Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели внимания и организационная метафораСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время для моделирования психических функций наибольшую популярность приобрела "организационная метафора", позволяющая сравнивать психику с организованным сообществом взаимосвязанных и в то же время самостоятельных индивидов. Наиболее последовательным сторонником этой метафоры является Д. Олпорт (1989), предложивший концепцию мультипроцессорной переработки. Он полагает, что центральная переработка проходит во множестве автономных структур (нейрональных модулях), ни одна из которых не является универсальной. Каждый модуль специализируется на выполнении определенной функции. Переработка информации рассматривается как распространение активации по нейронным сетям. Модули как бы резонируют друг с другом и входной стимуляцией. Переработка происходит параллельно и может быть распределена сразу по многим компонентам, рассеянным по разным отделам и уровням центральной системы. Согласование работы модулей - задача процессов внимания. Похожую модель предлагает Д. Навон (1989), рассматривая психику как анархичную систему разведки, состоящую из множества единиц, занимающихся сбором информации, ее интерпретацией, прогнозированием и запуском действия, необходимым для существования системы в целом. Данная система анархична в том смысле, что каждая входящая в нее единица (модуль) автономна и толчком для ее деятельности служит наличие той работы, которую она может выполнить. Большинство целей не может быть достигнуто действием только одного модуля. Чаще всего последовательно или одновременно активизируется множество модулей. Специальный механизм обеспечивает связи релевантных модулей и перекрывает связи других модулей. Действие этого механизма можно представить в виде железнодорожной стрелки, которая соединяет два пути следования, разъединяя два других. Функциональная сущность внимания в модели Д. Навона заключается в работе этого механизма, который образно можно назвать регулятором сцепления (или расцепления). Работа регулятора сцепления переживается как усилие. Он активизирует связи релевантных модулей, вероятность воздействия которых на другие модули повышается. Одновременно возрастает "видимость" их сообщений на устройстве (табло) общей коммуникации, через которое осуществляется большинство связей в системе. Видимость или доступность выходной информации модуля отождествляется с ее осознанием. Эта модель позволяет учитывать возможности параллельной переработки релевантной и нерелевантной информации, зависимости внимания от предшествующей информации (преднастройки) и сознательного регулирования действий по достижению целей, а также легко объясняет быструю реакцию на стимулы высокой интенсивности или появляющиеся неожиданно. Данная модель отказывается от иерархической организации системы переработки информации, она полагает все элементы рядоположными. Надо отметить, что отказ от иерархий является достаточно типичным для нейрональных моделей. Внимание и управление действиями В теории, разработанной в 50-е гг. П.Я. Гальпериным, внимание трактуется как функция внутреннего контроля за выполнением исполнительных и интериоризированных действий. При этом он рассматривал внимание как автоматизированное умственное действие опережающего контроля. Контроль здесь осуществляется в уме до выполнения действия на практике. Например, младший школьник перед написанием слова вспоминает соответствующее правило, сверяет с ним слово и лишь после этого пишет его в тетради. Сходных взглядов придерживается Олпорт, который дает экологическое объяснение процессам селекция информации, считая, что селекция нужна для того, чтобы поведение субъекта было целенаправленным, согласованным, гармоничным. Внимание детерминировано рядом требований и особенностей внешних и внутренних условий существования и деятельности организма. Основными среди них являются частичная непредсказуемость событий в окружающей среде и требование быстрого ответа на них. Также необходим учет значимости событий, меняющихся в зависимости от целей и текущего состояния потребностей субъекта. Таких же взглядов придерживается О. Нейман (1990), который считает, что любая цель может быть достигнута различными способами даже при одинаковых условиях. Поэтому для ее достижения необходимо отобрать какую-то определенную схему поведения. Выбор конкретного способа поведения и способа управления им требуют селекции информации. Селекция возможна благодаря двум основным способам: планированию и блокировке. Планирование предполагает подготовку необходимых схем к использованию и тем самым не дает сталкиваться двум конкурирующим способам поведения. Блокировка не позволяет подключаться к выполнению действий множеству самых разнообразных схем, если одна из них находится в работе. В целом селекция нужна для предотвращения хаоса поведения. Д. Норман и Т. Шаллис (1986), рассматривая систему управления действиями, выделили три основных режима. 1. Режим автоматического управления. Внимание в нем либо вообще не участвует, либо подключается в моменты запуска и неожиданной остановки привычной последовательности. 2. Управления сопровождается осознанием действий, хотя и не требует активного внимания субъекта. Это характерно для ситуации решения знакомых задач. Человек осознает выполнение действий, не уделяя им произвольного внимания. 3. Режим намеренного, сознательного, произвольного управления действием. Он применяется в ситуациях планирования предстоящих действий, в ситуациях неудачи выполнения хорошо заученных действий, в случае выполнения плохо заученной последовательности или в тех ситуациях, где очень велика цена ошибки. Практически во всех зарубежных теориях автоматические действия рассматриваются как не связанные со вниманием или связанные со стадией "предвнимания". Тем самым внимание приравнивается к сознанию или сознательному контролю, что приводит к подмене понятий и, с одной стороны, обедняет процессы внимания, а с другой - принижает феномены осознания.
Тема 14. Память.
Понятие о памяти.
Память – это фундаментальное свойство материи, которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течение определенного времени. Различным формам движения материи соответствуют определенные формы памяти. В живой природе благодаря генетической памяти происходит сохранение и передача из поколения в поколение свойств, присущих данному виду (строение тела, инстинкты). У человека также имеется индивидуальная память, которая представляет собой закрепление, сохранение и воспроизведение индивидом опыта. Опыт – это совокупность накопленных знаний, умений, навыков и привычек.
Виды памяти
Для классификации видов памяти используются разные основания. I. Подлительности сохранения информации различают три вида памяти. 1. Мгновенная память. В ней информация хранится от доли секунд до нескольких секунд. В этой памяти хранятся следы сенсорных воздействий. 2. Кратковременная память. Информация обычно хранится 15-30 секунд. Эта информация осознается человеком и может быть использована для регуляции поведения деятельности человека. Кратковременная память, обслуживающая текущие действия человека, называется оперативной памятью. В оперативную память поступают два потока информации: 1) информация из внешнего мира как результат восприятия окружающей обстановки, 2) информация, извлекаемая из долговременной памяти, которая позволяет оценить обстановку, принять решение о действиях и выполнить сами действия. 3. Долговременная память. В ней информация хранится годами или всю жизнь. Благодаря ей человек может накапливать опыт. Здесь информация хранится в неосознаваемой форме. Чтобы воспользоваться ею, необходимо извлечь ее из памяти и перевести в оперативную память. II. По характеру запоминаемогоматериала выделяют четыре вида памяти. 1. Образная память представляет запоминание, сохранение и последующее воспроизведение образов. В зависимости от того, какой анализатор играет главную роль в получении и закреплении информации, различают виды образной памяти (зрительную память, слуховую память, обонятельную память, тактильную память и так далее. 2. Словесно-логическая память представляет собой запоминание и воспроизведение слов, предложений, текстов или логических конструкций. Благодаря ей человек получает львиную долю тех знаний, которые он имеет. 3. Двигательная память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение движений. Она является основой формирования важных для и жизнедеятельности навыков – речи, письма, ходьбы и других. 4. Эмоциональная память состоит в повторном переживании эмоций при воспоминании соответствующих эмоциогенных ситуаций. III. По наличию или отсутствию мнемической цели различают произвольную память и непроизвольную память. Мнемическая цель может ориентировать субъекта на процесс заучивания (на точность, время), хранения (количество, организация), извлечения. За нею следует мнемическая деятельность, которая требует применения мнемических средств. При непроизвольном запоминании мнемическая цель стоит в отношении чего-то другого, не состоящего в запоминании, тем не менее что-то запоминается. По Анатолию Александровичу Смирнову наличие мнемической направленности имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания. Мнемическую направленность характеризуют требования к запоминанию – установки: 1) полнота - выборочность, 2) точность - приблизительность, 3) последовательность - свободность, 3) прочность - кратковременность, 4) своевременность воспроизведения). IV. По наличию средств, приемов с помощью которых осуществляются процессы памяти различают опосредствованную память (указанные средства есть) и неопосредствованную память (указанных средств нет).
Процессы памяти.
1 Запоминание. Это процесс памяти, который заключается в закреплении нового материала в памяти. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит само собой, без специальных действий со стороны человека, т.к. у человека отсутствует цель запомнить. Педагоги пытались использовать непроизвольное запоминание для обучения, т.к. оно не требует усилий и не утомляет. Однако оказалось, что, запоминается не все, а лишь то, что имеет характер цели в деятельности человека, то, что выступает в качестве препятствия, непроизвольное запоминание фрагментарно и несистематично, прочность запоминания низкая. Произвольное запоминание имеет место, когда человек ставит специальную цель запомнить определенную информацию. Как правило, оно требует определенных усилий со стороны человека и довольно утомительно. Различают несколько способов произвольного запоминания. 1. Механическое запоминание состоит в многократном повторении материала. Это самый непродуктивный способ запоминания. Он состоит в том, что человек многократно повторяет, не вникая в смысл запоминаемого материала. 2. Смысловое запоминание предполагает опору на мышление и понимание запоминаемого материала. В начале производится логический анализ запоминаемого материала и составляется его логическая схема, которая служит основой организации процесса запоминания. Смысловое запоминание в 16-32 раза эффективнее механического. 3. Запоминание с помощью мнемотехнических приемов. Мнемотехнические приемы – специальные приемы, облегчающие запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 2. Сохранение. Процесс сохранения информации в памяти имеет активный характер, т.к. в процессе сохранения происходит дальнейшая переработки информации, она классифицируется, соотносится с другой информацией, хранящейся в памяти, происходит ее более глубокое осмысление. В результате в памяти возникает своего рода семантические поля, внутри каждой из которых находится информация, относящаяся к определенной сфере. Одновременно происходит упрочение следов и определенная часть информации более легко воспроизводится. Другая часть информации подвергается другому процессу памяти – забыванию. 3. Забывание. Это не есть утеря информации из памяти, информация остается в памяти, но она становится все более и более неосознаваемой. Таким образом, забывание состоит в том, что информация не может быть осознана. Выделяются 3 причины забывания: 1) не использование информации (чем дольше не используется какая-то информация, тем сильнее она забывается), 3) желание человека забыть информацию, 3) вытеснение нежелательной, травмирующей информации в подсознание. Забывание происходит во времени неравномерно. Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал этот процесс и установил, что забывание во времени происходит неравномерно. Наиболее интенсивное забывание происходит сразу после запоминания. С течением времени темп забывания становится ниже. Забывание зависит от способа запоминания материала. При механическом запоминании забывание происходит быстрее и глубже, чем при смысловом запоминании. 4. Воспроизведение. Воспроизведение – это процесс памяти, который состоит в актуализации хранящейся в долговременной памяти информации путем ее перевода в оперативную память. Информация, переведенная в оперативную память, становится осознаваемой и может быть использована для регуляции деятельности. Воспроизведение также может быть непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении информация сама всплывает из памяти. Как правило, это происходит по ассоциации. В некоторых случаях непроизводное воспроизведение принимает навязчивый характер, то есть человек не может управлять им. Это может быть обусловлено полученной психической травмой. Произвольное воспроизведение представляет собой преднамеренное воспроизведение какой-либо информации в связи с потребностью человека в ней для достижения какой-либо цели. Иногда оно превращается в процесс мучительного припоминания. 5.Узнавание. Узнавание – это процесс воспроизведения информации в ходе ее повторного восприятия. Оно проявляется в переживании чувства знакомости воспринимаемого материала, ощущении того, что воспринимаемое уже известно. Узнавание нередко вводит в заблуждение человека, пытающегося проверить качество запоминания материала путем повторного его восприятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.23 (0.013 с.) |