Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности и феномены памяти.

Поиск

 

Исследования, проведенные в классической психологии, выявили целый ряд закономерностей и феноменов памяти.

1. Позиционный эффект или эффект края. Он состоит в том, что при предъявлении длинного ряда стимулов, начало и конец ряда запоминаются лучше, чем середина.

Существует два способа объяснения этого феномена. 1. Предполагается, что начало и конец ряда воспроизводятся из двух хранилищ. Начало ряда воспроизводится из долговременной памяти, куда успевают попасть стимулы, так как оказывается, что для этого достаточно времени. А конец ряда находится в кратковременной памяти, и человек еще не успел его забыть. Середина ряда еще не успела попасть в долговременную память, но уже ушла из кратковременной памяти. 2. Стимулы оказывают друг на друга тормозящее воздействие, при этом середина ряда испытывает это воздействие с двух сторон, а начало и конец – только с одной стороны. Поэтому стимулы, находящиеся на концах ряда, испытывают меньшее тормозящее воздействие.

2. Феномен ретроактивного и преактивного торможения. Затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей деятельности называется проактивным торможением. Мнемический эффект, состоящий в отрицательном влиянии деятельности, следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала называется ретроактивным торможением. Этот феномен можно наблюдать при последовательном запоминании двух рядов стимулов. Эти ряды оказывают тормозящее воздействие на процесс запоминания и воспроизведения друг друга. Ретроактивное торможение проявляется в тормозящем воздействии последующего ряда на запоминание предыдущего, а проактивное торможение – в тормозящем действии запоминания предыдущего ряда на запоминание последующего ряда. Чем ближе ряды друг к другу по своему содержанию, тем сильнее торможение.

3. Реминисценция (от лат. reminiscor — припоминать; выдумывать) — мнемический эффект, состоящий в улучшении отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным воспроизведением сразу после заучивания. Реминисценция объясняется снижением по истечении некоторого времени после заучивания торможения, возникающего вследствие утомления при запоминании большого по объему материала и действия сильных эмоций, вызываемых различными жизненными событиями.

4. Образный материал запоминается лучше, чем словесный.

5. Абстрактные слова запоминаются хуже, чем конкретные слова. Это объясняется тем, что конкретные слова имеют образное содержание, а абстрактные слова не соотнесены с образами и их необходимо специально конструировать.

6. Эмоционально окрашенные слова запоминаются лучше, чем эмоционально нейтральные.

7. Запоминание зависит от наличия или отсутствия установки на длительность запоминания.

8 Запоминание зависит от наличия мнемической цели.

9. Логически структурированный материал запоминается лучше, чем бессистемный лишенный логических связей материал.

10. Распределение одного и того же количества повторений во времени (напр., по дням) влияет на эффективность запоминания (закон А. Йоста).

Структура памяти человека.

 

Память человека широко исследовалась в когнитивной психологии, в результате чего были созданы различные модели памяти человека. Одной из таких моделей является трехкомпонентная модель Р. Аткинсона и Р. Шифрина. В этой модели память человека рассматривается как результат совместной работы трех блоков хранения и переработки информации: 1) сенсорных регистров, 2) кратковременной памяти, 3) долговременной памяти.

Сенсорный регистр. В него попадает информация из внешнего мира в виде сенсорных отпечатков. У человека столько сенсорных регистров, сколько у него сенсорных входов (анализаторов). У. Найссер назвал сенсорные регистры зрительной системы иконической памятью (икона в переводе с латинского - картина). А сенсорный регистр слуховой памяти – эхоической памятью. В сенсорном регистре слуховой памяти информация хранится в течение 0,25-2,0 секунд, а в иконической памяти от 0,3 до 1,0 секунды. Исследования Дж. Сперлинга показали, что в иконической памяти хранится до девяти символов. Информация, хранящаяся в сенсорном регистре, подвергается селекции, опознанию и перекодированию, в результате чего переводится в кратковременную память.

В кратковременной памяти (КП) информация хранится в вербально-акустическом коде. Объем кратковременной памяти составляет из 7 + 2 единицы. Такими единицами могут быть числа, цифры, отдельные слоги, слова, словосочетания, отдельные фразы или даже куски текста. Чем крупнее такая единица, тем больше информации хранится в кратковременной памяти. Эти единицы называются оперативными единицами памяти. Информация из кратковременной памяти очень быстро теряется. Время хранения составляет около 30 с и зависит от активных процессов управления — проговаривания, кодирования,выбора способа запоминания и т. д. Вся информация, идущая извне, проходит через КП и либо выталкивается вновь поступающей информацией, либо переводится в долговременную память (ДП) с помощью процесса повторения. Повторение выполняет три функции: 1) сопротивление угасанию следов в КП, 2) предохранение материала от выталкивания, 3) перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Долговременная память характеризуется неограниченным объемом. Информация в ней может сохраняться несколько лет или даже постоянно. Долговременная память имеет две формы своего существования: 1) эксплицитная (декларативная) память — сознательное восстановление прошлого, память на факты, события, 2) имплицитная память,которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных, перцептивных, речевых и пр.). Имплицитная память, в отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии.

В структуре эксплицитной долговременной памяти Е. Тульвинг (1972) выделяет два хранилища. 1. Семантическая память, в которой хранится все необходимое для пользования речью. Она содержит слова, их смыслы, символы, правила обращения с ними. В семантической памяти информация (слова) образуется в соответствии со смысловыми связями. 2. Э пизодическая память, которая содержит сведения о событиях привязанные к определенному времени или месту, информацию о том, как выглядели вещи и события, когда мы их видели, щупали и так далее.

А. Пайвио (1971) делит познавательные процессы на вербальные и невербальные, которым ставит в соответствие две системы памяти. Эти системы памяти функционируют совместно, хотя в неодинаковой мере могут определять успешность запоминания. Например, в запоминании зрительного материала могут участвовать вербальные механизмы. Однако основную роль здесь играют специфические невербальные механизмы, способные сами по себе обеспечить высокую эффективность запоминания.

М. Познер (1978) разработал модель долговременной памяти, в которой выделяются три уровня мнемических структур:1) уровень следов, отражающих физические свойства стимуляции; 2) уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; 3) уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты.

Некоторые исследователи полагают, что данная модель должна быть дополнена четвертым компонентом, который должен быть помещен между кратковременной и долговременной памятью. Это – промежуточная память. В нее информация поступает из кратковременной памяти, подвергается переработке во время сна и передается в долговременную память. Основой для введения четвертого компонента является факт резкого ухудшения долговременного запоминания при лишении человека сна.

 

Кратковременная память

 

Емкость КП

Емкость КП ограничена. Данные об этом получены при определении объема непосредственной памяти, когда испытуемому сначала предъявляют короткий список элементов (например, РАБОТА, МЫШЬ, ПАДЕНИЕ, СОЛЬ, ДИСК, ПЛАТЬЕ, КНИГА), а затем просят припомнить их. Если число элементов превышает 7, большинство испытуемых начинает допускать ошибки. Число элементов, которые испытуемый может припомнить, не делая ошибок, называют объемом памяти, и его истолковывали как предельное количество информации, которое может вместить КП.

Иначе говоря, объем памяти равен примерно семи любым предъявленным элементам. Таким образом, испытуемый может запомнить 7 букв, если они не складываются ни в какие определенные структуры (X, П, А, Ф, М, К, И), но способен запомнить гораздо больше букв, если они образуют 7 слов. Это происходит потому, что он может перекодировать последовательность из многих букв в ряд более крупных единиц, если эта последовательность образует осмысленные слова. Такое перекодирование - объединение отдельных стимулов (букв) в более крупные единицы (слова) - называют структурированием (chunking). Соответственно образующиеся при этом единицы называют структурными единицами (chunks). Этот термин был введен Миллером (Miller. 1956), которому принадлежит также ставшая ныне знаменитой фраза о том, что объем памяти, измеренный в структурных единицах, равен "Магическому Числу Семь плюс или минус два".

Единица емкости КП соответствует одной структурной единице, а структурная единица — вещь довольно изменчивая, она содержит в зависимости от обстоятельств различное количество информации.

 

Процесс структурирования

При структурировании материала в КП используется информация, хранящаяся в ДП. Структурирование, подобно повторению, связано с опосредованием.

Можно представить себе, какие условия для него требуются.

1. Объединяемый материал должен поступать в КП более или менее одновременно.

2. Структурирование облегчается, если объединяемые элементы обладают каким-то внутренним сродством, позволяющим им образовать некую единицу.

Боуэр (Bower, 1970, 1972, a; Bower a. Springslon, 1970), изучал некоторые из этих аспектов структурирования, видоизменяя способы сочетания предъявляемых элементов и степень их соответствия информации, хранящейся в ДП. Экспериментатор, называя буквы, разделял их короткими паузами, положение и длительность которых он варьировал. Например, он мог читать ряд букв следующим образом: УФО... ОНФР... ГФ... НРЮ. Испытуемые, прослушавшие такую последовательность, запоминали меньше букв, чем те, которым предъявляли те же буквы, но иначе: УФ... ООН...ФРГ...ФНРЮ, хотя число букв, а также число групп из двух, трех и четырех букв было в обоих случаях одинаковым. Боуэр получил примерно такие же результаты при зрительном предъявлении букв с выделением групп цветом (в приведенных ниже рядах заглавные и строчные буквы были разного цвета):

УФОонфрГФнрю или УФоонФРГфнрю

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.01 с.)