Тест «Дорисовывание» для выявления уровня креативности у детей 4-10 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Дорисовывание» для выявления уровня креативности у детей 4-10 лет



Стимульный материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок».

Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для рисования детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.

Анализ результатов. При интерпритации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два-три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0 (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания – 0 баллов, максимальное количество баллов – 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается следующим образом: звери, пища, транспорт – 1 балл; игрушки, человек – 2; герои сказок, одежда, птицы, растения – 3; мебель, рыбы – 4; насекомые, техника – 5; предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности – 6 баллов.

Кроме беглости, гибкости и оригинальности оценивают и характер рисунка – важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без попытки назвать рисунок и дорисовать – 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны), - 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду), - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) – 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большем количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

При исследовании детей 3-4 лет диагностируют и степень развития их планирования, наличие ориентировочной части деятельности. Для детей, которые могут назвать содержание рисунка еще до начала работы, характерно наличие сформированной ориентировки и планирования, что становится нормой только к концу этого периода. Обычно дети этого возраста дают название рисунку только к концу работы, отсутствие же названия даже после наводящих вопросов взрослого говорит не только о невысоком уровне креативности, но и об отсутствии умения планировать деятельность, которая влияет на общее познавательное развитие.

Беглость, гибкость и оригинальность названий, данных ребенком своим рисункам, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативность, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно. При анализе надо обращать внимание и на характер работы, так как некоторые дети с увлечением дорисовывают, создавая оригинальные произведения, однако теряются, когда надо дать им названия. Для этих детей характерна именно образная креативность. Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры, но могут придумывать оригинальные названия для рисунков и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерна высокая вербальная креативность.

 

Приложение №16.

Карта проведения наблюдения

Имя, фамилия, возраст____________________________________________

Дата проведения наблюдения, день недели___________________________

Время проведения____________ Воспитатель________________________

Вид деятельности: игровая, режимный момент (какой), прогулка, вид занятия, свободная и т.д.___________________________________________

Дополнительные сведения (период адаптации, после болезни, обычно)_________________________________________________________

Дополнительный фон (после праздника, эмоционального занятия, досуга, другое_________________________________________________________)

(если параметр проявляется, то указывается в какой ситуации)

1. Ориентирование на требования педагога

не подчиняется__________________________________________________

ситуативно (когда)_______________________________________________

полностью подчинен_____________________________________________

Избирательность в отношении к разным педагогам

не проявляется___________________________________________________

проявляется (как)_________________________________________________

Умение регулировать эмоции

не владеет регуляцией_____________________________________________

импульсивность в пределах нормы (указать ситуации)_________________

может «отложить» эмоциональное проявление________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.77.59 (0.033 с.)