимо извлечь ее из памяти и перевести в оперативную память.

II. По характеру запоминаемогоматериала выделяют четыре вида памяти.

1. Образная память представляет запоминание, сохранение и последующее воспроизведение образов. В зависимости от того, какой анализатор играет главную роль в получении и закреплении информации, различают виды образной памяти (зрительную память, слуховую память, обонятельную память, тактильную память и так далее.

2. Словесно-логическая память представляет собой запоминание и воспроизведение слов, предложений, текстов или логических конструкций. Благодаря ей человек получает львиную долю тех знаний, которые он имеет.

3. Двигательная память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение движений. Она является основой формирования важных для и жизнедеятельности навыков – речи, письма, ходьбы и других.

4. Эмоциональная память состоит в повторном переживании эмоций при воспоминании соответствующих эмоциогенных ситуаций.

III. По наличию или отсутствию мнемической цели различают произвольную память и непроизвольную память. Мнемическая цель может ориентировать субъекта на процесс заучивания (на точность, время), хранения (количество, организация), извлечения. За нею следует мнемическая деятельность, которая требует применения мнемических средств. При непроизвольном запоминании мнемическая цель стоит в отношении чего-то другого, не состоящего в запоминании, тем не менее что-то запоминается. По Анатолию Александровичу Смирнову наличие мнемической направленности имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания. Мнемическую направленность характеризуют требования к запоминанию – установки: 1) полнота - выборочность, 2) точность - приблизительность, 3) последовательность - свободность, 3) прочность - кратковременность, 4) своевременность воспроизведения).

IV. По наличию средств, приемов с помощью которых осуществляются процессы памяти различают опосредствованную память (указанные средства есть) и неопосредствованную память (указанных средств нет).

 

Процессы памяти.

 

1 Запоминание. Это процесс памяти, который заключается в закреплении нового материала в памяти. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит само собой, без специальных действий со стороны человека, т.к. у человека отсутствует цель запомнить. Педагоги пытались использовать непроизвольное запоминание для обучения, т.к. оно не требует усилий и не утомляет. Однако оказалось, что, запоминается не все, а лишь то, что имеет характер цели в деятельности человека, то, что выступает в качестве препятствия, непроизвольное запоминание фрагментарно и несистематично, прочность запоминания низкая.

Произвольное запоминание имеет место, когда человек ставит специальную цель запомнить определенную информацию. Как правило, оно требует определенных усилий со стороны человека и довольно утомительно. Различают несколько способов произвольного запоминания.

1. Механическое запоминание состоит в многократном повторении материала. Это самый непродуктивный способ запоминания. Он состоит в том, что человек многократно повторяет, не вникая в смысл запоминаемого материала.

2. Смысловое запоминание предполагает опору на мышление и понимание запоминаемого материала. В начале производится логический анализ запоминаемого материала и составляется его логическая схема, которая служит основой организации процесса запоминания. Смысловое запоминание в 16-32 раза эффективнее механического.

3. Запоминание с помощью мнемотехнических приемов. Мнемотехнические приемы – специальные приемы, облегчающие запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

2. Сохранение. Процесс сохранения информации в памяти имеет активный характер, т.к. в процессе сохранения происходит дальнейшая переработки информации, она классифицируется, соотносится с другой информацией, хранящейся в памяти, происходит ее более глубокое осмысление. В результате в памяти возникает своего рода семантические поля, внутри каждой из которых находится информация, относящаяся к определенной сфере. Одновременно происходит упрочение следов и определенная часть информации более легко воспроизводится. Другая часть информации подвергается другому процессу памяти – забыванию.

3. Забывание. Это не есть утеря информации из памяти, информация остается в памяти, но она становится все более и более неосознаваемой. Таким образом, забывание состоит в том, что информация не может быть осознана. Выделяются 3 причины забывания: 1) не использование информации (чем дольше не используется какая-то информация, тем сильнее она забывается), 3) желание человека забыть информацию, 3) вытеснение нежелательной, травмирующей информации в подсознание.

Забывание происходит во времени неравномерно. Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал этот процесс и установил, что забывание во времени происходит неравномерно. Наиболее интенсивное забывание происходит сразу после запоминания. С течением времени темп забывания становится ниже.

Забывание зависит от способа запоминания материала. При механическом запоминании забывание происходит быстрее и глубже, чем при смысловом запоминании.

4. Воспроизведение. Воспроизведение – это процесс памяти, который состоит в актуализации хранящейся в долговременной памяти информации путем ее перевода в оперативную память. Информация, переведенная в оперативную память, становится осознаваемой и может быть использована для регуляции деятельности.

Воспроизведение также может быть непроизвольным и произвольным.

При непроизвольном воспроизведении информация сама всплывает из памяти. Как правило, это происходит по ассоциации. В некоторых случаях непроизводное воспроизведение принимает навязчивый характер, то есть человек не может управлять им. Это может быть обусловлено полученной психической травмой.

Произвольное воспроизведение представляет собой преднамеренное воспроизведение какой-либо информации в связи с потребностью человека в ней для достижения какой-либо цели. Иногда оно превращается в процесс мучительного припоминания.

5.Узнавание. Узнавание – это процесс воспроизведения информации в ходе ее повторного восприятия. Оно проявляется в переживании чувства знакомости воспринимаемого материала, ощущении того, что воспринимаемое уже известно. Узнавание нередко вводит в заблуждение человека, пытающегося проверить качество запоминания материала путем повторного его восприятия.

 

Структура памяти человека.

 

Память человека широко исследовалась в когнитивной психологии, в результате чего были созданы различные модели памяти человека. Одной из таких моделей является трехкомпонентная модель Р. Аткинсона и Р. Шифрина. В этой модели память человека рассматривается как результат совместной работы трех блоков хранения и переработки информации: 1) сенсорных регистров, 2) кратковременной памяти, 3) долговременной памяти.

Сенсорный регистр. В него попадает информация из внешнего мира в виде сенсорных отпечатков. У человека столько сенсорных регистров, сколько у него сенсорных входов (анализаторов). У. Найссер назвал сенсорные регистры зрительной системы иконической памятью (икона в переводе с латинского - картина). А сенсорный регистр слуховой памяти – эхоической памятью. В сенсорном регистре слуховой памяти информация хранится в течение 0,25-2,0 секунд, а в иконической памяти от 0,3 до 1,0 секунды. Исследования Дж. Сперлинга показали, что в иконической памяти хранится до девяти символов. Информация, хранящаяся в сенсорном регистре, подвергается селекции, опознанию и перекодированию, в результате чего переводится в кратковременную память.

В кратковременной памяти (КП) информация хранится в вербально-акустическом коде. Объем кратковременной памяти составляет из 7 + 2 единицы. Такими единицами могут быть числа, цифры, отдельные слоги, слова, словосочетания, отдельные фразы или даже куски текста. Чем крупнее такая единица, тем больше информации хранится в кратковременной памяти. Эти единицы называются оперативными единицами памяти. Информация из кратковременной памяти очень быстро теряется. Время хранения составляет около 30 с и зависит от активных процессов управления — проговаривания, кодирования,выбора способа запоминания и т. д. Вся информация, идущая извне, проходит через КП и либо выталкивается вновь поступающей информацией, либо переводится в долговременную память (ДП) с помощью процесса повторения. Повторение выполняет три функции: 1) сопротивление угасанию следов в КП, 2) предохранение материала от выталкивания, 3) перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Долговременная память характеризуется неограниченным объемом. Информация в ней может сохраняться несколько лет или даже постоянно. Долговременная память имеет две формы своего существования: 1) эксплицитная (декларативная) память — сознательное восстановление прошлого, память на факты, события, 2) имплицитная память,которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных, перцептивных, речевых и пр.). Имплицитная память, в отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии.

В структуре эксплицитной долговременной памяти Е. Тульвинг (1972) выделяет два хранилища. 1. Семантическая память, в которой хранится все необходимое для пользования речью. Она содержит слова, их смыслы, символы, правила обращения с ними. В семантической памяти информация (слова) образуется в соответствии со смысловыми связями. 2. Э пизодическая память, которая содержит сведения о событиях привязанные к определенному времени или месту, информацию о том, как выглядели вещи и события, когда мы их видели, щупали и так далее.

А. Пайвио (1971) делит познавательные процессы на вербальные и невербальные, которым ставит в соответствие две системы памяти. Эти системы памяти функционируют совместно, хотя в неодинаковой мере могут определять успешность запоминания. Например, в запоминании зрительного материала могут участвовать вербальные механизмы. Однако основную роль здесь играют специфические невербальные механизмы, способные сами по себе обеспечить высокую эффективность запоминания.

М. Познер (1978) разработал модель долговременной памяти, в которой выделяются три уровня мнемических структур:1) уровень следов, отражающих физические свойства стимуляции; 2) уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; 3) уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты.

Некоторые исследователи полагают, что данная модель должна быть дополнена четвертым компонентом, который должен быть помещен между кратковременной и долговременной памятью. Это – промежуточная память. В нее информация поступает из кратковременной памяти, подвергается переработке во время сна и передается в долговременную память. Основой для введения четвертого компонента является факт резкого ухудшения долговременного запоминания при лишении человека сна.

 

Кратковременная память

 

Емкость КП

Емкость КП ограничена. Данные об этом получены при определении объема непосредственной памяти, когда испытуемому сначала предъявляют короткий список элементов (например, РАБОТА, МЫШЬ, ПАДЕНИЕ, СОЛЬ, ДИСК, ПЛАТЬЕ, КНИГА), а затем просят припомнить их. Если число элементов превышает 7, большинство испытуемых начинает допускать ошибки. Число элементов, которые испытуемый может припомнить, не делая ошибок, называют объемом памяти, и его истолковывали как предельное количество информации, которое может вместить КП.

Иначе говоря, объем памяти равен примерно семи любым предъявленным элементам. Таким образом, испытуемый может запомнить 7 букв, если они не складываются ни в какие определенные структуры (X, П, А, Ф, М, К, И), но способен запомнить гораздо больше букв, если они образуют 7 слов. Это происходит потому, что он может перекодировать последовательность из многих букв в ряд более крупных единиц, если эта последовательность образует осмысленные слова. Такое перекодирование - объединение отдельных стимулов (букв) в более крупные единицы (слова) - называют структурированием (chunking). Соответственно образующиеся при этом единицы называют структурными единицами (chunks). Этот термин был введен Миллером (Miller. 1956), которому принадлежит также ставшая ныне знаменитой фраза о том, что объем памяти, измеренный в структурных единицах, равен "Магическому Числу Семь плюс или минус два".

Единица емкости КП соответствует одной структурной единице, а структурная единица — вещь довольно изменчивая, она содержит в зависимости от обстоятельств различное количество информации.

 

Процесс структурирования

При структурировании материала в КП используется информация, хранящаяся в ДП. Структурирование, подобно повторению, связано с опосредованием.

Можно представить себе, какие условия для него требуются.

1. Объединяемый материал должен поступать в КП более или менее одновременно.

2. Структурирование облегчается, если объединяемые элементы обладают каким-то внутренним сродством, позволяющим им образовать некую единицу.

Боуэр (Bower, 1970, 1972, a; Bower a. Springslon, 1970), изучал некоторые из этих аспектов структурирования, видоизменяя способы сочетания предъявляемых элементов и степень их соответствия информации, хранящейся в ДП. Экспериментатор, называя буквы, разделял их короткими паузами, положение и длительность которых он варьировал. Например, он мог читать ряд букв следующим образом: УФО... ОНФР... ГФ... НРЮ. Испытуемые, прослушавшие такую последовательность, запоминали меньше букв, чем те, которым предъявляли те же буквы, но иначе: УФ... ООН...ФРГ...ФНРЮ, хотя число букв, а также число групп из двух, трех и четырех букв было в обоих случаях одинаковым. Боуэр получил примерно такие же результаты при зрительном предъявлении букв с выделением групп цветом (в приведенных ниже рядах заглавные и строчные буквы были разного цвета):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.02 с.)