ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников



Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений (для детей с ТНР, для детей с нарушением зрения, для детей с нарушением ОДА) принципов (психологической комфортности, деятельности, вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.

1. Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи. Важнейшие условия доверительных отношений с родителями - уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость.

Доброжелательность и открытость педагога, проявляемые по отношению к ребенку и его близким, вызывают ответную реакцию со стороны родителей: они начинают больше доверять детскому саду, испытывать потребность в педагогическом общении. Если родители чувствуют, что в детском саду им рады и воспитателю небезразлично все, что происходит с их ребенком, они начинают чаще обращаться к педагогам за советом; делиться своими тревогами в вопросах воспитания и развития ребенка; интересоваться тем, как прошел день ребенка в детском саду, его успехами и предпочтениями в различных видах деятельности.

Очень важно, чтобы взрослые воспринимали детский сад не только с точки зрения комфортности, безопасности и полезности для ребенка, но также видели в нем ресурс для своего развития как родителей.

Особого подхода и внимания требуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической помощи отдельным семьям, имеющим явные проблемы с воспитанием ребенка. Педагогу следует хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии; знать о кризисах развития ребенка; иметь представление о об особых возможностях здоровья, уметь успокоить родителя, подобрать нужные слова. В отдельных случаях воспитатель привлекает к решению проблем практического психолога. Здесь очень важна позиция педагогов: ни в коем случае нельзя применять назидательный тон, высказывать оценочные суждения относительно ребенка или воспитательного потенциала родителей. Напротив, необходимо быть максимально корректными, доброжелательными и понимающими собеседниками.

2. Принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса в качестве равноправных партнеров (как в плане принятия управленческих решений, так и в плане участия в педагогическом процессе).

Важно понимать, что партнерские отношения не возникают сами по себе, это довольно длительный и сложный процесс: знакомства, нахождения точек соприкосновения и взаимопонимания, разрушения стереотипов и становления взаимодоверия, осознания неразделимости институтов воспитания, выработки общих целей в воспитании и развитии детей, принятия и разделения ответственности сторон, приобретения позитивного опыта сотрудничества.

Одним из необходимых условий эффективного взаимодействия является отказ от предвзятости в отношениях между педагогами и семьей, помощь родителям в избавлении от существующих стереотипов, так как совершенно очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере недоверия. Очень важно создавать позитивный имидж педагогов и детского сада в целом, одновременно освобождаясь от шаблонов и «ярлыков» в отношении родителей.

3. Принцип целостности основан на понимании неразделимости семейного и общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации адаптированной образовательной программы. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в детском саду и его воспитания в семье, а также выработку тактических действий в совместной воспитательной деятельности.

При этом следует учитывать, что единство целей не отменяет особенностей в способах их реализации каждым из институтов воспитания. Так, основой общественного воспитания является система социальных требований к ребенку, педагог ставит во главу угла создание оптимальных условий для освоения детьми образовательной программы. Воспитательное воздействие родителей выступает, прежде всего, через безусловную любовь к ребенку; обеспечение ему базовой потребности в безопасности; абсолютное принятие его таким, какой он есть, независимо от его успехов и неудач.

В связи с этим при отборе содержания общения с родителями важно акцентировать их внимание на специфике вклада семьи в личностное развитие ребенка, а не дублировать функции и методы общественного воспитания.

Очень важно, чтобы педагоги и родители могли обмениваться опытом воспитания и развития детей, обогащая и расширяя воспитательные возможности друг друга.

4. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс. В арсенале педагогов должны быть различные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные, индивидуальные и групповые, очные и дистанционные.

5. Принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании детей в семье и в детском саду за счет согласования стратегий работы с ребенком в детском саду и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного институтов воспитания.

Так, например, задачи развития детской самостоятельности решаются не только педагогами в рамках различных видов деятельности в детском саду, но и дома родители поддерживают стремление ребенка помогать взрослым, стараются развивать соответствующие возрасту навыки самообслуживания, поощряют активность и инициативу в игровой, элементарной трудовой и других видах детской деятельности.

6. Принцип творчества означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ:

§ Знакомство родителей с воспитателями, а также со специалистами и педагогами дополнительного образования, которые будут работать с их ребенком. Необходимо указать, к кому именно они могут обратиться с вопросами, с кем будут поддерживать связь в случае, если ребенок заболел, пропускает посещение детского сада и т.д. Обмен контактными телефонами.

§ Беседа: воспитатель поддерживает разговор с родителями, встречая и провожая ребенка в раздевалке и, таким образом, получая «оперативную информацию» о самочувствии ребенка, событиях в семье, об актуальных увлечениях ребенка. В случае, когда необходима более глубокая работа с родителями, можно пригласить их на индивидуальную беседу, консультацию с участием специалистов.

§ Беседа по результатам педагогического мониторинга: если ребенку необходима помощь психолога или дефектолога, педагог может посоветовать родителям обратиться к специалистам в данной организации или в других профильных организациях.

§ Экскурсия по саду, мини-экскурсия ребенка в группу с кем-то из родных на этапе подготовки к посещению дошкольного учреждения.

§ День открытых дверей, открытые занятия.

§ Календарные праздники: родителей приглашают на детский утренник в качестве гостей и зрителей, после праздника можно организовать совместное чаепитие для детей, родителей и педагогов группы.

§ Выездные мероприятия: пикники, походы в музей и на выставку — родителей приглашают в качестве сопровождающих. Особенно важно обеспечить таким сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья.

§ Спортивные мероприятия с участием всей семьи, субботники.

§ Подготовка совместных проектов с родителями (спектакль, стенгазета, праздник, оформление помещения).

§ Приглашение родителей в группу как специалистов в различных областях (рассказать о своей профессии; если профессия связана с живой или неживой природой — рассказать о полезных свойствах минералов, о повадках животных и т. д.).

§ В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.

§ Рекомендации на стендах и в папках «Специалисты советуют». Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

§ Семинары, круглые столы, «педагогические гостиные» для родителей на актуальные темы, связанные с воспитанием и детской психологией.

§ Интернет-сайт дошкольного учреждения, интернет-сообщество родителей (страница ВКонтакте).

Активное участие родителей в жизни детского сада, который посещает их ребенок, формирует у них чувство принадлежности, общности с другими семьями и коллективом учреждения. Это позволяет им чувствовать себя в учреждении комфортно, эффективно решать возникающие вопросы, принимать на себя часть ответственности за благоустройство и порядок в том месте, где их ребенок проводит большую часть своего времени.


 

 

Список литературы

1.И.А. Помораева , В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. М.:-Синтез 2014.-176 с.

2.Куцакова.Л.В.Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.-64с

3.КуцаковаЛ.В.Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 4-7 лет.М.:Мозаика-Синтез.2008.-112с.

4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа.М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-112с.

5.Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада.-Просвещение,1981.-159с.

6.ЛыковаИ.А.Изобразительная деятельность в детском саду :планирование, конспекты занятии, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. М.: «Карапуз-Дидактика»2008.-208с.

7.Л.И.Пензулаева.Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015-112с.

8.Е.Б.Леонова.Родителям и педагогам:Развивающие игры для детей с функциональными нарушениями.Сыктыввкар,2008

9.ГербоваВ.В.Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа.-М.:Мозаика-Синтез,2014.-112с.

10.Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.М.:ТЦСфера,2009.-128.-(Логопед в ДОУ).

11. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»

12. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду»

13. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: «Детство –Пресс»,2007.-496с.

14.Коломина.Н.В.Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий.-М.:ТЦ Сфера,2010.-144.

15.Николаева.С.Н. «Юный эколог.Система работы в подготовительной к школе группы детского сада.

16.Познание предметного мира: комплексные занятия. Подготовительная группа/авт.-сост.О.В.Павлова.-Волгоград:Учитель,2014.-142с.

17.Н.Е.Веракса,О.Р.Галимов.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.

 

.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.007 с.)