Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Алгоритм взаимодействия с семьейСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1-я стадия. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша. 3-я стадия Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка,выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Неделя. Тема: Наблюдение за детьми дошкольного возраста и изучение особенностей их психического развития. Развитие личности дошкольника в трудовой деятельности. Задачи: 1.Формировать у студентов представление о содержании работы ДОУ по взаимодействию с семьей. 2.Формирование у студентов представлений об основных направлениях работы воспитателя с родителями воспитанников. 3.Помочь студентам понять основные принципы построения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка 4.Ознакомить студентов с организацией и проведением анкетирования родителей, с целью изучения оценки взаимодействия ДОУ с семьей. Задания для студентов:
1. Изучите основные формы взаимодействия ДОУ с семьей (Приложение 1) 2. Проанализируйте, выяснив в беседе с воспитателем, и изучив условия, созданные в группе и план работы воспитателя, какие формы реализуете на практике в работе ДОУ. 3. Изучите основные принципы лежащие в основе построения работы по взаимодействию с семьями воспитанников. (Приложение 2) 4. Проведите анкетирование родителей по предложенной анкете. Проанализируйте полученные результаты (Приложение 3) 5. Проанализируйте и обсудите предложенный алгоритм взаимодействия воспитателя с семьей. Согласны ли вы с данным алгоритмом? Что бы вы изменили? (Приложение 4). 6. Проведите наблюдение за ребенком дошкольного возраста (1-2 реб). Запишите данные Ваших наблюдений в «Карту проведения наблюдений» (см. Приложение №15). 7. Выполнение практического задания по предмету «Психология» по диагностике психического развития детей. Варианты диагностических методик предлагаются преподавателем психологии, с учетом выбора студентов. Например, см. Приложение №16. 8. Опишите наличие трудовых уголков в групповой комнате и на участке: а. Какие трудовые уголки имеются? б. Отвечает ли оно педагогическим и гигиеническим требованиям? в. Каковы особенности использования оборудования для трудового воспитания дошкольников? г. Что можно посоветовать для улучшения организации трудовых уголков? 9. Изучить виды труда и их освоенность детьми данной группы: а. Какими видами труда занимались дошкольники? б. Сколько детей участвовало в различных видах труда? в. Отношение детей к труду? г. Каковы мотивы трудовой деятельности детей? д. Как проявляются особенности руководства различными видами при различных формах его организации? 10. Активно включится в подготовку и проведение плановых тематических досугов и праздников, развлечений, кукольных спектаклей. Участвовать в проведении занятий вместе с музыкальным руководителем.
Неделя. Тема: Итоги психолого-педагогической практики (совместное собрание студентов, сотрудников дошкольного образовательного учреждения и преподавателей колледжа). Задачи: - формировать у студентов представление о содержании работы воспитателя в ДОУ; - ознакомить студентов с особенностями организации психолого-педагогической работы с детьми; - ознакомить студентов с особенностями построения и организации режима дня; - формировать у студентов целостное представление об основах безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ.
Задания для студентов: 1. Подвести итоги психолого-педагогической практики; 2. Провести анализ выполнения задач и плана психолого-педагогической практики; 3. Проверить отчетную документацию студентов по окончании практики (см. Приложение №24) 4. Оформить выставку дидактических пособий, игр, выполненных руками студентов.
Приложение №1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
Приложение №2 ЛИТЕРАТУРА
Приложение №3 Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении вопросы: 1. Номер дошкольного образовательного учреждения. Тип дошкольного образовательного учреждения. 2. Адрес. Проезд. 3. Фамилия, имя, отчество руководителя и старшего воспитателя. 4. Общий контингент детей, наличие и наполняемость групп. 5. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, награды 6. Особенности организации работы ДОУ. Организация целостного педагогического процесса: использование новых техник и технологий, современных технических средств в работе с дошкольниками. 7. Особенности режима работы ДОУ. 8. Из какого бюджета идет финансирование образовательного учреждения? 9. участок детского сада (детские площадки, спортивно-физкультурный блок, опытный участок, цветники, общее озеленение) 10. Обратить внимание на оформление интерьера, групповых комнат, соответствие его эстетическим требованиям. 11. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, условий для охраны и укрепления здоровья детей. · Имеется медицинское оборудование для проведения лечебных и профилактических мероприятий (установка тубус-кварц, оборудование для фитотерапии, электрофорез, оборудование для озонирования воздуха и др.). · Имеются специально выделенные помещения, оснащенные медицинским оборудованием (кабинет для медицинского осмотра детей, процедурный, физиотерапевтический, зубоврачебный кабинеты, изолятор и др.) 12. Общие впечатления. (Учебно-материальная база ДОУ, методическое оснащение, эстетика оформления помещений).
Приложение №4 Построение развивающей среды в дошкольном учреждении Среда, окружающая дошкольников в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учрежденияx любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно- ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель содействовать становлению ребенка как личности, взрослый должен обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверие к миру, формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка. Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей дошкольника. Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре; позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Организация пространства должна предоставить возможность для много вариантных игр. В то же время ребенок должен иметь возможность реализовать склонность открывать для себя новое, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади. Назовем принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: 1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2. принцип активности, самостоятельности творчества; 3. принцип стабильности - динамичности; 4. принцип комплексирования и гибкого зонирования; 5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7. принцип открытости и закрытости; 8. принцип учета половых и возрастных различий детей. Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее. 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый диктует свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок, протестует ли, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы, и соответствующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавят. его от необходимости все время нагибаться. для того чтобы позиции - взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться. 2. Принцип активности. В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребенку возможность менять оформление стен в _зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов. Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - советуем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешается писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения - «цвето- световой дизайн». В дошкольном учреждении желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка. В ванной комнате, например, можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; в мастерских с наборами простых инструментов учить детей элементарным трудовым действиям; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб помогут приобщить дошкольников к хозяйственно-бытовому труду. 3. Принцип стабильности - динамичности. Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется для него и его окружение. Очень важно дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Для того чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных мобильных элементов, их количество и размещение должно быть рационально определено (например, кубические и треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодевания площадью 1 х 1 м, из которых можно построить «дом»). Другой пример: днища откидных кроваток в собранном виде создают цветовой акцент с горизонтальной поверхностью и торцевой стенкой приподнятой платформы, из которых выкатывается нижний ряд кроваток. Однако во время сна детей, в разложенном виде кроватки-ящики за счет постельного белья делают «спальную зону» спокойно-белой. В собранном виде такая «спальная зона» создает дополнительное интересное пространство с приподнятой платформой, лесенками, расширяя общее игровое пространство групповой ячейки. Можно менять «фоны» и изменить обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой «мягкой», находится спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки (волшебные», «корабельные»,«марсианские» и т. п.), И подвешенные трапеции-качели и т. д: Все эти элементы комплекса рассчитаны также на взрослого, и могут преобразовываться разными способами. «Мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т. д. Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т. п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты пещеры, корабли и т. д. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.). Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны необходимость пространства для проявления свободной активности детей, с другой стороны - ограниченность помещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни, прачечные; «производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственными», «страшными», «магическими», «смешными» «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фантастичными» и т.д. Трансформация помещений может быть обеспечена легкими раздвижными перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь пропорции и планировку помещений, расположение проемов ниш, перегородок. 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов. В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей. В составе этой или других зон групповой комнаты (например, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с растениями. Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «гостиная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрослому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто про водит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям. В такой гостиной хорошо проводить праздники. Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я. Этому способствует наличие в помещении разновеликих зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал. Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения. «Вялая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимулирует активность детей. 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линии, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие репродукции классических про изведении живописи, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах -восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано. Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные краски» с оптическим смешением цветового освещения при смене фотофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений. 7. Принцип открытости-закрытости. Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах. Первый аспект - открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организация «зеленых комнат» в помещениях маленьких, остекленных по периметру, внутренних двориков с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов - остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас. В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновения лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о Малой родине и чувства любви к ней. Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом». Четвертый аспект этого принципа - открытость своего я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я. В предыдущих разделах предлагались проекты с использованием разновеликих зеркал - отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных. В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.012 с.) |