Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогической практике

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

по специальности 050144 Дошкольное образование

среднего профессионального образования

 

 

Москва 2012 г.

 

 

Рабочая программа практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - СПО) по специальности 050144 Дошкольное образование.

 

Организация-разработчик: Учебно-методический центр по профессиональному образованию.

 

Разработчики:

Алексеева Е.А. педагог-психолог, преподаватель психологии ГОУ СПО Педагогического колледжа № 13 имени С.Я. Маршака г. Москва.

 

Рецензенты:

 

Рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

 

Заключение Экспертного совета № ___________

от «____»_____________ 201__г.

 

Номер

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4 - 15

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 16 - 18

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 19 -23

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 24 -26

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ 27 - 37

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Рекомендуемое количество часов на освоение учебной и производственной практики.

Психолого-педагогическая практика студентов педагогического колледжа по специальности 050144“Дошкольное образование” организуется на 2 курсе в 4 семестре (22 учебных недель).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Результатом освоения учебной и производственной практики является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности:

- организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития;

- организация различных видов деятельности и общения детей;

- организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;

-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе ПК и общими (ОК) компетенциями.

Таблица 2

 

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Знакомятся с условиями воспитания и обучения детей, особенностями организации и содержанием работы в группах дошкольного возраста;
ПК 1.2. Выполнять задания по педагогике и психологии в группах дошкольного возраста (анализируют особенности предметно-развивающей среды, знакомятся с распределением обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, анализируют особенности организации режима дня, анализируют особенности организации режима дня);
ПК 1.3. Проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание и т.п.) в соответствии с возрастом.
ПК 1.4. Изучают уровень развития детей, их психологические особенности;
ПК 1.5. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 1.6. Анализируют и оценивают эффективность педагогического процесса, приобретают навыки собственной педагогической деятельности;
ПК 2.1. Наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей;
ПК 2.2. Наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
ПК 2.3. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.4. Самостоятельно изучают методическую литературу, используют полученные знания в практической работе; изготавливают необходимые методические пособия для работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии;
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 3.1. Анализировать занятия.
ПК 3.2. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 3.3. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание детей;
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Анализировать умения воспитателя координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
ПК 4.6. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-методические планы и др.) на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих.

 

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Тематический план освоения программы учебной или производственной практики

Коды профессиональных компетенций Виды практики Кол-во часов
     
  Производственная по профилю специальности  
ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.7 Психолого-педагогическая  

 

Содержание учебной и производственной практики

Наименование видов практики Содержание практики Объем часов Уровень освоения
       
I. Производственная практика
1. По профилю специальности      
1.1. Психолого-педагогическая практика Наблюдение за работой воспитателя, изучение содержания его деятельности в соответствии с функциональными обязанностями воспитателя. Оказание помощи воспитателю в организации деятельности детей в процессе повседневной жизни. Проведение психолого-педагогического изучения дошкольников. Проектирование и осуществление педагогической деятельности с подгруппой детей или с отдельными детьми с учетом полученных результатов. Оформление документации, обработка диагностик, независимых характеристик на ребенка.   1,2,3

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень рекомендуемых учебных изданий:

Основные:

- Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные программы среднего профессионального образования от 26.11.2009 №673;

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005;

- Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование. – М., 2009.

Дополнительные:

- Аксенова Л.И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями. – М., 2001;

- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Академия, 2009;

- Методические пособия к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;

- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010;

- Основы семейного воспитания: учебник для студентов проф. учебных заведений под ред. В.П. Сергеевой.- М.: Академия, 2010;

- Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002

- Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Просвещение, 2003.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, формирование ОК и ПК, а так же приобретение необходимых умений, опыта практической работы по избранной специальности осуществляется в рамках учебной и производственной практики, которая проводится образовательным учреждением параллельно с освоением студентами междисциплинарных курсов профессиональных модулей.

Освоение профессиональной деятельности должно обеспечиваться доступом каждого студента к материально-техническому оборудованию практики, к сети организаций – баз практики, отвечающих современным требованиям к ДОУ.

Учебная и производственная практика могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля.

Консультации для студентов предусматриваются общей профессиональной образовательной программой и учебным планом.

Формы проведения консультаций: групповые и индивидуальные, письменные и устные.

Реализации программы практики должно предшествовать изучение следующих дисциплин:

- Психология общая;

- Педагогика;

- Психология;

- Правовое обеспечение профессиональной деятельности;

- Теоретические основы дошкольного образования;

- Безопасность жизнедеятельности;

- Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство учебной и производственной практикой: преподаватель должен иметь высшее педагогическое образование по специальности СПО 050144 Дошкольное образование. Опыт педагогической деятельности в ДОУ разных видов является обязательным для преподавателя, отвечающего за освоении студентом всех видов профессиональной деятельности

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 22-В

Неделя Тема
  1 неделя 18.01.13 Установочная конференция. Задачи, содержание психолого-педагогической практики. Знакомство с базовым дошкольным образовательным учреждением, с особенностями организации его работы, учебно-материальной базой, методическим оснащением, педагогически коллективом. Знакомство с документацией.
2,3 недели 25.01.13 1.02.13 Изучение специфики профессиональной деятельности воспитателей групп раннего возраста. Ознакомление с документацией воспитателя, медицинскими картами детей. Анализ режима дня.
4,5 неделя 8.02.13 15.02.13 Знакомство с построением развивающей среды в своей возрастной группе базового дошкольного образовательного учреждения. Изучение построения развивающей среды в группах раннего возраста. Ознакомление с документацией воспитателя, медицинскими картами детей. Анализ режима дня. Знакомство с детьми своей возрастной группы.
6 неделя 22.02.13 Формирование представлений о самом себе у детей раннего возраста
7 неделя 1.03.13 Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей раннего возраста.
8 неделя 15.03.13 Изучение специфики профессиональной деятельности воспитателя, функции педагога дошкольного образовательного учреждения. Ознакомление с документацией воспитателя 1,2 половины дня.
9 неделя 22.03.13 Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.
  10, 11 неделя 29.03.13 5.04.13 Проявление индивидуальности ребенка в условиях общего дошкольного воспитания. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Анализ изучения особенностей полового развития мальчиков и девочек. Анализ направления работы по формированию мужественности и женственности в детском саду.
12 неделя 12.04.13 Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.
13 неделя 19.04.13   Наблюдение режимных процессов в 1-ой половине дня. Психофизическое развитие дошкольника.
14 неделя 17.05.13 Наблюдение режимных процессов в 1,2 половине дня. Изучение особенностей организации и руководства творческими играми дошкольника. Изучение общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Технология воспитательной работы.  
15 неделя 24.05.13 Изучение создания условий единого пространства развития ребенка во взаимодействии ДОУ и семьи. Изучение работы воспитателя с родителями.
16 неделя 31.05.13 Наблюдение за детьми дошкольного возраста и изучение особенностей их психического развития. Развитие личности дошкольника в трудовой деятельности.
17 неделя 7.06.13  
18 неделя 14.06.13  
19 неделя 21.06.13 Итоги психолого-педагогической практики (совместное собрание студентов, сотрудников дошкольного образовательного учреждения и преподавателей колледжа).
   

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 21-В

Неделя Тема
  1 неделя 16.01.13 Установочная конференция. Задачи, содержание психолого-педагогической практики. Знакомство с базовым дошкольным образовательным учреждением, с особенностями организации его работы, учебно-материальной базой, методическим оснащением, педагогически коллективом. Знакомство с документацией.
2,3 недели 23.01.13 30.01.13 Изучение специфики профессиональной деятельности воспитателей групп раннего возраста. Ознакомление с документацией воспитателя, медицинскими картами детей. Анализ режима дня.
4,5 неделя 6.02.13 13.02.13 Знакомство с построением развивающей среды в своей возрастной группе базового дошкольного образовательного учреждения. Изучение построения развивающей среды в группах раннего возраста. Ознакомление с документацией воспитателя, медицинскими картами детей. Анализ режима дня. Знакомство с детьми своей возрастной группы.
6 неделя 20.02.13 Формирование представлений о самом себе у детей раннего возраста
7 неделя 27.02.13 Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей раннего возраста.
8 неделя 6.03.13 Изучение специфики профессиональной деятельности воспитателя, функции педагога дошкольного образовательного учреждения. Ознакомление с документацией воспитателя 1,2 половины дня.
9 неделя 13.03.13 Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.
  10, 11 неделя 20.03.13 27.03.13 Проявление индивидуальности ребенка в условиях общего дошкольного воспитания. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Анализ изучения особенностей полового развития мальчиков и девочек. Анализ направления работы по формированию мужественности и женственности в детском саду.
12 неделя 3.04.13 Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.
13 неделя 10.04.13   Наблюдение режимных процессов в 1-ой половине дня. Психофизическое развитие дошкольника.
14 неделя 17.04.13 Наблюдение режимных процессов в 1,2 половине дня. Изучение особенностей организации и руководства творческими играми дошкольника. Изучение общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Технология воспитательной работы.  
15 неделя 8.05.13 Изучение создания условий единого пространства развития ребенка во взаимодействии ДОУ и семьи. Изучение работы воспитателя с родителями.
16 неделя 15.05.13 Наблюдение за детьми дошкольного возраста и изучение особенностей их психического развития. Развитие личности дошкольника в трудовой деятельности.
17 неделя 22.05.13  
18 неделя 29.05.13  
19 неделя 5.06.13  
20 неделя 19.06.13 Итоги психолого-педагогической практики (совместное собрание студентов, сотрудников дошкольного образовательного учреждения и преподавателей колледжа).

 

Содержание психолого-педагогической практики.

Я неделя

Тема: «Задачи, содержание психолого-педагогической практики. Знакомство с базовым дошкольным учреждением, с особенностями организации его работы, учебно-материальной базой, методическим оснащением, педагогическим коллективом. Знакомство с документацией»

Инструктивное совещание проводят зам. директора по учебно-производственной работе, зав. практикой, руководители практики, преподаватели педагогики и психологии.

Задачи:

1. Раскрыть студентам задачи, содержание и цели психолого-педагогической практики;

2. Познакомить с особенностями организации психолого-педагогической практики в ДОУ.

3. Дать методические рекомендации к проведению психолого-педагогической практики.

4. Познакомить с руководителями (методистами) психолого-педагогической практики.

5. Раскрыть студентам основные критерии оценки практики:

- качество выполненных заданий;

- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);

- проявление собственной позиции, творчества;

- умение общаться в системе «студент – воспитатель», «студент – дети», «студент – администрация», «студент – методист».

6. Познакомить студентов с требованиями к отчетной документации по практике.

Задания для студентов.

1. Оформить дневник практики по образцу. (Приложение № 1).

2. Подготовить вопросы для беседы с воспитателями ДОУ.

Литература в помощь студентам в Приложении № 2.

Недели

Тема: «Изучение специфики профессиональной деятельности воспитателей групп раннего возраста. Ознакомление с документацией воспитателя, медицинскими картами детей. Анализ режима дня. Знакомство с детьми, медицинскими картами детей»

Задачи:

- углубить знания студентов о возрастных особенностях раннего детства и специфики педагогической работы с детьми;

- познакомить с содержанием мероприятий в группах раннего возраста ДОУ: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных;

- научить студентов проводить наблюдение за детьми, помочь овладеть методами педагогического исследования: хронометрированием, количественным и качественным анализом собранного материала;

- сформировать у будущих специалистов дошкольного образования умение оказывать педагогическую помощь родителям, дети которых не посещают дошкольное учреждение.

Задания для студентов:

1. Проведите беседу с воспитателями групп раннего возраста об особенностях работы с малышами.

2. Изучите условия, созданные в группах раннего возраста. Познакомьтесь с оснащением групп, оборудованием и игрушками, их назначением, соответствием возрасту.

3. Изучите режим жизни 2-3 летних детей, организации их питания, сна, прогулки, занятий. Анализ режима дня.

4. Ознакомьтесь с интерьером группы. Дайте заключение о его соответствии эстетическим требованиям.

5. Анализируя предметно-пространственную среду в группах раннего возраста, сделайте вывод, насколько она соответствует интересам ребенка и его психологическому здоровью, реализуется ли в ней принципы построения развивающей среды. (см. В.П.Дуброва, Е.П.Милашевич Педагогическая практика в детском саду. – учебное пособие. – М.:1998 с. 95)

Принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. Принцип активности, самостоятельности творчества;

3. Принцип стабильности – динамичности;

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. Принцип открытости и закрытости;

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

6. Ознакомьтесь с документацией воспитателя, медицинскими картами детей.

7. Пронаблюдайте за одним ребенком 2-го или 3-го года жизни для дальнейшего составления характеристики на ребенка раннего возраста. В процессе наблюдений студенты фиксируйте в дневнике эмоциональные проявления малышей, их речь, двигательные навыки, характер игровой деятельности, взаимоотношения со сверстниками. Оценку нервно-психического развития детей 2-го или 3-го года жизни дают в соответствии с диагностическими показателями (см. Печора К.Л, Пантюхина Т.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:1986) (Приложение №6).

8. Проанализируйте чувства, которые вы испытали, общаясь с детьми раннего возраста.

9. Работа с дневником практики (анализ наблюдения за работой воспитателя и помощника воспитателя, сбор первичной информации) (Приложение №7).

 

Неделя

Тема: «Знакомство с построением развивающей среды в своей возрастной группе базового образовательного учреждения. Наблюдение и анализ деятельности детей в группах раннего возраста. Изучение построения развивающей среды в группах раннего возраста. Анализ режима дня. Знакомство с детьми, медицинскими картами детей»

Задачи:

- изучить особенность организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю;

- формировать понимание специфики и особенностей воспитания детей в группах раннего возраста;

- закрепить знания об особенностях физического и психического развития детей раннего возраста.

Задания для студентов:

1. Познакомьтесь с построением развивающей среды в группе раннего возраста.

а) Установите соответствие предметно-пространственной среды принципам построения развивающей среды (Приложение №4).

б) Проанализируйте расположение назначения и оборудование всех комнат общего помещения группы.

в) Обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентированно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщение малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития.

Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:

 

Вид деятельности Игрушки и пособия Количество Психолого-педагогический анализ
       

 

г) Анализируя предметно-пространственную среду в группе раннего возраста, сделайте вывод, насколько она соответствует интересам ребенка и его психологическому здоровью.

д) Как вы представляете себе предметно-пространственную среду группы, в которой вы и ваши воспитанники чувствовали бы себя комфортно.

2. Наблюдение занятий. (Вопросы для анализа)

а) Условия поведения занятия:

- выбор места, выполнение санитарно-гигиенических требований (проветривание, освещенность, соответствие подбора и расстановки мебели возрасту детей, посадка детей с учетом индивидуальных особенностей);

- подбор игрушек и пособий, соответствие их возрасту детей, их эстетичность, новизна, целесообразность использования;

- длительность занятия во времени, в соответствии с режимом возрастной группы, характером занятия, заинтересованность детей.

б) Организация детей на занятии:

- принципы подбора детей в подгруппы для занятия (с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей, характером занятия);

- организация деятельности подгрупп детей, свободных от занятий.

в) Ход занятия.

г) Деятельность воспитателя:

- умение настроить детей на начало занятия;

- владение материалом, четкость, эмоциональность его изложения;

- умение пользоваться наглядным материалом при выполнении игровых заданий;

- сочетание средств наглядности с речевым объяснением, указаниями, вопросами;

- использование заданий, направленных на удовлетворение двигательной активности детей;

- осуществление воспитателем индивидуального подхода к детям.

д) Деятельность детей:

- отношение к занятию всей группы и отдельных детей;

- заинтересованность, эмоционально-положительный настрой детей на занятии;

- активность и самостоятельность в выполнении заданий;

- усвоение детьми программного материала.

3. Наблюдение игры (вопросы для анализа):

- настроение детей в группе (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);

- познавательная и двигательная активность в играх (дидактических, сюжетных, подвижных, со строительным материалом);

- подбор игрушек, их использование в соответствии с назначением (использование предметов-заместителей в игре)

- умение детей воспроизводить в игре простые игровые действия, включающие ряд последовательных действий;

- приучены ли дети самостоятельно играть с дидактическими игрушками, с которыми их познакомили на занятиях;

- воспитан ли у детей интерес к игре других детей, умение делиться и обмениваться игрушками, играть рядом, не мешая друг другу, небольшой группой;

- в чем состоят приемы руководства детским коллективом, на что они направлены, как влияют на развитие игры, взаимоотношения детей.

4. Изучение элементарных навыков культуры поведения.

- знают ли дети имя, отчество воспитателя, няни группы, свое имя, фамилию;

- умеют ли дети слушать взрослого, выполнять его указания, поручения, действовать в соответствии с требованиями взрослого;

- сформировано ли у детей умение бережно обращаться с вещами, игрушками, убирать их на место.

5. Проанализируйте задачи воспитания детей раннего возраста по программе, по которой работает базовое дошкольное учреждение.

 

 

Неделя

Неделя

Тема: «Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей раннего возраста»

Задачи:

- Формировать целостную систему профессиональных знаний и умений;

- Развивать у студентов педагогическую рефлексию;

- Формировать у студентов умение соблюдать правила личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;

- Развивать у студентов способность обеспечивать психологический комфорт каждому ребенку;

Задание для студентов:

1. Продумайте свою роль в самостоятельной деятельности детей вашей группы. Попытайтесь активно включиться в игры детей.

2. В непринужденной манере развертывайте игровые действия на виду у детей, используйте интерес детей, наблюдающий за игрой, втягивайте их в игру.

3. Играя с детьми, все время поясняйте смысл своих действий (Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?) и т.д.

4. Развертывая игру с детьми, всегда используйте сочетание реалистических игрушек с предметами-заместителями (кубик на игрушечной сковородке - котлетка, листок бумаге на игрушечной кроватке- одеяло и т.п.) так, чтобы условное действие с заместителем имело опору в виде реалистической игрушки, достаточно ясно обозначающей для ребенка смысл игровой ситуации.

5. Обыгрывайте новые игрушки в совместной деятельности с дошкольниками, включаю их в уже известные сюжетные контексты и развертывайте новый сюжет.

6. Сделайте анализ, рассуждая над следующими вопросами:

1) Какие чувства вы испытывали, когда дети впервые вас послушались или вам не удалось успокоить плачущего ребенка?

2) Что вы чувствовали, когда впервые потерпели неудачу в установлении контакта с ребенком?

3) Исходя из ваших знаний о полюбившемся вам ребенке, об особенностях его развития, спрогнозируйте какая сложится ситуация, если он потеряется в магазине?

4) Как может повлиять чрезмерная двигательная активность и неустойчивое внимание ребенка на его будущие отношения со сверстниками и воспитателями?

5) Какими факторами обусловлена неустойчивость внимания у детей раннего возраста?

6) Используя вашу способность принять точку зрения другого, что бы вы могли посоветовать воспитателям вашей группы и от чего их предостеречь?

 

 

Неделя

Тема: Изучение специфики профессиональной деятельности воспитателя, функций педагога дошкольного образовательного учреждения. Ознакомление с документацией воспитателя 1,2 половины дня.

Задачи:

- формировать у студентов представления о том, что воспитатель – главный субъект воспитательного процесса в детском саду;

- познакомиться с функциями педагога – «дошкольника» на практике;

- формировать у студентов умение наблюдать и оценивать профессиональные психолого-педагогические умения воспитателей ДОУ;

- формировать у студентов умение соблюдать правила личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Задания для студентов:

1. Познакомьтесь с функциями педагога – «дошкольника». Запишите в дневник практики коды профессиональных психолого-педагогических умений воспитателей детского сада (см. Приложение №8). Исследуйте их в анализе профессиональной деятельности воспитателей своей группы.

2. Ознакомьтесь с документацией воспитателя.

3. Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую половину дня (8 неделя практики). Сделайте хронометраж его деятельности. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме.

 

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей
         

4. Проанализируйте, как и в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя.

5. Дайте заключение, какая из функций реализуется воспитателем наиболее успешно.

6. Расположите к себе детей и попытайтесь сделать общение с ними личностно-ориентированным. Запишите в дневник практики и старайтесь соблюдать правила личностно-ориентированного взаимодействия:

1. Никогда не наказывайте детей.

2. Не сравнивайте детей друг с другом, не ставьте друг другу в пример.

3. Не выставляйте детей на позор (не отчитывайте при всех, не заставляйте просить прощения).

4. Не укоряйте детей.

5. Не жалуйтесь на них родителям.

6. не оскорбляйте.

7. Не приказывайте, не требуйте жестко.

8. Обеспечивайте успех во всех делах, и особенно в творчестве, старайтесь вовремя ненавязчиво помочь ребенку.

9. Хвалите за успехи.

10. Верьте и доверяйте безоговорочно.

11. Договаривайтесь, находите общее, уступайте желаниям.

12. Прощайте искренне.

7. Старайтесь запомнить имена детей и обращаться к ним только по именам.

8. Старайтесь участвовать в жизни детей, группы, быть полезными помощниками воспитателям.

Неделя

Тема: Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.

Задачи:

- стимулировать потребность в формировании у студентов культуры педагогической деятельности;

- формировать у студентов умение наблюдать и анализировать педагогическую деятельность воспитателей;

- формировать умение с помощью различных методов психологической диагностики определять мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.

- формировать у студентов интерес к исследовательской деятельности.

Задания для студентов:

1. Проведите наблюдение и сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми.

Вопросы для наблюдения и анализа.

 

1.1. Состояние детского коллектива (дружный, организованный, спокойный, самостоятельный).

1.2. Настроение детей (бодрое, доброжелательное, участливое, веселое, подавленное, неустойчивое, раздражительное).

1.3. Отношение к детям взрослых (заботливое, внимательное к самочувствию, к настроению, к деятельности, справедливое).

1.4. Эмоциональный контакт воспитателя с детьми.

1.5. Этика поведения воспитателя, тон и стиль обращения к детям.

1.6. Соблюдение детьми правил поведения в группе.

1.7. Влияние на эмоциональное состояние детей внешней обстановки группы.

1.8. Содержание обращений воспитателя к детям.

1.9. Приемы, которыми воспитатель добивается выполнения своих требований к детям.

1.10. Реакция детей на требования, замечания, обращения к ним.

1.11. Задают ли дети познавательные вопросы воспитателю?

1.12. По какому поводу обращаются дети к воспитателю?

2. Проведите беседу с воспитателем.

Вопросы:

2.1. Какие качества личности необходимы в педагогической деятельности?

2.2. Как вы понимаете личностно-ориентированное взаимодействие с детьми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.011 с.)